Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Краснощеков В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Развитию академической мобильности студентов препятствуют многочисленные барьеры. Эти барьеры можно преодолеть только посредством системы комплексной поддержки студенческой мобильности. Предложена инновационная двухступенчатая модель участия студентов в международной академической мобильности. На первом этапе предполагается участие студентов в международных программах, организуемых своим университетом, и в международных студенческих проектах. В таких программах российские студенты, помимо обучения, выполняют функции тьюторов. Для обеспечения и повышения качества международных краткосрочных программ необходимо готовить российских студентов к реализации тьюторских функций. Одним из важных элементов предлагаемой модели является система подготовки студентов к участию в международных программах. Основные компоненты системы – отбор и формирование мотивации и готовности к участию в программе за счет формирования межкультурных компетенций и готовности работы в команде. К основным мероприятиям подготовительного этапа относятся первичное собеседование, информационно-методические семинары и общее собрание российских студентов и членов команды программы-проекта. У студентов, получивших успешный опыт участия в международной программе, возрастает мотивация и формируется готовность к участию в выездной мобильности.
высшее образование
интернационализация
качество международных образовательных программ
проектная деятельность
межкультурная компетенция
1. Александрова Т.В., Краснощеков В.В. Международная краткосрочная образовательная программа как инновационный проект // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Наука и образование. Инноватика». — 2009. — № 5 (87). – С. 224–227.
2. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб.: СПбГПУ, 2003. – 160 с.
3. Башкаева Э.Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2002. – 22 с.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
5. Иванова Н.Н. Профориентация как психолого-педагогическая задача// Современное образование: содержание, технологии, качество. Т. 2. – СПб.: СПбГЭТУ, 2008. – С. 165–167.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., Академия, 2004. – 304 с.
7. Краснощеков В.В. Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 408 с.
8. Краснощеков В.В. К определению и классификации программ международной академической мобильности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/130-23035.
9. Проскура О.В., Минин М.Г. Комплексная подготовка студентов к участию в программах международной академической мобильности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. – № 4 (19). – С. 143-145.
10. Пястолов С. Обучение за рубежом: опыт «включенного наблюдения» // Высшее образование в России, 2007. — № 4. – С. 152–158.
11. Старикова Л. Профессиональное самоопределение и профориентация // Высшее образование в России, 2007. — № 5. – С. 75–77.
12. Цветкова Л.А., Эрлих О.В., Гуриева С.Д. Практический минимум по адаптации для иностранных студентов. СПб.: САВА, 2007. – 80 с.
13. Briggs F.C., Myers I.B. MBTI Questionnaire. UK, Oxford, CPP, 2000. – 10 pp.
14. Online тесты по английскому языку // Excellent Englis. – URL: http://www.ex-en.ru/test.

Развитие глобализации мировых процессов порождает, в частности, необходимость интернационализации высшего образования. Современные подходы к качеству высшего образования в значительной степени завязаны на показатели интернационализации вуза. Одной из важнейших составляющих интернационализации студенчества является международная академическая мобильность. Однако перед российскими участниками программ мобильности встают многочисленные барьеры, анализ которых на основе привлечения большого числа источников был проведен автором [8]. Для преодоления барьеров вузы выстраивают системы поддержки мобильности, причем доказано, что подготовка студентов к участию в программах мобильности должна носить комплексный характер [9]. Основой подготовки являются совершенствование языковых компетенций студентов, формирование межкультурных компетенций и адаптация студентов к академической среде зарубежных вузов.

Автором разработана и внедрена в практику Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) инновационная модель подготовки студентов к участию в программах академической мобильности. Положение о необходимости комплексной подготовки к участию в мобильности наполняется новым содержанием. Ключевой характеристикой инновационной модели является ее двухэтапный характер. На первом этапе студенты младших курсов привлекаются для участия в краткосрочных международных образовательных программах, организованных обучающим вузом, а также для выполнения международных студенческих проектов. Если рассматривать краткосрочную международную программу как инновационный проект [1], то российские студенты становятся членами команды проекта, выполняя функции тьюторов иностранных участников программы. Таким способом реализуется личностно-деятельностный подход, положенный в основу рассматриваемой модели подготовки к мобильности.

Сам первый этап инновационной модель подготовки студентов к участию в программах академической мобильности состоит из трех частей. Первая часть – подготовка к участию в программе, вторая часть – реализация программы, третья часть – подведение итогов программы.

Международные краткосрочные образовательные программы (МКОП) в России по своей сути являются программами двойственными [7, с. 202]. С одной стороны, это дополнительные образовательные программы, реализуемые российским вузом. С другой стороны, для иностранных студентов результаты освоения этих программ, как правило, признаются зарубежным вузом, подтверждающим заработанные студентом кредиты. Следовательно, эти программы являются частью аналогов основных образовательных программ зарубежного вуза. Это обстоятельство диктует необходимость обеспечения высокого уровня качества международных краткосрочных образовательных программ. Соответственно, высоки требования к качеству управления этими программами. При проектном подходе к управлению программами необходимо обеспечить качественную работу команды проекта-программы. Значит, следует обеспечить и высокое качество работы тьюторов как части управляющей команды. Автором разработана система отбора и подготовки российских студентов-тьюторов, обеспечивающих функционирование международных краткосрочных образовательных программ. Эта система и соответствующие методики внедрены в СПбПУ.

Отдаленной аналогией предлагаемой системы может служить разработанная Э.Х. Башкаевой на совершенно ином материале модель формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов [3], опирающаяся на идеи Н.В. Кузьминой о необходимости формирования творческой мотивации к профессиональной деятельности. Согласно данной Э.Х. Башкаевой классификации подготовку студентов для участия в МКОП можно сопоставить с объединенными в силу краткосрочного характера МКОП диагностическим и мотивационным этапами процесса формирования профессионально значимых качеств в рамках инновационной инженерной подготовки. Более того, частично совпадают и дидактические средства достижения педагогических целей разработанной автором модели и исследования Э.Х. Башкаевой: ознакомительные семинары, беседы, опросники, анкеты.

На подготовительном этапе студент ставит перед собой множественные проблемы выбора (участия либо неучастия в самой программе, степени этого участия, дисциплин внутри программы) и решает их отчасти самостоятельно, отчасти с помощью преподавателей и команды проекта-программы. Поэтому в ходе реализации этого этапа возникают вопросы, аналогичные вопросам профессионального самоопределения [6]. Н.Н. Иванова, следуя теории профессионального самоопределения Е.А. Климова, указывает, что «мотивационные аспекты выбора профессиональной деятельности на сегодняшний момент мало исследованы, и остро стоит проблема ... анализа ситуаций выбора, в которых оказывается человек, стремящийся сориентироваться в сложных социокультурных пространствах» [5]. Схожесть условий выбора и сопутствующих им психологических коллизий приводит к тому, что сама процедура отбора студентов — участников программы базируется на методах, характерных для ряда этапов профориентационной деятельности (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профотбор, профконсультация) [5; 11].

Разработанная система подготовки российских студентов к участию в международных краткосрочных образовательных программах, реализуемых в российских вузах, направлена на достижение следующих целей:

  1. сформировать контингент российских студентов-тьюторов на основе осознанного выбора и самоопределения студентов;
  2. создать у студентов устойчивую мотивацию к участию в программе;
  3. сформировать готовность студентов к участию в программе, которая складывается из готовности к выполнению функций тьюторов, готовности к работе в команде, готовности к межкультурному общению.
  4. добиться совершенствования ряда общекультурных компетенций студентов.

Система целей является взаимосвязанной, их достижению способствует решение следующих задач:

  1. информирование потенциальных тьюторов о предстоящей программе и возможности участия в ней российских студентов;
  2. отбор российских студентов на основании разработанной процедуры и комплекса требований к уровню владения иностранным языком, к исходной мотивации к участию в программе, к готовности к межкультурному общению;
  3. формирование у российских студентов представлений о целях и задачах готовящейся программы, ее тематике и содержании, национальных, статусных и возрастных особенностях контингента участников программы;
  4. формирование понимания российскими студентами их роли, функций и границ ответственности при реализации программы, структуры команды проекта-программы, функций и функциональных связей членов команды и руководителя программы;
  5. ознакомление российских студентов с правовыми основами пребывания иностранных граждан на территории России, требованиями паспортно-визового режима, правилами обучения и проживания иностранных студентов в вузе;
  6. выдача заданий по поиску и переработке дополнительной информации о стране (странах), городе (городах), вузе (вузах) или организациях-партнерах, а также о национальных, возрастных, религиозных и других особенностях иностранных участников программы;
  7. контроль выполнения выданных заданий по сбору и переработке страноведческой и этнопсихологической информации;
  8. дополнение, структурирование и суммирование новой для студентов страноведческой, этнопсихологической и корпоративной информации;
  9. формирование первичных навыков межкультурного общения с иностранными участниками программы;
  10. создание базы для межкультурного общения путем обеспечения возможностей общения в электронной форме российских студентов с иностранными участниками программы – студентами и преподавателями.

Когда тематика и формат конкретной программы полностью прояснены, российская сторона приступает к отбору российских студентов — участников программы. Для эффективности деятельности команды проекта-программы важно определить оптимальное соотношение иностранных студентов и российских студентов, полностью вовлеченных в программу. Основанием для оценок может служить опыт автора по организации различных типов программ. На первый взгляд оптимальным кажется соотношение 1:1, обеспечивающее равноправное общение с обеих сторон. Однако с точки зрения подготовки российских студентов к участию в международной мобильности моделирование эффекта погружения в иноязычную среду достигается, естественно, при численном превосходстве иностранных студентов над российскими. Для МКОП оптимальное соотношение можно оценить не меньше чем 3:1.

Предварительный набор российских студентов на программу осуществляется через обучающие кафедры, а также с помощью информационных каналов: рекламы на досках объявлений, информационных панелях и на вузовских Интернет-сайтах. В последние годы, когда модель подготовки студентов к международной мобильности внедрена достаточно основательно, эффективным стал набор студентов-тьюторов через группы в социальных сетях ВКонтакте и Facebook. Основные требования к российским студентам — участникам программ: во-первых, владение английским языком на определенном уровне – базовый английский не ниже уровня Upper Intermediate, а в последние годы – Advanced, иногда желательно знание других языков – немецкого, китайского; во-вторых, обладание коммуникативными способностями и способностями к межкультурному общению; в-третьих,  наличие мотивации для участия в программе.

Для реализации как отбора, так и педагогических задач первого этапа подготовки используются три организационно-методические формы: первичное собеседование; информационно-методические семинары; общие собрания российских студентов-участников.

Первичное собеседование проводится членами управляющей команды либо индивидуально, либо в составе малой группы. Различаются формы проведения первичного собеседования для двух основных групп студентов: направленных кафедрами и записавшихся индивидуально. Для студентов, направленных для участия в программе обучающими кафедрами (выпускающими, языковыми и т.д.), собеседование носит в основном информационный характер. Предполагается, что частично функции отбора выполнены преподавателями и администрацией кафедры как в части уровня владения языком, так и в отношении мотивации и наличия способностей к межкультурному общению. Поэтому на собеседовании студенту предоставляется информация о сроках программы, ее целях, задачах и структуре. Описываются основные функции российских студентов-тьюторов, оцениваются временные и прочие трудозатраты, обрисовываются перспективы личностного роста. Если программа многопрофильная, то осуществляется предварительное распределение студентов по классам, т.е. изучаемым дисциплинам. В конце собеседования выдается общее либо индивидуализированное задание по поиску, сбору и переработке дополнительной информации о стране (странах), городе (городах), вузе (вузах) или организациях-партнерах, а также о национальных, возрастных, религиозных и других особенностях иностранных участников программы. Педагогическая цель задания – создать информационную базу для осуществления межкультурного общения на этапе реализации программы. Называются дата, время и место проведения первого информационно-методического семинара. Далее студент составляет краткое резюме с указанием персональных данных и контактной информации. Если в процессе собеседования у организаторов возникают сомнения относительно возможности участия студента в программе, то дополнительно проводится тестирование, как и в случае студентов второй группы.

Для студентов, привлекаемых для участия в программе индивидуально, т.е. получивших информацию из Интернета, от друзей и подобного, в ходе первичного собеседования необходимо провести тестирование двух типов. Во-первых, оценивается уровень владения английским языком, например онлайн [14]. Этот тест отличается краткостью, но периодически необходимо менять источники, главное, чтобы тест мог быть проведен и проверен техническим работником управляющей команды. Во-вторых, оцениваются некоторые личностные качества, например по методике Майерс—Бриггс [13], которая выявляет, в частности, коммуникативные и лидерские способности. Этот тест проверяется по шаблону и не требует глубоких специальных знаний для истолкования результатов. Остальные функции и этапы первичного собеседования такие же, как и для студентов первой группы.

После первичного собеседования происходит частичный самоотсев российских студентов, которых не устраивают либо предлагаемая форма дополнительного образования, либо необходимые для участия требования и трудозатраты. В некоторых случаях производится отвод по результатам тестов, однако при наличии сильной мотивации такие студенты вносятся в резервный список и могут участвовать в программе частично (например, занимаясь организационной работой). Таким способом команда проекта-программы стремится избегать травмирующей формы отказа, негативно влияющей на мотивацию к интернационализации студентов. Частичное участие российских студентов особым образом оговаривается в дальнейшем при организационном оформлении программы (издании приказа по вузу) и при решении вопроса о целесообразности выдачи такому студенту сертификата об участии в программе. Российские студенты, участвующие в программе частично, также получают возможности для личностного роста с рекомендациями по повышению уровня владения иностранным языком или развитию коммуникативных способностей.

Электронные адреса российских студентов, отобранных для участия в программе, передаются зарубежным партнерам с предварительным распределением студентов по классам. Зарубежные партнеры передают эти адреса зарубежным студентам и преподавателям соответствующих классов с целью организации первичного знакомства и общения.

Таким образом, первичное собеседование с тестированием играет важную роль в формировании общекультурных и социальных компетенций студентов. Фактически оно моделирует интервью при приеме на работу, т.е. выходит за рамки традиционных учебных контрольных мероприятий (в том числе и входных тестов или экзаменов), и может рассматриваться как элемент контекстного обучения А.А. Вербицкого [4].

В работе информационно-методических семинаров принимают участие руководители программы, члены управляющей команды, преподаватели и другие специалисты в области межкультурной коммуникации, социально-психологической и педагогической адаптации иностранных студентов, а также российские студенты-участники. Таким способом происходит более широкое знакомство будущих тьюторов с командой программы, частью которой они постепенно становятся. В первой части семинара руководители программы дают развернутые характеристики вузов или организаций-партнеров, описывают принципы и особенности формирования иностранного студенческого контингента представляемой программы, особенности образовательной системы страны или стран, в которых обучаются иностранные студенты. В этой части названное мероприятие сходно с элементами системы комплексной поддержки академической мобильности, реализуемой в Томском политехническом университете [9]. Далее происходит дополнение выданной информации студентами на основании выполненного ими задания, выданного на первичном собеседовании.

Во второй части семинара специалисты дают этнопсихологические характеристики данной студенческой группы (американцев, немцев, китайцев и т.д.), при необходимости останавливаются на религиозных особенностях (например, при проведении программы для представителей мормонской общины США) в части, касающейся организации их обучения и быта в России. Описываются основные способы осуществления межкультурного общения с представителями данной культуры или субкультуры. Затем студенты, сумевшие получить существенную дополнительную информацию по этнопсихологическим вопросам, делают краткие сообщения. Каждое сообщение комментируется специалистом в области этнопсихологии, подчеркивается его ценность не только для студентов, но и для управляющей команды МКОП. Далее руководители программы и специалисты суммируют сведения по иностранному контингенту, формируя таким путем необходимые представления как о характере предстоящей учебной и внеучебной деятельности по реализации программы-проекта. К следующему семинару студентам рекомендуют ознакомиться самостоятельно с фундаментальными трудами [2] и с практическими рекомендациями по вопросам адаптации иностранных студентов [12], найдя соответствующую информацию, в том числе и на иностранном языке, в Интернете.

К участию во втором информационно-методическом семинаре дополнительно привлекаются российские студенты, которые имеют опыт тьюторства. В первой части семинара предоставляются необходимые теоретико-практические сведения по поддержке адаптации иностранных студентов данной группы. Преподаватели проверяют усвоение студентами теоретического материала, студенты делают краткие сообщения на основе найденной дополнительной информации. Далее опытные тьюторы приводят примеры конкретных ситуаций, возникающих при реализации программы, и с помощью преподавателей производят их анализ. Кроме того, они дают новым студентам общее представление о тьюторстве, которое, естественно, отличается от точки зрения преподавателей и руководителей программы. Новые участники программы получают психологическую поддержку от своих старших товарищей, у них формируется уверенность в том, что они справятся со своими функциями. Студенты задают вопросы по проблемам межкультурного общения, которые, возможно, остались без ответа после первого семинара ввиду временных ограничений.

Во второй части семинара члены команды программы-проекта либо представители соответствующих структур вуза знакомят российских студентов с правовыми основами пребывания иностранных граждан на территории России, паспортно-визового режима, правилами обучения и проживания иностранных студентов в вузе. Особое внимание уделяется вопросам безопасности иностранных участников программы. Сообщения на эту тему делают также студенты, имеющие опыт тьюторства. Вновь привлекаемым российским студентам дается задание подготовить краткие сообщения на тему безопасного пребывания иностранцев в городе с точки зрения молодежи. Лучшие из этих сообщений будут представлены российскими студентами в ходе ориентационного собрания, открывающего официальные мероприятия МКОП. В заключение семинара назначаются дата, время и место проведения общего собрания. При организации МКОП с небольшим сроком (до двух недель) возможно проведение одного информационно-методического семинара вместо двух либо совмещение семинара с общим собранием, что, разумеется, нежелательно ввиду различного характера деятельности студентов в ходе этих мероприятий. После проведения семинаров, как и после первичного собеседования, возможен самоотсев или отсев российских студентов-участников.

Таким образом, в ходе информационно-методических семинаров формируется ряд компетенций, во-первых, в области международного образования, этнопсихологии, теории и практики адаптации, во-вторых, связанных с готовностью к межкультурному общению. Эти компетенции могут расцениваться и как общекультурные или общепрофесиональные для студентов, проходящих практику в форме участия в МКОП. Развивается мотивация к участию в программе, поощряется научно-поисковая деятельность студентов. У студентов формируются навыки работы в команде, представление о том, что они могут внести посильный вклад в реализацию программы не только выполнением заданий и распоряжений, но и проявлением собственной инициативы. Помимо подготовки к конкретной МКОП, студенты, планирующие обучение в зарубежном вузе, могут использовать полученную в ходе информационно-методических семинаров информацию в целях смягчения процесса академической адаптации в первый период пребывания за границей, который может носить достаточно жесткий характер [10].

Общие собрания посвящены в основном решению организационных вопросов, т.е. относятся скорее к сфере менеджмента программы. Тем не менее ряд аспектов общих собраний направлен в том числе и на формирование общекультурных компетентностей студентов. Прежде всего на общем собрании происходит завершение формирования команды программы-проекта. Тьюторы осознают полноту возложенных на них обязанностей – функций,  отчетливо идентифицируют членов команды и ее руководителя, понимают функциональные связи и свое место в команде проекта-программы.

В начале общего собрания руководители программы просят студентов заполнить анкеты, вопросы которых связаны с ожиданиями от программы. В течение ряда лет такие анкеты выдавались на первичном собеседовании, но в последнее время признано рациональным опрашивать только тех студентов, которые точно определились с участием в программе. Обычно анкеты просматриваются членами команды программы-проекта непосредственно на собрании. Затем член управляющей команды суммирует информацию об ожиданиях российских студентов и, возможно, корректирует ее. Иногда после собрания необходима индивидуальная коррекционная беседа со студентами, чьи представления о целях и задачах программы оказались отличными от действительных. Материалы анкет используются для совершенствования информационных встреч следующих программ.

Главная часть собрания – подробное описание функций российских студентов-тьюторов и распределение обязанностей между ними по выполнению задач реализации академической составляющей программы и внеучебной работы. Происходит окончательное распределение студентов по классам (дисциплинам) многопрофильной программы. Студентам выдается подробное (обычно понедельное) расписание программы с указанием событий каждого дня. Описание комментируется руководителями программы. Студенты-тьюторы делают пометки, обозначая мероприятия, требующие их непосредственного участия, к которым относятся ориентация, учебные занятия, учебные визиты, экскурсии и т.д. Студентов побуждают высказывать замечания или предложения по улучшению программы, которые обсуждаются.

Студенту выдается календарный блокнот — отчетная тетрадь, в которую записываются все события программы, в которых он принимал личное участие, с отметкой необычных, с точки зрения студента, явлений, впечатлений, особенностей национальной психологии иностранных студентов и преподавателей, а также замечаний и предложений по проведению того или иного мероприятия. Заполненный блокнот — отчетная тетрадь сдается студентом руководителям программы после ее завершения, являясь одним из необходимых элементов получения подтверждающих участие в программе документов. Этот блокнот также служит основой для отчета по практике.

Студентам, с которыми еще не связались их иностранные ровесники, выдаются их электронные адреса, а также электронные адреса иностранных преподавателей соответствующих дисциплин. Таким образом, первичное знакомство и, возможно, общение участников программы начинается еще на подготовительном этапе. Далее члены команды проекта-программы контролируют тексты подготовленных студентами сообщений о безопасном пребывании иностранцев в Санкт-Петербурге и России в целом. Два-три лучших сообщения отбираются для презентации их иностранным участникам на ориентационном собрании. В заключение общего собрания называются конкретная дата и время начала программы для каждого из участников либо групп участников.  

Таким образом, в ходе общего собрания формируются в основном навыки работы в команде, которые могут рассматриваться как составная часть общекультурных и общепрофессиональных компетентностей.

 Успешное завершение программы-проекта служит для студентов дополнительным стимулом, усиливающим мотивацию к участию в программах выездной мобильности. Неуспешная же деятельность в качестве тьютора обычно указывает на недостаточный уровень владения языком или на недостаточную коммуникабельность студента, сигнализируя о возможных трудностях при реализации потенциальной выездной мобильности. Возможно, таким студентам следует отнести планы обучения за рубежом на более поздний срок, сосредоточив свое внимание на совершенствовании коммуникативных компетенций, участвуя в дополнительных программах формального или неформального образования.

Студенты, успешно справившиеся с функциями тьюторов, обычно стремятся к расширению опыта интернационализации, причем не только участвуя в программах выездной мобильности. Опыт показывает, что более 60% студентов, имевших успешный опыт тьюторства, реализуют намерение участвовать в «домашних» международных программах второй или даже третий раз. Обучаясь уже на 3-м или 4-м курсе, такие студенты выполняют функции руководителей группы тьюторов, совершенствуя таким способом общепрофесиональные компетенции менеджерского характера. При распределении функций в команде международных студенческих проектов таким студентам можно поручать руководство проектной деятельностью студентов младших курсов. Таким образом, на втором этапе реализации модели подготовки к академической мобильности студенты наряду с участием в образовательных программах зарубежных вузов продолжают совершенствовать языковые, межкультурные и иные компетенции, участвуя в международных программах и проектах своего вуза.

Предлагаемая организационная схема и методика подготовки студентов к участию в международной краткосрочной программе, организованной обучающим российским вузом, являются первой частью первого этапа инновационной модели подготовки студентов к участию в программах международной академической мобильности. При реализации первой части подготовки закладываются основные компоненты модели в целом, которые получают развитие во второй части — собственно участии студентов в краткосрочной программе. Окончательно цели этапа достигаются при реализации третьей, не менее важной части – подведении итогов программы. Реализация каждой из частей первого этапа приводит к совершенствованию определенного набора компетенций, а также к повышению мотивации к участию студентов в программах мобильности.


Библиографическая ссылка

Краснощеков В.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25773 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674