Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТУДЕНЧЕСКИЕ ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО СООБЩЕСТВА

Льдокова Г.М. 1 Панфилов А.Н. 1
1 Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье рассматриваются проблемы развития подрастающего поколения на современном этапе функционирования общества. Специфика деятельности различных молодежных сообществ определяет жизненные стратегии молодого человека. Формирование толерантности и гуманного отношения к окружающим людям, в том числе с различными социальными возможностями и потребностями, являются одними из важнейших задач воспитания молодежи и развития позитивного сообщества. В статье рассматриваются также вопросы социального сиротства и психологического сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Авторы статьи на примере деятельности студенческой волонтерской психологической службы «Аэлита», функционирующей на базе Елабужского института Казанского федерального университета, рассматривают возможности поддержки таких детей, научение их позитивному взаимодействию, не уходить от решения проблем, справляться с трудностями, не проявляя агрессии, входить в мир. Студенты, реализуя эту деятельность, способствуют развитию территории с толерантным сознанием граждан; удовлетворяют собственные потребности в оказании поддержки тем, кто оказался в сложных ситуациях.
волонтерство
трудная жизненная ситуация
девиантное поведение
гуманность
толерантность
1. Алексеева К.В., Радыгина П.Н. Профессиональная направленность студентов психолого-педагогического факультета // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С.283-284.
2. Годовникова Л.В. Специфика работы школьного психолога по формированию установок толерантного сознания // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. – Балашов, 2005. – С. 125.
3. Дурсунова А.И., Исмаилова Н.И. Регуляция эмоциональной сферы детей-дошкольников с помощью аппаратурного комплекса «Лого-комфорт» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С.288-289.
4. Клешнева К.С., Сошникова Е.А., Льдокова Г.М., Панфилов А.Н. Возможности студенческих организаций в профилактике наркомании (на примере деятельности студенческой волонтерской психологической службы «Аэлита») // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 1. – С.148.
5. Пергаменщик Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / БГПУ им. М. Танка. – Минск, 1999. – 40 с.
6. Проблема социального сиротства / под. ред. Л.И. Смагиной, А.К. Водневой, И.М. Глуховой и др. – Мн.: Спектр-Диалог, 1999. – 104 с.

В современном российском обществе все более усложняются механизмы социального развития, поэтому обеспечение успешной социализации детей и подростков является одним из приоритетных направлений работы всех учреждений, обеспечивающих формирование личности подрастающего поколения. Одним из путей решения проблем социализации является воспитание толерантного сознания. Толерантность означает не только уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, но и форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Как показывают исследования, все беды российских сообществ, включая экономические, оттого, что люди до сих пор не научились конструктивно взаимодействовать, идти на компромисс, они также не воспитывают своих детей в духе миролюбия и терпимости [2].

Цель исследования заключается в анализе условий, влияющих на социальную адаптацию детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Если ребенок будет воспитываться на принципах гуманности, если он поймет, что мир открыт ему, что каждый человек имеет права и возможности на удовлетворение культурно-личностных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными, ориентациями, то мы сможем обеспечить формирование позитивного сообщества.

Самый первый и значимый этап в этом процессе – адаптация. В психолого-педагогической литературе социальная адаптация рассматривается как процесс приспособления личности к социальной среде, к требованиям социального окружения. Сущность этого процесса состоит в том, чтобы человек понимал объективные жизненные события, правильно их интерпретировал, усваивал необходимые социальные нормы и ценности и на основе этого мог удовлетворять свои индивидуальные потребности, бесконфликтно участвовать в коллективной деятельности, осуществлять ролевое поведение. Социальная адаптация предполагает усвоение индивидом определенной системы социальных и бытовых знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной жизнедеятельности, освоение основных социальных ролей (семьянина, гражданина, профессионала).

В последнее время особую актуальность для педагогов и психологов, а также всего общества в целом приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что среди ученых существует множество мнений о притесняющих факторах, спо­собствующих дезадаптации [6]. Объяснить это можно тем, что адаптация, будучи интегративным феноменом, имеет сложную структуру, разнообразие видов и типов. Однако все многообразие причинно детерминирующих факто­ров возникновения дезадаптации можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные. Объективные факторы способствуют возник­новению социальной и психологической дезадаптации. К данной группе фак­торов относятся особенности, характеризующие качественное состояние макро-, мезо- и микросреды. К дезадаптивным факторам макросреды относятся: неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, высокий уровень безработицы, экологические бедствия, порождающие миграционные процессы, криминальная обстановка в обществе, наличие массовых, группо­вых и межличностных конфликтов и т.д.

Дезадаптивные факторы мезосреды включают экономические, эколо­гические и другие условия проживания людей (неблагополучная экологи­ческая обстановка в городе, плохие жилищные условия у большинства населения, отсутствие культурно-оздоровительных центров, некачествен­ное медицинское и социальное обслуживание и т.д.). Одним из распро­страненных факторов дезадаптации детей является неблагополучие со стороны микросреды (недостатки семейного воспитания, неблагоприят­ный морально-психологический климат семьи, просчеты школьного вос­питания, негативизм в сфере неформального общения и др.). Дети и под­ростки, подверженные притеснению со стороны ближайшего окружения (семьи, сотрудников дошкольных и школьных образовательных учрежде­ний, сверстников), подвергавшиеся оскорблениям и унижениям, чаще все­го пополняют ряды правонарушителей. Под влиянием неблагоприятно сложившихся условий может сформироваться социально незрелая лич­ность. Жертвами таких обстоятельств чаще всего становятся дети-инвалиды, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки или воспи­тывающиеся в неблагополучных семьях. При этом именно дети подростко­вого возраста чаще всего демонстрируют девиантное и делинквентное по­ведение, что позволяет их в первую очередь причислить к группе риска [5].

В этом отношении особого внимания заслуживает проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лишения и потери, которые переживают дети-сироты, являются причиной появления у них различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения. Если эмоциональный контакт со взрослыми нарушен, то ребенок будет чувствовать себя слабым, нелюбимым, у него может развиться чувство неполноценности, отсутствие чувства уверенности в себе.

Таким детям необходимо уделять особое внимание, создавать такие условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях. Таким образом, формировать положительную самооценку, чувство уверенности в себе, способность лучше понимать других людей и самого себя.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме девиаций и социального сиротства; анализ опыта деятельности студенческой волонтерской психологической службы «Аэлита» при Елабужском институте Казанского федерального университета.

Обсуждение

Психологи, работающие в приютах, учреждениях интернатного типа реализуют свою деятельность по нескольким направлениям: проводят диагностическую работу с ребятами, которая может помочь воспитателю и учителю подобрать «ключ» даже к самым трудновоспитуемым и обучаемым детям; организуют коррекционные мероприятия по оптимизации поведения, эмоциональных проявлений у воспитанников; ведут социально-психологические тренинги, на которых ребята обучаются общаться, правильно выражать себя и понимать других.

Однако даже при всей своей преданности делу у него слишком мало времени на все виды работ психологической практики. Если же предположить возможность в 36-часовой рабочей недели психолога отводить каждой встрече с воспитанником хотя бы один час, теоретически в неделю психолог может охватить в лучшем случае лишь часть ребят.

В настоящий момент в образовательных учреждениях ощущается недостаток квалифицированных психологов и педагогов. И тем более он ощущается в учреждениях социальной поддержки детей и подростков (детские дома, интернаты, приюты и пр.), т.к. идут туда работать по остаточному признаку. Возникает проблема набора специалистов.

Однако существует и другая проблема: дети-воспитанники социального приюта, кроме их психических особенностей, специфики интеллектуальной, эмоциональной, личностной сфер имеют важное и существенное отличие от «домашних» детей. То есть живущих в благополучных во всех отношениях семьях. Оно заключается в том, что дети в основном не имеют положительного опыта общения в семье и окружающем социуме, и их «домашний» опыт скорее отрицательный. Это приводит к негативным последствиям:

1) у детей формируется искаженное представление о себе;

2) у них складывается неправильное отношение к жизни, людям, социуму вообще;

3) отсутствует представление о групповых нормах общения, не развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах приюта и за его пределами, нет навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций;

4) вживание ребенка в роль «сироты» с иждивенческой позицией.

Между тем реалии жизни показывают, что человеку приходится испытывать разочарование, встречаться с множеством препятствий и проблем, которых никому не удается избежать, в том числе и выпускникам интернатных учреждений. И к этому они должны быть готовы.

Отсюда возникают вопросы:

- как обучить всему этому воспитанников социального приюта?

- достаточно ли им примеров «правильного» общения при контактах с воспитателями?

- кто еще, кроме «официального» взрослого в лице воспитателя может дополнить их положительный опыт?

- откуда им взять эталоны положительного житейского опыта?

Научить позитивному взаимодействию, не уходить от решения проблем, справляться с трудностями, не проявляя агрессии, входить в мир могут студенческие волонтерские организации. Работа волонтера требует самоотдачи и заинтересованности, именно поэтому в приюты приходят только те студенты, которые действительно этого хотят и к этому стремятся. Исходя из нашего опыта, сегодняшняя молодежь имеет серьезный нерастраченный потенциал альтруистических намерений, что и проявляется в желании бескорыстно помогать нуждающимся. Задача преподавателей и руководителей заключается в том, чтобы помочь молодым людям в благородном деле – организации добровольческой деятельности в отношении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Студенческая волонтерская психологическая служба «Аэлита» существует на базе факультета психологии и педагогики Елабужского института КФУ (бывший ЕГПУ) с 2004 года. Миссия студенческой волонтерской психологической службы (СВПС) «Аэлита»: оказание разносторонней социально-психологической и педагогической помощи детям и подросткам г. Елабуга, попавшим в трудные жизненные ситуации. Одним из значимых направлений работы СВПС «Аэлита» является усиление взаимодействия с волонтерскими организациями города и региона с целью профилактики девиантного поведения детей и подростков.

Нашими партнерами являются: Центр психологической поддержки образовательного процесса вуза, Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков «Астра» г.Елабуга, Социальный приют для детей и подростков «Новый дом».

Ключевые проблемы, которые призваны решать студенческая волонтерская психологическая служба:

1) сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

2) личностная и профессиональная самореализация студентов-волонтеров;

3) помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и временно живущим в приюте, в формировании навыков для их адаптации к жизни в обществе;

4) подготовка студентов-волонтеров к специфической деятельности специалиста-психолога, работе с детьми и подростками из «группы риска». Приобретение ими ценного педагогического опыта;

5) развитие волонтерского движения в вузе.

Цель СВПС «Аэлита»:

- адаптация детей-сирот, минимизация негативных последствий сиротства;

- социально-психологическая реабилитация воспитанников.

Задачи СВПС «Аэлита»:

1) проведение психологических тренингов по адаптации детей сирот к жизни в обществе, развития коммуникативной, личностной сфер [3];

2) проведение различных мероприятий, направленных на социально-психологическую адаптацию и реабилитацию новых воспитанников приюта (концерты, конкурсы, игры, психологические занятия с элементами тренинга, индивидуальная консультативная работа и др.);

3) введение детей в культурную и спортивно-оздоровительную среду города для их благоприятной социализации и интеграции в общество (запись в кружки, творческие коллективы, спортивные секции);

4) профилактика употребления психоактивных веществ и формирование здорового образа жизни [4];

5) привлечение студентов к волонтерской деятельности;

6) обучение студентов на двух этапах:

- теоретический этап;

- практический этап.

Студенты посещают приют для детей и подростков «Новый дом» Елабужского муниципального района 1–3 раза в неделю, как правило, вечером, после учебы и выходные дни, общаясь каждый со «своим» ребенком. Студенту-волонтеру прикрепляется один воспитанник, с которым он и ведет основную работу, но, не забывая других детей, оказывая им свое внимание. Студенты помогают им делать домашние задания, гуляют с ними. Кроме этого, они выполняют диагностику познавательной и эмоциональной сфер воспитанников, их индивидуально-типологических особенностей, процессов общения между собой, воспитателей с детьми и детей с другими взрослыми.

Взаимодействуя с воспитанниками в непринужденной обстановке, студенты-волонтеры демонстрируют свои навыки и умение общаться, собственное отношение к другим людям, свое желание общаться-дружить с детьми. При наличии эмоционального контакта и эмоциональной близости логично ожидать от детей актуализации процесса идентификации, повышение самооценки, что является одним из механизмов формирования их личности: видя, как и ради чего взрослый человек общается с другими, ребенок перенимает этот стиль общения, интериоризирует и превращает в собственный стиль взаимодействия с людьми.

Деятельность студентов-психологов в СВПС «Аэлита» обусловливает высокий уровень профессиональной направленности. Чем больше студент взаимодействует со своими потенциальными клиентами во внеучебное время, тем больше студент ориентирован на свою профессию, тем выше мотивация в ее получении [1].

Специфика работы студента-волонтера заключается в том, что приют является учреждением временного пребывания ребенка, он находится там, пока не будут решены его проблемы в семье. Дальше, его либо возвращают в семью, либо отправляют в сиротское учреждение. Студент-волонтер, работавший с воспитанником в приюте, не оставляет его, а продолжает поддерживать с ним контакт и дружеские связи, помогает ему в развитии личностных качеств, интеллектуальной и эмоциональной сфер и в дальнейшем.

Выводы

Для воспитанников приюта занятия со студентами являются чрезвычайно полезными. Для детей любая деятельность: коррекционная или диагностическая, может рассматриваться как тренировочная, связанная с развитием отдельных процессов внимания, памяти, мышления.

Мы считаем, что только в такой неформальной деятельности у детей возникает возможность реализовать свой личностный потенциал, а у студентов-психологов появляется реальная возможность повысить профессиональную компетентность и проверить профессионально-личностные представления.

Таким образом, студенческие волонтерские организации, в том числе и СВПС «Аэлита» ЕИ КФУ, будут способствовать:

  1. развитию территории с толерантным сознанием граждан;
  2. удовлетворению собственных потребностей в оказании поддержки тем, кто оказался в трудных жизненных ситуациях;
  3. гармонизации развития личности детей и повышению их возможностей в социальной адаптации;
  4. созданию новых направлений деятельности и активизации благотворительной и добровольческой социально-значимой деятельности в г. Елабуга для обеспечения гармоничного развития сообщества;
  5. формированию атмосферы города, благожелательной к детям.

Библиографическая ссылка

Льдокова Г.М., Панфилов А.Н. СТУДЕНЧЕСКИЕ ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО СООБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24567 (дата обращения: 22.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074