Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Волошина Л.Н. 1 Воробьева Г.Е. 1 Лащенко Н.Д. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования диагностической компетентности педагога дошкольной организации в условиях реализации личностно ориентированного подхода, стандартизации дошкольного и профессионального образования. Приводятся результаты ранжирования компонентов диагностической деятельности по степени трудности их осуществления для начинающих педагогов. В анкетировании приняли участие 102 воспитателя г. Белгорода и Белгородской области со стажем работы до 5 лет. На основе анализа результатов современных исследований, опросов работодателей, положений ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога и собственного опыта профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования представлено содержание диагностических задач. Они ориентированы на конкретные области профессиональной деятельности будущего педагога: обучение, воспитание, развитие. Выделение диагностической компетентности в качестве интегрирующей составляющей педагогического образования позволяет определить алгоритм и механизмы ее формирования при реализации основной профессиональной образовательной программы. Это в перспективе повысит готовность педагога дошкольного образования к решению новых профессиональных задач.
индивидуализация дошкольного образования
образовательный процесс
диагностическая деятельность
диагностические задачи
диагностическая компетентность
1. Артеменок Е.Н. Подготовка будущих учителей к разработке диагностического инструментария на компьютерной основе [Текст] / Е.Н. Артеменко. – Белгород: БГУ, 2012. – С. 26.
2. Байкова Л.А. Обучение будущих учителей начальной школы диагностической деятельности: теория, методология, технология. На материале педагогических дисциплин [Текст]: дис… д-ра пед. наук. – Тула. 2004. – 398 с.
3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. В.А. Сластенина, А.И. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
4. Волошина, Л.Н. Интеграция педагогической науки и практики /Л.Н. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 111-116.
5. Долгих Е.А. Опыт внедрения регионального компонента в процессе информатизации образования в условиях внедрения ФГОС СПО третьего поколения [Текст] / Е.А. Долгих // Информатика и образование. – 2012. – № 1. – С. 23.
6. Дорофеева О.И. Формирование диагностической компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования: монография / О.И. Дорофеева. – Вологда: Издат. центр ВИРО, 2013. – 164 с.
7. Кирдянкина С.В. Стандартизация образования как условие эффективности управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода [Текст]/ С.В. Кирдянкина // Управление современной школой. Завуч. – 2010. – № 6. – С. 23.
8. Кутовая Н.В. Формирование диагностической компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Педагогика и психология [Текст] / Н.В. Кутовая. – М.: Вестник, 2012. – С. 65.
9. Саволайнен Г.С. Формирование социокультурной компетентности студентов – будущих учителей в образовательном процессе вуза [Текст] / Г.С. Саволайнен // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2006. – № 3. – С. 94-101.
10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К.Д. Ушинский. – Т.1 // Собрание сочинений. В 11 т. – М.; Л., 1950. – Т.8. –776 с.
11. Яковлева Г. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения / Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10. – С. 88-93.

Гуманистические тенденции в современном дошкольном образовании инициируют создание такой его модели, которая обеспечит развитие личности ребенка в максимальном диапазоне ее интеллектуального, психологического и физического ресурса. Выдвижение на первый план развивающей функции дошкольного образования ориентирует педагогов на изучение индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей каждого ребенка. Это требует наличия диагностической компетентности, которая поможет молодому педагогу профессионально выявлять проблемы личностного развития, обоснованно отбирать методы развития, обучения и воспитания, успешно осуществлять профессиональную деятельность в новыхх педагогических условиях.

Цель исследования: выявить проблемное поле в освоении компонентов диагностической деятельности у молодых педагогов дошкольных организаций, с помощью метода моделирования сконструировать систему диагностических задач в соответствии с областями профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Методы исследования. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование. Эмпирические: анкетирование, опрос, ранжирование.

Заметим, что проблемы глубокого изучения особенностей личности растущего человека не новы. Воспроизведем широко известную в педагогической среде фразу великого К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». И еще: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями» [10, с. 35-36].

В современных исследованиях диагностическая компетентность определяется как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению диагностической деятельности для решения профессиональных проблем и задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности [6]. Наряду с единством психолого-педагогических знаний, практической готовности будущего педагога к осуществлению диагностической деятельности, Н.В. Кутовая отмечает такой ее компонент, как стремление к творческому преобразованию педагогического процесса, который приобретает особую актуальность в условиях личностно-ориентированного образования [8]. В работах Е.Н. Артеменок диагностическая компетентность определяется как интегративная профессионально-личностная характеристика педагога [1]. Г.С. Саволайнен подчеркивает необходимость наличия у будущего педагога позитивного опыта собственной диагностической деятельности [9].

В структуре педагогической деятельности диагностический компонент выступает в роли системообразующего элемента, поскольку обеспечивает информационные связи внутри системы педагогической деятельности.

Проблеме выделения диагностической компетентности педагога в качестве интегрирующей составляющей его профессионализма в контексте обновления образовательной парадигмы посвящены работы Е.Н. Артеменок, Л.А. Байкова, Н.М. Барытко, О.И. Дорофеевой, Н.В. Кутовой, Т. Яковлевой [1; 2; 3; 6; 8; 11].

Все вышеизложенное обусловливает актуальность определения системных механизмов формирования готовности будущего педагога дошкольного образования к успешному осуществлению диагностической функции.

Значимость всестороннего научного анализа проблемы формирования диагностической компетентности будущего педагога дошкольного образования, теоретического осмысления данного процесса в свете требований профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ДО, подтверждается данными, полученными в ходе опроса молодых воспитателей (стаж педагогической деятельности до 5 лет). Им было предложено проранжировать компоненты диагностической деятельности по степени трудности их осуществления. Больше всего исследуемые испытывают трудности:

- в определении критериев (показатели и индикаторы) диагностирования объекта (явления) – 47 %;

- в осуществлении количественной и качественной обработки полученных результатов – 31,6 %;

- в выработке и формулировке педагогического прогноза – 21,4 %.

В перспективе выявленные проблемы могут негативно сказываться на решении задач, выдвигаемых профессиональным стандартом «Педагог», а именно:

- владеть приемами диагностики и самодиагностики, оказания адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями и с особыми возможностями здоровья.

При этом педагогам дается профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку, а также на необходимость владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них интегративных качеств личности, необходимых для дальнейшего обучения в начальной школе. В современных условиях перед педагогами ставится задача овладения навыками разработки индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

Отметим так же и то, что принятый Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образовании (ФГОС ДО) и разработанные на его основе и в соответствии с ним Примерная образовательная программа дошкольного образования (ПОП ДО), комплексные и парциальные программы построены на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлены на максимальный учет индивидуальных особенностей, потребностей, интересов ребенка [4].

В условиях индивидуализации дошкольного образования педагогу в своей работе необходимо определить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, а для этого необходим такой инструментарий, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми с позиции гуманно-личностного отношения. То есть становятся крайне востребованными прогностические умения, проблемы с которыми имеют почти четверть опрошенных молодых педагогов.

Примечательно, что в Примерной образовательной программе ДО (2015) подчеркивается, что современные тенденции развития дошкольного образования связаны также с изменением понимания его качества, где речь, в первую очередь, идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Обосновывается это тем, что объективный подход был направлен на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специальных задач. А полученные результаты позволяли сравнивать информацию об индивидуальном развитии ребенка с нормой и с уровнем развития сверстников. Основной недостаток такого подхода – это весьма условные результаты, полученные на основе искусственных заданий, часто далеких от повседневной жизни детей [8]. Поэтому в ФГОС ДО и ПОП ДО оставляют в качестве основных целей педагогической диагностики в ДОО – познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста. Ведущим методом педагогической диагностики определен метод наблюдения проявлений ребенка в спонтанной или специально организованной деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса [7]. Полагаем, что формирование диагностической компетентности будущего педагога также должно быть ориентировано на использование малоформализованных диагностических методов, таких как наблюдение. Изучение ребенка как субъекта познания, общения и деятельности, понимание его поступков, видение скрытых резервов личностного развития – это та основа, на которой педагог может создать условия воспитания и обучения, максимально приближенные к реализации детских потребностей, интересов, способностей, направленные на поддержку и способствующие развитию детской индивидуальности [2]. Наблюдение позволяет педагогу прослеживать индивидуальную динамику и определять перспективы развития каждого ребенка и в соответствии с этим корректировать свои действия [3]. Заметим при этом, что в оценке освоения дошкольниками образовательной области «Физическое развитие» исключать тесты не целесообразно, так как объективно оценить уровень развития физических качеств без них невозможно. Полагаем, что и оценка готовности ребенка к школе требует получения качественного диагностического материала. Для решения этой задачи необходимы координация, взаимодополнение, взаимоконтроль диагностических методик, статистическая обработка полученных материалов, количественный и качественный анализ результатов их интерпретации. Этот вид диагностической деятельности также по результатам ранжирования вызывает трудности у будущих педагогов.

В период обсуждения профессионального стандарта «Педагог» мы обратились к руководителям дошкольных образовательных организаций Белгородской области с просьбой ответить на вопросы анкеты, какие профессиональные и личностные качества педагога наиболее востребованы в образовательном процессе.

Анализ анкет показал, что дошкольные образовательные организации нуждаются в педагогах, способных решать профессиональные задачи и проблемы (58 %); восполнять недостаток профессиональных знаний (33 %); работать в команде (12 %); принимать решения в нестандартных ситуациях (7 %). Как мы видим, на первой позиции – способность решать профессиональные проблемы и задачи. Это еще раз подчеркивает необходимость формирования готовности будущего педагога к решению профессиональных задач на всех этапах диагностической деятельности, на необходимость определения операционального состава диагностических умений. Что в перспективе будет способствовать решению такой актуальной задачи, как оказание адресной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Исходя из основных положений ФГОС ДО, профессионального стандарта «Педагог», стандарта высшего образования по направлению Педагогическое образование и анализа научно методической литературы нами предпринята попытка определить состав основных профессиональных задач, обеспечивающих формирование диагностической компетентности будущего воспитателя. Они сформулированы на основах их принадлежности к видам профессиональной деятельности: обучению, воспитанию, развитию и представлены в таблице.

Цель первоначального моделирования состоит в том, чтобы в структуре диагностической деятельности выявить проблемное поле, а затем сконструировать систему заданий – задач.

С помощью описательной модели заданы конечные результаты, которых мы должны достичь в формировании диагностической компетентности будущего педагога.

В ОПОП вуза необходимо четко определить алгоритмы освоения диагностических задач при проектировании рабочих программ дисциплин, практик, исследовательской деятельности будущего воспитателя. Наш опыт показывает, что интеграция диагностических умений и навыков можно осуществить в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, а также в процессе изучения дисциплины. Практикум решений профессиональных задач и модуль «Диагностическая культура педагога».

Содержание диагностических задач профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

п/п

 

Область образова­тельного процесса

Содержание диагностических задач

 

1.

Обучение:

-     определение уровня овладения начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; первичными знаниями о разных видах искусства, детской литературы;

-     изучение основных проявлений в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

-     изучение представлений, знаний в ходе освоения ребенком содержания образовательных областей, оперативное наблюдение, выявление результатов обучения, возможных отклонении и их коррекция;

-     определение проявлений инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; выявление способов и направлений поддержки детской инициативы;

-     выявление и изучение индивидуальных особенностей детей; предпочтений, интересов, установление соответствия возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников, запросам семьи, форм, средств и способов реализации ООП.

2.

Воспитание:

 

-      выявление и измерение уровня обладания установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства;    

-      изучение устойчивости привычек; стереоти­пов поведения; (способен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умеет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены);                                            

-      установление разнообразных проявлений (и отклонений от общепринятой нормы) воспитанности детей как интегративного результата целенаправленных педагогических усилий и социогенных воздействий;

-      установление воспитательных возможностей всех участников (включая субъектов воспита­ния) и факторов педагогического процесса;

-      определение уровня воспитанности детей по выделенным критериям в ФГОС ДО.

3.

Развитие:

-     определение особенностей индивидуального развития детей;

-     выявление отклонений в развитии;

-     определение факторов, влияющих на разви­тие личности ребенка;    

-     обоснование результатов развития личности в образовательном процессе.

 

Выделение диагностической компетентности в качестве интегрирующей составляющей в процессе профессионального образования позволяет определить алгоритмы и механизмы формирования при реализации основной профессиональной образовательной программы, что в перспективе положительно скажется на результатах профессиональной подготовки педагогов.

Выводы. Востребованность новых подходов к формированию диагностической компетентности будущего педагога дошкольного образования находит подтверждение в современных нормативных документах, регулирующих образовательную деятельность дошкольной организации, в анализе запросов руководителей дошкольных организаций на качество подготовки выпускников вуза, в анализе результатов анкетирования молодых педагогов дошкольных организаций.

В качестве проблем готовности к решению профессиональных задач в диагностической деятельности молодые педагоги выделяют проблемы определения критериев (показателей и индикаторов) диагностирования объекта (47 %), осуществления количественной и качественной обработки полученных результатов (31,6 %), выработки и формулировки педагогического прогноза (21,4 %).

Выделение содержания диагностических задач в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и соотнесение их с конкретными областями образовательного процесса позволяет определить алгоритмы, механизмы формирования диагностической компетентности при проектировании и реализации основной профессиональной образовательной программы. Ежегодные опросы работодателей свидетельствуют о положительной динамике, оценки качества подготовки выпускников кафедры к осуществлению диагностической функции. За последние три года прирост удовлетворенности составил 12,4 %.


Библиографическая ссылка

Волошина Л.Н., Воробьева Г.Е., Лащенко Н.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26366 (дата обращения: 24.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674