Сегодня целенаправленное экологическое образование может и должно осуществляться на уроках географии. Основы бережного отношения к природе, внимание к окружающему миру, любви к родной природе закладываются именно на уроках географии. Учащиеся с большим удовольствием воспринимают экологические знания, особенно если подача материала наглядна, звучит «на живописном языке», например языке С.Т. Аксакова. В своих произведениях он с особой любовью и трепетом описывает родные пейзажи. Диалектика познания природы и практического взаимодействия с ней характерна практически для всех его творений, в них мы находим описание природы и быта народа, живущего в ней. Российские писатели разных лет отмечали исключительную роль произведений Сергея Тимофеевича Аксакова в формировании нравственного отношения к природе. Его произведения «Заметки об уженьи рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» - это настоящие книги о нравственности, о гармонии человеческой души, о единстве человека с природой.
Удивительнейшее мастерство пейзажа характерно для творчества этого писателя, ведь он первым в русской литературе ещё в век первозданной, почти не тронутой человеком природы, с тревогой и болью сказал об экологическом будущем человечества: и в том смысле, что природа — это среда обитания человека, и если он уничтожит эту среду, он уничтожит и себя; и в том, что только в единстве с природой, в гармонии с ней, а не в противоборстве возможен нравственный человек [3].
Использование описаний природы из произведений С.Т. Аксакова на уроках географии способствует, на наш взгляд, духовно-нравственному развитию личности школьника, побуждает к поиску оптимального решения возникающих проблем в системе «природа – человек – общество», попытаемся доказать это в своей статье. Произведения С.Т. Аксакова вобрали в себя всю красоту нашей башкирской природы, в них сквозными линиями проходят любовь и преданность родной Земле. Далее представим выборку фрагментов его произведений, где дается описание отдельных элементов природного комплекса нашего края:
«...я был поражен широкою и быстрою рекою, отлогими песчаными ее берегами и зеленою уремой (мелкий лес и кустарник в долинах рек) на противоположном берегу...» [1, с. 41];
«...уже обозначилась зеленеющая долина, по которой текла река, ведя за собою густую, также зеленую урему...» [1, с. 46];
«...вот уже открылась и река, и множество озер, и прежнее русло Демы, по которому она текла некогда, которое тянулось длинным рукавом и называлось Старицей. Спуск в широкую зеленую долину был крут и косогорист...» [1, с. 46];
Рис. 1. Урема
«...такая же чудесная урема, как и на Деме, росла по берегам Ика. Протоки устремлялись в глубь ее и исчезали в густой чаще деревьев и кустов. Далее, по обеим сторонам Ика, протекавшего до сих пор по широкой и открытой долине, подступали горы, то лесистые, то голые и каменистые, как будто готовые принять реку в свое владенье...» [1, с. 63].
Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают почвы от палящих солнечных лучей и иссушающих ветров. Аксаков прежде всего был пытливым ученым. Поэтому отец русской экологии К.Ф. Рулье считал книги С.Т. Аксакова серьезным вкладом в науку. «Экологичность» произведений С.Т. Аксакова бесспорна, однако о ней очень мало пишут и говорят. А ведь он обладал необыкновенно тонким и поэтическим видением природы, чувством единства с ней. Вспомним по «Семейной хронике» и «Детским годам Багрова-внука» описания окрестностей села Надеждино в Башкирии, откуда Сергей Тимофеевич вынес, может, самые яркие впечатления детства, где впервые увидел крестьянские работы, где еще в возрасте пяти лет его поразили необыкновенные надеждинские родники: «...великолепные... родники, которых было больше двадцати, привели меня в восторг. Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у ее подошвы, некоторые находились на косогорах и были обделаны деревянными срубами с крышей; в срубы были вделаны широкие липовые колоды, наполненные такой прозрачной водою, что казались пустыми; вода во всей колоде переливалась через край, падая по бокам стеклянной бахромой...».
Несомненно, что для С.Т. Аксакова отношение к дереву — категория не только и не столько хозяйственная, сколько нравственная: «Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила его корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышленника не знают их, а временные выгоды увлекают и самих владельцев».
Рассказывая о почти еще непорочной в то время природе Предуралья, куда переселился с семьей дед Багрова-внука Степан Михайлович, С.Т. Аксаков устами якобы анонимного автора словно заглядывая вперед, говорил:
«Чудесный край, благословенный,
Хранилище земных богатств,
Не вечно будешь ты, забвенный,
Служить для пастырей и паств!
И люди набегут толпами,
Твое приволье полюбя,
И не узнаешь ты себя
Под их нечистыми руками:
Помнут луга, порубят лес,
Взмутят в воде лазурь небес!
И в глубь лесов и в глубь степей
Разгонят дорогих зверей!».
Если бы не особенный слог, то можно было бы подумать, что стихи эти написаны сегодня, а не два века назад. Природа — и человек, дитя ее. С давних времен народ вел наблюдение за природными явлениями, животным и растительным миром, постоянно сопоставляя происходящие явления с погодными условиями своей местности, посезонно сравнивая с прошлыми годами. Эти наблюдения люди проводили из поколения в поколение, а знания, накопленные ими, нашли свое широкое отражение в народных преданиях. Описания природы, выполненные в свое время С.Т. Аксаковым, являются ярким доказательством красоты нашей природы. Эти описания сегодня как никогда актуальны, ибо дети «благодаря Интернету» перестали красиво говорить, не могут дать простейшие характеристики явлений природы. Далее представим возможности использования отрывков из произведений С.Т. Аксакова на уроках географии в форме «заданий для удовольствия».
Задания для удовольствия № 1 по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» для учащихся 8 класса. Русский писатель С.Т. Аксаков писал: «…полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом и кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса – хранители вод». Древесная и кустарниковая растительность имеет важное значение для жизни всех рек – и больших, и малых. Но для малых рек роль приречных лесов особенно значима. Как вы считаете, почему?
Задания для «ученого – исследователя» № 2 по теме «Природные различия на территории России». Используя произведения С.Т. Аксакова (фрагменты приводятся ниже), Интернет, проведите исследование на тему «Уникальные природные особенности моей местности». Попытайтесь объяснить их причины. Работу оформить в виде таблицы.
Образец оформления работы
Отрывок из произведения |
Современное состояние |
«Тянулась глубокая осень, уже не сырая и дождливая, а сухая, ветряная и морозная. Морозы без снегу доходили до двадцати градусов, грязь превратилась в камни, по прудам ездили на лошадях. Одним словом, стояла настоящая зима, только без санного пути...» [1].
Рис. 2. Глубокая осень
«Наконец выпал сильный снег, давно ожидаемый и людьми и природой, как выражалась моя мать.
...мы отправлялись по первому зимнему пути, по первозимью, когда дорога бывает гладка как скатерть и можно еще ехать парами и тройками в ряд...» [1].
Рис. 3. Зима
«В середине великого поста, именно на середокрестной неделе, наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода... приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною особого рода волнение.
...находя во мне живое сочувствие, они с увлеченьем предавались удовольствию рассказывать мне: как сначала обтают горы, как побегут с них ручьи, как спустят пруд, разольется полая вода, пойдет вверх по полоям рыба, как начнут ловить ее вятелями и мордами; как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, проснутся сурки и начнут свистать, сидя на задних лапках по своим сурчинам; как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются, защелкают в них соловьи...» [1].
Рис. 4. Весна
«Апрель берет свое: везде лужи, везде бегут мутные ручьи, зачернели проталины, как грязные пятна на белой скатерти. Обтаяли кругом родники, паточины, свежие навозные кучи и удобренная ими мельничная плотина...
Наконец, наступает совершенная ростополь: юго-западный ветер так и съедает снег, насыщенный дождем. Много оттаяло земли, особенно по высоким местам, на полнодневном солнечном пригреве. Картина переменилась: уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сувоев да лежит гребнем, с темною навозною верхушкой, крепко уезженная зимняя дорога. Посинели от воды, надулись овраги, взыграли и сошли. Переполнилась ими река, подняла в пруду лед; вышла из берегов и разлилась по низменным местам: наступила водополь, или водополье. Пар поднимается от земли: земля отходит, говорит крестьянин. На небе серо, в воздухе сыро и туманно» [1].
«Наконец пришло и это время: зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соловьи – и пели, не уставая, и день и ночь. Днем их пенье не производило на меня особенного впечатления; я даже говорил, что и жаворонки поют не хуже; но поздно вечером или ночью, когда все вокруг меня утихало, при свете потухающей зари, при блеске звезд, соловьиное пение приводило меня в волнение, в восторг и сначала мешало спать» [1].
«Телом бекас невелик, с трехнедельного цыпленка, но имеет очень длинный нос и ноги. Спина, крылья и короткий хвостик покрыты пестрыми перьями, темно-коричневый, сероватый цвет которых определить трудно. Брюхо у него и часть зоба или груди – белые; глаза темные, немного навыкате, довольно большие и веселые, ножки темноватые, почти черненькие; три передних пальца очень длинны и снабжены острыми и довольно долгими ногтями. Вообще бекас, не отличаясь яркими цветами перьев, имеет вид красивый и живой» [2].
Рис. 5. Бекас
«Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Разнообразны явления вод, и непонятны законы этого разнообразия. Из вершины высокой, первозданной горы, сложенной из каменного дикого плитняка, бьет светлая, холодная струя, скачет вниз по уступам горы и, смотря по ее крутизне, образует или множество маленьких водопадов, или одно, много два, большие падения воды. Если она сжата каменьями, то гнется узкою лентою; если катится с плиты, то падает широким занавесом; если же поверхность горы не камениста и не крута, то вода выроет себе постоянное небольшое русло – и как все живо, зелено и весело вокруг него!» [2].
Рис. 6. Вода
«Слово степь имеет у нас особенное значение и обыкновенно представляет воображению обширное пространство голой, ровной, безводной поверхности; многие степи таковы действительно, но в Оренбургской губернии, в уездах Уфимском, Стерлитамацком, Белебеевском, Бугульминском, Бугурусланском и Бузулуцком, степи совсем не таковы: поверхность земли в них по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, пересекаемая оврагами с родниковыми ручьями, степными речками и озерами. Всякое пространство ковылистой нови, никогда не паханной земли, иногда на несколько сот верст в окружности, а иногда и небольшое, зовут там степью. Сочными, пышными, высокими травами и цветами покрыта их черноземная почва, особенно по долинам и равнинам между перелесками» [2].
Рис. 7. Степь
Задание для удовольствия № 3 по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» по географии в 8 классе.
Факт 1. Что такое гроза? Где расположен «полюс» гроз? (Гроза – это комплексное атмосферное явление, необходимой частью которого являются многократные электрические разряды, которые сопровождаются звуковым явлением – громом, а также сильным шквалистым ветром, ливневыми осадками, нередко с градом. На земном шаре ежегодно происходит до 1800 гроз. У гроз есть свой «полюс» - район Бютензорга на о. Ява, где наблюдается до 322 дней в году с грозами. К северу и югу от пояса вечных гроз число дней с грозами уменьшается.) [6]
Факт 2. А это вообще выглядит неправдоподобно: вместе с дождем на землю начинают падать лягушки, рыбы, головастики и другие обитатели водоемов. Так, в 1806 г. в Дании в течение получаса с неба сыпались морские раки. Иногда с неба падают другие предметы, ничего не имеющие общего с осадками, это: зерно, монеты и т.д., что это за удивительные дожди? (Это смерч, пониженное давление в центре смерча засасывает воду с ее обитателями, а может засосать клад, зерно и т.д., а затем, когда смерч начинает ослабевать, может обрушиться вот такой необычный дождь.) [6]
Факт 3. «В это время, кажется 1-го июня, случилась жестокая гроза, которая произвела на меня сильное впечатление страха. Гроза началась вечером, часу в десятом; мы ложились спать; прямо перед нашими окнами был закат летнего солнца, и светлая заря, еще не закрытая черною приближающеюся тучею, из которой гремел по временам глухой гром, озаряла розовым светом нашу обширную спальню, то есть столовую; я стоял возле моей кроватки и молился богу. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом и оглушил нас; я бросился на свою кроватку и очень сильно ушиб себе ногу. Несколько минут я не мог опомниться; опомнившись, я увидел, что сижу на коленях у Евсеича, что дождь льет как из ведра и что комната освещена не зарею, а заревом от огня. Евсеич рассказал мне, что это горит соборная Троицкая колокольня, которую зажгла молния» [1, стр. 146].
Использование цитат Аксакова на уроках географии, на наш взгляд, помогает:
1) формированию эколого-географических знаний;
2) осознанию учащимися разнообразия связей живой и неживой природы, между живыми организмами, обитающими в своем крае;
3) формированию потребности общения с природой, бережного отношения к живому.
Проведение занятий такого рода:
– способствует интеграции знаний различных дисциплин, создает верную картину мира о природе;
– способствует изучению и возрождению отечественной народной культуры, воспитывает любовь к родному краю, его природе, прошлому и настоящему;
– позволяет лучше адаптироваться к окружающей природной и социальной среде.
Библиографическая ссылка
Канафина Г.В., Хизбуллина Р.З. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ОПИСАНИЙ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.Т. АКСАКОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24734 (дата обращения: 08.12.2024).