Анализ современных публикаций, изучающих вопросы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (далее – комплекса ГТО) в систему образования, позволил определить ряд тематических направлений в их решении. При этом актуализация проблемы внедрения в образовательные организации комплекса ГТО не является целью настоящей статьи.
Авторы, изучающие отношение различных категорий населения, указывают на необходимость контроля не числа выполнивших нормативы комплекса ГТО, а уровня созданных условий, обеспечивающих возможности реализации положительного отношения граждан к ГТО [3]. На сегодняшний день выявлены достаточно слабая информированность о ВФСК ГТО среди студентов и отсутствие у большинства из них желания быть участником данной программы [2]. Существуют проблемы в понимании студентами целей введения физкультурно-спортивного комплекса ГТО на фоне слабой мотивации студентов к подготовке и участию в сдаче норм ГТО [6].
Знание характеристики современного студента, его психофизического потенциала позволит адекватно оценить уровень готовности к выполнению комплекса ГТО, а значит оптимизировать систему подготовки и обеспечить результативное участие в тестировании. Так, оптимальный двигательный режим констатируют только у 25-30% студентов [7]. Безусловно, необходимо пересматривать систему мотивации к повышению интереса к физкультурной деятельности современной студенческой молодежи [10].
Ряд авторов предлагают интегрировать комплекс ГТО в систему физического воспитания вуза [1; 5]. Так, А.О. Егорычев с соавт. (2015) указывает, что оценка готовности студентов к выполнению видов испытаний комплекса ГТО строится на трех видах мониторинга: отношение студентов к занятиям физической культурой, оценка индивидуального уровня соматического здоровья и оценка уровня физической подготовленности [5]. В работе О.В. Байгужиной с соавт. (2016) предложен вариант интеграции мониторинга здоровья студентов, их результативности тестирования по требованиям ГТО в балльно-рейтинговую систему оценивания результатов освоения основной образовательной программы [1].
Целью исследования является определение степени информированности студентов педагогического вуза о комплексе ГТО, а также выявление факторов, которые определяют отношение будущих педагогов к идее внедрения комплекса ГТО в образовательные организации с целью коррекции внутренней политики вуза по совершенствованию его спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Организация и методы исследования. Для решения заявленной задачи был составлен и опубликован опросник: «Мое отношение к комплексу ГТО». В опросе приняли участие 230 человек – студентов Челябинского государственного педагогического университета, обучающихся по различным профилям подготовки. Предложенная анкета включает 19 вопросов, позволяющих оценить степень информированности, мотивации, отношения и участия в тестировании согласно требованиям комплекса ГТО.
Анализ полученных результатов. При ответе на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменяется сегодня спрос на занятия физической культурой и спортом среди студенческой молодежи?», более 70% опрошенных студентов педагогического вуза указывают на востребованность занятий физической культурой и спортом (рис. 1). При этом менее четверти респондентов в различных вариантах отражают, на наш взгляд, пассивную и негативную позицию отношения к развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в вузе.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменяется сегодня спрос на занятия физической культурой и спортом среди студенческой молодежи?» (n=229)
Теоретическую значимость имеет анализ ответов опрошенных студентов на вопрос: «По каким показателям Вы предложили бы оценивать эффективность развития физкультуры и спорта в образовательных организациях?». Традиционным показателем оценки развития физической культуры (уже с дошкольного возраста) является уровень общей и специальной физической подготовленности. Вероятно, сложившийся стереотип, закрепленный ранее во время обучения в средней школе, обусловил часто выбираемый опрашиваемыми студентами вариант: «по уровню физической подготовленности (и соответствующим контрольным упражнениям – тестам)» – 61,5%; четверть опрашиваемых указали на уровень здоровья, сформированный по совокупности медицинских, физиологических показателей.
Считаем, что уровень физической подготовленности является составляющей общей характеристики здоровья и выделение его в качестве самостоятельного критерия оценки эффективности развития физкультуры и спорта в образовательных организациях нецелесообразно. Однако можно полагать, что студенты в данном вопросе ориентированы адекватно.
Учитывая указанное выше, значимым является анализ отношения респондентов – будущих учителей, к здоровью. Настоящий фрагмент статьи не является однозначным, он представлен с целью отражения фактора, вероятно, определяющего наличие физических возможностей – базовых для реализации требований при выполнении контрольных упражнений системы ГТО.
На вопрос: «Можете ли Вы сказать о себе, что ведете здоровый образ жизни?», почти четверть респондентов выбрали отрицательные варианты ответов. При этом 83,4% студентов оценивают свое здоровье положительно, указав варианты «удовлетворительное» и «я совершенно здоров».
Полученные противоречивые результаты отражают современное состояние проблемы отношения студентов к здоровью в теории и практике физической культуры. Так, А.И. Федоровым с соавт. (2016) показана значимость формирования у студентов самосохранительного поведения. Автор показал, что основным фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье, является негативное отношение к нему, а определяющие факторы риска здоровью имеют поведенческую основу [11].
«Как, на Ваш взгляд, повлияет внедрение комплекса ГТО на развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях?» – вопрос, оценивающий прогностические настроения будущих педагогов. Примечательно, что только половина респондентов предвосхищают положительные эффекты внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях, а 16% студентов затруднились дать ответ.
Важно отметить оценку респондентов относительно оценки условий для подготовки к сдаче нормативов ГТО в вузе. 81,2% студентов, принявших участие в опросе, выбрали ответы: «допустимые» и «оптимальные». Полученные нами результаты согласуются с установленными П.А. Виноградовым с соавт. (2015), где в результате подобного опроса всего 17% обучающихся указали на неудовлетворительные условия или на полное отсутствие таковых при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО [3].
Предполагая, что современная молодежь выражает скорее пассивное отношение к организации дополнительных (!) форм двигательной активности, был сформулирован вопрос: «Как Вы думаете, в чем причина отрицательного отношения молодежи к идее ГТО?». На первом месте в рейтинге часто выбираемых вариантов на указанный вопрос стоит ответ: «низкий уровень физической подготовленности» (59,6% опрашиваемых студентов); на втором – «недостаточная мотивация к подготовке и сдаче норм ГТО» (44,3%); на третьем – «отрицательное отношение к физкультуре и спорту, сформированное ранее (в школе)». Почти пятая часть студентов ответом на вопрос выбрали вариант – «другие интересы».
Нами установлено, что 59,4% респондентов никогда не пробовали сдавать нормы комплекса ГТО. Независимо от опыта участия в данном мероприятии, предложено было выбрать два ответа на вопрос: «Что может явиться мотивом к Вашей подготовке и сдаче норм ГТО?». Вариант ответа «ничего не сможет мотивировать» выбрали в 11,0% случаев, 13,6% респондентов затруднились дать ответ. Часто выбираемым (50,9%) стал вариант ответа, характеризующий любую форму материального поощрения (повышенная стипендия, премия и т.п.) как мотив к подготовке и сдаче норм ГТО. Льготное посещение спортивных сооружений – вариант ответа, который выбирали в 40,4% случаев. Четверть респондентов рассматривали возможной мотивацию через организацию дисконта в крупных сетевых магазинах спортивных товаров. Не менее конструктивным выбором считаем вариант ответа 21,9% студентов: «Буду сдавать (комплекс ГТО), если от этого будет зависеть мой статус (карьерный рост)».
Конечно, в ответ на предложение: «Подготовка и сдача нормативов комплекса ГТО в рамках обучения в вузе должны проводиться …» - 67,2% принявших участие в опросе категорично указали, что только с согласия на это студентов. При этом положительно к идее внедрения в образовательный процесс (в школах, техникумах, вузах) комплекса ГТО отнеслись всего 62,3% опрошенных; около 10% будущих учителей выразили отрицательное отношение.
Эффективность внедрения комплекса ГТО, по мнению П.А. Виноградова с соавт. (2015), связана с активизацией работы по созданию организационной основы развития физической культуры и спорта – спортивных клубов [3]. В частности, предлагается включать в Положение о спортивном клубе обязанности проводить работу по пропаганде, созданию условий для подготовки и выполнения нормативов и требований ГТО.
Неоднозначное отношение студенческой молодежи к самой идее возрождения и внедрения комплекса ГТО, в том числе в систему образования, продиктовано, на наш взгляд, степенью информированности респондентов в данном вопросе (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «В вузе проходят мероприятия по пропаганде комплекса ГТО?» (n=229)
Неопределенность в выборе позиции, неоднозначность в отношении к идее внедрения комплекса ГТО характеризует студенческую молодежь как ресурс с достаточным потенциалом для реализации задач и цели комплекса ГТО. Так, 72,9% студентов считают, что внедрение комплекса ГТО в образовательный процесс является частью гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Реализация находящихся в основе комплекса ГТО принципов позволит достичь целей моделируемой воспитательной системы образовательной организации [4]. Считаем целесообразным в данном контексте работы указать эти принципы: добровольность и доступность; оздоровительная и личностно ориентированная направленность; обязательность медицинского контроля; учет региональных особенностей и национальных традиций [9].
Ответы на вопрос: «Хотели бы Вы выполнить нормативы комплекса ГТО?», распределились следующим образом: «да» – 54,8%, «нет» – 26,1% и затруднились ответить 19,1% респондентов. Полученные нами результаты опроса несколько отличаются от представленных ВЦИОМ. Желание сдать нормативы ГТО по своей возрастной группе выразили 45% всех опрошенных. Заметно чаще готовность к этому выражают молодые люди (64% в возрасте 18-24 лет) и мужчины (59%), тогда как среди женщин и людей пенсионного возраста эти доли заметно меньше (34% и 32% соответственно). Пока не готовы к выполнению комплекса упражнений – 52% [8].
Известно, что результаты единого государственного экзамена являются единственным критерием при приеме абитуриента в вуз. «Вы согласны с тем, что нужно добавлять баллы тем абитуриентам, кто сдал нормы ГТО?» - распределение ответов характеризуют неоднозначность позиции современного студента – будущего педагога (рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Вы согласны с тем, что нужно добавлять баллы тем абитуриентам, кто сдал нормы комплекса ГТО?» (n=230)
В заключение акцентируем внимание на необходимости формирования в вузе единой системы управления, в которой обязательно реализуются процессы планирования, организации, мотивации и контроля эффективности и результативности внедрения комплекса ГТО. Немаловажным является активизация организационно-агитационного направления в вузе. Эффективной мерой в привлечении студенческой молодежи к спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности считаем возможность компенсации оплаты дополнительных занятий физической культурой и спортом.
Библиографическая ссылка
Антонова Э.Р., Никольская О.Б., Фомина Л.Б. ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25191 (дата обращения: 21.11.2024).