Современная динамика развития отечественного педагогического образования указывает на стремительный рост требований к преподавателю вуза как носителю общечеловеческой культуры, обладающего не только профессиональными знаниями в предметных областях, профессионально значимыми качествами, но и компетентного в отношениях с другими людьми. Преподаватель вуза является примером коммуникабельности, общительности, открытости, готовности к различным вариантам общения с представителями разного возраста, уровня образования, национальности, социального статуса. В коммуникативных процессах преподаватель должен быть гибким, динамичным, оригинальным, креативным [5].
Анализ литературы показал, что существуют три основных подхода к проблеме креативности. Изложим основные идеи каждого подхода, а затем более подробно остановимся на сущности рассмотренных исследований в рамках этих подходов.
- Креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, при этом под интеллектом понимается вся совокупность умственных способностей человека.
Анализ научных исследований показывает, что творчеству способствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования имеющейся информации, чуткость к выявлению существующей проблемы, готовность к волевому напряжению, находчивость, изобретательность, независимость, честность и др. При этом в ряде исследований не выделяются в качестве существенных для формирования творческой личности познавательные способности и не исследуется их роль в творческих процессах.
Исследователи отмечают, что для высокого развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего (IQ не ниже 120); после дос-тижения такого интеллектуального уровня дальнейшее его повышение не сказывается на творческом потенциале, более того, когда интеллектуальный уровень очень высокий, то это обстоятельство, как при недостаточной его величине, может мешать творчеству, т.е. влияние на становление творческих способностей становится отрицательным. Таким образом, исследователи делают вывод о том, что связь между интеллектом и способностью к творчеству определенно есть, но она не прямолинейная.
- Концепция креативности, разработанная Р. Стернбергом и Д. Лавертом, основывается на положении о том, что креативность – это интеллектуальные способности высокого уровня (одаренность).
В данной концепции интеллектуальная способность является основной. Для творчества важны следующие составляющие интеллекта: 1) синтетическая способность – новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания; 2) аналитическая способность – выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3) практические способности – умение убеждать других в ценности идеи. Если у индивида развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Вместе с тем стереотипные знания могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и от внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.
- Креативность как комплексная личностная категория основывается на исследовании качеств личности творческой личности. При этом личность понимается как общественный индивид как субъект деятельности, с присущими ему индивидуальными особенностями характера, интеллекта и эмоций.
В современных исследованиях понятия «личность» прослеживаются следующие тенденции:
- понимание личности как единого целого;
- выделение динамичного характера личности;
- учет изменчивости личности, ее возможности, перспективные и настоящие врожденные и приобретенные черты;
- изучение системы оценочных отношений человека к окружающему и к самому себе.
В связи с этим определены следующие факторы, которые обуславливают творческие проявления: 1) интеллект как способность; 2) знания; 3) стиль мышления; 4) индивидуальные черты; 5) мотивация; 6) внешняя среда.
Обобщая различные подходы к определению статуса понятия «креативность», мы пришли к заключению о том, что, несмотря на осознание в психолого-педагогической науке этой проблемы как актуальной и существование ряда продуктивных подходов к ее осмыслению, все еще не определен до конца его категориальный статус, и перспективы исследования предполагают дальнейшее обоснование данного категориального статуса, хотя на основе приведенных суждений становится очевидным, что «креативность» по праву является как психологической категорией, так и педагогической.
В результате проведенного анализа словарных источников и научных исследований, мы предлагаем в качестве авторского определения категории «креативность» – это способность человека, проявляющаяся в стремлении к новизне и научным достижениям, нестандартном мышлении в процессе выполнения отдельных видов деятельности и получении новых, оригинальных конечных продуктов этой деятельности.
Исходя из общей характеристики и определения креативности под коммуникативной креативностью магистрантов – будущих преподавателей вуза мы понимаем их способность, проявляющуюся в генерировании оригинальных, нестандартных способов решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей общения и сохранение субъективного благополучия в межсубъектных отношениях с партнером. Соответственно в качестве основных показателей коммуникативной креативности может быть определен комплекс из трех когнитивных и поведенческих характеристик: 1) легкость как способность к продуцированию многочисленных вариантов реагирования и поведения в решении проблем межличностного взаимодействия; 2) гибкость как способность к своевременному изменению тактик реагирования и использованию разных приемов поведения; 3) оригинальность как способность к новым, необычным формам, к нестандартности в отношении к коммуникативным ситуациям и в их разрешении.
Воспитание коммуникативной креативности будущих преподавателей вуза мы рассматриваем как целенаправленный процесс формирования способности человека, проявляющейся в генерировании оригинальных, нестандартных способов решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей взаимодействия.
В связи с этим актуальной становится проблема воспитания коммуникативной креативности будущего преподавателя вуза, а необходимость ее решения просматривается в нормативных документах, регламентирующих современное высшее образования. Прежде всего, это относится к основополагающему документу – Федеральному закону ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» [10]. В нем указывается, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, при этом развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также систематически повышать свой профессиональный уровень.
Коммуникативная креативность магистранта как внутренний потенциал будущего преподавателя вуза является сложным феноменом, имеющим свою структуру и содержание.
Обобщив исследования, имеющиеся по данной проблеме, нами определен компонентный состав коммуникативной креативности:
- эмоциональный компонент;
- когнитивный компонент;
- конативный компонент.
Раскроем содержательное наполнение каждого компонента. Эмоциональный компонент включает чувство юмора, творческую мотивацию, эмпатийное восприятие собеседника, а также эмоциональную гибкость и лабильность. Эмоциональный компонент проявляется в активном поиске новых способов коммуникативного взаимодействия, гибкости и подвижности техники общения, привлечении инструментов юмора, оригинальности, понимании эмоционального состояния собеседника, проявлении эмоционального разнообразия.
Когнитивный компонент содержит психологическую любознательность, интеллектуальную инициативность, легкость в установлении коммуникативных контактов, гибкость и оригинальность в общении. Когнитивный компонент выражается в потребности и желании расширять кругозор новыми знаниями о способах и стилях общения, понимании способа общения в зависимости от ситуации, особенностей собеседника, времени коммуникативного контакта, предупреждении и преодолении барьеров в общении, разнообразии словарного запаса и ассоциативного ряда в речи и т.д.
Содержательное наполнение конативного компонента включает коммуникативную активность, способность к импровизации, независимость и адекватность реагирования, что выражается в готовности к включению в коммуникативные контакты, общительности, ролевой гибкости и пластичности, многообразии оригинальных и адекватных форм коммуникативного поведения, увлеченности разговором, точности формулирования мыслей, избегании лишних слов, пауз, ненормативной лексики, способности поддерживать и развивать любую беседу и ряд других.
Далее отметим, что анализ исследований [2, 5, 6 и др.] позволил нам выявить три основные сферы, в которых обнаруживается коммуникативная креативность:
- контекст общения (организация и реализация совместной деятельности);
- функциональная направленность (поддержание контакта, координация взаимодействия, обмен информацией, перераспределение функций);
- операционализация приемов взаимодействия (временная организация коммуникативного процесса, обновление средств и способов общения).
При оценивании коммуникативной креативности нами использовались три уровня ее проявления: высокий, средний, низкий.
Актуализация коммуникативной креативности, как показало выполняемое нами исследование, не происходит стихийно, она осуществляется в ходе воспитания магистранта – будущего педагога на основе комплекса научных подходов, одним из которых является разрабатываемый нами партисипативный подход как теоретико-методологическая стратегия воспитания коммуникативной креативности магистрантов.
Понятие партисипативность изначально применялось в теории управления, позже – в социальных науках. В теории управления «партисипативность» трактуется как вовлечение работников организаций в решение задач для повышения результативности их деятельности.
С точки зрения социального и психологического контекстов, «партисипативность» предполагает: совместимость личностей на основании общих целей, ценностей и понятий или мировоззрений [6].
Это позволяет сделать вывод о том, что партисипативность можно рассматривать как инструмент, который вводит единые термины или общее мировоззрение, давая тем самым найти общее и оценить индивидуальное, с терпением относиться к различному.
Таким образом, можно отметить такие ключевые характеристики понятия «партисипативность» как: вовлечение, включенность, участие, совместимость, взаимность.
В педагогической науке термин партисипативность трактуется как широкое участие различных субъектов в разработке и непосредственной реализации программ социально значимой деятельности на основе коллегиальности, а также как метод организации педагогического коллектива, способствующий формированию отношений взаимной ответственности, сотрудничества [9]. В сфере образования понятие «партисипативность» трактуется с различных точек зрения. Понятия «партисипативность» и «участие» рассматриваются в отношении либо соподчинения, либо равнозначности.
Так, в исследованиях современных ученых понятие «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «вовлеченность», «соучастие». В своем исследовании мы понимаем «партисипативность» шире понятия «участие», предполагающего взаимодействие коллектива на основе взаимной ответственности, сотрудничества; в то время как «партисипативность» является принципом управления, методом мотивации и средством повышения качества принятия, анализа управленческих решений на основе активного участия и творческой самореализации субъектов деятельности [1].
Ряд исследователей рассматривает партисипативность в качестве активного участия каждого студента, что подтверждает равнозначность соотносимых понятий [1]. Исследователь А.Н. Саханова рассматривает понятия «участие» и «партисипативность» с точки зрения их равноправия: «партисипативность есть участие людей в процессе управления» [7].
Термин «включенность», предполагает эффективное выполнение человеком предписанной в группе роли, основанной на проявлении инициативы.
В своем исследовании мы исходим из того, что партисипативность – это способ организации людей при решении проблем, предполагающий активное участие каждого, соучастие и вовлеченность всех участников процесса [1].
Таким образом, в научной литературе «партисипация» понимается учеными как альтернатива авторитарности, директивности, принуждению и реализуется в следующих направлениях:
– поиски согласия, попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех членов группы;
– совместное принятие решений;
– действенное делегирование прав;
– совместное выявление проблем и соответствующих действий для их решения;
– создание установок, механизма улучшения сотрудничества между субъектами деятельности [1, 5, 6, 8].
Анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, полученные нами результаты исследования позволяют утверждать, что воспитание коммуникативной креативности данной категории обучаемых в образовательном процессе будет более эффективным в случае диалогичного взаимодействия преподавателя и студентов при принятии совместного решения. Это позволило нам использовать в проводимом исследовании основные положения партисипативного подхода, предполагающие взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему [2, 6].
Следовательно, можно заключить, что сущность партисипативного подхода усматривается в ориентации на взаимодействие субъектов образовательного процесса, на соуправление, которое выражается в совместном принятии решения о способах, формах деятельности, осуществлении сотрудничества преподавателя и обучаемого, неформальном делегировании полномочий с целью саморазвития участников процесса образования. Таким образом, партисипативный подход предполагает учет интересов, потребностей и особенностей субъектов образования, признание уникальности каждой личности в отдельности и в целом.
В своем исследовании, посвященном воспитанию коммуникативной креативности будущего преподавателя вуза, нами учитывались основные требования данного подхода, а именно:
- открытое взаимодействие участников образовательного процесса;
- интенсивность и насыщенность учебной деятельности;
- соуправление процессом взаимодействия при решении учебных задач;
- включение обучающихся в коллективную деятельность.
Полученные в ходе исследования данные показали, что ориентация образовательного процесса на требования партисипативного подхода обеспечивает высокий уровень управления образовательным процессом, что связано с более тесным и полным взаимодействием субъектов образования; повышением комфортности образовательного процесса в целом; формированием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодействия; максимально эффективным использованием возможностей для решения поставленной проблемы.
Применение партисипативного подхода в воспитании коммуникативной креативности позволяет: научно обосновать процесс воспитания коммуникативной креативности будущих преподавателей вуза; обосновать воспитание коммуникативной креативности как совместное участие, взаимодействие субъектов образовательного процесса; обозначить субъектную активную позицию будущих педагогов в процессе воспитания коммуникативной креативности, то есть активно применять способы самовоспитания; констатировать, что в содержании системы воспитания коммуникативной креативности будущих преподавателей вуза должны преобладать активные и интерактивные формы воспитания.
Библиографическая ссылка
Лешер О.В., Казикин А.В. ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26246 (дата обращения: 08.12.2024).