В 2018 году исполняется 20 лет со дня основания Болонской системы, которая была призвана превратить Европу в единое образовательное пространство. В 1999 году в нее вошло 29 государств, подписавших Болонскую декларацию, а в 2003 году участником этого процесса стала Россия. Вступление в Болонскую систему должно было обеспечить интеграцию нашей страны в европейское образование, усиление конкурентной способности выпускников российских вузов на мировом рынке труда, а также, что, возможно, является главным – повышение статуса преподавателя и его роли в образовательном процессе.
Очевидно, что смена образовательной парадигмы породила проблемы с содержанием учебного процесса и необходимость повышения квалификации профессорско-преподавательского состава российских вузов. Это, в свою очередь, обусловило разработку и принятие новых государственных стандартов, которые являются основным законом, регламентирующим образовательную деятельность. Уже пятнадцать лет не умолкают споры о том, как эти новации повлияли на качественный уровень образования, но бесспорным является факт необходимости формирования в данных условиях новой образовательной концепции и внедрения новых педагогических технологий.
Целью предпринятого автором исследования является определение миссии преподавателя высшей школы в изменившихся условиях его профессиональной деятельности, а также анализ педагогических методик и технологий, позволяющих сформировать будущего профессионала, обладающего не только необходимым уровнем знаний, умений и навыков, но и стремящегося этот уровень постоянно и самостоятельно совершенствовать. Особое значение здесь отводится пониманию роли педагога и его месту в образовательном процессе, ориентированном на мировую практику подготовки профессионалов в сфере художественно-проектной деятельности с учетом специфики ментальных особенностей студенческого контингента творческой направленности.
Самым существенным фактором новой образовательной политики является принципиальная смена ролевой позиции субъекта, получающего образование: «обучаемый» превратился в «обучающегося». Важнейшей компетенцией, которую необходимо продемонстрировать для подтверждения квалификационного уровня студенту, освоившему образовательную программу, является способность к самоорганизации и самообразованию [1]. Теперь студент должен не просто пассивно потреблять знания, которые ему передает преподаватель, а добывать эти знания в процессе освоения учебной программы в рамках как аудиторных, так и самостоятельных занятий. Причем значение самостоятельных занятий неукоснительно растет, что находит отражение в обновленных образовательных стандартах. Другими словами, студент становится более активным и инициативным участником образовательного процесса [2].
Соответственно, поменялась и педагогическая парадигма. Миссия преподавателя уже не сводится лишь к формированию профессиональной эрудиции студента путем механического накопления последним передаваемых знаний и умений. Объяснительно-иллюстративные технологии обучения должны уступить место интерактивным, в которых педагог и студент находятся в постоянном взаимодействии. «Преподаватель отказывается от роли простого транслятора готовых знаний и выполняет функцию одного из источников информации и помощника в работе, организующего самостоятельную познавательную деятельность обучающихся по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждающего к поиску, исследованию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем» [3, с. 334].
Педагог превращается в наставника, вооружающего студента эффективными методиками самостоятельного получения знаний, технологиями саморазвития и самообучения. Очевидно, что перенесение вектора активности в образовательном процессе на обучающегося ни в коей мере не облегчает задачу педагога. Наоборот, деятельность преподавателя становится еще более творческой и ответственной, так как в новых условиях она должна базироваться на самых прогрессивных методических, психологических и философских подходах.
Процесс самостоятельной «добычи» знаний требует от обучающегося значительных интеллектуальных, психических и даже физических усилий. Следуя подсознательному чувству самосохранения, студент пытается эти усилия минимизировать. Актуальной становится задача преподавателя – превратить самообразование для обучающегося из утомительной обязанности в захватывающий креативный процесс получения новых знаний и новых возможностей. Эффективность решения этой задачи находится в прямой зависимости от мотивации студента. Студент должен иметь уверенность в положительных результатах познавательной деятельности, причем не в далеком будущем, а в обозримом настоящем. Такими образом, аксиологический подход в деятельности педагога становится доминирующим направлением.
Структура взаимоотношений человека с окружающим миром и с самим собой имеет духовно-прагматическую природу. В коммуникативном процессе человек всегда стремится к некой цели, ради достижения которой он и осуществляет свою деятельность, требующую постоянного контроля и корреляции извне. В коммуникационную структуру образовательного процесса педагог-наставник призван внедрить определенную систему ценностных ориентиров, причем не через навязанную презентацию этой системы, а посредством формирования в сознании обучающегося принятия ее как собственного убеждения. Другими словами, процесс коммуникации студента и педагога должен иметь не иерархическую природу, а демократическую, предполагающую активную обратную связь и формирование убеждения на основе собственного выбора, а не на основе выполнения приказа преподавателя-ментора.
В контексте деятельностного подхода ценность понимается как внутренний ориентир личности, освоенный на эмоциональном уровне и получивший социальную поддержку. В ходе эволюции человеческого общества происходили постоянные изменения в области отношения человека к окружающей действительности, к самому себе, к своей деятельности как к единственному способу самореализации. В этом перманентном процессе формировались ценностные приоритеты социального порядка, так как человеческая жизнь всегда протекала в определенном этническом и культурном контексте.
Миссия педагога состоит в том, чтобы включить самообразование и саморазвитие в систему ценностей обучаемого. В сознании студента необходимо закрепить убеждение, что наградой за упорный труд является самореализация и одобрение общества. Особенно актуальна эта задача при подготовке профессионалов в творческих направлениях деятельности, в частности в направлениях художественной культуры и искусства. Художественно-творческая деятельность нацелена на созидание чего-то нового, оригинального, пропущенного сквозь призму собственного восприятия, претендующего на авторский контекст и социально-историческую уникальность. Здесь арсенал мотивационных средств и приемов, используемых преподавателем, может быть особенно многообразным.
Английский писатель Вальтер Скотт так описывал мотивацию своего творческого процесса: «Чем бы там ни объясняли побудительные мотивы сочинительства, я считаю, что единственный стимул - это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь - точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика» [4, с. 98].
В высказывании великого писателя в емкой форме заключена универсальная формула ценностной системы художника: азарт исследователя-первооткрывателя, слава как проявление общественного успеха, финансовое вознаграждение и, самое главное - удовольствие от выполнения любимой работы. Именно эти мотивационные механизмы целесообразно задействовать в деле воспитания и обучения студентов художественно-творческих направлений, в число которых с полным основанием включается дизайнерская деятельность.
Лауреат Нобелевской премии венгерский биохимик А. Сент-Дьерди называл любознательность главным движущим стимулом ученого [5]. Этот постулат абсолютно верен и для художника. Методика подготовки студентов-дизайнеров основывается на последовательном выполнении ряда проектов, отражающих различные аспекты их будущей профессии. Проектная задача студента максимально приближена к реальному дизайнерскому производству и начинается с предпроектного анализа, существенным этапом которого является системное изучение проблемы в историческом контексте. Таким образом, этапу генерации авторской концепции проектной идеи предшествует всесторонняя и тщательная исследовательская работа, которая призвана не только расширить эрудицию студента в сфере проектной проблематики, но и возбудить его профессиональное любопытство, интерес к поиску собственного оригинального решения.
Исследовательские потребности генетически заложены в самой природе человека. Увлекательный поиск интересных фактов и прообразов в ретроспективном и современном ключе может стать действенным мотивом творческой активности обучающегося. Особенно если предложить студентам публично презентовать результаты своего исследования перед товарищами по группе, поощряя при этом нахождение наиболее оригинальных примеров дизайнерских решений проблемы, аналогичной проектному заданию. Не случайно новые государственные стандарты отводят важнейшее место научно-исследовательской работе студентов всех уровней образования – от бакалавра до аспиранта. Если педагогу удается возбудить гносеологический интерес студента, то процесс самообразования становится весьма эффективным.
Не менее значимым элементом стимулирования когнитивной активности обучающихся является востребованность в результате. У студента необходимо сформировать желание найти решение проектной задачи, которого до этого никогда не было, то есть мотивировать обучающегося на истинно творческий поиск. Для людей художественно-творческих профессий честолюбие является положительным качеством, к которому полезно апеллировать в воспитательном процессе. Хорошо, когда у обучающегося появляется стремление удивить и восхитить преподавателя и одногруппников яркой концепцией дизайнерской идеи. Здоровые амбиции студента, базирующиеся на активизации его способностей и талантов, помогают педагогу направить усилия обучающегося на качественное и полноценное выполнение учебной задачи.
Вознаграждением за эти усилия должно стать общественное поощрение, которое порождает у студента чувство самоуважения. Вот почему в образовательном процессе художественно-творческой направленности важнейшее значение имеет применение интерактивных технологий обучения. В числе наиболее часто используемых интерактивных технологий в дизайн-образовании можно назвать дидактические игры, моделирующие проблемные ситуации, близкие к профессиональным, групповое обсуждение дискуссионных вопросов, совместный анализ проектных обстоятельств и многие другие акции, нацеленные на публичную презентацию результатов познавательной и творческой деятельности студента-дизайнера. Одобрение этих результатов не только со стороны преподавателя, но и коллег по группе значительно повышает самооценку обучающегося и ценность его деятельности в собственных глазах.
Но самым действенным средством мотивации познавательной и творческой активности студентов художественно-творческих направлений является ситуация, когда результаты образовательной деятельности выносятся за рамки учебных аудиторий и становятся фактом общественной жизни. Профильные конкурсы и выставки различных статусов предоставляют обучающимся возможность демонстрации своего творческого потенциала и получения его оценки со стороны профессионального сообщества. В настоящее время в нашей стране проводится множество творческих конкурсов и выставок самых разнообразных уровней – от региональных до международных. В основном они организуются для студентов и молодых профессионалов, конкурсные работы которых оценивают ведущие отечественные и зарубежные специалисты в области художественной и проектной деятельности. Участие в статусных конкурсно-выставочных мероприятиях, а тем более победа в них, поднимает самооценку будущего профессионала и формирует желание трудиться для достижения успеха и впредь.
В этом контексте еще более «эффективным инструментом мотивации творческой активности обучающихся является самостоятельная организация конкурса на базе вуза с привлечением региональных творческих союзов, дизайнерских фирм, предприятий профильного бизнеса. В этом случае студенты могут стать не просто участниками конкурсного мероприятия, но и его активными организаторами» [6, с. 352]. Ценность участия в выставочно-конкурсных мероприятиях и активной роли обучающихся в их организации состоит в том, что студент заметно обогащает свой профессиональный опыт, расширяет свои критериально-ценностные горизонты, получает эмоциональное удовлетворение от успешности результатов качественного труда.
Эмоционально-нравственная мотивация самообразования и саморазвития обучающихся не противоречит использованию материальных стимулов их активности в познавательном процессе. Базовая студенческая стипендия является хоть и небольшим, но приятным денежным поощрением за успешное обучение. В последние годы появилось множество стипендиальных фондов, которые позволяют студенту, демонстрирующему отличные результаты в учёбе, творчестве и других сферах общественной жизни, получить весьма ощутимую финансовую поддержку в виде повышенной стипендии. Эта система существует как на уровне частных инициатив, так и на уровне государственной образовательной политики.
Материально-финансовые стимулы познавательной активности обучающихся имеют не только прагматичное значение, являясь реальной помощью молодёжи в получении образования, но и становятся действенным воспитательным инструментом. Уже на стадии профессионального становления у студента формируется убеждение, что упорный труд является условием материального благополучия. Такое убеждение способствует нравственному взрослению молодого человека, переходу его с позиций инфантильного потребителя на уровень активного творца своей судьбы.
Современное дизайн-образование переживает период активной модернизации методологических подходов с учетом, с одной стороны, мировых тенденций развития дизайнерской деятельности, с другой – переосмысления богатого педагогического наследия советских школ, подготавливающих в двадцатых годах прошлого столетия первых профессионалов в области художественно-проектной деятельности. Среди них Свободные государственные художественные мастерские, Институт художественной культуры, Высшие художественно-технические мастерские, Высший художественно-технический институт. Образование в этих учебных заведениях основывалось на сотрудничестве студентов и профессорско-преподавательского состава.
Многолетний опыт педагогической деятельности в сфере подготовки будущих дизайнеров приводит к выводу о том, что результативность образовательного процесса невозможна без активной и взаимообогащающей коммуникации между преподавателем и студентом, построенной на демократических принципах. Обучающий и обучаемый как два основных субъекта образования должны не противостоять друг другу, а действовать в сотворчестве. При очевидном неравенстве между преподавателем и студентом в смысле багажа их профессиональных знаний и умений процесс взаимного общения может быть одинаково захватывающим и вдохновенным для обеих сторон.
Относясь к студенту как коллеге и соавтору идей, рождаемых учебной задачей, педагог переходит от назидательного стиля общения к доверительному, полностью при этом исключая панибратство. Это помогает педагогу исполнить свою воспитательную миссию гораздо более эффективно. Молодой человек благодарен преподавателю за доверие и стремится это доверие оправдать. Он как профессионал с точки зрения его педагога не может совершить профессиональную ошибку и старается постоянно пополнять свои знания и навыки посредством познавательной теоретической и практической деятельности. Получить похвалу и поощрение от старшего товарища становится одной из целей самообразования и саморазвития студента.
Каждый из названных методов воздействия на студента и стимулирования его активности в образовательном процессе может быть действенным инструментом формирования активной жизненной позиции молодого человека. Если же эти методы используются неравнодушным педагогом в совокупном единстве, они становятся по-настоящему эффективным средством воспитания личности, для которой стремление к самосовершенствованию является органичной потребностью.
Библиографическая ссылка
Бердник Т.О. МОТИВАЦИЯ КОГНИТИВНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27577 (дата обращения: 17.09.2024).