Актуальность изучения марийского национального костюма очевидна. Широкий диапазон его применения говорит о том, как сильно возрос к нему интерес и потребность в современных условиях. Возрождение интереса к национальным традициям является одним из приоритетных направлений в культурной политике российского государства, поэтому поощряется исследовательский интерес к проблемам этнической культуры, как для научной сферы, так и для общедоступных средств массовой информации.
В каждой этнической культуре существует наиболее значимый вид художественно-эстетических практик, маркирующий этнос. Для марийцев одним из таких этномаркирующих явлений может выступать традиционный костюм – красочный, самобытный, требующий высокого мастерства исполнения. Марийский традиционный костюм, являясь одним из важнейших компонентов материальной культуры этноса, существует в трех ипостасях: как объект изучения для ученых и музейных работников, в качестве сценического костюма фольклорных коллективов и как источник вдохновения для современных художников-модельеров. В силу того, что в бытовой жизни этнокостюм уже почти не используется, возникает опасность утери интереса большого социума марийцев к эстетическим традициям своих предков.
Творчество современных модельеров России трудно представить без фольклорно-этнического направления. Культурное наследие каждого народа всегда было источником вдохновения для создания новых образов искусства дизайна одежды. Народные мотивы стали неотъемлемой частью в работе многих современных художников-модельеров. Национальный костюм – одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари. Это типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских женщин [5].
Сегодня современным мастерам необходимо основательное знакомство с памятниками народного искусства для углубления профессиональных знаний. Необходимо подчеркнуть важность воспитательного момента этнических традиций в одежде, как приобщения к культурным ценностям, духовному наследию своего народа. Именно поэтому в моделировании одежды в последние годы наметилось активное использование национальных форм и мотивов. Художники-модельеры, любители народного искусства открывают все больше возможностей внедрения национальных традиций, поскольку традиционное искусство – неиссякаемый источник народной мудрости, представленной в красоте, нравственности и гармонии с окружающим миром. Важно ценить то, что веками ценили, любили, чем дорожили наши предшественники в народной одежде.
Красив, богат и оригинален народный костюм. Оформившись в древности, на протяжении веков, он, особенно женский, обогащался и видоизменялся, отвечая эстетическим вкусам и практической целесообразности.
В нашей исследовательской работе использованы вещественные (музейные), архивные и полевые этнографические материалы. Ценным источником являются материалы коллекций, архивов и фотоколлекций Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге, содержащие богатейшие собрания по культуре и быту марийцев [2].
Материалы и технология изготовления марийских национальных костюмов весьма своеобразна. Для выработки холщевых тканей марийцы выращивали коноплю, реже – лен, так как конопляный холст считался прочнее льняного. Конопля – одна из древних культур, использовалась с глубокой древности. Сложные и трудоемкие работы по выращиванию данных технических культур, обработки волокон и ткани выполняла женщина, у которой на эту работу уходило почти полгода. Поэтому белый холст был ее гордостью. Обычным правом марийцев признавалась собственность женщины на изделия из конопли и льна, на орудия их производства. А при выходе замуж молодая женщина в первый год после свадьбы сохраняла право на засеянную коноплей или льном полосу в хозяйстве родителей [2].
Невозможно налюбоваться красотой и скрытой тайной этого древнего вида искусства. Белый наряд из домотканого холста являлся символом народа мари: Ош марий – Белый мариец. В этом имени запечатлен труд многих мариек, которые кропотливым трудом одевали свой род во все белое. По узорам на костюмах можно узнать, в какой местности проживает человек, из какого он рода, из какой семьи [1].
Традиционный женский костюм состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора и обуви из лыка с шерстяными и холщевыми онучами. В традиционном женском костюме верхняя одежда представлена кафтанами: летним из белого холста, осенне-весенними из сукна, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из овчин. Основной принцип выделения типов костюма – конструктивный, по покрою.
Рис. 1. Эскиз легкого женского кафтана
Рис. 2. Эскиз демисезонного кафтана
Рис.3. Традиционный свадебный женский кафтан горных мариек
Свадебный нарядный кафтан был из фабричного сукна черного или зеленого цвета, был со швом по линии талии и расклешенным за счет клиньев. Он имел шалевый воротник, который на спине заканчивался четырехугольником. Ворот у празднично-обрядного кафтана богато украшался кумачом, позументом, раковинами каури, монетами, кисточками из шерсти. Некоторые из них имели особенности в крое: были очень длинными – до пят, сзади в талии кафтана клинья собирались в фалды.
Рис. 4. Эскизы мужских косоворотки и штанов
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, мотивами вышивки.
Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха мариек Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась не только на груди, нижней части рукавов и нижней части подола, но и вдоль всех швов, вдоль всего рукава, на уровне груди, на спине. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определялась также давними традициями [3].
Марийской вышивке как самому распространенному и специфическому виду творческой деятельности по праву принадлежит ведущее место в декоре национального костюма. Она обогащает эмоционально и говорит о возможностях человека преобразовывать обычный материал в уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды.
Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая ее, в какой-то мере отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. А самое главное – свидетельствует, что вышивка формировалась в недрах местной локальной культуры и сохранила до настоящего времени традиционные техники и приемы исполнения, орнаментальные узоры и украшения [3].
Марийская вышивка дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства республики. Именно в этом виде народного творчества наиболее отчетливо проявилась высокая художественная одаренность марийского народа.
Более древний этнографический материал сохранился в сернурских вышивках. Вышивка очень разнообразна, многолика, богата. Выполняется с изнаночной стороны, не нарушая традиционных техник рукоделия бабушек, не искажая знаки, узоры, места расположения мотивов. Вместе с нитью вышивальщица вкладывает в холст положительные эмоции, тепло своего сердца [1].
Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, на концертах фольклорно-этнографических ансамблей.
Специальной литературы для обучения приемам исполнения марийской национальной вышивки нет. Поэтому осваивать курс марийской национальной вышивки приходится самостоятельно, пополнять и систематизировать свои знания и черпать наблюдения из повседневной жизни.
Мастера марийской национальной вышивки говорят: «Ни одной вещи, вышитой нашими руками, не должно быть одинаковой». Это стало возможно в результате творческих поисков. Особого подхода требует обрядовый костюм, так как каждый орнамент несет свою информацию. Надежды и мечты девушки, выходящей замуж, отражались в ее наряде и оберегались определенными зооморфными и антропоморфными изображениями (знаками) на вышивке [3].
Важной частью женского костюма мариек были головные уборы, пояса, передники и поясные украшения, которые подразделялись на повседневные и праздничные. У марийцев, как и у других народов России, женский головной убор отличался в зависимости от ее семейного положения. Сложные головные уборы подразделялись на девичьи и женские [3].
Современные мастера при пошиве одежды, стремящиеся к сохранению и распространению культуры национальной одежды, пытаются при разработке своих моделей использовать синтез традиционной технологии изготовления одежды с современными технологическими требованиями. Все технологические операции, в том числе ручная вышивка, требуют высокого уровня качества выполняемых работ. В изготовлении современной одежды по-прежнему используются традиционные приемы. Это связано с тем, что в области технологии пошива одежды накоплен многолетний опыт, который позволяет добиться особой красоты пошитого костюма. Традиционные детали кроя национального костюма дизайнеры-модельеры удачно сочетают с деталями современного кроя.
Рис. 5. Вариативность полуприлегающего силуэта, съемной детали и расположения марийской национальной вышивки на современном изделии
В качестве примера вариативности предлагаем современное женское платье со съемной баской, созданное по мотивам марийского национального костюма из традиционного ручного домотканого льняного полотна. Автор – студентка гр. ПР 51- ТН Ягодарова А.А., научный руководитель Полевщикова Т.И., канд. пед. наук, доцент кафедры теории, методики, технологии и профессионального образования МарГУ.
В настоящее время важно придерживаться концепции естественного, здорового и экологического в дизайне, но это не означает копирование некоторых элементов костюма, его декора и цветовой гаммы. Сегодня дизайнеры, стремящиеся к сохранению и распространению культуры национальной одежды, пытаются при разработке моделей использовать синтез традиционной технологии изготовления одежды с современными направлениями моды. Можно говорить о том, что в методе использования марийских народных мотивов при моделировании одежды есть два направления. Первое – это создание образного строя марийской национальной одежды в современных моделях путем применения и широкого использования тканей различных цветовых сочетаний, элементов и деталей по мотивам марийской народной одежды, орнамента, вышивки. Второе направление – это создание моделей с использованием конструктивной формы народной одежды, ее закономерностей и пластических особенностей.
Конструирование современной одежды с использованием национальных традиций марийского костюма направлено на создание таких форм, которые отражают особенности народного костюма, одновременно создавая образ модной одежды различного наполнения и назначения. Эту работу можно рассматривать с точки зрения преемственности творчества прошлых поколений, обогащенной современными требованиями к созданию одежды. В этой одежде, как и в любой одежде, из которой состоит гардероб современного человека, под влиянием направления моды каждого периода меняются пропорциональные соотношения частей и деталей, распределение пластических объемов формы, нагрузки декора, но стилевые особенности, характерные для национальной одежды остаются прежними [4].
В последнее время появляется все больше конкурсов мастерства в области художественно-прикладного искусства. В России и за рубежом сложилось определенное сообщество модельеров, которые работают над созданием этнических костюмов. Проведение фестивалей и конкурсов, концепцией которых является возрождение идей народного костюма, новое прочтение традиционной одежды, еще больше подталкивает дизайнеров к созданию коллекций в стиле «фолк». Внимание к таким конкурсам обуславливает возрастающий интерес зрительской аудитории к традиционной одежде и культуре, способствует формированию толерантного отношения к обычаям и традициям разных народов.
Вывод
Заботясь о сохранении национальной культуры сегодня, важно сформировать в людях чувство принадлежности к своему народу, сохранить нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. Использование этнографического костюма в качестве объекта способствует возрождению национальных традиций, позволяя пропагандировать национальную культуру:
- формируется интерес к этнической культуре;
- формируется эстетический вкус у современной молодежи;
- воспитывается чувство гордости за художественно-эстетическое и историческое наследие нации.
Мы видим, что марийский традиционный костюм как один из самых ярких воплощений эстетики, мировоззрения, общей культуры этноса является интереснейшим объектом искусства, представляя авторам широкий спектр выразительных возможностей [5].
Библиографическая ссылка
Максимова З.Ю., Полевщикова Т.И. ВАРИАТИВНОСТЬ КАК СПОСОБ И УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МАРИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25709 (дата обращения: 06.12.2024).