Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЙ МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Брель А.К. 1 Складановская Н.Н. 1 Жарова К.Р. 1 Танкабекян Н.А. 1 Жогло Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье рассматривается один из методов мотивации студентов. Основная цель автора – отразить эффективность данного метода, предоставив подробное описание проведения данного мероприятия и его итоги. Статья представляет собой описание теоретического занятия по теме «Стерилизация». Занятие представлено в форме лекции – «круглого стола», что позволило принять участие в обсуждении темы как преподавателю, так и студентам, и значительно увеличило процент понимания материала. Также приводится описание взаимодействия преподавателя и студента, выявление особенности мотивации при данном методе преподнесения материала. В работе используются педагогические и психологические абстрактные методы исследования, а также в качестве экспериментальных исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент. Личностная, профессиональная и социальная позиция преподавателя к установленным проблемам и их решению оказывает воспитательное воздействие на студентов, а опыт участия в лекции – круглом столе дает возможность студентам отрабатывать умение задавать вопросы и отвечать на них, избегать сложных коммуникативных ситуаций, формировать навыки подтверждения и опровержения, с учетом позиций лица, задавшего вопрос. В ходе сравнения результатов теста выяснилось, что при привычном формате лекции слушателями было усвоено значительно меньше материала, чем при формате лекции – круглого стола, что говорит об эффективности использования лекции - круглого стола в рамках учебного процесса. Интерактивная лекция – круглый стол позволяет студентам прийти к верному решению проблем и применить на практике изученный материал. Современный образовательный метод, интерактивная лекция – круглый стол, проблемно-ориентированный подход к обучению, результатом которого является концентрация внимания студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации.
круглый стол
мотивация
лекция
студент
стерилизация
1. Дьяченко Т.В., Евсеева С.А. Практика применения активных форм профориентационной работы вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25397 (дата обращения: 30.04.2018).
2. Козлова Н.В., Малкова И.Ю. Условия личностно-профессионального становления студентов высшей школы: проектирование образовательного профиля: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2012. – 155 с.
3. Брель А.К., Артюхина А.И., Танкабекян Н.А. Повышение мотивации – ключ к улучшению качества образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С. 9-12.
4. Осиповская А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. – 2013. - С. 89-93.
5. Фитьмова А.А. Теоретические основы взаимосвязи учебной и профессиональной мотивации студентов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер.: Психология. – 2010. – № 1 (22). – С. 56–58.
6. Ганжий В.В., Сырбу И.Ф., Колесник И.П. Асептика и антисептика. Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по общей хирургии. - Запорожье: Запорожский государственный медицинский университет, 2013. - 62 с.
7. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 127-133.

Важно не количество знаний, а качество их.

Можно знать очень многое,

 не зная самого нужного.

Толстой Л.Н. 

Выделяют активные и пассивные методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения. К пассивным методам можно отнести лекции, беседы о направлениях подготовки, распространение полиграфической продукции, оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза. Активные методы профориентации вуза включают использование интерактивных форм работы, а именно привлечение студентов к работе научных кружков, научно-практических конференций, организации олимпиад, проведению дискуссий, ролевых и деловых игр, тренингов и др. [1].

Интерактивная лекция может быть представлена в различных видах. Для части интерактивных лекций – это двухстороннее взаимодействие между ведущим и участниками. Для других - расширенное обсуждение темы среди участников. Взаимодействие также может относиться к участию студента в обсуждении материала или содержания лекции; это не обязательно означает, что аудитория задает тему всем дискуссиям. Однако во всех случаях интерактивные лекции предполагают активное участие аудитории, чтобы студенты перестали быть пассивными в процессе обучения. Интерактивная лекция также подразумевает другой способ: изменение роли преподавателя. Предоставляя такой вид презентации, преподаватель становится «посредником» или «тренером», а чаще всего должен модерировать лекцию, позволяя обсуждать и использовать новые методы. Важно отметить, что количество студентов в аудитории не диктует характер лекции, а именно может ли лекция быть интерактивной. Некоторые очень маленькие группы могут быть не интерактивными, а некоторые интерактивные методы могут быть включены в класс c более 200 студентами.

Круглый стол – лекция или практическое занятие, в основе его заложены несколько различных точек зрения на один и тот же вопрос, в результате обсуждения которых участники приходят к приемлемым для каждого из них позициям и решениям. Современный образовательный метод по сути своей является «проблемно-ориентированным подходом к обучению и позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации» [2, c. 15]. 

В ходе круглого стола можно решить следующие педагогические задачи через формирование навыков:

  • активного слушания и коммуникации:

 - умения выслушать различные точки зрения;

 - умения отстаивать собственную точку зрения;

  • критического мышления и прогнозирования:

 - нахождение значимой информации;

 - осознание предубеждений и предвзятости;

 - критическая оценка доказательств;

  • сотрудничества и позитивного разрешения проблемы;
  • участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы.

Цель исследования

Цель лекции круглого стола – повышение творческого потенциала, высококачественная модификация академической работы учащегося, мотивирование к созданию независимой академической деятельности. Процесс развития этих качеств носит поступательный характер. Пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне характеризуются необратимостью, не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития [3, c. 10].

По окончании обсуждения абсолютно всех интересующих проблем студенты в первую очередь усваивают знания, что дает основу для понимания последующих тем учебной программы. В целях лучшего усвоения материала на других кафедрах университета, непосредственно связанных с данной дисциплиной, мотивация студентов к приобретению знаний в процессе обучения играет не менее важную роль в достижении успеха, чем умственные способности [4, с. 89].

Материалы и методы исследования

Свободная конференция, проходящая в рамках учебного плана, была проведена на кафедре химии Волгоградского государственного медицинского университета. В исследовании принял участие 21 студент: 14 девушек, 7 юношей 4-го курса медико-биологического факультета специальности «Биология» направлений подготовки «Генетика» и «Биохимия». Учащиеся были предварительно предупреждены о проведении круглого стола согласно теме «Стерилизация, определение, методы, контроль качества». Каждый студент должен был выделить наиболее интересные для него проблемы, сформулировать их в письменном варианте и отдать лектору. Далее педагог сортирует полученные от студентов вопросы согласно смысловому содержанию и приступает к проведению лекции. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в ходе которого формулируются ответы на заданные вопросы.

Активизация работы студентов во время круглого стола достигается за счет направленного информирования каждого учащегося лично. В этом основная характерная особенность данной формы лекции. Необходимость сформулировать вопросы и правильно их задать стимулирует мыслительную деятельность, а ожидание получения ответа на поставленную студентом проблему сосредоточивает его интерес на лекции. Вопросы учащихся представлены началом творческих процессов мышления. Студент за период проведения круглого стола осваивает элементы проведения исследования. Выявляются его творческие возможности, возникает общенаучная заинтересованность к решению поставленных проблем. В период проведения круглого стола в обсуждении проблемы участвует каждый студент, это предоставляет возможность выявить способности и дает импульс к началу научной работы.

Личностная, профессиональная и социальная позиция преподавателя к установленным проблемам и их решению оказывает воспитательное воздействие на студентов [5, c. 57].

Опыт участия в лекции - круглом столе дает возможность студентам отрабатывать умение задавать вопросы и отвечать на них, избегать сложных коммуникативных ситуаций, формировать навыки подтверждения и опровержения, с учетом позиций лица, задавшего вопрос.

Более того, такой опыт нормы культурного мышления учит адекватно воспринимать информацию, логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь, анализировать учебные и профессионально значимые проблемы, владеть навыками постановки цели. В дальнейшем это поможет сформировать культурную личность, способную к профессиональной деятельности и решению социально и личностно значимых проблем.

В лекции могут быть использованы проблемы из практики. Это, вероятно, второй наиболее распространенный метод, после опроса, используемый преподавателями медицинских университетов. Использование практических задач усиливает интерес и способствует решению проблем эффективным образом. Он также важен для студентов младших курсов с ограниченным практическим опытом. Во время лекции студентов могут попросить проанализировать или обсудить случай, который представлен на бумаге, на видео или вживую.

Примеры презентаций могут быть структурированы по-разному, и цели их использования должны быть четко очерчены заранее. Например, можно в описании проблемы иллюстрировать конкретный пункт или поддерживать определенные принципы в любой момент в течение лекции. Она также может быть использована для того, чтобы заставить студентов выдвинуть гипотезу о том, что происходит на экране и как решить проблему. В качестве альтернативы студентов можно попросить работать с экспериментом в аудитории, где лектор предоставляет некоторую информацию, спрашивает студентов об их гипотезах и областях для дальнейшего запроса, предоставляет дополнительную информацию и медленно работает через общение со студентами. Примеры этого существуют следующие: студентам предлагается прочитать случай, в котором описана сложная ситуация, включающая в себя проблему, требующую решения. В аудитории студенты должны защищать фактическую основу и рассуждения, которые привели к их решению.

Обучающимся предоставляется краткое описание проблемной ситуации. В группах студенты берут на себя роль лица, принимающего решения, пытаясь разобраться в проблеме. Иногда они делятся на команды и пытаются отстоять свои позиции. Часто они работают в одиночестве. Однако студенческая аудитория должна прийти к решению, которое будет взаимно приемлемым. В ходе лекции предполагается использовать раздаточный материал. Раздаточные материалы полезны для оказания помощи в организации ключевых концепций в целях содействия сохранению информации и чтобы снять давление на преподавателя. Так, например, раздаточные материалы слайдов позволяют студентам больше участвовать в размышлениях о концепциях, а не записывать каждое слово лекции.

В литературе о раздаточных материалах предполагается, что учащиеся получают более высокие баллы на лекциях, сопровождаемых раздаточными материалами, что студенты оценивают их, и что раздаточный материал может быть использован для заметок. Например, в одном исследовании студенты предпочитали писать в пространстве между заголовками, и чем больше свободного места, тем больше заметок. Аналогичным образом обнаружено, что неполные раздаточные материалы способствовали более пристальному вниманию и удержанию в памяти преподаваемого материала [5, c. 57].

В интерактивной лекции раздаточные материалы могут также структурировать обсуждение и/или дополнять содержание лекции. Время, в которое необходимо выдавать раздаточный материал, зависит от его цели. Это полезно перед лекцией, если студент должен подготовиться с помощью дополнительной литературы; это более эффективно в начале лекции, если раздаточный материал неполный; и это наиболее ценно в конце лекции, если раздаточный материал содержит дополнение.

Выводы

Круглый стол правильнее осуществлять в начале исследования проблемы либо раздела. В начале исследования проблемы ключевая задача лекции – обнаружение диапазона заинтересованности студента, уровня его подготовленности к занятию. Педагог имеет возможность сформировать модель поведения аудитории слушателей. Это в особенности принципиально при первом занятии преподавателя со студентами либо в начале чтения спецкурса, при внедрении новых дисциплин и т.п.

Круглый стол в конце курса ориентирован на привлечение интереса слушателей к основным вопросам учебной дисциплины, систематизацию знаний студентов по их будущим профессиям. Ключевая задача круглого стола в завершении проблемы либо раздела – подведение итогов лекционной деятельности. Лекцию подобного рода допускается выполнить и по завершении всего направления с задачей обсуждения возможностей использования теоретических познаний в практике, как ресурса решения задач; в изучении материала последующих учебных дисциплин; средства определения предстоящей профессиональной деятельности. В проведении круглого стола в качестве лекторов могут принимать участие 2-3 преподавателя смежных предметных дисциплин.

В ходе проведенной лекции рассматривались вопросы по процессу уничтожения всех видов микробной флоры, в том числе их споровых форм и вирусов с помощью физических или химических воздействий. Были изложены требования к стерилизации, что вызвало широкий интерес у аудитории: эффективная очистка, соответствующие упаковочные материалы, соблюдение правил хранения, обращения и транспортировки простерилизованного материала, адекватное качество и количество стерилизуемого материала; соответствующая работа оборудования. Рассматривались физические и химические методы стерилизации: паровая; воздушная; гласперленовая в среде нагретых стеклянных шариков; радиационная, с применением инфракрасного излучения; газовая [6, c. 12]. Особое внимание уделялось обработке рук как важнейшему средству профилактики контактной инфекции. В основу различных методов мытья рук положены три основных момента:

1) механическая очистка рук стерильными щетками и мылом для удаления бактерий;

2) дезинфекция - уничтожение оставшихся бактерий с помощью антисептиков;

3) дубление кожи 70% или 96% спиртом.

Способы дезинфекции рук отражены в таблице [6, c. 11-13].

Способы дезинфекции рук

Способы дезинфекции

Действующие агенты

Достоинства     и недостатки

Способ Фюрбрингера

- 70% спирт;

- раствор сулемы

1:1000

Достоинства:

- достаточная асептичность рук

Способ Спасокукоцкого - Кочергина

 

- 0,5% нашатырный спирт

 

Достоинства:

- достаточная асептичность рук;

- кожа рук не портится и сохраняется мягкой

Способ Заблудовского

 

- 5% раствор танина в спирту (80-96°)

 

 

Достоинства:

- достаточная асептичность рук.

Недостатки:

- портятся руки

Способ Бруна

 

- 96% спирт

 

Достоинства:

- достаточная асептичность рук.

Недостатки:

- портится кожа рук

 

По итогам лекции студент должен знать:

- методы и режимы стерилизации;

- срок годности стерильных объектов;

- способы и этапы предстерилизационной обработки;

- условия дезинфекции и стерилизации.

В завершение лекции проводилась итоговая оценка самостоятельной работы студента в роли лектора, отражение правильности изложенного материла, осведомленности и интересов слушателей. Оценка ознакомленности слушателей проводилась с помощью тест-опросника, который изначально был предложен и подготовлен студентом 2 курса фармацевтического факультета ВолгГМУ, прослушавшим лекцию по стерилизации в привычном формате. Такой подход к обучению развивает у студентов разных факультетов преемственность знаний и стремление к ним.

В ходе сравнения результатов теста выяснилось, что при привычном формате лекции слушателями было усвоено около 50% материала, при формате лекции – круглого стола студенты восприняли около 70% информации, что говорит об эффективности использования лекции – круглого стола в рамках учебного процесса.

Также студентами было отмечено, что при изменении формата исчезла неуверенность при ответе перед аудиторией и от получения неудовлетворительной оценки, так как изменился формат взаимодействия в паре «студент – преподаватель» на «студент – лектор». Участвовали в дискуссии и предлагали новые идеи по улучшению методов стерилизации и те студенты, которые обычно пассивно ведут себя на занятиях.

Живое общение позволяет сразу задать вопрос лектору, что невозможно в работе с безгласными текстами [7, c. 132].

Студентами 4-го курса подмечено, что им действительно не хватает живого общения, что способствует более легкому усвоению материала и повышению личностной самооценки.

Результаты исследования показали, что те преподаватели, которые участвуют в лекции – круглом столе, были восприняты более благосклонно студентами, чем те, кто этого не делал. Известно, что студенты, которые посещают лекции преподавателей, которые задают много вопросов, считают, что лекция является более стимулирующей.

Обнаружено, что удовлетворенность студентов лекционным форматом выше, когда они активно участвуют в учебном процессе. Таким образом, интерактивная лекция - это активное участие со стороны преподавателя и студента. Этот метод обучения вызывает у студентов внимание и позволяет получать мгновенную обратную связь о том, насколько материал лекции был понят. Это также способствует более высокому уровню мышления, решению проблем и применению на практике изученного материала. В действительности интерактивная лекция – это способ извлечь выгоду из сильных сторон обучения.

Мы считаем, что полученные нами результаты могут быть использованы преподавателями других вузов в целях повышения мотивации студента, а, следовательно, и качества их обучения. Это объясняется тем, что совершенствование системы обучения, стимулируемое заказом современного общества, постоянно усложняет требования к выпускникам: сегодня выпускнику недостаточно обладать суммой знаний, он должен иметь мотивацию к самостоятельному обучению.


Библиографическая ссылка

Брель А.К., Складановская Н.Н., Жарова К.Р., Танкабекян Н.А., Жогло Е.Н. «КРУГЛЫЙ СТОЛ» КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЙ МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27633 (дата обращения: 23.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074