Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Антонова Э.Р. 1 Никольская О.Б. 1 Фомина Л.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье представлены результаты социологического опроса студентов педагогического университета (230 человек). Целью исследования является определение степени информированности студентов педагогического вуза о комплексе ГТО, а также выявление факторов, которые позволили установить отношение будущих педагогов к идее внедрения комплекса ГТО в образовательные организации. Авторы акцентируют внимание на необходимости формирования в вузе единой системы управления, в которой обязательно реализуются процессы планирования, организации, мотивации и контроля эффективности и результативности внедрения комплекса ГТО. Принципиальным фактором деятельности указанной системы является активизация организационно-агитационного направления в вузе. Полученные результаты следует рассматривать как основание для коррекции внутренней политики вуза, направленной на совершенствование его спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности.
студенты
информированность
комплекс ГТО
1. Байгужина О.В. Балльно-рейтинговая система оценивания подготовленности студентов педагогического вуза по дисциплине «Физическая культура» / О.В. Байгужина, П.А. Байгужин // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов : матер. Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. – Челябинск, 2014. – С. 14-17.
2. Балобанов К.И. К вопросу об информированности студентов о комплексе ГТО // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы : сб. науч.-метод. ст. по итогам Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием. – Киров : Радуга-ПРЕСС, 2016. – С. 16-19.
3. Виноградов П.А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 3. – С. 38-42.
4. Галагузова Ю.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО как воспитательная система / Ю.Н. Галагузова, Т.И. Мясникова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 33-36.
5. Егорычев А.О. Перспективы внедрения комплекса ГТО на основе мониторинга учебной деятельности студентов / А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : матер. Всеросс. науч.-методич. конф. – 2015. – С. 53-55.
6. Золотухин Е.А. Результаты изучения отношения студентов к участию в сдаче норм комплекса ГТО / Е.А. Золотухин, И.В. Стародубцева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : матер. Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием. – 2015. – С. 515-516.
7. Морозова М.А. Исследование двигательной активности студентов как фактора готовности к выполнению комплекса ГТО / М.А. Морозова, Е.В. Четверикова // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы : сб. науч.-метод. ст. по итогам Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (Киров, 25 ноября 2015 г.). – Киров : Радуга-ПРЕСС, 2016. – С. 84-88.
8. Нормы ГТО: готовность № 1! Пресс-выпуск № 3000 от 15.12.2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115514 (дата обращения: 19.07.2016).
9. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf (дата обращения: 19.07.2016).
10. Попова А.О. Мотивация студентов – эффективный способ выполнения нормативов комплекса ГТО / А.О. Попова, Л.А. Иванова, О.В. Савельева // Науковедение : интернет-журнал. – 2015. – Т. 7, № 3 (28). – С. 174.
11. Федоров А.И. Отношение студентов к здоровью: поведенческие риски в аспекте социологического анализа / А.И. Федоров, И.Н. Алешин, И.П. Сивохин, Н.Б. Мамиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 2. – С. 26-28.

Анализ современных публикаций, изучающих вопросы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (далее – комплекса ГТО) в систему образования, позволил определить ряд тематических направлений в их решении. При этом актуализация проблемы внедрения в образовательные организации комплекса ГТО не является целью настоящей статьи.

Авторы, изучающие отношение различных категорий населения, указывают на необходимость контроля не числа выполнивших нормативы комплекса ГТО, а уровня созданных условий, обеспечивающих возможности реализации положительного отношения граждан к ГТО [3]. На сегодняшний день выявлены достаточно слабая информированность о ВФСК ГТО среди студентов и отсутствие у большинства из них желания быть участником данной программы [2]. Существуют проблемы в понимании студентами целей введения физкультурно-спортивного комплекса ГТО на фоне слабой мотивации студентов к подготовке и участию в сдаче норм ГТО [6].

Знание характеристики современного студента, его психофизического потенциала позволит адекватно оценить уровень готовности к выполнению комплекса ГТО, а значит оптимизировать систему подготовки и обеспечить результативное участие в тестировании. Так, оптимальный двигательный режим констатируют только у 25-30% студентов [7]. Безусловно, необходимо пересматривать систему мотивации к повышению интереса к физкультурной деятельности современной студенческой молодежи [10].

Ряд авторов предлагают интегрировать комплекс ГТО в систему физического воспитания вуза [1; 5]. Так, А.О. Егорычев с соавт. (2015) указывает, что оценка готовности студентов к выполнению видов испытаний комплекса ГТО строится на трех видах мониторинга: отношение студентов к занятиям физической культурой, оценка индивидуального уровня соматического здоровья и оценка уровня физической подготовленности [5]. В работе О.В. Байгужиной с соавт. (2016) предложен вариант интеграции мониторинга здоровья студентов, их результативности тестирования по требованиям ГТО в балльно-рейтинговую систему оценивания результатов освоения основной образовательной программы [1].

Целью исследования является определение степени информированности студентов педагогического вуза о комплексе ГТО, а также выявление факторов, которые определяют отношение будущих педагогов к идее внедрения комплекса ГТО в образовательные организации с целью коррекции внутренней политики вуза по совершенствованию его спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Организация и методы исследования. Для решения заявленной задачи был составлен и опубликован опросник: «Мое отношение к комплексу ГТО». В опросе приняли участие 230 человек – студентов Челябинского государственного педагогического университета, обучающихся по различным профилям подготовки. Предложенная анкета включает 19 вопросов, позволяющих оценить степень информированности, мотивации, отношения и участия в тестировании согласно требованиям комплекса ГТО.

Анализ полученных результатов. При ответе на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменяется сегодня спрос на занятия физической культурой и спортом среди студенческой молодежи?», более 70% опрошенных студентов педагогического вуза указывают на востребованность занятий физической культурой и спортом (рис. 1). При этом менее четверти респондентов в различных вариантах отражают, на наш взгляд, пассивную и негативную позицию отношения к развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в вузе.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменяется сегодня спрос на занятия физической культурой и спортом среди студенческой молодежи?» (n=229)

Теоретическую значимость имеет анализ ответов опрошенных студентов на вопрос: «По каким показателям Вы предложили бы оценивать эффективность развития физкультуры и спорта в образовательных организациях?». Традиционным показателем оценки развития физической культуры (уже с дошкольного возраста) является уровень общей и специальной физической подготовленности. Вероятно, сложившийся стереотип, закрепленный ранее во время обучения в средней школе, обусловил часто выбираемый опрашиваемыми студентами вариант: «по уровню физической подготовленности (и соответствующим контрольным упражнениям – тестам)» – 61,5%; четверть опрашиваемых указали на уровень здоровья, сформированный по совокупности медицинских, физиологических показателей.

Считаем, что уровень физической подготовленности является составляющей общей характеристики здоровья и выделение его в качестве самостоятельного критерия оценки эффективности развития физкультуры и спорта в образовательных организациях нецелесообразно. Однако можно полагать, что студенты в данном вопросе ориентированы адекватно.

Учитывая указанное выше, значимым является анализ отношения респондентов – будущих учителей, к здоровью. Настоящий фрагмент статьи не является однозначным, он представлен с целью отражения фактора, вероятно, определяющего наличие физических возможностей – базовых для реализации требований при выполнении контрольных упражнений системы ГТО.

На вопрос: «Можете ли Вы сказать о себе, что ведете здоровый образ жизни?», почти четверть респондентов выбрали отрицательные варианты ответов. При этом 83,4% студентов оценивают свое здоровье положительно, указав варианты «удовлетворительное» и «я совершенно здоров».

Полученные противоречивые результаты отражают современное состояние проблемы отношения студентов к здоровью в теории и практике физической культуры. Так, А.И. Федоровым с соавт. (2016) показана значимость формирования у студентов самосохранительного поведения. Автор показал, что основным фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье, является негативное отношение к нему, а определяющие факторы риска здоровью имеют поведенческую основу [11].

«Как, на Ваш взгляд, повлияет внедрение комплекса ГТО на развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях?» – вопрос, оценивающий прогностические настроения будущих педагогов. Примечательно, что только половина респондентов предвосхищают положительные эффекты внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях, а 16% студентов затруднились дать ответ.

Важно отметить оценку респондентов относительно оценки условий для подготовки к сдаче нормативов ГТО в вузе. 81,2% студентов, принявших участие в опросе, выбрали ответы: «допустимые» и «оптимальные». Полученные нами результаты согласуются с установленными П.А. Виноградовым с соавт. (2015), где в результате подобного опроса всего 17% обучающихся указали на неудовлетворительные условия или на полное отсутствие таковых при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО [3].

Предполагая, что современная молодежь выражает скорее пассивное отношение к организации дополнительных (!) форм двигательной активности, был сформулирован вопрос: «Как Вы думаете, в чем причина отрицательного отношения молодежи к идее ГТО?». На первом месте в рейтинге часто выбираемых вариантов на указанный вопрос стоит ответ: «низкий уровень физической подготовленности» (59,6% опрашиваемых студентов); на втором – «недостаточная мотивация к подготовке и сдаче норм ГТО» (44,3%); на третьем – «отрицательное отношение к физкультуре и спорту, сформированное ранее (в школе)». Почти пятая часть студентов ответом на вопрос выбрали вариант – «другие интересы».

Нами установлено, что 59,4% респондентов никогда не пробовали сдавать нормы комплекса ГТО. Независимо от опыта участия в данном мероприятии, предложено было выбрать два ответа на вопрос: «Что может явиться мотивом к Вашей подготовке и сдаче норм ГТО?». Вариант ответа «ничего не сможет мотивировать» выбрали в 11,0% случаев, 13,6% респондентов затруднились дать ответ. Часто выбираемым (50,9%) стал вариант ответа, характеризующий любую форму материального поощрения (повышенная стипендия, премия и т.п.) как мотив к подготовке и сдаче норм ГТО. Льготное посещение спортивных сооружений – вариант ответа, который выбирали в 40,4% случаев. Четверть респондентов рассматривали возможной мотивацию через организацию дисконта в крупных сетевых магазинах спортивных товаров. Не менее конструктивным выбором считаем вариант ответа 21,9% студентов: «Буду сдавать (комплекс ГТО), если от этого будет зависеть мой статус (карьерный рост)».

Конечно, в ответ на предложение: «Подготовка и сдача нормативов комплекса ГТО в рамках обучения в вузе должны проводиться …» - 67,2% принявших участие в опросе категорично указали, что только с согласия на это студентов. При этом положительно к идее внедрения в образовательный процесс (в школах, техникумах, вузах) комплекса ГТО отнеслись всего 62,3% опрошенных; около 10% будущих учителей выразили отрицательное отношение.

Эффективность внедрения комплекса ГТО, по мнению П.А. Виноградова с соавт. (2015), связана с активизацией работы по созданию организационной основы развития физической культуры и спорта – спортивных клубов [3]. В частности, предлагается включать в Положение о спортивном клубе обязанности проводить работу по пропаганде, созданию условий для подготовки и выполнения нормативов и требований ГТО.

Неоднозначное отношение студенческой молодежи к самой идее возрождения и внедрения комплекса ГТО, в том числе в систему образования, продиктовано, на наш взгляд, степенью информированности респондентов в данном вопросе (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «В вузе проходят мероприятия по пропаганде комплекса ГТО?» (n=229)

Неопределенность в выборе позиции, неоднозначность в отношении к идее внедрения комплекса ГТО характеризует студенческую молодежь как ресурс с достаточным потенциалом для реализации задач и цели комплекса ГТО. Так, 72,9% студентов считают, что внедрение комплекса ГТО в образовательный процесс является частью гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Реализация находящихся в основе комплекса ГТО принципов позволит достичь целей моделируемой воспитательной системы образовательной организации [4]. Считаем целесообразным в данном контексте работы указать эти принципы: добровольность и доступность; оздоровительная и личностно ориентированная направленность; обязательность медицинского контроля; учет региональных особенностей и национальных традиций [9].

Ответы на вопрос: «Хотели бы Вы выполнить нормативы комплекса ГТО?», распределились следующим образом: «да» – 54,8%, «нет» – 26,1% и затруднились ответить 19,1% респондентов. Полученные нами результаты опроса несколько отличаются от представленных ВЦИОМ. Желание сдать нормативы ГТО по своей возрастной группе выразили 45% всех опрошенных. Заметно чаще готовность к этому выражают молодые люди (64% в возрасте 18-24 лет) и мужчины (59%), тогда как среди женщин и людей пенсионного возраста эти доли заметно меньше (34% и 32% соответственно). Пока не готовы к выполнению комплекса упражнений – 52% [8].

Известно, что результаты единого государственного экзамена являются единственным критерием при приеме абитуриента в вуз. «Вы согласны с тем, что нужно добавлять баллы тем абитуриентам, кто сдал нормы ГТО?» - распределение ответов характеризуют неоднозначность позиции современного студента – будущего педагога (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Вы согласны с тем, что нужно добавлять баллы тем абитуриентам, кто сдал нормы комплекса ГТО?» (n=230)

В заключение акцентируем внимание на необходимости формирования в вузе единой системы управления, в которой обязательно реализуются процессы планирования, организации, мотивации и контроля эффективности и результативности внедрения комплекса ГТО. Немаловажным является активизация организационно-агитационного направления в вузе. Эффективной мерой в привлечении студенческой молодежи к спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности считаем возможность компенсации оплаты дополнительных занятий физической культурой и спортом.


Библиографическая ссылка

Антонова Э.Р., Никольская О.Б., Фомина Л.Б. ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25191 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674