Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Полынская И.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Нижневартовский государственный университет
В статье рассматриваются проблемные ситуации на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Дидактическая особенность проблемных ситуаций состоит в том, что ее решение ведет к созданию нового для ученика знания или к созданию новых способов решения задач, новых средств поиска знаний. В статье подчеркивается, что проблемные ситуации на уроках изобразительного искусства должны содержать проблему учебную или творческую, в основе которой лежит противоречие, требующее разрешения. Постановка и решение проблемных ситуаций организуют, прежде всего, активную поисковую художественно-творческую деятельность, формирует интерес к учению, развивает инициативу ученика в познании, способствует пониманию внутренней сущности явлений и взаимосвязей, учит диалектическому подходу в оценке явлений и процессов, формирует умение видеть проблему и находить путь ее решения, приобщает к методам научного познания. Анализ педагогического исследования применения проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства подтвердил высокий уровень художественно-творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения.
проблемная ситуация
проблемное обучение
изобразительное искусство
методы преподавания
художественно-творческая деятельность
творческие способности
художественный образ.
1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
2. Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание // Воспитание школьников. – 1985. – № 8.
3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985.
4. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
5. Лернер И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования: (Познавательные задачи обучения гуманитарным наукам) /Под ред. И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1972.
6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М: Просвещение, 1977.
7. Оконь В. Основы проблемного обучения /пер. с польск. М.: Просвещение, 1968.
8. Полынская И.Н. Особенности проблемных задач по изобразительному искусству. Характеристика средств и способов реализации проблемного обучения в контексте модернизации российского образования: вопросы теории и практики: Материалы VIIЗападно-Сибирской Всероссийской научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (г. Нижневартовск, 10 ноября 2011 года). – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012.— С. 154-158.
9. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.

Вся работа в общеобразовательной школе призвана способствовать улучшению подготовки и качества обучения школьников, повышению познавательной деятельности, духовного и нравственного воспитания учащихся. В свете этих требований, предъявляемых к учителю, необходимо активизировать художественно-творческую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями и навыками на занятиях изобразительного искусства.

В учебном процессе активный творческий характер деятельности во многом связан с решением проблемной ситуации. Проблемному обучению, как отмечают в своих работах А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Л.Б. Рылова, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамов и др., соответствуют информационно-поисковые методы преподавания, поскольку именно они обеспечивают включение личности школьника в самостоятельный поиск решения проблемной ситуации, и способствуют развитию художественно-творческих способностей. Характерной чертой проблемного метода является поисковая деятельность, обеспечивающая определенный уровень самостоятельности, активности и творческой реализации школьника. В дидактике выделяют три главные категории проблемного обучения:

— проблемную ситуацию;

— проблему;

— проблемную задачу.

Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.

Дидактический характер проблемной ситуации подчеркивали многие ученые: «Самой существенной чертой проблемного обучения, – пишет известный польский ученый В. Оконь, – является не постановка вопросов, а создание проблемных ситуаций… Мастерство учителя может проявиться больше всего в организации проблемных ситуаций» [7, с.67-68].

По мнению В. Оконя, «сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение» [7, с. 54]. По В. Оконю, роль учителя состоит в том, чтобы ученик почувствовал трудность практического или теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее.

Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы.

М.И. Махмутов выделяет три вида проблемного обучения реализуемой творческой деятельности:

  1. научное творчество;
  2. практическое творчество;
  3. художественное творчество.

Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.» [6, с. 265].

Задача учителя изобразительного искусства заключается в том, чтобы вовлечь школьников плодотворную художественно-творческую деятельность.

Решение проблемных ситуаций (задач) по изобразительному искусству выявляется в процессе выполнения их на основе специальной организации деятельности учащихся, учета их прежнего опыта, творческих возможностей. «Эта специально организованная деятельность учащихся заранее программируется учителем и «кодируется» внутри содержания задачи. Любая задача может стать проблемной, если учитель организует процесс «неизвестного», которое учащимся необходимо открыть и которое выступает для них как новое знание, новое умение, новый способ деятельности или новый способ получения знаний или способов деятельности» [9, с.127].

Создание проблемной ситуации предполагает такое практическое задание по изобразительному искусству, при выполнении которого учащиеся должны открыть подлежащие усвоению новые способы решения практического задания или действия, а также новые знания. При этом следует соблюдать следующие условия:

— задание по изобразительному искусству должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеют учащиеся;

— неизвестное, которое необходимо решить, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые оригинальные способы выполнения задания по изобразительному искусству;

— решая проблемную ситуацию, у школьников должна возникать потребность в дальнейшей художественно-творческой деятельности и желание находить новые и своеобразные способы самовыражения в изобразительном творчестве.

Рассмотрим несколько примеров создания проблемной ситуации на уроках изобразительного искусства.

Так, например, задача изображения сюжетной композиции проиллюстрировать сказку «Гуси-лебеди» для учащихся начальных классов не будет проблемой, т.к. школьники, обычно не задумываются, изображают любую сюжетную сцену так, как они ее воспринимают и понимают. Но если конкретизировать эту задачу, добавить к ней определенные условия, вызывающие художественные затруднения, дополнить требованием выполнения специальных практических и словесных действий и организовать затем деятельность, направленную на осознание трудности, противоречия, содержащегося в задаче, то она приобретает «проблемный вид». Например, учитель предлагает учащимся изобразить сюжет из данной сказки с высоты полета гусей-лебедей. То есть с высокой линии горизонта, с высоты птичьего полета представить и вообразить, как видят окружающую природу: дороги, поля, деревья, дома, холмы и т.д., летящие высоко в небе птицы и похищенный ими Ваня.

Решение проблемных задач предполагает активную самостоятельную мыслительную деятельность при выполнении задания, где требуется применение имеющихся знаний, опыта, новые способы оперирования ими. Так, например, в начальных классах на уроках изобразительного искусства учащимся предлагалось изобразить белого зайчика в зимнем заснеженном лесу. Здесь школьники применяли различные подходы и способы изображения, находили наиболее рациональные способы решения данной проблемной ситуации. Многие школьники изображали зайчика белыми и светлыми оттенками, а для фона и снега использовали более темные синие и ультрамариновые краски, комментируя и поясняя свое решение темным временем суток. Некоторые учащиеся обводили зайчика по контуру более темными оттенками, чтобы контрастно выделить и подчеркнуть выразительность силуэта зайца на белом снегу. Далее учащимся первого класса необходимо было изобразить зеленую полянку, при этом все зеленые краски и их оттенки изымались у детей. При смешивании на палитре синих и желтых оттенков школьники передавали зеленый цвет травы на поляне, не использую зеленые оттенки красок. Проблемная ситуация в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Возникновение проблемной ситуации должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом школьников.

Следующая проблемная ситуация, решение которой предлагалось учащимся второго класса, изобразить хоровод матрешек. Перед учащимся возникает проблемная ситуация: во-первых, разместить и нарисовать матрешек по кругу, что у школьников в начальных классах вызывает особые затруднения, во-вторых, показать различные ракурсы матрешек, одни изображаются в фас, другие в профиль, и, наконец, следующее изображение матрешек – вид сзади. Обсуждая данную проблему, учащиеся приходят к выводу, что при изображении в рисунке необходимо правильно изобразить лица каждой матрешки, так как характер формы самих матрешек одинаковый (грушевидный) традиционный в исполнении. Тем не менее наряд у каждой матрешки должен быть свой – неповторимый, индивидуальный и красочный. Такую задачу приходится решать детям в процессе рассуждения. Работы школьников отличались оригинальностью, своеобразием, фантазией и необычностью трактовки сюжета и художественных образов. Таким образом, учащиеся под руководством учителя находят алгоритм решения проблемы.

Важно, чтобы в сознании школьников была сформулирована учебная проблема в целом, осознана главная познавательная задача, а затем организован частичный поиск там, где это возможно. Установлено, что проблемными являются только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск еще неизвестных школьнику закономерностей или способов решений. Такие задачи возбуждают активизацию мыслительной и художественно-творческой деятельности, поддерживаемую интересом, а сделанное школьником «открытие» приносит эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в памяти, чем знания, преподносимые в «готовом» виде.

Чтобы успешно реализовать проблему активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства посредством решения проблемных ситуаций и проверить эффективность предлагаемой методики, мы провели педагогический эксперимент. Предлагаемые задания педагогического исследования содержали проблемные ситуации, которые должны были решить школьники на занятиях изобразительным искусством. Все задания были подобраны с учетом интересов, возрастных особенностей и учебно-познавательного опыта учащихся.

Задачами педагогического эксперимента явились:

— выявление наиболее сложных для учащихся моментов в решении проблемных ситуациях на уроках изобразительного искусства;

— проверка целесообразности поставленной перед экспериментом цели;

— накопление необходимой информации и учебно-методического материала;

— уточнение на этой основе разработанной методики практических заданий и упражнений по изобразительному искусству и адресованных к ним методических рекомендаций.

Для анализа продуктов изобразительной деятельности школьников, полученных в ходе педагогического исследования, была разработана система оценки критериев по выявлению уровня знаний, умений, навыков, а также художественно-творческой деятельности учащихся при решении проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства. Для оценки продуктивности художественно-творческой деятельности школьников в процессе решения проблемных ситуаций использовались следующие показатели: для восприятия – объем, точность, полноту и быстроту восприятия; для мышления – быстроту мышления, гибкость, динамичность, точность операций, точность решения; для воображения – новизну, оригинальность и осмысленность; широту оперирования образами. В разработанной системе оценки критериев каждый компонент наполнен минимумом необходимых и достаточных показателей, позволяющих определить уровень художественно-творческих способностей учащихся в процессе решения проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства, и создается возможность объективно проанализировать состояние исследуемого вопроса.

Задания и темы уроков педагогического исследования составлены с учетом преемственности в обучении и могут быть реализованы в процессе таких видов учебных занятий по изобразительному искусству, как рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование и прикладная деятельность.

Для проведения объективности педагогического эксперимента были определены контрольные и экспериментальные группы.

Работа в контрольных группах осуществлялась по традиционной общеобразовательной программе, которая отвечает принципам реалистического искусства и направлена на последовательную реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач. Работа в экспериментальных группах также осуществлялась на основе традиционной программы, но в дополнение к действующей учебной программе учащимся были предложены задания и темы уроков с проблемными ситуациями, которые необходимо было решить в процессе художественно-творческой деятельности.

Оценка и сравнительный анализ художественно-творческого процесса учащихся при решении проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства в контрольных и экспериментальных группах показал, что работы учащихся экспериментальных классов отличались своеобразием выбора способов и приемов композиционного строя изображения, оригинальных способов решения проблемных ситуаций. Учащиеся самостоятельно составляли план действий, выделяя из него наиболее трудные задачи, предлагали варианты решений. Из таблицы видно значительную разницу в показателях экспериментальных и контрольных группах, которая в большей степени проявилась в содержательной и качественной стороне рисунков. Сопоставляя результаты данных в таблице, наблюдается заметная положительная динамика в показателях. Это убедительно показывает целесообразность и эффективность использования методики преподавания изобразительного искусства с учетом решения проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

Сравнительный анализ художественно-творческого процесса учащихся экспериментальных и контрольных групп при решении проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства

классы

1

2

3

4

общее количество учащихся

Э Г

22 – 100%

27 - 100%

25 – 100%

28 - 100%

К Г

27 – 100%

24 - 100%

26 -100 %

21 - 100%

1.Стандартное, стереотипное решение изображения

Э Г

9

10

9

9

41%

37%

36%

32%

К Г

17

12

15

11

63%

50%

57%

52%

2.Частичная или фрагментарная выразительность изображения

Э Г

8

10

9

12

36%

37%

36%

41%

К Г

9

9

8

7

33%

38%

31%

33%

3.Новизна, оригинальность и осмысленность; широта оперирования образами

Э Г

5

7

7

8

23%

26%

28%

28%

К Г

1

3

3

2

4%

12%

12%

14%

4.Объем, точность, полнота и быстрота восприятия

Э Г

8

8

9

11

29%

29%

32%

41%

К Г

3

2

3

4

7%

6%

8%

10%

5.Быстрота мышления, гибкость, динамичность, точность операций, точность решения

Э Г

9

9

11

14

23%

26%

29%

31%

К Г

4

3

4

5

11%

9%

13%

15%

Э Г – экспериментальные группы.

К Г – контрольные группы.

 

В ходе педагогического исследования выявлено, что решение проблемных ситуаций стимулирует внутреннюю мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; развивает творческие способности, воображение; развивает коммуникативные навыки; повышает прочность усвоения изученного; формирует убеждения; стимулирует овладение первичными навыками исследовательской деятельности. Активизация стремлений школьников к познанию и эмоциональной оценке сущности объекта изобразительного искусства становится мощным «двигателем» развития потенциальных возможностей учащихся. Не менее важно заботится об активности школьников в процессе занятий изобразительным искусством, побуждая наводящими вопросами и заданиями к закреплению материала, к поиску дополнительных возможностей, приемов, способов и средств решения проблемных ситуаций.

Таким образом, проблемные задачи по изобразительному искусству заключают в себе особенности, исходящие из специфики проблем, разрешаемых учащимися в процессе изобразительной деятельности и восприятия произведений искусства, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности через посильное создание и восприятие художественного образа. Включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности и постановки проблемных ситуаций обеспечили существенный эффект в обучении изобразительному искусству.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24731 (дата обращения: 28.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074