Развитие российской сферы сервиса и туризма происходит достаточно динамично и находится в зависимости от процессов и явлений, характерных для мировой туристской индустрии. И если повышение качества туристских услуг и обслуживания – общемировая тенденция, то в российской практике туризма увеличение внутреннего турпотока сопряжено с проблемой качества услуг туризма. Одним из направлений в решении проблемы повышения качества сервиса и туристского обслуживания является подготовка кадров, способных выдерживать обострение конкуренции на рынке труда, соответствовать ожиданиям работодателя и адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов.
Целью исследования является изучение проблем, связанных с профессиональной подготовкой специалистов сферы сервиса и туризма в Тюменском регионе, влияющих на уровень конкурентоспособности выпускников. В исследовании акцентируется внимание на необходимости более широкого применения практико-ориентированного подхода для формирования профессиональных компетенций. Использование социологических методов (анкетирование студентов высших образовательных учреждений, экспертный опрос) позволило выявить проблему взаимодействия потенциальных работодателей и профильных высших учебных заведений, а также мнения, установки руководителей сервисных предприятий в отношении организации подготовки кадров для этой отрасли региона.
Обеспечение конкурентоспособности выпускников – одна из главных задач образовательного учреждения, но выполнение ее невозможно без соответствующей поддержки со стороны властных структур, без привлечения потенциальных работодателей к образовательному процессу. Существующие на сегодня механизмы взаимодействия между представителями бизнес-среды, власти и сферы профильного образования требуют существенного пересмотра, прежде всего для создания условий полноценного включения выпускника в сферу профессиональной деятельности. «В связи с этим высокую значимость и актуальность имеют современные исследования проблем конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, на основе которых возможно формирование моделей систем управления конкурентоспособностью выпускника на рынке труда» [1, с.207].
«Факторами, стимулирующими повышение конкурентоспособности специалиста в сфере сервиса и туризма, выступают и такие глобальные явления, как:
- постоянное увеличение международных путешествий и рабочих мест в туриндустрии;
- усиление региональных интеграционных процессов;
- внедрение международной стандартизации статистических методов исследования и мониторинга туризма;
- создание новых общественных ассоциаций туризма;
- интеграция предприятий туризма и образовательной среды» [2].
«В профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма давно назрела необходимость в качественной полипрофильной подготовке, в гибкой системе подготовки кадров для индустрии туризма, соответствующей мировым стандартам и долгосрочной карьере специалистов. Подготовка кадров для сферы туризма в нашем понимании означает подготовку специалистов различных уровней квалификации для трудовой деятельности в этой сфере, осуществляемую в образовательных учреждениях с обязательным изучением цикла туристских дисциплин со специально разработанными специализированными курсами в качестве профессиональной программы и обязательной практикой на туристском предприятии» [2].
Изучение туризма как сферы занятости начато относительно недавно, но уже активно обсуждается специфика профессий в туризме, разработаны различные варианты обучения специалистов [3, с.201]. «Среди основных проблем в данной области выделяют следующие:
- невозможность определения характера туристских профессий;
- профессиональные компетенции в туризме.
Эти проблемы связаны с незрелостью российской индустрии туризма, поскольку многие секторы не воспринимают себя составляющей индустрии туризма, некоторые важные звенья в цепочке туристского производства отсутствуют (например, региональное планирование, информационное обеспечение, услуги гидов, переводчиков), слабы законодательные основы» [3, c.205].
Сложность в определении профессиональных компетенций связана с динамичностью и изменчивостью сферы сервиса и туризма: происходит постоянное увеличение ассортимента предоставляемых услуг, механизмов, инструментов и оборудования, используемого в процессе их оказания. Это неизбежно влечет за собой изменение требований к профессиональным и личностным качествам персонала сферы сервиса и туризма и существенно влияет на образовательный процесс в области профессиональной подготовки кадров для туриндустрии. Перед многими профильными образовательными учреждениями все чаще возникает проблема выбора между усилением специализации и повышением универсализации осваиваемых студентами знаний, умений и навыков. Соблюдение оптимального баланса в теоретической и практической частях профессионального сервисного образования необходимо и возможно при более активном содействии потенциальных работодателей.
В рамках компетентностного подхода важно не только организовывать образовательный процесс так, чтобы были созданы условия для максимально эффективного овладения профессиональными и общими компетенциями, а осуществлять это с учетом потенциальных способностей и возможностей обучающихся. С помощью усиления практико-ориентированной составляющей образовательного процесса возможна проверка сформированности заданных компетенций. Уровень адаптивной гибкости в большей степени зависит от личностной мотивации студента и его профессиональной ориентированности. И для специалиста сферы сервиса и туризма способность к адаптации в меняющихся условиях профессиональной среды является одним из факторов конкурентоспособности.
Основным критерием компетентности специалиста выступает качество выполняемых видов работ. Но именно в сфере сервиса оценка качества выполненной специалистом работы носит субъективный характер. До, во время и после оказания услуги оценка качества услуг производится потребителем, имеющим собственные представления об уровне качества потребляемых услуг. Повышение требований к качеству сервиса и туристских услуг, наблюдаемое в качестве тенденции, характерной в том числе для мирового туризма, неизбежно влечет за собой повышение требований к компетентности выпускников профильных учебных заведений. Мировыми лидерами в профессиональной подготовке специалистов в сфере сервисного и туристского обслуживания являются коммерческие высшие образовательные учреждения Швейцарии и Франции, более 40 лет успешно применяющие практико-ориентированный подход в образовании как основу для формирования ключевых и вариативных профессиональных компетенций выпускников [4,5].
Практико-ориентированный подход в высшей школе предполагает увеличение доли занятий, направленных на адаптацию студента к реалиям профессиональной среды в выбранном направлении профессиональной деятельности. Варианты реализации практико-ориентированного подхода в российской высшей школе связаны с:
- организацией практики студентов на базе действующего сервисного предприятия;
- созданием учебного предприятия на базе профильного высшего учебного учреждения и организацией практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным;
- внедрением инновационных технологий обучения, профессионально-ориентированных, активных методов обучения для формирования заданных профессиональных компетенций;
- возможностью профессионально-направленного изучения всех дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Можно отметить и инновационные изменения в сфере образования в целом, которые способствуют реализации компетентностного подхода через повышение доли интерактивных занятий – “разработка и реализация новых технологий обучения, создание условий для самоопределения личности, создание и развитие творческих инновационных коллективов” [6, с.16].
Комплексная реализация практико-ориентированного подхода в подготовке кадров для индустрии туризма предполагает сотрудничество профильных образовательных учреждений и действующих предприятий туристской отрасли. Такое сотрудничество возможно как в пределах региона, так и в масштабах страны, в качестве организации практик для студентов с выездом в другой регион. Применение практико-ориентированного подхода дает возможность оценить уровень теоретического освоения изученного материала, способности студентов к профессиональной деятельности в индустрии туризма, а также определить появление новых профессиональных компетенций, требующих освоения и включения в учебные планы. Таким образом, с помощью практико-ориентированного подхода возможно изменение перечня осваиваемых профессиональных компетенций, повышение эффективности реализации компетентностного подхода, а значит – повышение конкурентоспособности выпускников. Практико-ориентированный подход, несмотря на достаточную разработанность и самостоятельность применения, выступает как одно из средств повышения эффективности реализации компетентностного подхода.
Анализ данных, полученных в ходе проведенного в 2015–2016 гг. исследования, позволил выявить проблемы, связанные с реализацией практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов сферы сервиса и туризма в Тюменском регионе. Острой остается проблема организации практик на базе действующих сервисных предприятий. Результаты экспертного опроса руководителей сервисных предприятий (2015 г.) свидетельствуют о их слабой заинтересованности в практическом обучении студентов. Более 40 % руководителей сервисных предприятий считают, что базовое образование в сфере сервиса и туризма должно быть получено сотрудниками и претендентами на вакантные рабочие места в учебном заведении, почти 20 % экспертов не готовы обучать даже состоящих в штате сотрудников за счет средств предприятия, не видя в этом целесообразности из-за высокой текучести кадров. Более 50 % руководителей готовы принимать студентов на практику без оплаты рабочего времени и только на линейные должности, преимущественно для выполнения неквалифицированного труда. Для обучения персонала и практикантов, по мнению сервисных предприятий, отсутствуют информационные (49 %) и финансовые (47,1 %) ресурсы, правовая (33,3 %) и финансовая (46,5 %) поддержка государства. При этом чуть менее 50 % руководителей считают практико-ориентированное обучение актуальной инновацией, требующей повсеместного внедрения.
Большинство студентов-участников опроса продемонстрировали заинтересованность в повышении собственной практической подготовки в сфере сервиса и туризма (56 %), отметили необходимость ее осуществления в условиях реальной бизнес-среды (75 %), желание и готовность прохождения стажировок в другом городе (62,4 %), в другой стране (86,3 %). Ожидания студентов от профессиональной деятельности в сфере сервиса связаны с высоким уровнем заработной платы (78,7 %), возможностями повышения квалификации (54 %, в том числе за рубежом – 46,5 %), интересной, ежедневной операционной деятельностью (42,8 %). Готовность получать образование в сфере сервиса и туризма в будущем (второе высшее, степень магистра) за счет собственных средств продемонстрировали: для получения возможности повышения заработной платы – 36,2 %; для профессионального роста и самореализации – 33,8 %.
Итак, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Проблемы реализации компетентностного и практико-ориентированного подходов в профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма, существующие в Тюменском регионе, являются отражением явлений, характерных для мировой и российской туристской индустрии. Они связаны с отсутствием механизма взаимодействия между властными структурами, образовательными учреждениями и потенциальными работодателями. Как показало исследование, внедрение практико-ориентированного подхода в обучении студентов для Тюменского региона актуально, инновационно и своевременно. Считаем, что для насыщения рынка туризма высококвалифицированными кадрами требуется более широкое применение практико-ориентированного подхода в системе профильного образования, которое, в свою очередь, зависит от создания условий взаимодействия и сотрудничества между образовательными учреждениями и профессионалами индустрии туризма. Повысить заинтересованность руководителей сервисных предприятий в таком сотрудничестве могла бы информационная, налоговая или финансовая поддержка органов власти.
Библиографическая ссылка
Скульмовская Л.Г., Кудинова О.С. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26933 (дата обращения: 16.02.2025).