В настоящее время происходит масштабная трансформация общества из постиндустриального в информационное [1-3], что сопровождается: с одной стороны, масштабным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы экономической деятельности человека, в том числе и в образование; а с другой – их «укоренением» и стремительным развитием самих сфер на базе этих технологий.
Данная тенденция отражается:
- в формировании и развитии информационно-коммуникативных процессов, структур, а также их имплементации в различные сферы экономической деятельности, в том числе и социальные институты (образование, социальная сфера);
- в необходимости детального определения ценности, роли и места понятия и категории «информация» и «информационные процессы» в целом в жизнедеятельности общества и, в частности, человека; в том числе и в части обоснования новых трактовок социальной реальности с учетом информационно-коммуникативной сути современных процессов взаимодействия и обмена информацией.
В условиях глобальной информатизации и виртуализации современного общества особое значение приобретает взаимодействие в Интернете – как особом виртуальном пространстве, которое не может существовать без правовой регламентации и где аспекты правореализации различных видов деятельности и проблем носят специфический характер, несмотря на то что фундаментальные принципы права сохраняются и остаются вполне применимыми. Кроме этого, все «правопослушные» пользователи должны оставаться защищенными от различных информационных и экономических угроз.
В связи с этим особую актуальность, на наш взгляд, в условиях глобальной информатизации общества [1; 2] и информатизации образования [3-5] в системе профессиональной подготовки и переподготовки современных специалистов приобретает развитие содержания обучения по информационно-правовому направлению [6; 7], способствующее формированию на специально-профессиональном уровне информационно-коммуникационной [8-10] и правовой компетентности [11] специалиста. В свою очередь, эти две компетентности служат базовой основой для развития как информационной [12], так и правовой культуры современного специалиста [13-16].
Цель исследования - рассмотрение актуальной проблемы профессиональной подготовки современного специалиста в области информационно-правовой деятельности, с одной стороны, как составляющей его профессиональной компетентности, а с другой – как основы для развития правовой культуры современного специалиста в условиях глобальной информатизации.
Материал и методы исследования
Современные условия функционирования нашего государства, согласно диссертационному исследованию Г.А. Фирсова [13], заключаются в решении задачи формирования у учащихся образовательных организаций правовой культуры, чтобы они:
- во-первых, понимая свою роль, зная возможности и осознавая ответственность перед обществом, могли реализовать в полной мере свои права и обязанности, что позволит им сформулировать свою гражданскую позицию;
- во-вторых, приобретали правовые знания и навыки в профессиональной деятельности, которые позволят реализовать в полной мере конституционные права.
Аналогичный взгляд, но более конкретизированный был представлен позже и в исследовании В.П. Батайкина [14], где автор, исследуя проблемы правовой культуры современного специалиста в условиях социальной модернизации России, отмечает, что процесс качественной профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля невозможен без освоения необходимых правовых знаний. По мнению автора, правовые знания служат одним из важных элементов их профессиональной подготовки, т.к. требует решения ряда вопросов, а именно накопления и усвоения: «(а) знаний основ и общих принципов права и государства, правового положения личности в обществе, конституционных прав и обязанностей человека и гражданина; (б) знаний отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью специалистов гуманитарного профиля; (в) умений и навыков практического применения юридических знаний, в том числе в сфере процессуального законодательства, правотворчества и др.» [14, с. 13-14].
Стоит отметить, что проведенный анализ научной и научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что такие понятия, как «правовая культура», «правовая компетентность», «правовая грамотность», характеризуют этапы формирования правового сознания профессионала отрасли. Этап формирования правовой грамотности обеспечивает накопление и систематизацию специалистами знаний на базовом уровне в области общих и специальных вопросов сферы профессиональной деятельности, регламентируемой действующим законодательством страны. Данный этап является ключевым в рассматриваемом процессе. В ряде источников понятия «правовая культура», «правовая грамотность», «правовая компетентность» используются как синонимичные, то есть выступают в качестве одной и той же характеристики. Но при этом, на наш взгляд, рассматриваемые понятия не только различны, но и относятся к различным этапам формирования правового сознания. В большинстве случаев процесс овладения знаниями в области права, уважение закона, главенство права, осознанное соблюдение правовых норм, понимание ответственности (перед обществом и законом) и неотвратимости наказания (административного, уголовного), борьба с правонарушениями являются характеристиками правовой культуры личности [6; 11].
Процесс формирования правовой культуры у будущих специалистов происходит не только в рамках изучения дисциплин в области правового регулирования в профессиональной сфере или деятельности (правовое обучение), но и в рамках изучения специальных дисциплин в той или иной предметной области. Мы считаем целесообразным, вслед за С.Ф. Вольской и А.А. Зайцевым [17], которые говорили об актуальности формирования правовой грамотности у студентов технического вуза, рассматривать правовую компетентность как сложное явление, характеризуемое социальными, специальными, индивидуальными и личностными компонентами. Правовая грамотность, на наш взгляд, является той базой для формирования правовой компетентности и правовой культуры современного специалиста, которая «выражается в наличии у специалиста не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни» [18, с. 300].
Сегодня в рамках подготовки современного специалиста фактически любого профиля отчетливо просматривается необходимость формирования как информационной, так и правовой компетентности, причем в их тесной взаимосвязи, и поэтому, на наш взгляд, наиболее актуально говорить о формировании информационно-правовой компетентности специалиста. При этом надо учитывать, что ряд психологов и педагогов (как мы ранее отмечали [6; 7; 18]) трактуют, что «информационная компетентность – это потребность, интерес, мотивация к приобретению знаний и умений, навыков и опыта практической деятельности в области программных, аппаратных средств и информации; а правовая компетентность специалиста является динамической характеристикой, которая отражает изменения в овладении им соответствующих компетенций в области использования законов» [19, с. 217].
Таким образом, наиболее целесообразно, как мы уже отмечали ранее в [6; 18], понимать «под информационно-правовой компетентностью, в широком смысле, динамическую характеристику деятельности специалиста, отражающую мотивацию, потребность и интерес к получению новых знаний в области права и информатики за счет расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний посредством более глубокого освоения им навыков в области информационно-коммуникационных технологий» [6, с. 10]. При этом по-прежнему остается актуальной научно-методическая проблема – поиск результативного подхода к формированию профессиональной информационно-правовой готовности современного специалиста фактически любого профиля (гуманитария, педагога, психолога и др.) и развития на ее основе соответствующей профессиональной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и информационно-правовых систем. В результате чего, на наш взгляд, у современного специалиста в условиях профессиональной подготовки в вузе будут сформированы целостные социально-профессиональные качества – профессиональная готовность и профессиональная компетентность. Именно эти качества будут позволять специалисту успешно выполнять профессиональную деятельность в рамках конкретной профессиональной сферы, базируясь на активном использовании информационно-коммуникационных технологий, современных методах и средствах работы с информацией, учитывая этапы информационной деятельности специалиста с основой на нормативно-правовой базе РФ и на мировом опыте арбитражной практики.
В данном контексте отметим, что проблема формирования ИКТ-компетентности современного специалиста любого профиля (включая и гуманитариев, и педагогов) на профессиональном специальном уровне или в контексте формирования его профессиональной культуры остается актуальной и по сей день, несмотря на ее достаточную разработанность, и требует специального рассмотрения как составляющей информационно-правовой компетентности.
Аналогичного вывода нельзя сделать относительно правовой деятельности или правовой компетентности специалиста любого профиля. На сегодняшний момент можно указать множество научно-методических работ (И.Л. Бачило, В.Д. Элькина, С.Г. Чубуковой, С.Ф. Вольской, А.А. Зайцева, О.В. Третьяковой, А.В. Шумаковой, Р.В. Шагиевой и др.) и диссертационных исследований (А.Е. Алешиной (2008), Л.Г. Арсентьевой (1996), А.А. Жигулина (2003), В.И. Стымковского (2011), А.В. Коротун (2004), М.В. Непобедного (2010), В.М. Боера (1993), В.В. Кожевникова (1992), С.В. Бредневой (2009), В.П. Батайкина (2011), А.С. Аникиной (2011), В.Ю. Маноляка (2007), Г.А. Фирсова (2006), Р.В. Шагиевой (2006) и др.), в которых рассматриваются проблемы формирования правовой деятельности, правовой компетентности и/или правовой культуры специалиста, но в основном для специалиста юридического профиля.
В данном контексте следует упомянуть отдельно диссертационное исследование Р.В. Шагиевой [16], в котором рассматривается Концепция правовой деятельности в современном обществе и проблемы формирования правовой деятельности у будущих юристов. В этом исследовании указано, что категория «правовая деятельность» необходима для фиксации всех деяний, признаваемых нашим обществом и государством правильными, справедливыми. Автор этого исследования особо подчеркивает, что «какими бы субъектами они ни осуществлялись, правовая деятельность, как деятельность практическая, представляет собой определенный вид социальной активности личности, мотивированно осуществляемой в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения ее разнообразных потребностей способом, который признается обществом и государством правильным, справедливым» [16, с. 28]. В данной трактовке, на наш взгляд, правовая деятельность может быть свойственной и для любого другого специалиста в информационном обществе, а не только для юриста. Приведем наиболее распространенные и используемые в образовательной практике взгляды на составляющие информационной и правовой компетентности (таблица), на обобщении которых базируется наше понимание информационно-правовой компетентности.
Составляющие информационно-правовой компетентности специалиста гуманитарного профиля
Прокомментируем содержание таблицы:
- В первом столбце, на наш взгляд, указанные составляющие (по Бурмакиной В.Ф., Зелману М., Фалиной И.Н. [20]) можно считать этапами информационной деятельности при решении информационных задач. При этом последние следует понимать не только в узком смысле, как задачи на использование ИКТ или задачи по информатике, но и в широком смысле, как задачи по работе с информацией в любой предметной области или профессиональной сфере, в том числе и гуманитарной.
- Во втором столбце приведены составляющие информационной компетентности или компетентности в области информационных технологий по И.А. Зимней [21], которые фактически описаны в категориях таксономии Б. Блума. И здесь важно понимать, что таксономия Блума за рубежом используется для описания профиля специалиста – для характеристики его профессиональной компетентности через шесть категорий по Блуму: «знание (воспроизведение важной информации), понимание (объяснение важной интерпретации конкретной информации), применение (решение закрытых проблем), анализ (решение открытых проблем), синтез (нахождение уникальных ответов к проблемам), оценка (вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях)» [22]. Отметим, что первые две относятся к собственному знанию и пониманию, а остальные четыре – к интеллектуальным навыкам.
- В третьем столбце указаны составляющие правовой деятельности, выделенные Р.В. Шагиевой [16], которые можно считать прообразом составляющих правовой компоненты ИПК специалиста, т.к. умение осуществлять специалистом конкретный вид деятельности на практике позволяет говорить о его компетентности в данном виде деятельности.
- В четвертом столбце представлены составляющие информационной компоненты ИПК, учитывающие определения и составляющие ИКТ-компетентности согласно С.Д. Каракозову [3; 12], А.Ю. Уварову [4], Н.И. Рыжовой и М.В. Литвиненко [9], И.А. Зимней [21], Е.А. Ракитиной [23], И.В. Роберт [24], Е.К. Хеннеру [25].
- В пятом столбце приведены составляющие правовой компоненты ИПК, о которых мы уже ранее рассуждали в ряде своих работ [6; 7; 11; 19].
Заметим, что данная таблица позволяет легко и в сравнительной форме видеть общее и различие в составляющих всех используемых и смежных в некотором смысле понятий, которые порождают и определяют понятие «информационно-правовая компетентность» (ИПК).
Теперь обратимся к рассмотрению образовательных стандартов, предназначенных для профессиональной подготовки современных специалистов, с целью подчеркнуть еще и с этой позиции актуальность рассматриваемой проблемы. Изучив стандарты ФГОС ВО, отметим, что если для специалистов юридического профиля понимание правовой деятельности и компетентности существует (см. ФГОС ВО третьего поколения по направлению «Юриспруденция»), то в стандартах для специалистов любого другого профиля, в том числе и гуманитарного, во ФГОС ВО имеются дисциплины, способствующие развитию правовой деятельности и даже компетентности этих специалистов в их профессиональной сфере, но как таковые эти понятия не фигурируют и не описываются никаким образом, тем более явно их составляющие не выделяются.
Так, например, в ФГОС ВО третьего поколения [26] для развития правовой компетентности имеются следующие дисциплины: (а) для специалиста в области рекламы и связей с общественностью – «Правовое обеспечение рекламной деятельности»; (б) для специалиста в области туристской индустрии – «Правовое обеспечение деятельности в туристской индустрии», а в вариативной части ФГОС ВО «Правоведение»; «Правовое обеспечение транспортных услуг» и «Туристские формальности»; (в) для педагога по различным направлениям – «Нормативно-правовое обеспечение образования».
Результаты исследования и их обсуждение
Считаем обоснованным и очевидным актуальность формирования у современного специалиста информационно-правовой компетентности и актуальность уточнения определения самого понятия «информационно-правовая компетентность» через конкретизацию ее составляющих, которые необходимо развивать на профессиональном уровне у современного специалиста любого профиля в контексте его профессиональной подготовки в вузе, а не только специалиста юридического профиля. Кроме этого, на наш взгляд, актуальным вопросом для дальнейших исследований в контексте профессиональной подготовки современных специалистов в вузе становится и формулировка критериев сформированности профессиональной готовности будущего специалиста к информационно-правовой деятельности, и соответствующие ее высшему уровню проявления информационно-правовой компетентности.
В заключение приведем схематическое представление соотношения составляющих профессиональной деятельности специалиста в области рекламы и связей с общественностью (рисунок), в том числе и информационно-правовой. Важно понимать, что именно этот вид профессиональной деятельности в некотором смысле «везде применим» при решении профессиональных задач предметной области или профессиональной сферы, поскольку вся деятельность должна быть правильной - правовой и законной. Обратим внимание, что на схеме не указана доля в процентах как для информационно-коммуникационной, так и для правовой деятельности. Это сделано нами умышленно, т.к. эти виды деятельности явно и как самостоятельные в профессиограмме специалиста не выделяются, а «размываются» в социально-коммуникационной, информационно-технологической и организационно-управленческой формах деятельности. Их долю можно с уверенностью указать лишь после дополнительных исследований.
Информационно-правовая компетентность специалиста рекламы и связей с общественностью в контексте его профессиональной деятельности
Резюмируя сказанное выше, считаем необходимым дополнить сформулированное нами выше определение «информационно-правовой компетентности» в широком смысле и понимать ее (согласно [27]) в качестве интегральной характеристики, определяющей готовность и способность специалистов к решению профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в фактических условиях деятельности профессиональной области, с учетом имеющихся знаний, опыта как профессионального, так и жизненного, наклонностей и ценностей. При этом считаем, что ее информационная составляющая – это компетентность в области информационных технологий, или кратко - ИКТ-компетентность, которая проявляется в информационной деятельности современного специалиста конкретного профиля. Соответственно правовая составляющая – это правовая компетентность и ее проявление в профессиональной сфере в виде правовой деятельности конкретного специалиста. Процесс же формирования профессиональной готовности специалиста к информационно-правовой деятельности в профессиональной сфере, а затем развитие на ее основе профессиональной информационно-правовой компетентности целесообразно рассматривать как процесс, основанный на решении учебных и/или обучающих профессиональных задач на ключевом, базовом и специальном уровнях.
Заключение
Таким образом, вопросы, описанные в данной работе, частично рассматривались нами ранее в [6; 7; 19], но поскольку характеризуются многоаспектностью, то, на наш взгляд, являются перспективными направлениями для дальнейших исследований в области теории и методики профессионального образования и требуют конкретной детализации и развития идей, обозначенных нами ранее [28-30].
Среди них могут быть темы: 1. Формулировка концепции формирования профессиональной готовности специалиста к информационно-правовой деятельности. 2. Построение классификации учебных профессиональных задач в области информационно-правовой деятельности. 3. Разработка критериев сформированности профессиональной готовности к информационно-правой деятельности и профессиональной информационно-правовой компетентности и др.
Библиографическая ссылка
Рыжова Н.И., Соколов Д.А. ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27481 (дата обращения: 18.02.2025).