Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕС-КОГО ПРОФИЛЯ

Каменев Р.В. 2 Осокина О.М. 1, 2
1 Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства
2 Новосибирский государственный педагогический университет
В статье говорится о возможности подготовки кадров к реализации инженерно-технического профиля через интеграцию формального и неформального образования. Образовательные программы для инженерных классов предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла. В программу инженерных классов входит специальная подготовка в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, развитие навыков технического творчества в рамках информатики, черчения, а также преподавание специальных курсов (робототехника, инженерное дело, инженерная графика). Обоснована необходимость их подготовки. Определены наиболее эффективные формы неформального и информального повышения квалификации педагогов. Приведены результаты анкетирования педагогов спецклассов инженерно-технического профиля общеобразовательных организаций Новосибирской области, участвующих в этом учебном году в повышении квалификации по предложенной нами модели, основанной на интеграции формальной и неформальной формы обучения.
инженерное образование
неформальное образование
классы инженерно-технического профиля
подготовка педагогических кадров
интеграция формального и неформального образования
1. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы / Д.Л. Сапрыкин // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – C.125-137.
2. Груздев М.В., Золотарева А.В. Задачи и возможности интеграции формального и неформального образования /М.В. Груздев, А.В. Золотарева // Образовательная панорама. – 2014. – № 1. – URL: http://www.gramota.net/materials/1/2015/9/19.html (дата обращения: 15.06.2017).
3. Гаврилова И.В., Запруднова Л.А. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И.В. Гаврилова, Л.А. Запруднова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1197-1200.
4. Неформальное образование /Ндонг-Жатта Анн-Терез, Шигеру Аояги; Бюро информатизации ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – URL: html://www/unesko.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf (дата обращения: 04.06.2017).
5. Осокина О.М. Повышение уровня сформированности IT-компетенций учителей-предметников общеобразовательных учреждений через неформальное и информальное обучение /О.М. Осокина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2013. – № 4 (14). – С. 105-108.
6. Осокина О.М., Каменев Р.В. Технологии дистанционного обучения как средство неформального повышения квалификации педагогических кадров /О.М. Осокина, Р.В. Каменев // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Новокузнецк, 2014. – С.132-134.
7. Лейбов А.М., Осокина О.М. Критерии и показатели оценки уровня сформированности IT-компетенций студентов ФТП и ТЭФ /А.М. Лейбов, О.М. Осокина // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2012. – С. 171-175.

Инженерное образование в России имеет более чем трехвековую историю. Решающий прорыв в области инженерного образования в России был сделан в первые два десятилетия 20 века. Россию называли страной инженеров и изобретателей, а институты советского времени готовили инженерные кадры высокой квалификации, признанной во всем мире. «Классическая концепция» инженерного образования, развивавшаяся в 18–19 веках и достигшая пика своего развития в начале 20 века [1], сегодня вновь стала актуальной.

Проблема подготовки инженерных кадров широко исследуется в мировой науке, но зарубежный подход отличен от российского. В большинстве стран подготовке специалистов инженерного профиля уделяется особое внимание. Но, несмотря на масштабность исследований в этой области, тема является актуальной и требует тщательной проработки. Одними из способов решения этой проблемы является популяризация необходимых профессий, ориентация на выбор инженерных и технических профессий еще со школьной скамьи, открытие спецклассов инженерно-технического профиля. С 2010/2011 учебного года в регионе реализуется проект «Развитие сети специализированных классов в Новосибирской области». В настоящее время система специализированных классов, выстроенная в Новосибирской области, включает 228 спецклассов, в т.ч. и инженерно-технологической направленности.

Образовательные программы для инженерно-технологических классов предусматривают углубленную подготовку в области дисциплин математического и естественнонаучного циклов; специальную подготовку в области конструирования, проектирования, моделирования, программирования, технического творчества в области информатики, черчения, а также спецкурсов (инженерное дело, инженерная графика, робототехника и др.). Намеченные тенденции говорят о перспективном развитии этого направления в общеобразовательных организациях страны. C открытием таких спецклассов возникла необходимость подготовки кадров для реализации этого профиля, тотальное и периодически повторяющееся повышение квалификации в условиях функционирования новейших технологий и техники.

В связи с тем, что повышение квалификации и переподготовку практически невозможно пройти с полным отрывом от работы, т.к. это негативно может сказаться на образовательном процессе, а границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования [2], повысился интерес к методам и формам неформального и информального образования.

В настоящее время термины «неформальное образование» и «информальное образование» входят в понятийный аппарат актуальных документов, определяющих перспективы развития образования в Российской Федерации. Эти термины были использованы в рамках Стратегии 2020 в докладе экспертной группы «Новая школа». В докладе отмечалось, что несмотря на международные тенденции государственная образовательная политика Российской Федерации практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающую значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан. Данные подходы получили преемственность в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы в рамках мероприятия «Развитие дополнительного и неформального образования детей» [2].

Таким образом, в России набирает обороты идея «Lifelonglearning» («обучение в течение всей жизни»), которая сводится к освоению программ дополнительного профессионального образования к основному профессиональному образованию, тренингам, семинарам. В последнее время в различных регионах РФ были предприняты попытки преобразования системы образования взрослых, в т.ч. в системе повышения квалификации за счет различных аспектов: создание организационных структур, включения новых форм обучения взрослых, индивидуализации содержания курсов подготовки, инициирующих инновационные процессы и др. [3].

В настоящее время до сих пор нет устоявшейся трактовки понятия «неформальное образование» и многими авторами оно интерпретируется по-разному. Мы будем вслед за руководителем программы ЮНЕСКО «Грамотность и неформальное образование» Шигер Аоги [4] под «неформальным образованием» понимать любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью образовательных организаций, входящих в формальные системы образования, основанных на принципах «обучение с учетом потребностей», «практикоориентированность», «гибкий график и отсутствие территориальной привязки».

К сожалению, использование только неформальной формы при повышении квалификации педагогов не дает возможности педагогическим работникам предъявить документ установленного образца о прохождении повышения квалификации и выполнить требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о прохождении повышении квалификации не реже одного раза в три года. В связи с этим появилась идея о возможности интеграции формального и неформального повышения квалификации.

Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению системы повышения квалификации, основанной на интеграции методов формального и неформального образования.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были поставлена цель, определены объект, предмет исследования и научная новизна. Целью является подготовка педагогических кадров к реализации инженерно-технологического профиля в общеобразовательных организациях. Объект исследования: подготовка педагогических кадров к реализации инженерно-технологического профиля посредством повышения квалификации. Предмет исследования: неформальное повышение квалификации педагогических кадров. Научная новизна проекта заключается в разработке модели подготовки педагогических кадров для спецклассов инженерно-технологического профиля через интеграцию формального и неформального обучения и выявлении организационно-педагогических условий ее реализации; в разработке и внедрении дидактического и методического обеспечения; разработке программ и содержания мероприятий по научно-методическому сопровождению спецклассов инженерно-технологического профиля.

Говоря о применяемых в исследовании методологических принципах, можно отметить, что значительную роль в успешном осуществлении нашего исследования играет принцип единства теории и практики. Без глубокого и всестороннего научного анализа практической деятельности специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в спецклассах инженерно-технического профиля, которое должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению образовательных задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов. Еще одним методологическим принципом, на который мы опираемся в своем исследовании, является конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему подготовки квалифицированных специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработанным шаблонам и применяя только традиционные подходы к обучению. Поэтому нами используются методы и формы формального и информального образования. Методологический принцип всесторонности предполагает комплексный подход к исследованию, одним из важнейших требований которого является установление взаимосвязей, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Системный подход к изучаемым объектам предполагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов, установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, т.е. обеспечивающих соединение разных элементов в систему, этот подход лежит в основе разработанной нами модели подготовки квалифицированных педагогов для спецклассов инженерно-технологического профиля на основе интеграции формального и неформального образования. На базе всеобщих принципов сложились и частные принципиальные требования, которые непременно должны учитываться: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития; принцип развития и др. [5].

В результате опытно-экспериментальной работы нами на основе анкетирования были определены следующие наиболее эффективные методы повышения квалификации в неформальной и информальной формах [6]: on-line консультации; дистанционный тренинг по сервисам Веб 2.0; мобильное обучение (mobilelearning); форумы; электронные портфолио педагогов (на платформе 4portfolio.ru); интерактивные мастер-классы; вебинары; фасилитация; интерактивные лекции; метаобучение.

Нами было проведено анкетирование педагогов Новосибирской области, с целью выявления предпочитаемой формы прохождения повышения квалификации и ранжирования предлагаемых форм неформального и информального образования. В опросе приняли участие 75 человек. Результаты анкетирования представлены на рис.1 и рис. 2.

Рис.1. Результаты анкетирования педагогов по выявлению

предпочитаемой формы повышения квалификации

Из рисунка 1 видно, что более 51 % опрошенных педагогов отдают предпочтение интеграции формального и неформального образования в процессе повышения квалификации, что еще раз подчеркивает актуальность разработанной нами структурно-функциональной модели, основанной на интеграции методов формального, неформального и информального образования в системе повышения квалификация.

Рис. 2. Результаты ранжирования форм неформального и информального образования в системе повышения квалификации

По результатам ранжирования форм неформального образования (рис. 2) видно, что наибольшей популярностью среди педагогов при прохождении квалификации в неформальной форме пользуются такие методы, как электронные портфолио, вебинары, on-line консультации, метаобучение. Остальные методы педагогами получили более низкую оценку, но тем не менее обосновывали необходимость их внедрения особенно при информальной форме обучения.

Разработанная нами структурно-функциональная модель (рис.3), основанная на интеграции методов формального, неформального и информального образования в системе повышения квалификация, позволяет педагогам пройти повышение квалификации практически без отрыва от профессиональной деятельности.

Целевой блок модели включает формулировку цели и постановку задач по реализации системы повышения квалификации, основанной на интеграции методов формального, неформального и информального образования.

Содержательный компонент модели предусматривает определение содержания внедряемых программ дополнительного профессионального образования (программ профессиональной переподготовки и программ курсов повышения квалификации), определение форм и выбор оптимальных средств реализации системы повышения квалификации, основанной на интеграции методов формального, неформального и информального образования.

Деятельностный компонент модели отражает основные направления работы, реализуемые в рамках проводимого исследования. Для организации эффективной работы по подготовке квалифицированных педагогических кадров для спецклассов инженерно-технического профиля необходимо: разработать образовательные программы повышения квалификации для педагогических работников спецклассов инженерно-технического профиля; организовать взаимодействие между образовательными организациями, в которых открыты спецклассы с инженерно-техническим профилем; провести курсы повышения квалификации по разработанным образовательным программам и обучающие семинары по научно-методическому сопровождению спецклассов инженерно-технологического профиля; разработать методические рекомендации по организации образовательно-воспитательного процесса в спецклассах, по методике преподавания инженерной графики, робототехники, дисциплин естественно-научного цикла; разработать ряд учебных и учебно-методических пособий по инженерной и компьютерной графике, информатике, дистанционным технологиям.

Контрольно-оценочный компонент предусматривает выявление критериев; анализ результатов и проверку эффективности экспериментальной работы. Более подробное описание критериев и способы их оценки представлены в работе [7].

Результатом внедрения разработанной модели является повышение уровня квалификации у педагогических работников посредством интеграции методов формального, неформального и информального образования.

Рис. 3. Структурно-функциональная модель повышения квалификации, основанная на интеграции методов формального, неформального и информального образования

Таким образом, нами была предпринята попытка интеграции формального, неформального, информального образования в системе подготовки кадров для спецклассов инженерно-технического профиля.

Предложенная нами система интеграции формального, неформального и информального повышения квалификации позволит улучшить качество подготовки педагогических кадров и обеспечит образовательные организации высококвалифицированными педагогическими кадрами, готовыми к реализации инженерно-технического профиля обучения, практически без отрыва от образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Каменев Р.В., Осокина О.М. ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕС-КОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26566 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252