Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Семакова Е.В. 1 Аверкина И.Л. 2
1 ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
2 ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования»
В статье представлены результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности молодежи «Учимся делать добро». С ее помощью осуществлялась коррекция идентифицированных затруднений, ограничивающих возможность участия молодежи в добровольческой деятельности. Описываемая программа реализовывалась в рамках выездной школы добровольческого актива. Было установлено, что реализованное психолого-педагогическое сопровождение является эффективным в отношении формирования важных качеств добровольца. Так, U-критерий Манна–Уитни при сравнении показателей до и после реализации программы в отношении коммуникативных способностей равен 11,5 (р<0,05), а в отношении организаторских способностей – 13,0 (р<0,05). Большинство участников программы отметили, что не стало причин, препятствующих им активно заниматься добровольчеством (54 человека / 62%). Личные барьеры участия в добровольческой деятельности также были снижены (критерий χ2= 23,60 (р<0,001)). Таким образом, проведенное исследование демонстрирует, что добровольчество является резервом учебно-воспитательного процесса и обладает комплексным воздействием на личность, развивает социальные, организационные, методические и иные профессиональные компетенции как волонтера, так и будущего специалиста любой отрасли. Указанные результаты являются достаточными для реализации обсуждаемой программы в деятельности образовательных учреждений. Ее можно считать педагогически целесообразной и теоретически обоснованной.
добровольческая активность
волонтерская деятельность
психолого-педагогическое сопровождение
воспитание
образовательные учреждения
1. Указ Президента РФ от 06.12.2017 N 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-06122017-n-583-o-provedenii/ (дата обращения: 20.08.2019)
2. Волгунов В.А., Даль Л.В., Маркеева М.В. Потенциал волонтерской деятельности в обеспечении профессионального самоопределения студентов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 165-169.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/qqYUwwzHUxzVkHJjsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 20.08.2019).
4. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. 228 с.
5. Киреева Л.В. Феномен современного добровольчества // Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология. 2011. № 2 (21). С. 19-25.
6. Сикорская Л.Е. Основные категории анализа добровольческой деятельности молодежи // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т.1. №13. С.34-39
7. Рюмина Ю.Н. К проблеме формирования альтруистического поведения студентов вуза // Волонтер. 2014. № 4 (12). С. 45-56.
8. Бородина А.В., Смирнова Н.С. Управление волонтерской деятельностью как механизм взаимодействия государства и гражданского общества // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2012. № 4. С. 216-221.
9. Богданова Е.В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012.Т. 18. № 1. С. 219-221.
10. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 01.08.2019).
11. Поварёнков Ю.П., Баранова Н.А., Бусыгина Е.Л. Сопровождение профессионального развития личности // Академическая психология. 2016. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://sociosphera.com/publication/journal_akademicka_psihologie/2016/169/soprovozhdenie_professionalnogo_razvitiya_lichnosti/ (дата обращения: 18.08.2019).
12. Седова Н.Е., Тарабанько Е.В. Вопросы теории и практики педагогического сопровождения профессионального становления студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 99-102.

Российское общество активно осваивает потенциал добровольческой деятельности и возрождает исконно русские традиции бескорыстной помощи нуждающимся. В настоящее время проблемы волонтерства приобретают статус общегосударственных. Подтверждением этому служит решение Президента Российской Федерации В.В. Путина объявить 2018 год годом добровольца и волонтера [1].

Являясь социально значимым феноменом, в последнее десятилетие добровольчество трансформируется в одну из наиболее востребованных социально-воспитательных технологий. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что необходимо «развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания» [2-4].

Рассматривая феномен добровольчества, важно отметить его педагогический аспект [5, 6]. Являясь благодатной почвой для формирования личности учащегося, добровольческая деятельность дает следующие педагогические эффекты: осмысление общечеловеческих ценностей, формирование нормативности поведения, разумности и совестливости, развитие толерантности, благожелательности, искренности, справедливости, милосердия; развитие патриотизма, развитие целеустремленности, смелости, самодисциплины; межкультурная интеграция, формирование альтруистического поведения (доказано, что оно является частью социализации) [7]; формирование гражданской позиции – гражданская социализация [8]; передача духовных традиций; стремление к стабильности в отношении с людьми. Добровольческая деятельность способствует установлению новых контактов, а, следовательно, развивает коммуникативные качества учащейся молодежи. Оптимизируется эмоциональное состояние молодых людей, формируются самоанализ и самооценка поведения с точки зрения эталонов и образцов морали и этики, представленных в культуре [9, 10]. Кроме того, многие образовательные учреждения высшего профессионального образования, ориентируясь на компетентностный подход в образовании, находят в добровольчестве резерв учебно-воспитательного процесса [11, 12].

Реализуя социальный заказ на воспитание гражданско-ориентированной личности, система образования стремится внедрить различные модели социализации подрастающего поколения в социально значимую деятельность, однако сделать волонтерство привлекательной и личностно значимой деятельностью молодежи в массовой педагогической практике пока не удается.

В этой связи целью настоящего исследования явилось определение значимых затруднений участия в добровольческой деятельности молодежи, на основании которых станет возможной разработка эффективной модели психолого-педагогического сопровождения воспитания ее добровольческой активности.

Для достижения поставленной цели нами решался ряд задач:

1) установить уровень коммуникативных и организаторских умений молодежи;

2) изучить внешние и внутренние причины, препятствующие молодежи активно заниматься добровольчеством;

3) выявить значимые проблемы (затруднения), ограничивающие возможность участия молодежи в добровольческой активности;

4) обосновать необходимость сопровождения студентов для формирования готовности к активной добровольческой деятельности;

5) определить основные аспекты психолого-педагогической модели воспитания добровольческой деятельности;

6) разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности молодежи;

7) оценить эффективность реализованного психолого-педагогического сопровождения.

Материалы и методы исследования. Для определения основных аспектов психолого-педагогической модели сопровождения молодежи и разработки программы психолого-педагогического сопровождения воспитания добровольческой активности нами выявлялись значимые проблемы (затруднения), ограничивающие возможность участия молодежи в добровольческой деятельности.

Исследование осуществлялось в ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» и ФГБО ВО «Смоленский государственный университет» с 2014 по 2019 гг. Всего на различных этапах в исследовании приняли участие 87 студентов, из них 49 девушек, 38 юношей в возрасте от 17 до 21 года.

За всеми включенными в исследование осуществлялось лонгитюдное наблюдение, двукратно (на констатирующем и экспериментальном этапах) было проведено психологическое обследование для оценки сформированности профессионально значимых в деятельности добровольца качеств с использованием методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) и для выявления причин, препятствующих участию в добровольческой деятельности (использовалась анкета на выявление затруднений в добровольческой деятельности). По результатам наблюдения со всеми респондентами была проведена беседа. Все полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с использованием методов математической статистики (программный пакет Statistica 6.0). Использовались: непараметрические критерии – χ2 (анализ сопряженности), U-критерий Манна–Уитни. Результаты считали достоверными с вероятностью более 95% при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Методика КОС помогла установить, что 9 человек (10%) имеют уровень проявления коммуникативных и организаторских умений ниже среднего, что свидетельствует о том, что опрошенные чувствуют себя комфортнее наедине с собой, ограничивают свои знакомства, избегают выступлений перед аудиторией, принятия решений.

Низкий уровень проявления коммуникативных умений показали 52 испытуемых (60%), и 61 испытуемый (70%) – низкий уровень организаторских умений, что означает ситуативное стремление к общению. При этом отмечено наличие скованности в новых компаниях, коллективах. Респонденты с таким результатом предпочитают ограничивать свои знакомства из-за трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией в связи с плохой ориентацией в незнакомых ситуациях, у них снижена инициатива в общественной деятельности, они предпочитают перекладывать принятие решений на других людей, чтобы не выделяться.

Средний уровень проявления коммуникативных умений показали 20 человек (30%), 18 человек (20%) – средний уровень организаторских умений, что говорит о стремлении к контактам без ограничения круга общения и способности высказать свое мнение, принять участие в планировании, однако устойчивость такого поведения отсутствует.

В целом можно отметить, что умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, участвовать в групповых мероприятиях, стремление расширять контакты, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу, знание продуктивных способов, норм и правил взаимодействия, общения и поведения в обществе у молодых людей в основном не сформированы. Ни один из участников не показал результаты, свидетельствующие о высоком или очень высоком уровне коммуникативных и организаторских умений.

Таким образом, было принято решение о том, что программа психолого-педагогического сопровождения добровольческой деятельности будет включать мероприятия, способствующие развитию коммуникативных и организаторских способностей.

По результатам анкетирования в результате оценки затруднений, возникающих у студентов в ходе добровольческой деятельности, у респондентов было выявлено, что наиболее весомые внешние причины, препятствующие активному добровольчеству, – это отсутствие системы поощрений (71 человек / 82%) и потребительское отношение получателей помощи (56 человек / 64%). Также они указывали на неинтересные формы добровольческой деятельности, отсутствие четких целей и задач (28 человек / 32%), враждебные отношения внутри волонтерского корпуса и неудобный график добровольческой работы (14 человек / 16%).

Личными барьерами участия в добровольческой деятельности были: нехватка знаний о добровольчестве, отсутствие мотивации (48 человек / 55%), нехватка организаторских способностей (28 человек / 32%). Однако 39 человек отметили, что у них нет личных факторов, которые бы мешали им эффективно работать.

Оценка внешних и внутренних затруднений, а также пожелания студентов: «хочу получить больше знаний о добровольчестве», «хочу развить свои коммуникативные возможности» (57 человек / 66%), «хочу получать какое-либо вознаграждение за добровольческий труд» (48 человек / 55%), «хочу знать свои способности и возможности» (28 человек / 32%), «хочу научиться самостоятельно организовывать добровольческие мероприятия» (14 человек / 16%) позволили выделить еще один из аспектов психолого-педагогической модели сопровождения.

Учитывая выявленные затруднения для добровольческой деятельности среди студентов, была разработана психолого-педагогическая программа сопровождения воспитания добровольческой активности. В ее основу была положена модель основными субъектами которой выступают сами добровольцы, группа, в которую они объединены, координатор волонтерских программ, педагог-тьютор, психолог-супервизор.

В этой модели взаимодействие всех субъектов сопровождения добровольческой деятельности выстраивается по типу сотрудничества [11].

Учитывая особенности предлагаемой модели, психолого-педагогическая программа сопровождения воспитания добровольческой активности «Учимся делать добро» ставила целью формирование готовности к активной волонтерской деятельности. В ее рамках решался ряд задач: повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности волонтеров; формирование толерантных качеств личности волонтеров; развитие организаторских способностей.

Программа состояла из нескольких блоков и была реализована в рамках выездной школы добровольческого актива на базе санатория «Красный бор».

Для более близкого знакомства всех субъектов программы, повышения коммуникативной и социальной компетенции участников, для проявления группы волонтеров в качестве коллективного субъекта был проведен тренинг «Смотрины». Цель тренинга – повышение уровня коммуникации за счет самопрезентации себя коллективу. Затем реализовывали тренинги «Толерантный мозговой штурм» и «Зеркало». Цели тренингов – формирование личностно-функциональной готовности студентов к добровольческой деятельности через развитие профессиональных качеств, свойственных волонтеру, анализ сильных и слабых сторон волонтера в добровольческой работе. Заключительной частью Школы добровольческого актива стала лекция по основам тайм-менеджмента «Как успеть быть счастливым» (по Д. Кеннеди).

После реализации программы ее участники были повторно протестированы для оценки ее эффективности в формировании добровольческой активности.

Повторная диагностика КОС показала следующие результаты: 9 человек (10%) имеют очень высокий показатель коммуникативных и организаторских склонностей. Данные респонденты испытывают потребность в коммуникации и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, самостоятельно организовывать мероприятия. Другие 26 человек (30%) показали высокий уровень проявления коммуникативных и 20 человек (23%) – организаторских умений. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью. 43 респондента (50%) показали средний уровень проявления коммуникативных умений, 49 респондентов (56%) показали средний уровень проявления организаторских умений, что означает, что они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Лишь 9 респондентов (10%) показали проявления коммуникативных и организаторских умений низкого уровня, что означает, что они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе.

Таким образом, сравнительный анализ результатов показывает изменения в лучшую сторону показателей сформированности профессиональных качеств добровольца, выявляется тенденция к изменению процентного соотношения в сторону увеличения высокого и среднего уровня и практически полной ликвидации низкого уровня показателей. Так, Начало формыД

U-критерий Манна–Уитни в отношении коммуникативных способностей равен 11,5 (р<0,05), а в отношении организаторских способностей – 13,0 (р<0,05).

По результатам анализа результатов анкетирования студентов на предмет затруднений в работе после их участия в программе психолого-педагогического сопровождения видно следующее. Так, 54 человека (62%) отметили, что теперь не сталкиваются в своей деятельности с трудностями. Об эффективности педагогического сопровождения можно судить исходя из того, что по сравнению с констатирующим экспериментом исчез выбор таких трудностей, как: «потребительское отношение получателей помощи», «неинтересные формы добровольческой деятельности», «отсутствие четких целей и задач», «недостаток информации». Также в 5 раз уменьшилось количество студентов, недовольных системой поощрений.

Личные барьеры участия в добровольческой деятельности также были снижены, 70 человек (80%) отметили, что теперь не имеют личных факторов, которые бы мешали им эффективно работать (критерий χ2= 23,60 (р<0,001)).

Заключение. Добровольчество является резервом учебно-воспитательного процесса и обладает комплексным воздействием на личность, развивает социальные, организационные, методические и иные профессиональные компетенции как волонтера, так и будущего специалиста любой отрасли.

На основании изученных затруднений на констатирующем этапе была разработана модель, на основе которой была построена программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на решение трудностей. Данная программа по воспитанию добровольческой активности студенческой молодежи позволяет определить иерархию целей сопровождения, состав участников психолого-педагогического сопровождения и их функционал.

Непосредственно по результатам реализации программы мы можем на основании сравнительного анализа разных этапов эксперимента говорить, что ее внедрение способствовало устранению ряда затруднений в добровольческой активности. Указанные результаты являются достаточными для реализации обсуждаемой программы в деятельности образовательных учреждений. Ее можно считать педагогически целесообразной и теоретически обоснованной. Однако предложенная программа не исчерпывает всех проблем педагогического сопровождения добровольчества и может быть дополнена иными инструментами. Таким образом, нами и в дальнейшем планируется последующая разработка инструментария педагогического сопровождения добровольческой деятельности.


Библиографическая ссылка

Семакова Е.В., Аверкина И.Л. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29203 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674