Проблема влияния эмоционального состояния подростков на все сферы их жизни изучается комплексно и разносторонне. Однако она не теряет своей актуальности, особенно применительно к современным подросткам и социальной ситуации их развития. На фоне значимых психофизиологических изменений, присущих подростковому периоду, современное обучение предлагает детям весьма стрессогенные ситуации: введение основного государственного экзамена (ОГЭ) в конце девятого класса; необходимость профессионального самоопределения в этот же период; комплексные изменения в сфере профессионального образования, требующие от подростка быстрой ориентации в ситуации, но зачастую не дающие достаточно информации; отсутствие у людей старшего поколения компетентности, позволяющей эффективно помочь подростку в решении данных проблем и т.п. Эти и другие факторы приводят к тому, что одним из доминирующих эмоциональных состояний современных подростков является тревога. При постоянном нахождении человека в определенном эмоциональном состоянии оно постепенно перерастает в качество личности, в нашем случае – в тревожность.
Целесообразно в данных условиях организовывать психологическое сопровождение образовательного процесса с учетом вышеназванных факторов. Следовательно, необходимо исследовать и учитывать взаимовлияние проявлений тревожности и различных сфер жизни и самоопределения детей подросткового возраста с целью оптимизации психолого-педагогической помощи детям в указанных ситуациях, учете данных факторов в процессе общего и профессионального обучения молодежи, психолого-педагогического просвещения субъектов образовательного процесса.
Одной из важнейших сфер самоопределения подростка является профессиональное самоопределение. Переход на систему двухуровневого высшего образования, изменения в требованиях к уровню входных знаний при поступлении в учреждения профессионального обучения вынуждают современных молодых людей определяться в данном аспекте в более раннем возрасте, а именно, к концу обучения в средних классах. Поэтому изучение взаимосвязи указанной сферы самоопределения с тревожностью подростков является, на наш взгляд, актуальным и востребованным.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи тревожности и профессиональных склонностей детей старшего подросткового возраста. Изучение проблемы тревожности и профессиональных склонностей подростков находит свое отражение в работах таких исследователей, как: К.М. Гуревич, А.Е. Климов, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, А.М. Прихожан, В.И. Долгова и многие другие.
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [5]. Прихожан А.М. выделила следующие признаки подростковой тревожности [4, с. 111-115]:
- переживания, чувства: позитивные, мобилизующие; ярко выраженная боязнь неудачи, катастрофического провала; непереносимость ожидания; желание убежать, скрыться, исчезнуть; чувство одиночества, незащищенности; чувство неполноценности, беспомощности, вины, стыда;
- поведенческие: ребенок постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы; сосет ручку, палец, волосы, одежду; грызет ногти, ручку; напряжен, скован, не может расслабиться; повышенная суетливость, рассеянность, часто плачет;
- физиологические: легко краснеет (бледнеет), лицо покрывается пятнами; в значимых ситуациях сильно потеет; дрожит, дрожат руки; сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках; учащенное сердцебиение; затруднение дыхания; соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию, пульсация в висках, головная боль и т. п.; нарушение сна,питания и др.
Однако проявления тревоги имеют не только внешние характеристики, они косвенно отражаются во многих значимых аспектах жизни подростка.
Для проведения экспериментального исследования мы использовали следующие психодиагностические методики: проявления тревожности – шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера Ч.Д. – Ханина Ю.Л., методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Beeman N. Phillips), профессиональные склонности – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
База исследования – МБОУ гимназия № 1 г. Ишимбай (Республика Башкортостан); МАОУ «СОШ № 26» г. Стерлитамак (Республика Башкортостан). Всего в исследовании приняли участие 96 учеников девятых классов (50 девочек и 46 мальчиков). Возраст испытуемых – 14–15 лет. Экспериментальное исследование проводилось в марте-апреле 2016 года, что соответствует второму учебному полугодию.
Обработка полученных данных проводилась с помощью методов математической статистики: первичная статистическая обработка, определение значимости различий с помощью t-критерия (критерий Стьюдента) и Х2-критерия (критерий Пирсона), корреляционный анализ, анализ и интерпретация результатов. Выбор методов и методик определялся целью исследования.
С помощью методики Спилбергера – Ханина нами проводилась диагностика ситуативной и личностной тревожности. При анализе нами учитывались половые различия испытуемых. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Частотное распределение испытуемых по уровням ситуативной и личностной тревожности
Параметр |
Уровень |
Количество испытуемых (%) |
Значимость различий (Х2-критерий) |
|
Мальчики |
Девочки |
|||
Ситуативная тревожность |
Высокий |
37,0 |
16,0 |
0,001 |
Средний |
58,7 |
76,0 |
||
Низкий |
4,3 |
8,0 |
||
Личностная тревожность |
Высокий |
39,1 |
4,0 |
0,001 |
Средний |
39,1 |
88,0 |
||
Низкий |
21,8 |
8,0 |
Анализ представленных в таблице данных позволяет заключить, что девочки и мальчики-подростки значимо различаются по степени выраженности как личностной, так и ситуативной тревожности. При этом подавляющее большинство девочек демонстрирует средний уровень тревожности, тогда как мальчики имеют довольно высокие показатели по высокому уровню обоих рассматриваемых видов тревожности. На наш взгляд, это может быть обусловлено как психофизиологическими особенностями, присущими подростковому возрасту, так и более низкой компетентностью мальчиков в плане отреагирования или компенсации своих тревожных переживаний.
Проявления тревожности у подростков изучались нами с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Анализ данных по этой методике проводился с учетом половых различий испытуемых. Средние показатели по каждой шкале приведены в процентном отношении к максимальному показателю данной шкалы. Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ проявлений школьной тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста
Параметр |
Средний показатель (%) |
Значимость различий (t -критерий) |
|
Мальчики |
Девочки |
||
Общая тревожность в школе |
51,8 |
55,9 |
- |
Переживание социального стресса |
45,7 |
46,3 |
- |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
47,4 |
58,6 |
0,05 |
Страх самовыражения |
76,7 |
71,8 |
- |
Страх ситуации проверки знаний |
48,0 |
48,4 |
- |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
73,6 |
66,9 |
0,05 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
28,8 |
54,6 |
0,001 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
42,3 |
43,8 |
- |
Полученные нами данные позволяют сделать выводы о выраженных проявлениях школьной тревожности в обеих группах испытуемых, поскольку автор теста говорит о повышенной тревожности ребенка по данному параметру, если количество совпадений по шкале более 50 %, и о высокой тревожности – более 75 %. В нашем случае и у мальчиков, и у девочек «лидируют» такие проявления, как страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих.
Интересно, что в целом проявления школьной тревожности сильнее выражены у девочек – в отличие от результатов предыдущей методики. Это подтверждается значимостью различий по таким параметрам, как фрустрация потребности в достижении успеха и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. По нашему мнению, это может свидетельствовать о более выраженной карьерной направленности девочек в данном возрасте, их большей зависимости от мнения окружающих, а также от социальных стереотипов.
Диагностика профессиональных склонностей испытуемых проводилась нами по дифференциально-диагностическому опроснику (ДДО) Е.А. Климова с учетом половых различий испытуемых. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3
Частотное распределение испытуемых по типам профессиональных склонностей
Тип профессии |
Количество испытуемых (%) |
Значимость различий (Х2-критерий) |
|
Мальчики |
Девочки |
||
«Человек – природа» |
26,1 |
32,0 |
0,01 |
«Человек – техника» |
30,4 |
16,0 |
|
«Человек – человек» |
17,4 |
20,0 |
|
«Человек – знаковая система» |
13,0 |
12,0 |
|
«Человек – художественный образ» |
13,0 |
20,0 |
Результаты диагностики профессиональных предпочтений выявили значимые различия в профессиональных склонностях мальчиков и девочек подросткового возраста. Так, если у мальчиков основное предпочтение отдается типу «Человек – техника», то девочки склоняются к типу «Человек – природа». Интересно отметить, что обе выборки продемонстрировали минимальную заинтересованность типом профессии «Человек – знаковая система», хотя современные требования к профессионалам практически во всех областях предполагают информационную компетентность, связанную именно с этим типом профессии.
Для изучения характера взаимосвязи исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ по К. Пирсону, который был проведен в каждой группе испытуемых. В таблице 4 мы отразили значимые корреляционные взаимосвязи по каждой выборке, отметив значение коэффициента корреляции. При этом знак перед числовым значением отражает направление корреляционной взаимосвязи: «+» – прямая корреляция; «-» – обратная корреляция.
Таблица 4
Взаимосвязь профессиональных склонностей с проявлениями тревожности у детей старшего подросткового возраста
Типы профессиональных склонностей |
Значение коэффициента корреляции |
Показатели тревожности |
МАЛЬЧИКИ (46 человек) |
||
«Человек – природа» |
+0,3254 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
«Человек – техника» |
–0,3529 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
«Человек – человек» |
+ 0,3130 |
Страх самовыражения |
+ 0,3963 |
Ситуативная тревожность |
|
«Человек – знаковая система» |
– 0,3012 |
Личностная тревожность |
– 0,4791 |
Ситуативная тревожность |
|
«Человек – художественный образ» |
+ 0,3435 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
ДЕВОЧКИ (50 человек) |
||
«Человек – техника» |
– 0,2915 |
Общая тревожность в школе |
+ 0,4886 |
Страх самовыражения |
|
– 0,3613 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
|
– 0,3061 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
|
«Человек – человек» |
– 0,4323 |
Личностная тревожность |
«Человек – знаковая система» |
– 0,2865 |
Переживание социального стресса |
«Человек – художественный образ» |
+ 0,3703 |
Переживание социального стресса |
+ 0,4343 |
Личностная тревожность |
Характер взаимосвязи профессиональных склонностей подростков с проявлениями тревожности отражает существенные различия в выборках, а также «популярность» некоторых проявлений тревоги применительно к типам профессий. Так, у мальчиков страх не соответствовать ожиданиям окружающих взаимосвязан с типом «Человек-природа» и обратно коррелирует с типом «Человек-техника». По нашему мнению, данный парадокс обусловлен широким распространением информационных технологий в современном обществе, поэтому публичность, ожидания окружающих людей могут ассоциироваться у современной молодежи с информационной и технической компетентностью. Ситуативная тревожность выше у мальчиков, предпочитающих тип профессии «человек-человек», и слабее выражена у предпочитающих работать со знаковыми системами.
У девочек подросткового возраста наблюдается несколько иная картина. Девочки, предпочитающие работать с техникой, не боятся обмануть ожидания других людей, отношений с учителями, однако имеют высокий уровень страха самовыражения. По нашему мнению, это может быть фактором стремления таких подростков уйти из мира реальных отношений в мир информационных технологий. Девочки, имеющие высокую личностную тревожность и переживающие социальный стресс, предпочитают работать с художественным образом; а низкий уровень аналогичных показателей имеют их сверстницы, предрасположенные к работе с людьми и знаковыми системами. В отличие от мальчиков, девочки рассматривают работу с людьми как ресурс, а не фактор тревожности, что может быть обусловлено психосоциальными особенностями девочек.
Необходимо отметить, что по результатам анализа обеих выборок можно выделить два независимых фактора: это фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний. Действительно, эти факторы никак не связаны с профессиональными склонностями девятиклассников, несмотря на существующие социальные стереотипы, что профессиональные предпочтения должны в той или иной мере учитывать успешность обучения.
Проведенный анализ взаимосвязи тревожности и профессиональных предпочтений девятиклассников позволил выявить их специфику и существенные различия для мальчиков и девочек. Это позволяет оптимизировать не только процесс коррекции тревожности у детей подросткового возраста, но и анализировать их профессиональные склонности.
Так, в коррекции как ситуативной, так и личностной тревожности в большей степени нуждаются мальчики, у девочек в подростковом возрасте данные показатели практически в норме. Однако показатели школьной тревожности имеют обратную тенденцию: выраженными у мальчиков оказались три показателя из восьми – общая тревожность в школе, страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. У девочек к этим показателям добавляются также фрустрация потребности в достижении успеха и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Именно по названным направлениям целесообразно, на наш взгляд, организовывать работу по коррекции тревожных состояний подростков.
Одна из оптимальных форм работы при коррекции тревожности может предполагать выделение типовых ситуаций, несущих наиболее стрессовую нагрузку для подростков, в том числе и связанных с профессиональным будущим [2]. После выделения подобных ситуаций необходимо снизить информационную недостаточность по конкретной ситуации, поскольку недостаток информации – один из основных факторов формирования тревоги человека. Для этого можно организовать работу по формированию индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях путем проигрывания их в режиме тренинга [1]. Хороший эффект дает обучение подростков способам регуляции страха и тревоги [3].
Таким образом, изучение взаимосвязи тревожности с профессиональными склонностями подростков актуально и имеет практическое значение в плане организации психологической помощи подросткам, а также специалистам, работающим с детьми подросткового возраста.
Библиографическая ссылка
Малолеткова А.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25657 (дата обращения: 05.12.2024).