Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Малютина Е.В. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики - от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении, поэтому мониторинг удовлетворенности родителей качеством педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста является актуальным направлением в вопросах изучения качества предоставления дошкольных образовательных услуг. Показатель удовлетворенности позволяет изучить мнение родителей и/или законных представителей об организации, содержании, условиях протекания педагогического содействия формированию личности воспитанников. Данный процесс является важным, так как позволяет выявлять качество предоставления дошкольных образовательных услуг и регулировать характеристики образовательного процесса, негативно влияющие на его результативность. Такой взгляд будет интересен специалистам в области дошкольного образования при отборе содержания образования в части, формируемой участниками образовательных отношений. Авторы подчеркивают идею о том, что регулярный мониторинг педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об удовлетворенности родителей качеством содействия педагогических средств процессу развития личности детей, а значит качеством дошкольного образования и условиями, созданными в дошкольной образовательной организации.
мониторинг
педагогическое содействие
дети дошкольного возраста
образ Я
родители
образовательная услуга
качество дошкольного образования.
1. Ерёмина Т.Ю. Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 1 (26). - С. 74-82.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 02.06.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_57.pdf (дата обращения: 02.06.2018).
4. Борченко И. Опыт использования инструментария мониторингового исследования в образовательной организации дополнительного профессионального образования // Европейское обозрение общественных наук. - 2016. - Т. 3. - № 3. - С. 33-42.
5. Молчанов С.Г., Бабкина И.В., Лукьянова Е.В., Сутковая Н.В. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной программы ребенка дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 3 (87). - С. 84-94.
6. Сутковая Н.В. Реализация индивидуальной образовательной программы ребенка дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 986.
7. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3 (28). - С. 40-46.
8. Котенева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования положительного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста // Фундаментальная и прикладная наука. - 2017. - № 1 (5). - С. 53-56.

Специфика дошкольного образования проявляется в формировании, воспитании базиса личностной культуры ребёнка, её места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития, который позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности. Субъектами социализации в дошкольном детстве являются для ребёнка значимые взрослые: родители, педагоги, а с течением времени – сверстники. Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном образовательном процессе.

При характеристике образования ученые выделяют такую его ценностную составляющую, как личностный рост индивида [1, с. 74]. Применительно к дошкольному возрасту проинтерпретируем основные положения теории поэтапного социального развития (Фельдштейн Д.И.) и теории социализации (Кон И.С., Буева Л.П., Мудрик А.В. и др.): субъектное отношение мира взрослых к миру детства как особому состоянию раскрытия сущностных сил и развития творчества; гуманизация дошкольного образования как условие свободного личностного развития ребенка, его самодостаточности, способности к самореализации; ребенок как субъект деятельности, индивидуальность, развивающаяся на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Анализ исследований показывает, что лишь личностно ориентированная модель взаимодействия, построенная на субъект-субъектных отношениях, создает благоприятные условия для полноценного развития индивидуальности ребенка, так как обеспечивает чувство психологической защищенности и доверия к миру.

В современной ситуации развития дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) выделяет значимым для образовательного процесса в дошкольной образовательной организации индивидуальную помощь и поддержку растущей личности [2]. Педагог подбирает средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственную развивающую образовательную среду, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.

Такие нормативные документы, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ФГОС ДО и другая современная нормативно-правовая документация, регулирующая качество предоставления дошкольных образовательных услуг, ориентированы на развитие социально активной личности, способной к преобразованию окружающего мира, что подтверждает актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне.

В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Важно отметить, что в работах Борченко И.Д. представлены результаты, раскрывающие обоснование необходимости применения мониторингового исследования в образовании в качестве наиболее эффективного метода оценки качества образования в образовательной организации [4, с. 33]. Система оценок подразделена на внутренние оценки качества образования и на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть потребителей образовательных услуг), и в данном конкретном случае именно удовлетворенность качеством образования родителями (законными представителями) является показателем.

В современных условиях одним из центральных объектов разных областей знания становится семья. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В соответствии с нормативными документами федерального и муниципального уровня современные дошкольные образовательные организации формируют свою систему внутреннего мониторинга качества образования, которая позволит оценить качество предоставления квалифицированного педагогического содействия в сложном процессе становления образа Я ребёнка в мире людей.

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 45 города Челябинска» (далее - МАДОУ ДС № 45) и Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 426 города Челябинска» (далее - МБДОУ ДС № 426) осуществляется через следующие формы работы: анкетирование родителей на сайте структурного подразделения Комитета по делам образования города Челябинска, анкетирование родителей на сайте представленных дошкольных образовательных организаций, телефон доверия, почтовые ящики в приёмные группы детского сада, работа совета родителей, работа родительских комитетов групп, группы в социальных сообществах сети Internet.

Согласно распорядительной документации МАДОУ ДС № 45 и МБДОУ ДС № 246, мониторинг удовлетворенности родителей через анкетирование проводится в соответствии с графиком 1 раз в год, по разным направлениям деятельности по необходимости.  Назначаются ответственные за его проведение, разрабатываются анкеты, продумываются условия проведения. Обработка результатов проводится вместе с представителями профсоюзной организации. Результаты доводятся до сведения родительской и педагогической общественности, в том числе и на сайте образовательных организаций, где находятся формы обратной связи для отзывов родителей и/или законных представителей. «Информация», «открытость», «знание», «технология» становятся главными в современном обществе, и поэтому группы в социальных сообществах сети Internet родители и/или законные представители сейчас активно используют для обмена мнениями обо всем, и поэтому мы считаем, что в современном мире, ориентированном на общение в социальных сетях, такой способ является эффективным средством мониторинга удовлетворенности родителей качеством педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста. И все же самым информативным и стандартизированным средством мониторинга является анкетирование родителей, результаты которого можно представить и в количественном, и в качественном аспектах.

В марте 2015 г. было проведено первое масштабное анкетирование родителей и/или законных представителей МАДОУ ДС № 45 и МБДОУ ДС № 426 по методике педагогического содействия становлению образа Я ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе Малютиной Е.В., т.к. с самого начала и по настоящее время отмечается заинтересованность родителей в анкетировании и их активное участие, данное анкетирование проводится ежегодно. Анализируется комплекс педагогических условий:

- организация взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей для гармоничного вхождения в социум [5, с. 87-90];

- формирование личностного опыта ребёнка дошкольного возраста в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие его личностных качеств;

- проектирование индивидуального образовательного маршрута [6, с. 986] для каждого ребёнка с учетом гендерный специфики, обеспечивающего полноценное развитие дошкольника.

Третье условие рассмотрим подробнее в рамках примера мониторинга удовлетворенности родителей качеством педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста. Мониторинг проводится по направлениям проектирования индивидуального образовательного маршрута. Каждое направление конкретизируется в вопросах.

  1. Целевое направление содержит вопросы для родителей о постановке целей педагога на развитие личности воспитанника [7, с. 42], определяющихся на основе ФГОС ДО, определяется учёт потребностей и мотивов ребёнка [8, с. 54].
  2. Содержательное направление содержит вопросы для родителей об обосновании содержания работы педагога, описании взаимодействия с ребёнком, организации установления взаимосвязи с родителями и педагогами дополнительного образования.
  3. Технологическое направление содержит вопросы для родителей об используемых педагогических технологиях, формах, методах воспитания и обучения.
  4. Диагностическое направление содержит вопросы для родителей по системе диагностического сопровождения и наблюдения.
  5. Педагогическое направление содержит вопросы для родителей по реализации педагогических условий и путей достижения целей индивидуального образовательного маршрута ребёнка.
  6. Результативное направление содержит вопросы для родителей по результатам и корректировке ожидаемого результата.

Также проводится подробное мониторинговое исследование по сотрудничеству с родителями на основе детской индивидуальной образовательной программы и/или индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ) ребёнка дошкольного возраста, который фиксирует эффективность проводимых педагогом развивающих мероприятий в отношении ребёнка, структуру индивидуальных изменений в развитии и обучении ребёнка, а также показатели усвоения программного материала. Анкетирование родителей осуществляется в соответствии с ИОМ ребёнка и содержит вопросы следующего характера, ответы на которые необходимо подчеркнуть:

- проводилось ли для Вас анкетирование с целью выявления личностного потенциала Вашего ребёнка? (да/нет);

- составлялась ли ресурсная карта развивающей среды: в дошкольной образовательной организации (да/нет); семье (да/нет); кружковой деятельности в детском саду (да/нет) и возможности дополнительного образования? (да/нет);

- изучался ли образовательный запрос Вас и Вашего ребёнка? (да/нет);

- сформирована ли план-карта Вашего ребёнка: его склонности (да/нет), интересы (да/нет), предпочтительные виды деятельности (да/нет), здоровье? (да/нет);

- составлена ли план-сетка образовательной деятельности Вашего ребёнка, в которой фиксируются: цели (да/нет), задачи (да/нет), содержание (да/нет), методы (да/нет) и приемы работы (да/нет), планируемый результат, через включение в образовательную деятельность? (да/нет);

- отслеживаются ли образовательные (да/нет) и творческие (да/нет) достижения Вашего ребёнка;

- имеется ли план консультаций посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма Вашего ребёнка? (да/нет);

- спроектировано ли портфолио самореализации Вашего ребёнка? (да/нет);

- имеется ли аттестационный материал по отслеживанию личностного роста Вашего ребёнка в течение учебного года? (да/нет);

- разработана ли система поощрений, достижений ребенка? (да/нет).

Важно отметить, что данные вопросы составляются согласно пунктам, включённым в ИОМ ребёнка, основанным на согласии родителей и/или законных представителей и педагогической характеристике. В случае коррекции индивидуального образовательного маршрута важно выбрать и обосновать вариант педагогического содействия:

- опека, забота и защита актуальны в случае, когда ребенок испытывает затруднения в социализации, не справляется с образовательной траекторией;

- наставничество применяется, когда формируются образцы поведения и деятельности;

- помощь и поддержка актуальны в случаях, когда необходимо создать ситуацию успеха, переходя от «взаимо-» и «со-» к позиции «само-».

Абсолютное большинство родителей, от 96% в 2015-2016 гг. до 98% в 2016-2017 гг., соглашаются с утверждением, что МАДОУ ДС № 45 и МБДОУ ДС № 426 обеспечивают качественное педагогическое содействие становлению образа Я детей дошкольного возраста. На самом высоком уровне оценивается квалификация педагогических кадров (97% в 2016, 95% в 2017 г.), система информированности о деятельности (91% и 94%), комфортность среды (92% и 96%), деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников (91% и 98%), а также реализуемые программы (87% и 93%) и уровень безопасности (86% и 95%).

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста позволяет провести не только внутреннюю оценку качества образовательного процесса, но и внешнюю; например, по итогам анкетирования были выявлены пробелы оснащённости участков, тормозящих содействие становлению образа Я детей дошкольного возраста, таким образом была разработана система работы по благоустройству территории образовательных учреждений. Во всех группах совместно с родителями были продуманы дизайн-проекты детского личностного развития на групповых участках, в МАДОУ ДС № 45 75% родителей в марте 2017 г. оценили оснащенность участков на «5», 22% на «4», в МБДОУ ДС № 426 92% родителей в феврале 2018 г. дали отличную оценку оснащённости участков разных возрастных групп.

Изучая удовлетворенность родителями качеством педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста, был констатирован факт того, что для родителей важна способность ребенка решать повседневные жизненные ситуации, их социальная компетентность. Родители выделяли как самые эффективные формы работы по основам безопасной жизнедеятельности в детском саду: Дни туризма в «Сказке», когда дети переносят знания по основам безопасной жизнедеятельности, хоть и в игровой форме, но в действительность; совместные праздники и развлечения с представителями отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области; цикл занятий, проводимый представителями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Челябинской области.

Бесспорно, также был констатирован факт того, что большинство (98%) родителей в становлении образа Я детей дошкольного возраста отметили важным воспитание человечности, на примере мероприятий по воспитанию гуманных чувств к сверстникам и взрослым с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Организуя праздники для детей с ОВЗ из детских домов-интернатов, дети детского сада демонстрируют желание помочь в эстафетах особым ребятам и порадовать их подарками своей ручной работы и концертными номерами. Кроме этого, родители отмечают, как положительное, участие детей-инвалидов, посещающих МАДОУ ДС № 45 и МБДОУ ДС № 426, в конкурсах разных уровней.

Таким образом, мы остановились лишь на некоторых формах мониторинга удовлетворенности родителей качеством педагогического содействия становлению образа Я детей дошкольного возраста и конкретных действиях по их результатам. Показателей качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации сегодня значительное количество, однако отражение удовлетворенности потребителя показывает именно мониторинг мнения родителей, конструктивность и эффективность которого представляет большой интерес для детского сада. И именно учёт мнения родителей о качестве педагогического содействия становлению образа Я ребёнка дошкольного возраста, в свете современных требований, позволит показать результативность образовательного процесса, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также его возможностей. Перспективы развития решения представленной проблемы раскрываются именно в возможностях мониторинговой системы, которые способствуют повышению качества дошкольного образования.


Библиографическая ссылка

Малютина Е.В. МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27653 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674