Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕАУДИТОРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Кабанова Н.Э. 1 Курышева Е.И. 2 Петикова Т.Н. 2 Цекатунова Л.Б. 2
1 ГБОУСПО «Новоаннинский сельскохозяйственный колледж»
2 ФГОУ ВО Московский финансово-юридический университет (Волгоградский филиал)
Одной из важнейших проблем развития современного общества является формирование подлинной культурной идентичности человека и поиска новых культурных оснований социальной консолидации, которые связаны с процессами экономической и культурной глобализации, несущими наряду с преимуществами и деструктивные изменения общественного и индивидуального сознания. Настоящая статья посвящена изучению проблемы формирования этнокультурных компетенций студентов. Авторы полагают, что внеаудиторная исследовательская деятельность является очень эффективным средством формирования этнокультурных компетенций. Процесс формирования этнокультурной компетентности студентов системы среднего профессионального образования представляется авторами как закономерный переходный этап, необходимый для продвижения личности к общечеловеческой культуре. Проведен анализ современного понимания дефиниции этнокультурной компетентности в психологической и педагогической литературе. В статье описаны результаты работы творческой лаборатории, созданной авторами в рамках исследования.
этнокультурные компетенции
этнокультурный подход к образованию
экспериментальная работа
творческая лаборатория
мониторинг результативности исследовательской деятельности
полиэтнический регион
результативность деятельности.
1. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, И.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – С. 242.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М.: ИнтерДиалект+, 1997. – С. 24.
3. Голошумова Г.С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы / Г.С. Голошумова // http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/10.htm.
4. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный словарь, 1999. – 343 с.
5. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35–42.
6. Розмыслова Л.В. Создание поликультурной среды в общеобразовательном учреждении/ Л. В. Розмыслова // http://www.school27spb.ru/PDF/rozm02.pdf.
7. Саттарова К.Р. Программа стратегического развития / К.Р. Саттарова. – МордГПИ, 2007.

Сегодня в качестве приоритетной установки реформирования российского образования обозначена стратегия этнокультурной направленности. Связано это с тем, что этническое возрождение в настоящее время рассматривается как одна из основных черт развития человечества. Наряду с этим важным является развитие и социализация личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях многонациональной мировой цивилизации, формирование этнокультурной компетентности личности [7]. Поэтому когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, депрессия, в которую попадают многие студенты, необходима серьезная работа педагога.

Современный молодой человек должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, родного края, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Ведь именно система образования (в особенности, среднее профессиональное образование и высшая школа) оказывает решающее влияние на формирование этнокультурной компетентности индивида. Один из современных исследователей философии образования Б.С. Гершунский отмечает, что роль системы образования в процессе единения народов России чрезвычайно высока и весома. По его мнению, один из гло­бальных вызовов будущего состоит в «объективной необходимости единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоления их разобщенности, ментальной несовместимости, постоянной угрозы конфронта­ции» [2].

Этнокультурная компетентность студентов формируется, в первую очередь, за счет соблюдения принципа этнокультурного подхода к образованию.

Одним из принципов, на котором зиждется этнокультурный подход к образованию, является принцип этнокультурности. Рассмотрение его сущности связано с двумя основополагающими принципами: принципом народности (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов и др.) и принципом культуросообразности (А. Дистервег и др.). Но принцип этнокультурности не просто вбирает в себя базовые положения принципов народности и культуросообразности, но и открыт для новых положений в соответствии с современными тенденциями в глобальном образовании.

Этнокультурный подход к образованию – это подход, опирающийся на принципы культуротворчества и этнокультурности (Е.В. Бондаревская), природосообразности (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и др.), толерантности, культурного диалога, взаимодействия образования с просветительской этнокультурной практикой и этнокультурной средой (с учетом ключевых этнокультурных традиций в педагогике с целью формирования этнокультурной личности в ходе социализации и инкультурации), обладающей высоким уровнем этнического самосознания, персональной этнической культурой, толерантностью и базовыми социокультурными идентичностями (гражданская, конфессиональная), способной к восприятию и ретрансляции этнокультуры, к межкультурному и межэтническому общению.

Рассматривая межэтнические отношения как развивающуюся социальную систему, следует вычленить проблему соотношения в ней социального и индивидуального.

Возникающая в данном случае методологическая задача связана с поис­ком оптимальных способов сочетания в учебно-воспитательном процессе сово­купности требований, идущих от общества, с требованиями, идущими от инди­вида. Для функционирования и развития социальных систем необходимо нали­чие в этих системах ценностных регулятивов, обеспеченных технологией реа­лизации.

Э.Г. Юдин и И.В. Блауберг отмечают, что наличие ценностных регуля­тивов составляет принципиальную особенность социальных систем, отличающих их от систем всех других типов: «в жизнедеятельности каждого уровня или сферы социальной системы можно выделить некото­рую относительно устойчивую группу ценностей, своеобразный ценностный инвариант» [1].

Этот инвариант выступает в двух различных аспектах:

  • как совокупность норм, правил и идеалов, свойственных данной социальной сис­теме и общих для нее;
  • как совокупность ценностей в узком смысле – тех, которые определяют общую ориентацию жизнедеятельности человека и в этом плане выступают как один из главных компонентов структуры личности.

Первый аспект характеризует ценности и нормы социальной системы в це­лом, второй – различные ценностные ориентации определенных групп или элемен­тов, составляющих эту систему. Реальное действие ценно­стного инварианта, т.е. системы ценностей, складывается как результат взаимовлияния требований, идущих от системы норм, правил и идеалов, а также от системы ценно­стей в узком смысле, связанных со структурой и развитием личности. Внутрен­нее многообразие второй из этих систем обеспечивает способ практической реализации системы ценности в целом: ценностный инвариант данной социальной системы реализуется через определенную совокупность различных вариан­тов, т.е. разных (по своему строению и составу) систем ценностей.

Подчеркнем, что для общества в целом важно, чтобы все варианты, в конечном итоге, выражали инвариант или хотя бы находились с ним в достаточно четком соответствии.

В современных исследованиях этнокультурная компетентность рассматривается как:

- степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия (В.Г. Крысько) [4];

- свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию (Т.В. Поштарева) [5];

- умение ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения (Г.С. Голошумова) [3];

- предполагает принятие этнокультурных различий, понимание и уважение других, их взглядов и ценностей, готовность и способность жить в полиэтническом обществе (Л.В. Розмыслова) [6].

Формирование этнокультурной компетентности студентов системы среднего профессионального образования выступает как закономерный переходный этап, необходимый для продвижения личности к общечеловеческой культуре. Активные процессы социализации, начинающиеся в условиях первого самостоятельного опыта организации собственной жизни, активно включают механизмы приобщения обучающихся к этнокультурным ценностям.

Возраст студента образовательного учреждения среднего профессионального образования мы рассматриваем как основной этап формирования этнокультурной компетентности личности.

В процессе формирования этнокультурной компетентности студента СПО особое значение имеет правильный выбор образовательной технологии. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма, в данном случае этнокультурная образовательная парадигма. Образовательные технологии позволяют моделировать процесс этнокультурного образования, определять оптимальные формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности обучающихся.

В образовательном процессе системы среднего профессионального образования применяется самый широкий спектр технологий. Особым преимуществом пользуется сочетание технологий проблемного обучения на аудиторных занятиях и организации исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеаудиторной работы. Необходимым условием формирования этнокультурной компетентности у студентов системы среднего профессионального образования является проблематизация отношения обучающихся к представителям иных культур в рамках аудиторной работы.

Проблематизация – искусственно создаваемая проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в отношении к иным культурам, позволяющая обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки. Сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности с целью формирования этнокультурных компетенций – эффективный путь достижения реального результата. Подробнее остановимся на особенностях именно внеаудиторной исследовательской работы студентов системы среднего профессионального образования.

Известно, что Волгоградская область является полиэтническим регионом, при этом одной из самых крупных этнических групп, проживающих, в частности, на территории Прихоперья и Верхнего Бузулука, места нахождения Новоаннинского сельскохозяйственного колледжа (одного из участников эксперимента), является казачество.

С учетом этого, нами была разработана Программа работы студенческой творческой лаборатории «Регионально-этническая культура Прихоперья и Верхнего Бузулука в современном образовательном пространстве», цель которой заключается в формировании у студентов этнокультурной компетентности, посредством приобщения обучающихся к культуре своего и других народов, проживающих на территории Волгоградской области.

Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач: формирование интереса к культуре основных этнических групп, проживающих на территории области, формирование этнического самосознания обучающихся, воспитание толерантности, уважения к своему и другим народам, создание благоприятных условий для межэтнического общения.

Созданная студенческая лаборатории ведет поиск путей, средств, форм и условий развития культурной идентичности учащейся молодежи на основе приобщения к ценностям регионально-этнической культуры казачества, через разработку и реализацию эффективной образовательной модели в системе среднего профессионального образования.

Предметом исследования лаборатории явилось изучение педагогических возможностей исторического и культурного наследия казачества в условиях учреждений среднего профессионального образования.

В целях реализации поставленной задачи в колледже МФЮА (Волгоградского филиала) и Новоаннинского сельскохозяйственного колледжа была разработана организационная модель реализации образовательного процесса, которая включает в себя все виды деятельности студентов и преподавателей, указывает основных социальных партнеров.

В разное время в состав лаборатории входили от 5 до 11 преподавателей, всего в работе над проблемами лаборатории работало 16 преподавателей и более 70 студентов.

Силами участников лаборатории проведены исследования по следующим направлениям:

- изучение социально-психологических особенностей развития этноса;

- изучение особенностей воспитания в казачьей семье;

- изучение средств, форм, факторов народного воспитания;

- выявление православных традиций в образовательном пространстве Прихоперья и Верхнего Бузулука;

- создание банка песенного казачьего фольклора Прихоперья и Верхнего Бузулука;

- организация работы фольклорного ансамбля «Казачья воля»;

- изучение, сохранение особенностей казачьего говора;

- родословная, семейная хроника;

- исследование проблем природы и экологии Прихоперья и Верхнего Бузулука;

- история зарождения и развития хоперского и бузулукского казачества;

- культурные и бытовые традиции казаков и другие.

В течение всего периода проводился мониторинг результативности работы творческой лаборатории в двух направлениях:

- исследование ориентации студентов колледжа на ценности регионально-этнической культуры;

- исследование содержательных элементов этнокультурной компетенции студентов.

Результаты ежегодных исследований в рамках мониторинга показывают эффективность проводимых мероприятий по внедрению элементов этнической культуры в сознание будущих специалистов. Опыт колледжа по разработке и внедрению модели подготовки специалиста, способного к самореализации в исследовательской деятельности, к социальному творчеству и трансляции ценностей региональной культуры представлен на различных форумах.

Кроме того, за два года накоплен содержательный материал о традициях и обычаях края, которые иллюстрируют особенности казачьего менталитета, материал об особенностях природы и характера жизненного уклада, которые могли повлиять на формирование особого казачьего менталитета.

Так, преподаватели и студенты колледжа обобщали опыт работы, накопленный материал этнического характера в виде выступлений агитбригады, участия в круглых столах, концерты, выставки и другое. Студенты приняли участие в 19 мероприятиях регионального характера вне стен колледжа.

Результаты деятельности лаборатории являются ценным материалом для внедрения историко-культурного наследия и этнорегиональной культуры Прихоперья и Верхнего Бузулука в современный образовательный процесс, духовно-нравственное воспитание, культурную идентификацию учащейся молодежи.

Результаты работы лаборатории внедрены в организацию учебного и воспитательного процессов ГБОУ СПО «Новоаннинский сельскохозяйственный колледж» и ФГОУ ВО Московский финансово-юридический университет-МФЮА (Волгоградский филиал), в работу учреждений культуры, районного музея.

Например, результаты исследований лаборатории реализуются в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты казачьей культуры представлены во взаимосвязи истории или краеведения, литературы и т.д. (например, интегрированные курсы «Человек и искусство», «Казачество в истории родного края», «Традиции и обычаи народов Волгоградской области»).

В настоящий момент задача воспитания этнической культуры должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности молодого человека. Образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для решения этой задачи. Именно здесь у студентов могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.


Библиографическая ссылка

Кабанова Н.Э., Курышева Е.И., Петикова Т.Н., Цекатунова Л.Б. ВНЕАУДИТОРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24697 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674