Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПРИОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА

Моисеева М.В. 1 Тихонова А.Ю. 1 Солдатов П.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Представлен системный анализ средств воспитания и приобщения молодежи через киноискусство к культурным ценностям региона, страны, мира. Доказаны необходимость и возможность формирования у подрастающего поколения универсальных культурологических знаний и практических умений через участие в работе различных кинообъединений: киномастерских, киноклубов, студий. Для изучения реального положения дел в российской провинции был проведен опрос с использованием сети Интернет. Изучены результаты организованного в социальных сетях опроса, направленного на исследование интересов, потребностей заниматься киноделом, знаний о возможности самореализации в киноиндустрии жителей г. Ульяновска. Ответы на вопросы раскрыли положительные и негативные моменты в организации и работе кинотеатров, молодежных киномастерских, студий, киноклубов на примере провинциального города, выявили основные проблемы культурологического воспитания молодежи средствами киноискусства (главная – после получения образования и опыта работы в данной профессии молодежь стремится покинуть регион для самореализации), отразили предпочтения горожан в сфере кинорепертуара (зарубежные фильмы), подтвердили необходимость в проведении авторского контента, в активизации работы имеющихся в городе и области киношкол, киноклубов, в получении достоверной информации о профессиональном образовании в сфере кинопрофессий в городе, подтвердили заинтересованность в получении профессионального образования в сфере кинодела и желание в дальнейшем работать по специальности.
воспитание личности
киномастерская
молодёжные кинопроекты
культура провинциального города
формирование позитивных творческих интересов
творческая деятельность
духовно-нравственные ценности.
1. Васильева Р.М., Каримов Б.К. Социально-культурная деятельность как фактор профилактики девиантного поведения подростков. Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2015. 113 с.
2. Жмырова Е.Ю., Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. 189 с.
3. Гусева О.И., Глебова Л.Н. Социально-нравственная эффективность киноискусства как фактор воспитания молодежи // Молодой ученый. 2017. № 1.1. С. 34-36. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/135/37691/ (дата обращения 6.11.2017).
4. Кузовлева М.М. Роль кино в воспитании патриотизма у современной молодежи. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Новосибирск: СибАК, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/philolog/x/27560 (дата обращения: 15.11.2018).
5. Рудакова Е.В., Белецкая Е.А. Культурно-досуговая деятельность как средство духовно-нравственного воспитания современной молодежи // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/803/13660 (дата обращения: 15.11.2018).
6. Моисеева М.В., Тихонова А.Ю., Солдатов П.А. Молодежные кинопроекты как средство воспитания личности (из опыта работы киномастерской в условиях провинциального города) // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1.
[Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27357 (дата обращения: 17.11.2018).
7. Тихонова А.Ю., Моисеева М.В., Солдатов П.А. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами киноискусства: деятельность провинциальных киноклубов // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 4. С. 42 - 51.

Одной из важнейших задач образования молодежи сегодня является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Решение этой задачи связано в том числе с приобщением молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитием способности видеть красоту окружающего мира, прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, оценивать их с позиции эстетического содержания, а также с формированием умений реализации приобретенного художественно-эстетического опыта в различных видах собственной художественной деятельности, в частности в сфере киноискусства. Эта задача реализовывается через эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание молодежи начинается с развития мотивационной, эмоциональной сфер [1, 2]. В первую очередь у молодых людей необходимо формировать эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Эстетический интерес к киноискусству представляет особую форму потребности в прекрасном и связан со стремлением создавать новое, преобразовывать окружающий мир на основе эмоционально-чувственного опыта и представлений о добре, истине, красоте [3, 4]. В силу этого в основе формирования эстетической потребности лежит свойственное человеку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность [5]. Возникла необходимость выяснения вопроса: насколько эта задача в целом и отдельные ее аспекты осознаются обществом и самими молодыми людьми.

Цель проведенного исследования: осуществление системного анализа специфики приобщения к культурным ценностям средствами киноискусства для определения познавательного, художественно-эстетического, дидактического потенциала киноискусства как средства эстетического воспитания молодежи.

Для реализации поставленной цели мы поставили перед собой конкретные задачи:

– выявить кинопредпочтения жителей г. Ульяновска;

– проанализировать заинтересованность горожан в репертуаре кинотеатров и авторских показов г. Ульяновска;

– рассмотреть обусловленность и взаимосвязь воспитания молодежи с предпочитаемым ею кинорепертуаром;

– осуществить анализ количественных и качественных данных по молодежным кинопроектам г. Ульяновска;

– изучить участие молодых горожан в молодежных киношколах г. Ульяновска;

– выявить и исследовать особенности усвоения молодежью опыта национальной и мировой художественной культуры в процессе восприятия киноискусства;

– обосновать необходимые дидактические условия, определить содержание системы мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию молодежи в процессе кинотворчества;

– обосновать потребность в конкретных профессиональных кадрах в сфере кинообразования анализируемого региона;

– акцентировать постановкой проблемных вопросов внимание молодежи на усвоении нравственных эстетических понятий путем анализа произведений кино.

Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели был использован комплекс методов изучения такого коллективного явления, как активное отношение горожан к культурным ценностям через реализацию себя в кинотворчестве: опрос (для получения первичной информации), методы математической статистики, шкалирование и ранжирование (для выявления предпочтений анкетируемых, выстраивания иерархической последовательности выборов и т.п.), прогностические методы (для определения перспективы дальнейшей деятельности по приобщению к культурным ценностям средствами киноискусства).

Организации опроса предшествовала значительная работа по изучению деятельности кинообъединений в г. Ульяновске и Ульяновской области как средства воспитания личности в условиях провинциального города [6, 7]. Проведение опроса в социальных сетях позволило в достаточно короткий срок получить информацию о реальной картине в регионе по использованию познавательного, художественно-эстетического, дидактического потенциала киноискусства как средства эстетического воспитания молодежи, узнать субъективное мнение молодежи о возможности самореализации в городских кинообъединениях. Интернет-опрос был ориентирован на искренность ответов опрашиваемых.

Всего респондентам было предложено 33 вопроса, из которых 6 ставили целью получить информацию о возрасте, поле, уровне образования, семейном положении респондентов, большинство были направлены на анализ особенностей приобщения молодежи провинциального города к культурным ценностям средствами киноискусства.

Результаты исследования и их обсуждение. Был опрошен 141 респондент из г. Ульяновска. Анкета находилась в открытом доступе в социальных сетях. По итогам опроса были проанализированы количественные и качественные данные.

Было выявлено более активное участие девушек и женщин – 67,4%. Доля участия молодых людей и мужчин составила 32,6%.

Опрос в основном был направлен на молодежь города. Однако им заинтересовались и члены семей. Всего было проанкетировано 80,1% молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет, 9,2% респондентов от 26 до 35 лет и 7,1% от 36 до 45 лет.

В основном в опросе участвовали студенты высших и средних (гуманитарных и технических) учебных заведений: 52,5% опрошенных имеют незаконченное высшее образование, 26,2% – среднее (общее, техническое и специальное) образование, 21,3% – высшее.

У 56,2% респондентов есть семья, у 13,9% есть дети. Было выявлено, что наличие детей активно влияет на выбор репертуара и частоту посещения кинотеатров.

Большая часть опрошенных посещают кинопоказы всего несколько раз в год – 47,5%, 26,2% бывают в кинотеатрах хотя бы раз в месяц, 14,9% – несколько раз в месяц.

При этом процентное соотношение просмотренных отечественных и зарубежных фильмов, к сожалению, не в пользу наших картин. Лидирует ответ: 30% отечественных к 70% зарубежных – 14 респондентов. На втором месте ответ: 10% отечественных к 90% зарубежных – 12 респондентов. В то же время следует отметить, что у 16 респондентов просмотр отечественных кинокартин составляет 60% от всего репертуара и более.

Было выявлено, что репертуар ульяновских кинотеатров устраивает более половины опрошенных – 53,9%. Необходимо, однако, отметить, что при этом есть достаточно большая группа зрителей (13,5%) с более глубокими вкусам и запросами, которую ассортимент кинотеатров не устраивает.

Несмотря на то что респонденты активно посещают почти все кинотеатры города, однако предпочитают расположенные в центре города или рядом с домом, а также более современные, с качественным оборудованием. При этом стоимость билетов устраивает 63,8% ответивших, для 31,9% респондентов она представляется высокой. Нам видится, что это является причиной того, что самым популярным, к сожалению, оказался ответ: «Смотрю фильмы дома (через Интернет)». По количеству желающих смотреть кинокартины в кинотеатрах оказались лишь на втором месте, телепрограммы – на третьем.

Проведенный анализ ответов участников опроса продемонстрировал, что выбор посещения кинотеатров определен качеством изображения в первую очередь, затем – репертуаром, и наконец – удобством времени и места не только для просмотра фильмов, но для общения с родными, друзьями и коллегами.

Многие респонденты заявили о необходимости проведения кинопоказов с авторским контентом – 60,3%. Часть опрошенных указали, что такие показы нужны, но недорогие, качественные, с фильмами редких жанров, недалеко от дома, с комментариями специалиста до или после показа. В качестве любимых жанров респонденты называли: драму/мелодраму – 47 человек, фантастику/фэнтези – 22 человека, триллер – 21 человек, комедию – 19 человек, детективы – 9 человек. 6 респондентов указали, что хотели бы смотреть документальные фильмы, 5 опрошенных упомянули исторические картины.

В качестве любимых тем участники опроса определили: любовь – 23 человека, поиски себя, смысла жизни, саморазвитие – 17, социально-политическая проблематика – 11, семья, проблемы отцов и детей – 9, творчество – 7 человек.

При этом, несмотря на преимущественную востребованность кинопоказов в центре города (51,8%), все активнее проявляется запрос населения города на кинопоказы в Засвияжском районе – 31,2% и Заволжском районе – 12,8%. На наш взгляд, это может быть связано с возможностью проведения досуга после просмотров, для которых условия в этих районах в последнее время создаются достаточные, в отличие от других районов города.

Вопрос по наиболее запомнившимся фильмам прошлого и этого года выявил отличную осведомленность ульяновцев о репертуаре кинотеатров, как отечественных, так и зарубежных фильмов.

На вопрос о самом неоднозначном фильме, вызвавшем много эмоций и мыслей, лишь 23 респондента указали отечественные фильмы, это второе место после американских работ.

Аналогично в качестве любимого актера и актрисы были указаны американские звезды кино. Среди актеров названы зрителями: американцы – 65 человек, отечественные – 30, англичане – 5, французы – 4, итальянцы – 3, китайцы – 2. Среди актрис: американки – 58, отечественные – 16, француженки – 6, итальянки – 3, англичанки – 2, кореянки – 1.

Так и среди режиссеров названы зрителями: американцы – 34, отечественные – 23, британцы – 5, японцы – 2, французы – 1, итальянцы – 1, немцы – 1, канадцы – 1, шведы – 1, шотландцы – 1, мексиканцы – 1, аргентинцы – 1 человек.

Опрос продемонстрировал, что многие респонденты лично знакомы с ульяновскими режиссерами: 88% – знакомы, 12% – нет. Опрошенные назвали 42 ульяновских режиссера, видеооператора, звукорежиссера, гафера, сценариста. Тематика фильмов разнообразна и отражает общие тенденции отечественного кинематографа.

При этом практически все опрошенные отметили, что фильм может подтолкнуть к действиям, поступкам, может заставить поменять что-либо в жизни. Так, из 141 респондента лишь 6 ответили – «нет», 2 – «редко», 3 – «не знаю», остальные выбрали утвердительный ответ, многие указывали любимые фильмы и рассказывали, как они повлияли на собственную жизнь опрашиваемых.

Однако на вопрос: «Остались ли бы Вы в Ульяновске, будучи профессионалом в сфере кино?», к сожалению, 43,3% ответили «нет», 28,4% – «не знаю» и лишь 19,4% – «да», остальные указали дополнительные условия. Данный вопрос отражает общую тенденцию в стране: многие выпускники вузов, ссузов и школ стремятся попробовать свои силы в столице и других городах.

Тем не менее следует подчеркнуть, что с каждым годом возрастает количество людей, желающих получить профильное образование в сфере кинопрофессий и остаться работать в родном городе. Эту позицию подтвердил и проведенный нами опрос. Из всех респондентов 92,8% хотели бы получить образование в сфере кино и даже знают интересующие их профессии, 5,4% – не хотели бы, 1,8% – не знают.

Из кинопрофессий горожан интересуют: режиссура – 33 человека, операторское дело / монтаж – 25, актерское искусство – 25, сценаристика – 19, продюсирование – 8, художественный цех – 6, свет – 4, звукорежиссура – 3, компьютерные технологии в кино – 1.

Проводимый нами ранее анализ востребованных профессий показал, что рынок кинопрофессий в вузах города на данный момент только формируется [6]. Опрос отразил высокую потребность в его дальнейшем развитии.

Анализ комментариев респондентов к собственным ответам и ответам других участников опроса позволил констатировать, что информации о возможности получить образование в сфере кино в г. Ульяновске явно недостаточно, требуется более активная реклама имеющихся специальностей в вузах, средних специальных учебных заведениях и киномастерских, тем более что 31,4% опрошенных совершенно не знают, где можно обучаться кинопрофессиям. А 68,6% указавших, что знают такие возможности, перечислили всего два вуза и 11 некоммерческих и коммерческих киношкол в Ульяновске. Важно подчеркнуть, что популяризация некоммерческой киношколы «Е-фильм», возглавляемой авторами статьи, постепенно набирает обороты [6]. Из всех киношкол города респонденты осведомлены о деятельности: «Е-фильм» – 14%, «Киношкола 73» – 2,3%, «Синергия» – 1%, «Бенефис» – 1%, «У Лукоморья» – 1%.

Рассмотрение анкет позволило констатировать, что ульяновцы плохо осведомлены о деятельности городских и районных киноклубов: 30% респондентов вообще не знают о существовании таких в родном городе. Однако популяризация нами киноклуба «Катарсис» (сегодня «Джармуш») принесла свои плоды [7]. Из названных опрошенными киноклубов указана следующая статистика посещений: «Катарсис» («Джармуш») – 15,4%, «Люмьер» – 2,6%, «Свеча» – 1,3%, «НеЛитераторы» – 1,3%, «Кинорумс» – 1,3%, «Квартал» – 1,3%.

Было выявлено, что заинтересованность в участии в съемках респонденты также демонстрируют высокую: 93% – хотят участвовать, 5% – нет, 1% – затрудняются ответить, 1% – хотят наблюдать.

Проводимый нами опрос также был нацелен и на определение перспектив развития кинопроизводства в нашем регионе. Участники опроса сформулировали следующие рекомендации по организации молодежных кинопроектов: создавать рабочие места и организовывать съемки в городе, обучать кинопрофессиям в вузах на бюджетных и внебюджетных местах, открывать больше частных киношкол, студий, участвовать в грантах, собирать увлеченных людей в одном месте, создавать больше киноклубов и открытых площадок, лучше информировать о том, что уже делается, популяризировать отечественное кино, устраивать больше фестивалей и конкурсов для студентов и школьников, поощрять таланты. Данные предложения свидетельствуют о наличии у жителей области желания приобщаться к культурным ценностям средствами киноискусства, стремления познавать и развивать культурные традиции своего края, а также готовности обучаться и работать в сфере кинопроизводства.

Результаты исследования обладают валидностью, поскольку были опрошены учащиеся и выпускники школ, студенты училищ, вузов (бакалавры, магистры, аспиранты), а также молодые преподаватели. Опрос охватил различные возрастные группы, жителей различных районов города, людей с разным материальным положением.

Выводы. Новизна исследования состоит в интервьюировании целевой аудитории, анализе регионального кинорепертуара, изучении его воспитательного потенциала, выявлении профессиональных и любительских молодежных киношкол, киностудий на территории г. Ульяновска, изучении существующей в регионе ситуации, исследовании средств и методик, позволяющих создать для молодых отечественных кинематографистов и их аудитории комфортную, продуктивную, профессиональную коммуникативную среду, оказывающую воспитательное воздействие, в повышении кинематографического опыта целевой аудитории.

Подводя итоги, отметим, что проведенное нами социокультурное исследование позволяет констатировать, что на сегодняшний день процесс создания сценария, организации съемки и монтажа видео вызывает значительный интерес у подрастающего поколения. Все большее количество молодежи увлекается созданием собственных кинопроектов. Для поддержания желания молодежи участвовать и работать в киносфере необходимо обучать кинопрофессиям в вузах родного города, особенно на бюджетных местах, открывать больше частных киношкол, студий, предлагая широкий ассортимент кинопрофессий, создавать рабочие места и организовывать съемки в провинциальных городах, проводить на местах больше фестивалей и конкурсов, поддерживающих таланты, наполнять кинотеатры авторским контентом, работами отечественных региональных кинопроизводителей, а также лучше информировать о происходящем молодежь города, используя понятные и близкие для нее методы. Только при соблюдении данных условий возможно формирование у подрастающего поколения универсальных культурологических знаний и практических умений через участие в работе различных кинообъединений: киномастерских, киноклубов, студий.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований проект № 17-16-73006, тип проекта: а(р).


Библиографическая ссылка

Моисеева М.В., Тихонова А.Ю., Солдатов П.А. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПРИОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ СРЕДСТВАМИ КИНОИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28390 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674