В работе по вопросам моделирования в спорте отмечается, что только ответственные соревнования в полной мере проявляют положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов, и только изучив их, можно разработать адекватную систему подготовки. Без соревновательной проверки невозможна корректировка хода спортивной и боевой подготовки. Поэтому очевидным становится факт необходимости оценки и глубочайшего анализа всей системы подготовки о выявлении подготовленности спортсменов, в том числе и юных борцов дзюдо, невзирая на очевидные успехи нынешней сборной команды страны в командном зачете. При ближайшем рассмотрении проблемы очевидным становится факт того, что все удачные выступления борцов обусловлены лишь огромным количеством единоборцев, в чем-то даже и талантливых, из числа которых, не смотря на все препятствия, чинимые им системой, выбиваются в явные лидеры лишь единицы, и то, что это происходит благодаря случайностям, а не закономерностям. Постоянная смена лидеров в сборной команде юниоров заставляет задуматься над вопросами причин происходящего [7]. Поскольку дзюдо является японским единоборством, традиционно имеющим и другой менталитет, и духовную, и философскую составляющие, то сравнение в подготовке наших спортсменов приходится проводить с подготовкой азиатских спортсменов, в том числе и японских, китайских, корейских, которые традиционно более успешны в данном виде спорта [4]. Ментальность спортсменов играет одну из важнейших ролей в данной ситуации [5]. А одной из главных черт азиатской системы воспитания спортсменов, в том числе и в единоборствах, является ранняя массовость, что привлекает огромное количество детей и подростков к различным видам спорта, из числа которых постепенно растят и отсеивают одаренных, затем талантливых, затем лидеров, а затем и чемпионов. В каждом маленьком человеке в данной культуре видны зачатки того или иного таланта, которые необходимо развивать и взращивать [1,7]. Плоды такого труда можно оценить только по результатам, например, по результатам Олимпийских игр в Китае, когда китайские спортсмены показали такой высочайший результат и стали таким примером для всего спортивного мира, что были названы «китайским чудом». Умение видеть в каждом маленьком человеке, желающем или чаще нежелающим, заниматься тем или иным видом спорта, в том числе и единоборством, будущего чемпиона, зависит, прежде всего, от таланта тренера, его широты педагогических взглядов, от его спортивной стратегии и умении ее выстраивать на долгие годы вперед, прокладывая перспективу спортивной карьеры не только себе, но и своим подопечным [2]. Такие взгляды – основы гуманной педагогики предлагает применять на практике классик современной психологии, педагогики и воспитания детей Ш.А. Амонашвили. При условии соблюдения всех принципов гуманной педагогики, какой бы сферы педагогической деятельности они не касались, в том числе и спортивной тренировки, всегда будет успешен тот спортсмен и тот ребенок (детство этого маленького человека продлится сравнительно недолго, после чего ребенок станет подростком, затем юниором, а затем и взрослым борцом), который имеет и права, и свободы, и навык эффективно распоряжаться своей свободой для достижения своих целей и своего приспособительного результата, коим для всех спортсменов является только одна цель – олимпийское чемпионство [3].
Целью настоящего научно-практического обзора преследуется полный всесторонний анализ современной подготовки юных единоборцев по дзюдо с разбором следующих задач:
- Оценка существующего положения и настоящей системы спортивной подготовки юниоров.
- Выявление систематизированных и частных ошибок подготовки молодых единоборцев.
- Разработка рекомендаций по устранению выявленных ошибок.
- Определение роли тренера в системе подготовки дзюдоистов.
- Определение границ личной ответственности юных спортсменов за свой нынешний и будущий спортивный результат.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось в условиях подготовки команды юниоров по дзюдо к ряду соревнований, во время которых проводилось наблюдение за функционированием всей системы подготовки юных спортсменов, включая и оценку работы тренерско-преподатавательского состава, самих спортсменов, комплексной научной группы, медико-биологической поддержки [3, 4, 5]. Результаты исследования привели к тому, что за время наблюдения за командой юных спортсменов и их деятельностью сформировались несколько групп критериев оценивания функционирования системы подготовки юных дзюдоистов, что сводится к следующим аспектам: отсутствие системы и плана подготовки в общем и целом, что теряется на фоне деятельности по решению ряда частных задач, отсутствие единых целей и задач у тренеров сборной команды страны и личных тренеров, отсутствие элементарных знаний спортивной физиологии у личных тренеров юных спортсменов. Самые распространенные ошибки, которые допускаются при подготовке юных спортсменов к ответственным соревнованиям, можно разделить на группы, соответственно тем категориям, которым они присущи: медико- биологические [6], спортивноориентированные [5, 6], психосоматические [2, 3], личностно-социальные [4].
1. Медико-биологическая группа:
1) Гормональные перестройки подросткового возраста.
2) Травмоопасность выбранного вида спорта, что приводит к тому, что уже в таком юном возрасте, спортсмены имеют ограничения в двигательной активности и спортивной деятельности из-за перенесенных травм и сложившихся на их фоне осложнений.
3) Вегетативные перестройки и вегето-сосудистая дистония.
4) Наличие серьезных хронических заболеваний, периодически обостряющиеся и осложняющиеся сопутствующими заболеваниями.
5) Применение, зачастую, бесконтрольное, большого количества фармакологических препаратов, которые, хоть и не являются допингом, но изменяют метаболизм и естественные процессы адаптации в организме подростков.
6) Игнорирование методов восстановительного воздействия.
2. Спортивноориентированная педагогическая группа критериев:
1) Нарушение питания.
2) Категорически недопустимые ошибки при снижении веса или сгонке его.
3) Неадекватное изменение категории по соотношению росто-массового индекса и соотношению жировой и мышечной тканей в организме.
4) Нарушение режима тренировочной деятельности или неправильное его построение.
5) Непонимание или незнание принципов формирования адаптационно-приспособительных реакций и принципов спортивной тренировки.
6) Неправильное чередование видов отдыха или игнорирование необходимости отдыха.
7) Негармоничное соотношение общей и специальной спортивной подготовленности.
8) Игнорирование необходимости нововведений и инновационных подходов к ведению тренировочного процесса для развития не только специальных спортивных качеств, но и нестандартных задач, в том числе и спортивных.
9) Незначительное внимание или игнорирование теоретических основ спортивной тренировки, ведущее к полному лишению теоретических базисов спортивной тренировки, что мешает выстраивать долгосрочную перспективу каждому конкретному спортсмену.
10) Отсутствие преемственности в тренерско-преподавательской деятельности каждого участника учебно-тренировочного процесса.
11) Негармоничное сочетание тренировочной деятельности и краткосрочные или несвоевременные периоды отдыха, приводящие к перетренированности и срыву адаптационных процессов.
12) Травматизации или другим видам срыва адаптации, в том числе повышению заболеваемости и обострению хронических заболеваний, имеющихся в избытке у спортсменов столь юного возраста.
3. Психо-соматическая группа критериев:
1) Навык настраивания на борьбу и противостояние.
2) Личностная ориентированность по жизненным ценностям.
3) Психологическая зрелость личности или ее формирование.
4) Навык мобилизации сил, физических и морально – волевых для преодоления борьбы с различными видами факторов, внешних и внутренних.
5) Мотивационная составляющая или ее отсутствие.
6) Отсутствие идеологических мотивов, заставляющих мобилизовываться для осуществления спортивной борьбы.
7) Отсутствие навыка составлять прогнозы на спортивные ситуации и бытовые и жизненные обстоятельства.
8) Узкий диапазон стимулирующе-поощряющих факторов, поддерживающих и мотивирующих спортсмена юного возраста на тренировочную и соревновательную деятельность.
Становится очевидным, что система подготовки не предусматривает всего планомерного ведения спортсмена от момента его зачисления в секцию борьбы до его олимпийского результата. Безусловно, такое видение в юном борце титулованного спортсмена в будущем предусматривает не только просто веру в спортивный потенциал данного юниора, но еще и понимание законов физиологии, как нормальной, так и спортивной, а также постулатов психологии, с учетом элементов спортивной психологии. Выстраивание стратегии спортивной карьеры юного единоборца, который показал свою перспективность, должно проводиться во всех аспектах его спортивной деятельности. Введение в современную систему подготовки олимпийской сборной по дзюдо дополнительных возрастных категорий лишь только усугубило ситуацию в подготовке и подготовленности юных спортсменов. Благие намерения, из которых рассчитывали добавить юным спортсмена временной отрезок, на несколько лет продлив пребывание их в сборной команде юношеского возраста, дабы подготовить молодых борцов к тренировочной и соревновательной деятельности взрослых спортсменов, набраться опыта, войти в форму, сформировать и подготовить себя психологически к борьбе с опытными противниками, набрать рейтинг или подготовиться к набору рейтинга, чтобы войти во взрослую команду и стать достойным ее участником и продолжателем дела своих предшественников и товарищей по команде оказались неоправданными. Прежде всего в такой ситуации организаторы и основатели этой идеи не предусмотрели или не смогли предусмотреть того, что введение дополнительной возрастной категории, прежде чем кадеты (борцы до 18 лет) попадут во взрослую сборную (после 23-х лет), будет не столько мобилизовывать и мотивировать будущих взрослых спортсменов к участию во взрослых соревнованиях, а напротив, как бы расхолаживать, давая дополнительное время для подготовки, исчисляемое несколькими годами, что в спорте высших достижений является большим сроком. Юные спортсмены не могут взять на себя ответственность за свои результаты, за свою подготовку и подготовленность, поскольку всеми официальными источниками поставлены в такие условия, в которых отношение к ним проявляется ни как ко взрослым спортсменам, а как к маленьким, еще не доросшим и не подросшим юниорам. Спрос с таких спортсменов, естественно, соответствующий, то есть не в полную меру и не по всей строгости. Ответственность, то есть понимание того, что единственным человеком, который может и способен выстраивать свою жизнь, является только сам спортсмен, несмотря, а зачастую вопреки или даже благодаря тем препятствиям и тем сложностям, которые встречаются на его пути, и жизненном и спортивном. Анализ семейного анамнеза многих юных спортсменов показывает, что многие успешные в будущем борцы становились успешными благодаря жизненному и семейному неблагополучию, к которым относятся:
- Неполные семьи (чаще всего отсутствие в семье отца по разным причинам: погиб, болел и умер, ушел из семьи в раннем возрасте юного спортсмена, ушел из семьи в подростковом возрасте юного спортсмена, находится в местах лишения свободы). Такие факторы, которые, безусловно, сказываются на психолого-педагогической составляющей юного спортсмена, необходимо учитывать при работе с данным конкретным юным спортсменом, что является и ключом к пониманию его поведения, зачастую девиантного, но также и является сильными сторонами характера данного спортсмена, поскольку такой юниор уже имеет наработанные морально-волевые качества, применяемые им ранее для реализации себя в социальной сфере, но также возможные к применению и в спорте, в том числе и высших достижений. Раскрыть всю суть качеств характера данного конкретного спортсмена с учетом всех жизненных ситуаций, произошедших с ним, является ключевой задачей тренера, который, видя всю ситуацию в комплексе, должен распознать потенциал юниора и направить его в русло спортивных достижений.
- Многодетные семьи (как правило, дети в таких семья мало обеспечены финансово и с точки зрения перспектив жизненных и карьерных имеют скудные перспективы). Родители, понимая это, пытаются стимулировать занятия юниора тем или иным видом спорта с тем, чтобы каким-то образом обеспечить юного спортсмена карьерными перспективами и, в некотором роде, облегчить свои финансовые затраты на содержание данного ребенка, поскольку надеются на долгое пребывание юниора на спортивных сборах. Роль тренера в данном случае сводится к тому, чтобы, зная семейный анамнез данного конкретного спортсмена, уметь понять и принять жизненную его ситуацию и суметь замотивировать юниора на борьбу и достижение спортивного результата не только в интересах семьи юниора, но и в его личных интересах, что всегда более действенно и эффективно, чем жертвование собой и своими временем и силами ради разрешения споров и конфликтов других людей. Навык тренера вести переговоры со своим спортсменом, умение наладить контакт и создать доверительные отношения являются в такой ситуации ведущими и главенствующими.
- Социально неблагополучные семьи (часто один или оба родителя находятся в местах лишения свободы, что осложняет сбор документов при выезде успешного в спортивном плане юниора на ответственные международные соревнования, при подготовке к которым важно не только набрать хорошую спортивную форму, отобраться на эти соревнования, но еще и соблюсти все правила выезда в страну – место проведения международных соревнований, что осложняется сбором официального пакета документов, включающих в себя и разрешения от обоих родителей и другие разрешительные документы). В такой ситуации снова велика роль тренера, который должен выступать в данной ситуации еще и как умелый организатор, который способен разрешить все конфликты между ребенком и родителем, объясняя важность правильного и грамотного оформления всех необходимых документов и умение организовать оформление пакета разрешений точно к намеченному сроку.
- Мало обеспеченные семьи (как правило, в таких ситуациях и с такими юниорами встречаются сложности следующего характера: желая восполнить дефицит финансов и возможностей, при выезде на ответственные международные соревнования, юный спортсмен становится бесконтрольным в плане потребления всех благ, которых он был лишен в своей семье). При условии того, что юного спортсмена начинают окружать большое количество соблазнов, которые он может себе позволить, юниор начинает их потреблять без меры. Это качается покупок разного рода, в том числе и гастрономического плана. Самое неблагоприятное проявление такого потребления – это бесконтрольное употребление фаст-фуда, что, в условиях предсоревновательной подготовки и предсоревновательной сгонки веса, является критичным [6]). Роль тренера в данной ситуации сводится к тому, чтобы понимать, что запреты к потреблению и уговоры различного рода, в случаях с дефицитарными юниорами, не являются эффективными. Единственной методикой, результативной и эффективной, является разъяснение теории и практики психо- физиологических процессов, протекающих в организме юниоров, и подготовка к международному выезду заранее, включающая в себя утоление потребительских нужд юного спортсмена на ранних этапах подготовки к ответственным соревнованиям.
Заключение
Редко какого спортсмена растят специально под олимпийского чемпиона, и в физиологическом, и в физическом и в психологическом аспектах, берегут его здоровье, не допускают перетренированности, четко следят и контролируют все антропометрические и гормональные трансформации, происходящие с юниором в подростковом возрасте. Но самое главное, отсутствует система обучения спортсмена-юниора, будущего лидера, который является, по сути своей, таковым, поскольку выбранный им вид спорта – единоборства, безусловно, предполагает наличие лидерских качеств в данном спортсмене или хотя бы развитие зачатков лидерских качеств и харизмы. Отсутствие системы теоретической подготовки, внедряемой в молодого спортсмена с юных лет, приводит к тому, что, становясь взрослым, в нем не проявляются способности к использованию теоретических знаний, полученных еще в юные годы, а проявляется лишь неумение пользоваться той скудной теоретической терминологией, которую юный спортсмен впитывает в себя в ходе тренировок. Сложившаяся практика ведет к явлению, которое будет генерировать плеяду атлетов со сниженным уровнем знаний физиологии, психологии и законов спортивной тренировки, спортсменов, ставших чемпионами не в ходе закономерного своего роста и развития, а по стечению удачных обстоятельств или благодаря недюжинной природной силе или другим природным данным, каковых, к сожалению, в последние годы крайне мало и становится все меньше и меньше год от года. Борцы, становящиеся в будущем самостоятельными тренерами, склонны повторять ошибки, наработанные в опыте своей собственной спортивной карьеры.