Российское общество активно осваивает потенциал добровольческой деятельности и возрождает исконно русские традиции бескорыстной помощи нуждающимся. В настоящее время проблемы волонтерства приобретают статус общегосударственных. Подтверждением этому служит решение Президента Российской Федерации В.В. Путина объявить 2018 год годом добровольца и волонтера [1].
Являясь социально значимым феноменом, в последнее десятилетие добровольчество трансформируется в одну из наиболее востребованных социально-воспитательных технологий. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что необходимо «развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания» [2-4].
Рассматривая феномен добровольчества, важно отметить его педагогический аспект [5, 6]. Являясь благодатной почвой для формирования личности учащегося, добровольческая деятельность дает следующие педагогические эффекты: осмысление общечеловеческих ценностей, формирование нормативности поведения, разумности и совестливости, развитие толерантности, благожелательности, искренности, справедливости, милосердия; развитие патриотизма, развитие целеустремленности, смелости, самодисциплины; межкультурная интеграция, формирование альтруистического поведения (доказано, что оно является частью социализации) [7]; формирование гражданской позиции – гражданская социализация [8]; передача духовных традиций; стремление к стабильности в отношении с людьми. Добровольческая деятельность способствует установлению новых контактов, а, следовательно, развивает коммуникативные качества учащейся молодежи. Оптимизируется эмоциональное состояние молодых людей, формируются самоанализ и самооценка поведения с точки зрения эталонов и образцов морали и этики, представленных в культуре [9, 10]. Кроме того, многие образовательные учреждения высшего профессионального образования, ориентируясь на компетентностный подход в образовании, находят в добровольчестве резерв учебно-воспитательного процесса [11, 12].
Реализуя социальный заказ на воспитание гражданско-ориентированной личности, система образования стремится внедрить различные модели социализации подрастающего поколения в социально значимую деятельность, однако сделать волонтерство привлекательной и личностно значимой деятельностью молодежи в массовой педагогической практике пока не удается.
В этой связи целью настоящего исследования явилось определение значимых затруднений участия в добровольческой деятельности молодежи, на основании которых станет возможной разработка эффективной модели психолого-педагогического сопровождения воспитания ее добровольческой активности.
Для достижения поставленной цели нами решался ряд задач:
1) установить уровень коммуникативных и организаторских умений молодежи;
2) изучить внешние и внутренние причины, препятствующие молодежи активно заниматься добровольчеством;
3) выявить значимые проблемы (затруднения), ограничивающие возможность участия молодежи в добровольческой активности;
4) обосновать необходимость сопровождения студентов для формирования готовности к активной добровольческой деятельности;
5) определить основные аспекты психолого-педагогической модели воспитания добровольческой деятельности;
6) разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности молодежи;
7) оценить эффективность реализованного психолого-педагогического сопровождения.
Материалы и методы исследования. Для определения основных аспектов психолого-педагогической модели сопровождения молодежи и разработки программы психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности нами выявлялись значимые проблемы (затруднения), ограничивающие возможность участия молодежи в добровольческой деятельности.
Исследование осуществлялось в ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» и ФГБО ВО «Смоленский государственный университет» с 2014 по 2019 гг. Всего на различных этапах в исследовании приняли участие 87 студентов, из них 49 девушек, 38 юношей в возрасте от 17 до 21 года.
За всеми включенными в исследование осуществлялось лонгитюдное наблюдение, двукратно (на констатирующем и экспериментальном этапах) было проведено психологическое обследование для оценки сформированности профессионально значимых в деятельности добровольца качеств с использованием методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) и для выявления причин, препятствующих участию в добровольческой деятельности (использовалась анкета на выявление затруднений в добровольческой деятельности). По результатам наблюдения со всеми респондентами была проведена беседа. Все полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с использованием методов математической статистики (программный пакет Statistica 6.0). Использовались: непараметрические критерии – χ2 (анализ сопряженности), U-критерий Манна–Уитни. Результаты считали достоверными с вероятностью более 95% при р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Методика КОС помогла установить, что 9 человек (10%) имеют уровень проявления коммуникативных и организаторских умений ниже среднего, что свидетельствует о том, что опрошенные чувствуют себя комфортнее наедине с собой, ограничивают свои знакомства, избегают выступлений перед аудиторией, принятия решений.
Низкий уровень проявления коммуникативных умений показали 52 испытуемых (60%), и 61 испытуемый (70%) – низкий уровень организаторских умений, что означает ситуативное стремление к общению. При этом отмечено наличие скованности в новых компаниях, коллективах. Респонденты с таким результатом предпочитают ограничивать свои знакомства из-за трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией в связи с плохой ориентацией в незнакомых ситуациях, у них снижена инициатива в общественной деятельности, они предпочитают перекладывать принятие решений на других людей, чтобы не выделяться.
Средний уровень проявления коммуникативных умений показали 20 человек (30%), 18 человек (20%) – средний уровень организаторских умений, что говорит о стремлении к контактам без ограничения круга общения и способности высказать свое мнение, принять участие в планировании, однако устойчивость такого поведения отсутствует.
В целом можно отметить, что умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, участвовать в групповых мероприятиях, стремление расширять контакты, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу, знание продуктивных способов, норм и правил взаимодействия, общения и поведения в обществе у молодых людей в основном не сформированы. Ни один из участников не показал результаты, свидетельствующие о высоком или очень высоком уровне коммуникативных и организаторских умений.
Таким образом, было принято решение о том, что программа психолого-педагогического сопровождения добровольческой деятельности будет включать мероприятия, способствующие развитию коммуникативных и организаторских способностей.
По результатам анкетирования в результате оценки затруднений, возникающих у студентов в ходе добровольческой деятельности, у респондентов было выявлено, что наиболее весомые внешние причины, препятствующие активному добровольчеству, – это отсутствие системы поощрений (71 человек / 82%) и потребительское отношение получателей помощи (56 человек / 64%). Также они указывали на неинтересные формы добровольческой деятельности, отсутствие четких целей и задач (28 человек / 32%), враждебные отношения внутри волонтерского корпуса и неудобный график добровольческой работы (14 человек / 16%).
Личными барьерами участия в добровольческой деятельности были: нехватка знаний о добровольчестве, отсутствие мотивации (48 человек / 55%), нехватка организаторских способностей (28 человек / 32%). Однако 39 человек отметили, что у них нет личных факторов, которые бы мешали им эффективно работать.
Оценка внешних и внутренних затруднений, а также пожелания студентов: «хочу получить больше знаний о добровольчестве», «хочу развить свои коммуникативные возможности» (57 человек / 66%), «хочу получать какое-либо вознаграждение за добровольческий труд» (48 человек / 55%), «хочу знать свои способности и возможности» (28 человек / 32%), «хочу научиться самостоятельно организовывать добровольческие мероприятия» (14 человек / 16%) позволили выделить еще один из аспектов психолого-педагогической модели сопровождения.
Учитывая выявленные затруднения для добровольческой деятельности среди студентов, была разработана психолого-педагогическая программа сопровождения воспитания добровольческой активности. В ее основу была положена модель основными субъектами которой выступают сами добровольцы, группа, в которую они объединены, координатор волонтерских программ, педагог-тьютор, психолог-супервизор.
В этой модели взаимодействие всех субъектов сопровождения добровольческой деятельности выстраивается по типу сотрудничества [11].
Учитывая особенности предлагаемой модели, психолого-педагогическая программа сопровождения воспитания добровольческой активности «Учимся делать добро» ставила целью формирование готовности к активной волонтерской деятельности. В ее рамках решался ряд задач: повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности волонтеров; формирование толерантных качеств личности волонтеров; развитие организаторских способностей.
Программа состояла из нескольких блоков и была реализована в рамках выездной школы добровольческого актива на базе санатория «Красный бор».
Для более близкого знакомства всех субъектов программы, повышения коммуникативной и социальной компетенции участников, для проявления группы волонтеров в качестве коллективного субъекта был проведен тренинг «Смотрины». Цель тренинга – повышение уровня коммуникации за счет самопрезентации себя коллективу. Затем реализовывали тренинги «Толерантный мозговой штурм» и «Зеркало». Цели тренингов – формирование личностно-функциональной готовности студентов к добровольческой деятельности через развитие профессиональных качеств, свойственных волонтеру, анализ сильных и слабых сторон волонтера в добровольческой работе. Заключительной частью Школы добровольческого актива стала лекция по основам тайм-менеджмента «Как успеть быть счастливым» (по Д. Кеннеди).
После реализации программы ее участники были повторно протестированы для оценки ее эффективности в формировании добровольческой активности.
Повторная диагностика КОС показала следующие результаты: 9 человек (10%) имеют очень высокий показатель коммуникативных и организаторских склонностей. Данные респонденты испытывают потребность в коммуникации и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, самостоятельно организовывать мероприятия. Другие 26 человек (30%) показали высокий уровень проявления коммуникативных и 20 человек (23%) – организаторских умений. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью. 43 респондента (50%) показали средний уровень проявления коммуникативных умений, 49 респондентов (56%) показали средний уровень проявления организаторских умений, что означает, что они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Лишь 9 респондентов (10%) показали проявления коммуникативных и организаторских умений низкого уровня, что означает, что они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе.
Таким образом, сравнительный анализ результатов показывает изменения в лучшую сторону показателей сформированности профессиональных качеств добровольца, выявляется тенденция к изменению процентного соотношения в сторону увеличения высокого и среднего уровня и практически полной ликвидации низкого уровня показателей. Так, Начало формыД
U-критерий Манна–Уитни в отношении коммуникативных способностей равен 11,5 (р<0,05), а в отношении организаторских способностей – 13,0 (р<0,05).
По результатам анализа результатов анкетирования студентов на предмет затруднений в работе после их участия в программе психолого-педагогического сопровождения видно следующее. Так, 54 человека (62%) отметили, что теперь не сталкиваются в своей деятельности с трудностями. Об эффективности педагогического сопровождения можно судить исходя из того, что по сравнению с констатирующим экспериментом исчез выбор таких трудностей, как: «потребительское отношение получателей помощи», «неинтересные формы добровольческой деятельности», «отсутствие четких целей и задач», «недостаток информации». Также в 5 раз уменьшилось количество студентов, недовольных системой поощрений.
Личные барьеры участия в добровольческой деятельности также были снижены, 70 человек (80%) отметили, что теперь не имеют личных факторов, которые бы мешали им эффективно работать (критерий χ2= 23,60 (р<0,001)).
Заключение. Добровольчество является резервом учебно-воспитательного процесса и обладает комплексным воздействием на личность, развивает социальные, организационные, методические и иные профессиональные компетенции как волонтера, так и будущего специалиста любой отрасли.
На основании изученных затруднений на констатирующем этапе была разработана модель, на основе которой была построена программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на решение трудностей. Данная программа по воспитанию добровольческой активности студенческой молодежи позволяет определить иерархию целей сопровождения, состав участников психолого-педагогического сопровождения и их функционал.
Непосредственно по результатам реализации программы мы можем на основании сравнительного анализа разных этапов эксперимента говорить, что ее внедрение способствовало устранению ряда затруднений в добровольческой активности. Указанные результаты являются достаточными для реализации обсуждаемой программы в деятельности образовательных учреждений. Ее можно считать педагогически целесообразной и теоретически обоснованной. Однако предложенная программа не исчерпывает всех проблем педагогического сопровождения добровольчества и может быть дополнена иными инструментами. Таким образом, нами и в дальнейшем планируется последующая разработка инструментария педагогического сопровождения добровольческой деятельности.
Библиографическая ссылка
Семакова Е.В., Аверкина И.Л. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29203 (дата обращения: 09.02.2025).