Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андреева Г.Б. 1 Никитина О.А. 1
1 ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
В статье говорится о формировании профессионального самоопределения студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. Проблема профессионального самоопределения молодежи стоит на сегодняшний день особенно остро, что обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Профессиональное самоопределение – это выбор не только конкретной профессии, но и выбор дальнейшего жизненного пути. Оно является частью жизненного самоопределения, вхождения в определенную социальную и профессиональную группу. Проблема профессионального самоопределения возникла только в XX в. До этого профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека. Развитие общества, производственных отношений внесло коррективы в процесс выбора профессии. В настоящее время и ученые, и педагоги предлагают ряд интересных методик проведения профориентационной работы как с учащимися школ, так и со студентами ссузов и вузов. Профориентационная работа со студентами Института Академии ФСИН России ведется с учетом ряда закономерностей, выявленных в ходе изучения особенностей профессионального самоопределения студентов вуза. Самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития молодым человеком происходит в процессе целенаправленного преодоления кризисов, возникающих при формировании профессионального самоопределения, адекватной оценки собственных возможностей и соотнесения этих возможностей с требованиями профессии.
профессиональное самоопределение
сознательный выбор
требования профессии
профессиональное становление
самореализация в профессии
1. Кобышева Л.И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Концепт. 2014. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm. (дата обращения: 11.04.2019).
2. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. 806 с.
3. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2009. 656 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь. М: Дрофа, 2008. 528 с.
5. Ананьина Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. № 9. С. 62-66.
6. Семёнова Е.М., Ворошилина Н.Н. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 07.02.2019).

Проблема профессионального самоопределения молодежи стоит на сегодняшний день особенно остро, что обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Идет сокращение количества бюджетных мест в вузах, постепенно повышается стоимость обучения за оказание платных образовательных услуг. При этом стабильно высоким остается престиж высшего образования. В сложившейся ситуации молодые люди выбирают те или иные образовательные программы исходя не из профессионального самоопределения, а руководствуясь экономическими соображениями. Нередко и при условии сознательного выбора будущей профессии выпускники вузов не трудоустраиваются по специальности. Эти факторы усиливают интерес к проблеме профессионального самоопределения и самореализации в профессии.

Цель работы – определить педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов вуза на примере студентов Института Академии ФСИН России, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования стало содержание профориентационной работы со студентами. Для решения поставленных задач был определен и использован комплекс методов исследования: анализ философской, педагогической, социологической и психологической литературы, работ по формированию профессионального самоопределения, анкетирование, прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, анализ и обобщение опыта формирования профессионального самоопределения.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение формирования профессионального самоопределения студентов предполагает обращение к истории вопроса. Следует отметить, что проблема профессионального самоопределения возникла только в XX в. До этого профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека. Развитие общества, производственных отношений внесло коррективы в процесс выбора профессии. В отечественной педагогической науке понятие профессионального самоопределения трактуется по-разному. Так, Л.И. Кобышева под профессиональным самоопределением понимает избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий [1, с. 5]. В.Б. Шапарь полагает, что профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [2, с. 395]. Оба подхода объединяет определение, данное В.Н. Дружининым. Профессиональное самоопределение – выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [3, с. 421].

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [4, с. 224]. Таким образом, профессиональное самоопределение – это выбор не только конкретной профессии, но и выбор дальнейшего жизненного пути.

Профессиональное самоопределение молодежи начинается со школьной скамьи. Однако студенческие годы – важный переломный момент в профессиональном становлении личности, поскольку именно в этот период происходит апробирование своего выбора, что подтверждают некоторые исследования. Так, студенческий возраст в работе Б.Г. Ананьева рассматривается как «сензитивный период для развития основных социогенных потенций молодого человека. Это возрастной  этап, на котором происходят профессиональная подготовка, освоение профессиональных ролей, начало самостоятельной жизни. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Именно в студенческий период  интенсивно развивается самосознание, происходит утверждение жизненных  ориентиров и позиций, ценностных приоритетов, корректируется самооценка личности, образ собственного “Я”. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех сфер личности: познавательной, мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой, развиваются и укрепляются такие личностные качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, саморегуляция» [5, с. 267].

При этом студенческая пора – период, характеризующийся повышенной стрессогенностью, часто сопровождающийся интеллектуальными, физическими, нравственными и волевыми перегрузками. Приходится полностью перестраивать методику усвоения учебных дисциплин, привыкать к кардинально новому окружению, строить новые отношения. В этих условиях формирование профессионального самоопределения представляет ряд трудностей психологического характера.

Обратимся к опыту Института Академии ФСИН России в вопросе формирования профессионального самоопределения студентов. Институт подготовки государственных и муниципальных служащих реализует 21 образовательную программу по укрупненным группам 40.00.00 Юриспруденция, 37.00.00 Психологические науки, 38.00.00 Экономика и управление. Профориентационная работа со студентами ведется по всем направлениям подготовки и специальностям. В этой статье мы затронем вопрос профессионального самоопределения студентов, обучающихся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. Подготовка психологов в Институте Академии ФСИН России осуществляется по специализации «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности».

С целью эффективного формирования профессионального самоопределения студентов-психологов отделением воспитательной работы института было проведено анкетирование студентов 1–3-го курсов. Респондентам были предложены следующие вопросы:

Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Что Вы знаете о выбранной профессии?

Что нравится и что не нравится в выбранной профессии?

Уверены ли Вы, что Ваши профессиональные планы сбудутся?

Довольны ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь?

В чем Вы видите причину своих успехов и неудач?

В результате анализа анкет был выявлен ряд закономерностей, которые в последующем были учтены при организации профориентационной работы. Так, 1-й курс является адаптационным периодом, когда молодым людям приходится привыкать к новому коллективу, профессорско-преподавательскому составу, особенностям образовательного процесса в вузе. На 2-м курсе, когда в учебном плане появляется больше профильных учебных дисциплин, часто происходит так называемое выгорание. Молодой человек, справившись с трудностями адаптационного периода, начинает сомневаться в правильности выбора профессионального пути. Многие студенты говорят о том, что не видят перспектив карьерного роста в выбранной профессии, не уверены, что справятся с учебным планом, поскольку повышается сложность материала. У респондентов из числа студентов 3-го курса отмечается большая уверенность в выбранной профессии, поскольку повышается информированность о том, чем им предстоит заниматься. Таким образом, можно сделать вывод, что важным этапом в формировании профессионального самоопределения является второй год обучения.

Профориентационная работа со студентами в Институте Академии ФСИН России ведется с 1-го курса. На этом этапе осуществляется тесное сотрудничество с практикующими психологами. Представители различных организаций города проводят профориентационные лекции и мастер-классы для студентов. Поскольку для студентов это только первые шаги в выбранной профессии, то профориентационная работа носит ознакомительный характер. В ходе профориентационных лекций акцент делается на формировании позитивного представления о профессии. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. С этой целью организуются занятия с участием ярких представителей профессии, добившихся высоких результатов на выбранном поприще.

Такие занятия в Институте Академии ФСИН России проводят врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, директор Рязанского Геронтологического центра имени Петра Мальшина Артем Крупнов, психиатр, психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук Сергей Новиков. Темой одной из встреч стала «Психолог: есть такая профессия!». Сергей Новиков поделился своими мотивами выбора профессии, рассказал о профессиональном становлении. Интерактивный формат мероприятия позволил студентам выразить свое мнение, понять себя и свой путь в профессии. В ходе занятия студенты пришли к пониманию, что не только эмпатия и  знания необходимы в сложной работе психолога, но и способность к отношениям различного свойства. Понимание своих ограничений, личных мотивов  обязательно, в отличие от профессий, не связанных непосредственно с работой с людьми, поскольку для психолога мотив выбора профессии важен до момента первого самостоятельного взаимодействия с пациентом. Занятия на тему «Современные тенденции развития в психологии» проводит врач-психотерапевт директор Рязанского Геронтологического центра имени Петра Мальшина Артем Крупнов. С целью мотивировать аудиторию к изучению психологии гость рассказывает о таких интересных направлениях в психологии, как позитивная психотерапия, генетическая психология, психолингвистика. Расширение представления о профессии, об области применения знаний позволяет студентам по-новому взглянуть на возможности будущей профессиональной деятельности.

Заинтересованность студентов в профессии формируют и профессиональные мероприятия. В рамках этих мероприятий происходит творческое взаимодействие студентов разных курсов, что в немалой степени способствует формированию профессионального самоопределения. Так, в Институте Академии ФСИН России на регулярной основе проводится «День психолога», который включает в себя проведение мастер-классов практикующих психологов, организацию конкурсов для студентов-психологов, награждение лучших групп по итогам года.

Отправной точкой при формировании профессионального самоопределения студентов 2-го курса является наличие сомнений в выбранной профессии. Почему возникает этот кризис? Причина – в изменении отношения к себе, своим успехам. Происходит переоценка своих возможностей и планов, возрастает сложность изучаемых дисциплин, появляются профессиональные термины, методологические концепции, повышаются требования к уровню овладения предметами по сравнению с дисциплинами, косвенно связанными с профессией, преподаваемыми на 1-м курсе. Некоторые исследователи, в частности Е.М. Семенова и Н.Н. Ворошилина, считают, что «в большинстве случаев подобные кризисы повышают психологическую сензитивность субъекта труда, способствуют более точному осознанию ситуации профессионального развития и обеспечивают выбор адекватных средств дальнейшего профессионального становления и реализации» [6, с. 267]. Поэтому здесь важно не только усилить информирование о профессии, но и оказывать психологическую помощь студентам, акцентировать внимание на формировании таких качеств личности, как: способность анализировать и делать выводы, ответственность, стрессоустойчивость, терпимость, логическое мышление, уверенность в своих силах.

Кризис 2-го курса связан с изменением самооценки личностных и профессиональных качеств. Данный процесс приобретает характер переосмысления представлений о профессии и своего места в ней. Такой студент осознает профессию психолога как чрезмерно сложную для собственных способностей, происходит переоценка системы профессиональных ценностей. Обучение продолжается, но при этом осуществляется своеобразный сдвиг мотивов. Здесь важно акцентировать внимание студентов на том, что чувство удовлетворения на профессиональном пути надо видеть в том, чтобы достигать все новых целей в области совершенствования своей деятельности.

На 3-м курсе, когда повышается осознанность студентов по отношению к выбранной профессии, целесообразно формировать у обучающихся умение проектировать свой профессиональный путь. В Институте Академии ФСИН России эта работа ведется в тесном сотрудничестве с отделением психологического обеспечения учебно-воспитательной работы.

Путь в профессии – это не просто движение вперед. Это дорога проб и ошибок, где необходимо постоянно принимать решения относительно дальнейшего шага. Поэтому правильно думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю.

В рамках профориентационных занятий по проектированию профессионального пути студентов Института Академии ФСИН России инструктируют, что прогрессивное развитие личности возникает при условии целенаправленной и разумной деятельности по выстраиванию карьеры. Под карьерой понимают не движение вверх по служебной лестнице, а вовлечение в те виды деятельности, которые наилучшим образом соответствуют способностям, возможностям и желаниям человека, а также приносят наибольшее удовлетворение, способствуют развитию личности. Таким образом, складывается принципиально новый подход к профессиональной деятельности не как к линейному движению в выбранной области, а как к нескольким вариантам становления в профессии, где присутствует полная свобода выбора. Сделанный профессиональный выбор и приобретаемый на избранном пути опыт меняют всю картину дальнейших возможностей этого выбора и меняют вместе с тем направление дальнейшего развития человека. Меняют, но не ограничивают, поскольку открываются ранее недоступные возможности.­­­­­­­

При разнообразии у каждого конкретного человека определенных жизненных обстоятельств индивидуальная ситуация профессионального самоопределения имеет некоторую общую структуру. Здесь выделяют восемь значимых типов обстоятельств, которые так или иначе влияют на выбор пути в профессии: 1) социальный статус семьи, 2) позиция членов семьи и сверстников, 3) позиция профессорско-преподавательского состава в вузе, 4) сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы студента, 5) способности, компетенции, достигнутый уровень развития студента как субъекта деятельности, 6) уровень притязания личности на общественное признание; 7) предоставление адекватной профориентационной информации; 8) склонности обучающего к тем или иным видам деятельности.

Работа над проектом профессионального пути требует определенного уровня сформированности профессионального самосознания. Решение задач в рамках проектной деятельности может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным. Основным критерием при этом выступает не внешняя оценка, а состояние удовлетворенности молодого человека своим выбором, в том случае если обстоятельства этого выбора им осознаны. Негативные последствия неправильно выбранной профессии или неправильно выстроенного профессионального пути затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Человек, работающий не по призванию, не в той должности, не в том коллективе, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности человека в целом совпадают с требованиями профессии.

С целью профилактики ошибок в разработке проекта профессионального пути этот вид профориентационной работы целесообразно проводить начиная с третьего года обучения. В Институте Академии ФСИН России ежегодно проходит конкурс проектов «Выбираю будущее». В рамках конкурса студенты представляют индивидуальные траектории своего пути в профессии. Подробный формат организации профориентационной работы способствует развитию творческой активности студентов, изучению ими потенциальных возможностей трудоустройства, позволяет вовлечь их в индивидуальный мониторинг рынка труда.

Профориентационная работа со студентами 4-го и 5-го курсов показала, что в этот период необходимо опираться на пусть небольшой, но важный первый опыт практической работы, полученный студентами во время учебной и производственной практики. На этом этапе основные усилия в Институте Академии ФСИН России направлены на организацию практического обучения, в рамках которого студенты приобретают необходимые профессиональные компетенции. При проведении практических занятий со студентами старших курсов используются методы активного обучения в процессе моделирования профессиональной деятельности. При проведении теоретических занятий применяются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод. При проведении практических занятий используются эвристический и исследовательский метод, проблемное обучение.

Заключение. Результатом проведенного исследования стало обоснование педагогических условий эффективного формирования профессионального самоопределения студентов-психологов, а именно: использование личностно-ориентированного подхода; решение педагогических задач, нацеленных на формирование адекватных профориентационных ценностей; обеспечение междисциплинарной интеграции с целью комплексного формирования профессионального самоопределения. Институтом накоплен богатый опыт формирования профессионального самоопределения студентов, основанный на педагогическом наблюдении, экспериментальной работе со студентами, использовании инновационных методик и мониторинге рынка труда. В заключение можно сделать следующие выводы: формирование профессионального самоопределения студентов осуществляется на протяжении всего периода обучения; успешность формирования профессионального самоопределения студентов обеспечивается при оптимальном отборе форм и методов профориентационной работы.


Библиографическая ссылка

Андреева Г.Б., Никитина О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28836 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674