В условиях интенсивных интеграционных процессов в мировом сообществе в культурно-образовательной среде, а также процессов глобализации в социально-экономической сфере особую значимость приобретает профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе. Современная методология и теория иноязычного образования предполагает академическую мобильность студентов и преподавателей, их активное участие в научно-исследовательской деятельности, обменных программах, конкурсах грантов на международном уровне.
Бюджетообразующая роль алмазо-бриллиантового комплекса для экономики Республики Саха (Якутия) обусловила необходимость разработки специализированной модели профессионально-ориентированного обучения английскому языку для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров соответствующего профиля.
5 марта 2013 года во время встречи федерального министра образования и науки Дмитрия Ливанова с профессорско-преподавательским составом и студентами Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов выступил с речью о повышении конкурентоспособности республики. Речь шла не только о конкурентоспособности сегодняшнего дня, но и будущего. То есть того времени, когда благополучие республики, ее успех будут определять нынешние студенты. Егор Борисов убежденно говорил, что в условиях стремительной глобализации, интеграции промышленности Якутии в мировую экономику, студентам и преподавателям Северо-Восточного федерального университета необходимо больше внимания уделить английскому языку – как языку международного общения [6].
24 марта 2014 г. на очередном совместном заседании Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» и Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ председатель Высшего горного совета и Комитета ТПП РФ Ю.К. Шафраник в своем вступительном слове отметил, что подготовка высококвалифицированных кадров для горнопромышленного комплекса России является одним из приоритетных направлений в деятельности НП «Горнопромышленники России». В современном мире быстрыми темпами растет конкуренция за получение квалифицированных кадров технического профиля не только между компаниями, но и между государствами. При этом процессы глобализации, стремительные темпы развития технологий предъявляют постоянно растущие требования к качеству трудовых ресурсов, их постоянному квалификационному росту. Эти факторы требуют от горного сообщества не ослаблять внимания к вопросам кадров и занимать в этой сфере активную позицию [1, с.141-142].
Вышесказанные требования подтверждают, что с каждым годом возрастает спрос на специалистов со знанием английского языка как языка международного общения. В связи с этим в Политехническом институте (филиале) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Мирном разработана авторская модель организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с учетом специфики региона и социального заказа.
Мирнинский политехнический институт с самого начала был нацелен на подготовку квалифицированных кадров для приоритетных направлений экономики Западной Якутии: горной промышленности, сферы энергетики и образования. С началом освоения нефтегазовых месторождений в Западной Якутии в 2008 году в институте открыто направление «Нефтегазовое дело»[3].
С первых дней институт установил эффективное и взаимовыгодное сотрудничество с АК «АЛРОСА» и ее ведущими подразделениями: Мирнинским, Удачнинским, Айхальским, Нюрбинским горно-обогатительными комбинатами, институтом «Якутнипроалмаз», специализированным трестом «Алмазавтоматика», Научно-исследовательским геологоразведочным предприятием, Центром подготовки кадров.
Такое же сотрудничество налажено и с другими крупными предприятиями региона: Западными электрическими сетями АК «Якутскэнерго» и крупными нефтегазовыми промышленными предприятиями, работающими на территории Якутии с ОАО Сургутнефтегаз (НГДУ Талаканнефть), ОАО Роснефть (ООО Таас-Юряхнефтегазодобыча), ПАО Газпром (ООО Газпром добыча Ноябрьск), ЗАО Иреляхнефть, ОАО АЛРОСА-ГАЗ.
Студенты Мирнинского Политехнического института имеют уникальную возможность получить практическую подготовку непосредственно на производственных предприятиях, расположенных на территории региона.
АК «АЛРОСА» как основной работодатель принимает активное участие в обсуждении и разработке учебных программ, в том числе учебно-методической литературы. Институт за период работы подготовил 2409 специалистов, из них 976 для компании АК «АЛРОСА», 111 – для нефтегазовой отрасли.
Реализация профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в алмазодобывающем регионе
Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) подготовки кадров по специальности 130400.65 «Горное дело», выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями, которые напрямую или косвенно сопряжены с владением иностранным языком в ситуациях межкультурного общения:
- умением вести переговоры, устанавливать контакты, устранять (урегулировать) конфликты интересов (ОК-5);
- пониманием многообразия социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры и искусства, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16);
- готовностью к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18);
- владением одним из иностранных языков для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на профессиональном (элементарном) уровне (ОК-21) [10].
Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, ПрООП ВПО), позволяет зафиксировать значительно возросшие за последнее время требования общества к личности современного специалиста технического профиля. Вместе с тем, в реальном учебном процессе преподаватели отмечают относительно низкий уровень владения будущими горными инженерами иностранным языком, недостаточный для решения широко спектра заявленных задач в профессиональной и научной областях деятельности. По мнению специалистов в области преподавания иностранных языков в техническом вузе в целом, и для студентов направления подготовки 130400.65 «Горное дело» в частности, достижению заявленных в стандарте целей препятствуют:
- низкая трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» (9 зачетных единиц, 324 часа, в рамках которых только 1 из 4-х подлежащих освоению разделов соответствует профессиональной сфере);
- разный уровень языковой подготовки абитуриентов;
- недостаточная обеспеченность учебно-методической литературой, учитывающей специфические области и объекты профессиональной деятельности горных инженеров [7, с.458].
В связи с изменением парадигмы высшего образования в России и популярностью компетентностного подхода, методическое содержание работы студентов меняется. Оно все больше ориентировано на решение будущим специалистом конкретных, практических проблем с использованием инструментария из различных областей знаний [10]. Таким образом, в современной методике преподавания иностранного языка формирование мотивации у студентов является актуальным вопросом.
Следует отметить, что одной из главных причин немотивированности студентов технического вуза при изучении иностранного языка можно объяснить определенным типовым подходом ведения занятий. В результате исследования, мы пришли к выводу о необходимости использования новых технологий обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
В связи с развитием компьютерных технологий большую популярность набирает использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. Компьютерная система дополняет и усиливает традиционную методику преподавания иностранного языка и является главным помощником преподавателя в аудиторное и внеаудиторное время [10]. Ярким примером является система управления обучением Moodle, которая ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. В данной системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Систему удобно использовать при дистанционном обучении или как дополнение к очному курсу, для этого предусмотрена масса инструментов: Wiki, глоссарий, форумы, практикумы. В этой системе можно создавать любые задания, например, эссе, проекты, рефераты, тесты и т.п. Важным преимуществом этой системы является то, что Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Данная система была введена в Мирнинский политехнический институт в 2015 году с целью внедрения инновационных методов в образовательный процесс и активизации постоянного информационного взаимодействия между студентом и преподавателем.
Различные виды интерактивных обучающих программ, основанных на мультимедиа, являются верными помощниками преподавателя в организации обучения студентов с разными уровнями языковой подготовки. Интерес обучающихся в выполнении заданий по иностранному языку возрастает, а также повышается интенсивность образовательного процесса.
При обучении профессиональному иностранному языку важным является не утратить интерес студентов к самому языку. Такая мотивация называется лингвопознавательной, она заключается в положительном отношении студента к самому языковому материалу [10]. С этой целью преподавателями Мирнинского политехнического института (Гольдман А.А., Глазун М.А., Иванова Р.П.) в соавторстве с ведущим переводчиком Якутского научно-исследовательского и проектного института алмазодобывающей промышленности «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ОАО) Вишневской М.В. было разработано учебное пособие English for Diamond Miners – единственное в своем роде издание, посвященное различным аспектам алмазодобывающей промышленности в России и за рубежом.
Рис. 1. Обложка учебного пособия
Как считают исследователи-педагоги, занимающиеся проблемами профессионально-ориентированного обучения, учебные материалы должны быть ориентированы на последние достижения в той или иной сфере деятельности, своевременно отражать научные открытия, новшества, касающиеся профессиональных интересов обучающихся, давать им возможность для профессионального роста [9, с. 337; 2, с.577].
Пособие Diamond Miners отражает последние достижения алмазодобывающей промышленности и содержит аутентичные тексты, извлеченные из официальных сайтов, ведущих мировых алмазодобывающих компаний, таких как АЛРОСА, DeBeers, Rio Tinto group, а также материалы средств массовой информации по проблематике пособия.
Исследователи-педагоги отмечают необходимость нового подхода к отбору содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах: «Требуется естественное изменение процесса обучения, во время которого студенты могут ощущать всю необходимость изучения иностранных языков не только с теоретической точки зрения, но и применять свои знания на практике. Подобный инновационный переход сформирует у будущих специалистов естественную мотивацию изучать иностранный язык и делиться своими изобретениями и открытиями на международном уровне, свободно преодолевая языковые барьеры и с удовольствием вливаясь в акт коммуникации» [2, с. 576].
В модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в Мирнинском политехническом институте особое место уделяется практическому применению полученных теоретических знаний в профессиональной деятельности. Разделы учебного пособия построены таким образом, что усвоенный теоретический материал и специализированная лексика используются в речи в форме диалогов или устных презентаций с применением компьютерных технологий [8, 14].
Рис. 2. Содержание учебного пособия
В педагогической литературе отмечается, что в настоящее время на первое место по профессиональной значимости выходит переписка по электронной почте на иностранном языке, как с носителями данного иностранного языка, так и с теми иноязычными коллегами, для которых данный иностранный язык не является родным [11, с.154; 15]. Деловая корреспонденция является составной частью будущей профессиональной деятельности инженера [13]. Раздел учебного пособия Business Correspondence нацелен на формирование данной компетенции. В этом разделе студенты знакомятся с типами деловых писем, их структурой, правилами оформления, впоследствии применяют полученные знания на практике, выполняя ситуационные задания и ведя переписку в формате деловой игры.
На втором месте по профессиональной значимости находится чтение на иностранном языке [11, с.154]. Чтение помогает развивать как устную, так и письменную речь, тесно связано с такими видами деятельности, как аудирование, говорение и письмо [16].
В пособии English for Diamond Miners развиваются сразу несколько видов и техник чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее чтение. Кроме текстов для закрепления лексики и грамматических моделей, учебное пособие завершается приложением Reading Supplement (Тексты для чтения), в котором приводятся неадаптированные тексты из сайтов алмазодобывающих компаний, посвященные таким аспектам алмазодобывающей промышленности, как поисково-изыскательные работы, разведка, добыча, обработка, продажа алмазов, рекультивация земель.
Следующим фактором формирования мотивации к изучению иностранному языку у студентов технического вуза является взаимоотношение между студентами и преподавателем. Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя может сформировать у студентов стойкий интерес к предмету. Так, в Мирнинском политехническом институте со студентами Горного факультета работают высококвалифицированные преподаватели иностранного языка с многолетним стажем: Гольдман А.А., к.ф.н., профессор, Иванова Р.П., к.ф.н., доцент, Семкова А.В., к.ф.н., доцент, Винокурова И.Ж., к.ф.н., доцент, Заровняева С.С., преподаватель, аспирант ИГУ.
Проблема низкой трудоемкости дисциплины «Иностранный язык», а также разного уровня языковой подготовки абитуриентов решается в двух направлениях. Во-первых, в 2010 г. создан лингвистический центр, цель которого состоит в повышении языкового уровня студентов и преподавателей, а также работников других предприятий г. Мирного. Во-вторых, институт ежегодно организует бесплатные языковые стажировки для лучших студентов в Великобританию, Грецию, на о. Кипр, Мальта, в ЮАР, Гонконг, Малайзию. Эффективность данного подхода подтверждается успехами наших студентов в обменных программах. Студенты горного факультета, посетившие курсы английского языка в рамках лингвистического центра, становились победителями следующих конкурсов грантов: Алексеев Н., Иванова М. – программа Север – Северу, Швеция (2011–2012); Стручков А. – грант университета Хоккайдо, Япония (2014–2015); Добролюбов П. – грант Государственного департамента США (2015).
Заключение
Как видно из вышеприведенного, выделенные в начале статьи проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в Мирнинском политехническом институте решаются комплексно, через тесную взаимосвязь с производством и организацией учебного процесса с ориентацией на будущую профессиональную деятельность студентов на международном уровне.
Успешная реализация профессионально-ориентированного обучения иностранному языку манифестируется трудоустройством выпускников в промышленных компаниях мирового уровня. Выпускники института в основном работают в компании «АЛРОСА», многие из них занимают руководящие должности и играют важную роль в развитии алмазодобывающей промышленности в Западной Якутии. В последнее время выпускники демонстрируют успешную деятельность и в нефтегазовой отрасли. Выпускник 2004 г. по специальности «Обогащение полезных ископаемых» Федоров А., продолжив обучение в Норвегии, получил диплом магистра по специальности «Эксплуатация и ремонт нефтегазового оборудования и систем», несколько лет работал в Норвежской сервисной компании старшим инженером по ремонту и инспекции нефтегазовых трубопроводов, ныне работает инженером в ОАО «Сургутнефтегаз». Алексеев Н. защитил магистерскую диссертацию в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, во время магистратуры выиграл грант Китайского университета нефти и газа на выполнение исследовательской работы в области обработки сырой нефти, работал в компании Total, в данное время является инженером в Sakhalin Energy. Попов В. также закончил магистратуру университета нефти и газа им. Губкина и работает в компании "Baker Hughes".
Разработанная модель профессионально-ориентированного курса английского языка в условиях алмазодобывающего региона показывает свою эффективность на примере высоких достижений выпускников института, которые успешно интегрируются в международное сообщество, выигрывая международные гранты и трудоустраиваясь в ведущих мировых компаниях, как на территории России, так и за рубежом.
Библиографическая ссылка
Гольдман А.А., Иванова Р.П., Заровняева С.С. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНОЕ ДЕЛО» В АЛМАЗОДОБЫВАЮЩЕМ РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26113 (дата обращения: 10.10.2024).