Вопросы качества образования и способы его повышения обсуждаются на протяжении многих лет. Имеются многочисленные примеры адресного и эффективного применения содержательных, организационно-управленческих и социально-психологических инструментов для обеспечения современного качества образования. В ряде наших публикаций получили обоснование механизмы адресного применения ресурсов государственно-общественного управления для решения данной задачи [5; 6; 7 и др.].
В качестве еще одного инструмента, который раскрывает новые возможности субъектов образования в повышении качества образования, можно назвать образовательные технопарки, призванные обеспечивать интеграцию усилий государственных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества.
Как показывает анализ научно-прикладных исследований [1; 2; 9; 10 и др.], возникновение технопаркового движения стало реакцией на усилившиеся инновационные процессы в экономической жизни общества, обусловлено потребностью интеграции образования, науки и производства. Убедительно обосновано, что наиболее удачной формой такой интеграции являются технологические парки (технопарки) [3].
Особо отметим системообразующую роль государства в обеспечении интеграции образования, науки и производства. При этом в качестве оснований для такого вывода эксперты приводят следующие доводы:
– государственный уровень управления по своей ответственности значительно превосходит ответственность иных интегративных образований;
– у государства имеются широкие возможности для формирования инновационного климата, определения правовых рамок и норм активизации деятельности технопарков; более того, у государства имеются возможности для определения преференций для наиболее активных и результативных участников технопаркового движения;
– перспективной оказывается роль государства в освоении и распространении наиболее значимых инновационных продуктов деятельности технопарков; это особенно важно, когда инновационные продукты имеют межотраслевой характер или большой срок окупаемости, что может останавливать бизнес-сообщество и промышленников в части содействия внедрению такой продукции в производство;
– подготовка кадрового потенциала (специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств) традиционно находится в сфере интересов и компетенций государства;
– непревзойденной остается роль государства в осуществлении защиты интеллектуальной собственности как инновационных продуктов деятельности технопарков; в нашей стране и за рубежом значительны функции государства в регламентации использования интеллектуальной собственности [1; 3; 9 и др.].
Опыт зарубежных стран показывает, что в основе государственной поддержки лежит создание специальных программ устойчивого развития технопарков. Отличительной особенностью таких систем государственной поддержки является, например, предоставление прямых субсидий, практика налоговых и амортизационных льгот, создание венчурных фондов, разработка нормативных актов, стимулирующих деятельность технопарков, определение государственных заказов на создание инновационных продуктов и т.п.
Система государственной поддержки технопаркового движения в России сегодня находится на этапе своего становления. Такие выводы вытекают из анализа авторитетных научных исследований, проведенных в данной области. Например, специалисты говорят лишь об отдельных элементах такой поддержки, которые, как правило, проявляются в практике целевого финансирования приоритетных программ из федерального или регионального бюджета. Имеются также примеры применения практики льготного налогообложения, распространяющиеся на наукоемкие и высокотехнологичные предприятия.
Вместе с тем есть основания считать, что технопарки становятся одним из ведущих механизмов государственной политики в части объединения усилий государства и регионов для решения задач социально-экономического развития. Подтверждением тому являются многочисленные примеры создания и успешного функционирования технопарков в различных субъектах Российской Федерации. Например, в концепции развития инновационной деятельности в Челябинской области на 2011–2020 годы, разработанной правительством Челябинской области в разделе «Развитие технопарков в Челябинской области» определены требования, предъявляемые к технопаркам. При этом декларируется целесообразность создания производственных, научно-производственных и инновационных технопарков. Отмечается также, что технопарки на территории Челябинской области получают право на государственную поддержку Челябинской области в формах и размерах, определяемых нормативными правовыми актами Челябинской области.
Особенностью технопаркового движения в Челябинской области является создание образовательных технопарков. Нормативным и научно-методическим основанием создания и организации деятельности образовательных технопарков здесь является утвержденная Министерством образования и науки Челябинской области Концепция «Образовательный технопарк «ТЕМП» [8], в разработке которой принимали участие авторы настоящей статьи. Мы, в частности, исходили из того, что создание образовательного технопарка «ТЕМП» на территории Челябинской области будет способствовать: а) сближению интересов государственных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества в части вклада в создание и продвижение инновационных продуктов деятельности технопарка в экономику региона; б) повышению уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона посредством быстрого реагирования на потребности в инновационных продуктах деятельности образовательного технопарка и их оперативного внедрения в промышленное производство и социальную сферу; в) формированию активной гражданской позиции и патриотических мотивов выпускников образовательных организаций, выражающихся в их самоопределении относительно будущей профессиональной деятельности в своем регионе; в) формированию широкого общественного мнения о значимости роли образовательных технопарков для социально-экономического развития региона.
Указанные позиции отражают миссию образовательного технопарка, которая экстраполируется в его цель, заключающуюся в интеграции усилий региональных государственных структур управления, образовательных организаций, научного, промышленного и бизнес-сообщества для создания в регионе комфортной инновационной проектно-продуктивной среды на основе имеющихся ресурсов (нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационно-коммуникационных, образовательно-технологических).
Отметим, что интеграция усилий участников технопаркового движения рассматривается здесь как атрибутивный признак социально-экономического партнерства и условие взаимодействия государства, образования, науки и бизнеса на качестве новом уровне. Причем ведущая роль в этой системе взаимодействия отводится именно государственных структурам управления по той причине, что последние обладают значительно большими возможностями для формирования инновационного климата, а также определения правовых норм и рамок активизации деятельности технопарков. Об этом, кстати говоря, выше уже было заявлено.
Кроме того, в формулировке цели внимание фокусируется на создание в регионе комфортной инновационной проектно-продуктивной среды. Это представляется возможным за счет: а) сближения интересов, ценностей и целевых установок государства, образования, науки и производства; б) обнаружения всеми субъектами технопаркового движения привлекательных для себя смыслов; в) технологического воплощения таких смыслов в условиях принятых в регионе стандартов качества, норм и правил взаимодействия, что, собственно, и вписывается в представление о конформной инновационной проектно-продуктивной среде.
Наконец, акцент ставится на использовании уже имеющихся или ранее созданных ресурсов (нормативно-правового, кадрового, инновационного, информационно-коммуникационного, образовательно-технологического характера). Следует сказать, что за последние несколько лет в регионе был реализован ряд государственных целевых программ, которые в значительной степени удовлетворили потребности образования, науки и производства, что непременно сказалось на активизации технопаркового движения. Поэтому использование уже имеющихся ресурсов (или их наращивание) придает концепции создания образовательного технопарка дополнительную экономическую ценность.
Указанные позиции позволяют рассматривать региональный образовательный технопарк «ТЕМП» в качестве организационно-технологической структуры, представляющей собой объединение юридических и физических лиц, обладающих возможностью влиять на интеграцию нормативно-правовых, кадровых, инновационных, информационных, образовательно-технологических ресурсов в системе «образование – наука – промышленное и бизнес-сообщество региона» и заинтересованных осуществлять в системе образования региона поиск, выращивание и поддержку инновационных идей и технологических решений, а также их продвижение до реального промышленного производства.
В приведенном определении используется аббревиатура ТЕМП, которая является визитной карточкой одноименного образовательного проекта, направленного на повышение качества естественно-математического и технологического образования. Его принятие базировалось на глубоком понимании причин снижения качества естественно-математического и технологического образования в образовательных организациях Челябинской области [7]. За прошедшие полтора года с момента начала активной фазы его реализации в региональной образовательной системе были получены результаты, свидетельствующие о заметном продвижении в направлении достижения его основных задач. Это дало возможность говорить о том, что образовательный проект «ТЕМП» выступает своего рода площадкой для создания и начала реализации новой образовательной идеи – концепции образовательного технопарка «ТЕМП». При этом временной контекст и контекст полученных в ходе реализации образовательного проекта «ТЕМП» результатов повлиял на трансформацию его атрибутивных признаков, которые аккумулированы в аббревиатуре ТЕМП. Сегодня становится перспективным говорить о соответствии образовательного технопарка требованиям времени (символ «Т» в аббревиатуре), единстве целей и задач государства, образования, науки, бизнеса и производства (символ «Е»). Ведущие позиции в создании и организации деятельности образовательного технопарка по-прежнему занимают мотивация субъектов технопаркового движения (символ «М») и приоритеты в деятельности государства, образовательных и научных организаций, промышленного и бизнес-сообщества (символ «П»).
В конструктивном плане определение построено по классическому методу – через ближайший род и видовое отличие. В качестве ближайшего родового понятия используется организационно-технологическая структура, которая представлена объединением юридических и физических лиц. Универсальность предложенного подхода заключается в обобщении родового понятия до организационно-технологической структуры, что позволяет использовать такое определение для различных многообразий образовательных технопарков, в том числе на различных уровнях интеграции юридических и физических лиц.
В качестве видового отличия используются два основных контекста: 1) возможность влиять на интеграцию вполне конкретных ресурсов в системе «образование – наука – промышленное и бизнес-сообщество региона»; 2) заинтересованность в поиске, выращивании, поддержки инновационных идей и технологических решений, а также продвижении до реального промышленного производства. Первый контекст увязывается с ключевой идеологической установкой создания образования технопарка, а именно: аккумулировать в пространстве технопарка различного рода ресурсы и, соответственно, вовлечь основных резидентов и «игроков» образовательного технопарка. При этом первым в ряду таких субъектов технопарка называется образование, поскольку благодатной средой для выращивания инновационных идей и перспективных технологических решений. Второй контекст больше носит социально-психологический характер и воплощает идею о мотивах включения в технопарк представителей образования, науки, промышленного и бизнес-сообщества.
В концепции получило обоснование положение о том, что образовательных технопарк «ТЕМП» обладает значительными ресурсами для повышения качества образования в регионе. По крайней мере, этот ввод находит отражение в формулировках задач регионального образовательного технопарка, в числе которых:
– приобщение обучающихся к научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности и включение их в реальный производственный процесс;
– обогащение научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности обучающихся практическими смыслами за счет заинтересованности (в том числе и материальной) последних в получении результатов, востребованных в сфере экономического и социального развития региона;
– наращивание информационного, кадрового, материально-технического обеспечения деятельности обучающихся посредством интеграции и эффективного использования ресурсов образовательных и научных организаций, промышленных предприятий, бизнес-сообщества и государственных структур;
– развитие мотивации всех субъектов технопарка на осознанную и эмоционально-выраженную ориентацию на инновационную проектно-продуктивную деятельность; стимулирование гражданской ответственности промышленного и бизнес-сообщества за инновационное развитие региональной экономики;
– выявление и распространение наиболее значимых для региональной экономики инновационных разработок; доведении их до массового производства (коммерциализация) при содействии бизнес-сообщества, промышленников и государственных структур;
– защита интеллектуальной собственности продуктов научной, научно-исследовательской, опытной и конструкторской деятельности субъектов технопаркового движения, имеющих перспективное значение для региональной экономики; регламентации использования данных интеллектуальных продуктов промышленниками и бизнес-сообществом.
Таким образом, образовательный технопарк является значимым и перспективным инструментом интеграции усилий государства, образования, науки и производства, в рамках которой могут успешно решаться многие образовательные задачи, в том числе и повышения качества образования. Однако последнее становится возможным при условии обогащения совместной деятельности привлекательными для каждой из сторон смыслами.
Библиографическая ссылка
Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Коузова Е.А., Данельченко Т.А., Коптелов А.В., Яковлева Г.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25289 (дата обращения: 03.11.2024).