Интеграционные процессы России сегодня - это ориентация на демократические свободы, общечеловеческие ценности, и их приоритет требует реализации специфических подходов к формированию и содержанию социальной политики государства. Социальная политика - это функции государства по обеспечению условий для социального становления и развития различных социальных групп посредством обеспечения их интересов и потребностей [5].
В рамках исследуемой проблемы реализации высшего образования в исправительных учреждениях цель социальной политики, прежде всего, определена как развитие и создание оптимальных условий для полноценного существования личности, воспитание обязанностей собственного жизнеустройства, обеспечение витальных потребностей и интересов.
Наряду с другими приоритетами российская государственная социальная политика включает цели и задачи социальной политики в сфере образования, в том числе в отношении осужденных к различным видам наказаний. Данные вопросы так или иначе отражают аспекты уголовно-исполнительной политики российского государства.
Сегодня обязательными элементами пенитенциарного содержания является проведение воспитательных мероприятий для предоставления осужденным социальных услуг при трудоустройстве, поисках жилья после освобождения, социальной помощи, а также организация культурных и образовательных мероприятий, что способствует социокультурной ресоциализации заключенного. Так, «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» (статья 80) закрепляют, что «с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения» [2]. Вышеизложенное демонстрирует то, что международные стандарты требуют от современного сообщества рассматривать личность осужденного в социокультурном аспекте, отмечая весомую значимость процесса ресоциализации данных индивидов после освобождения.
Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее. Основные аспекты социальной защиты и социального обеспечения установлены Уголовно-исполнительным кодексом РФ. В частности, в ст. 1 п. 2 УИК РФ говорится, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является оказание осужденным помощи в социальной адаптации, а также охрана их прав, свобод и законных интересов [6].
Необходимость предоставления услуг высшего образования осужденным признается не только в зарубежных странах, но и в России. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на образование [1]. Основное общее образование обязательно, в том числе и для осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет, что закреплено ст. 112 УИК. Кроме того, осужденным, желающим получить среднее (полное) образование, администрация учреждения и органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия для этого [6].
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 80 п. 9) гарантирует осужденным к принудительным работам или к лишению свободы получение высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания [3].
Современное образование – средство решения важнейших проблем как всего общества, так и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их социализации. Одним из приоритетов развития современной системы российского образования можно назвать гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования. При этом необходимо подчеркнуть, что гуманитаризация и гуманизация в пенитенциарной системе имеет свое специфичное выражение.
Принцип гуманизма является основополагающим при реализации приоритетных направлений современной социально ориентированной политики и ее базовых направлений. Он находит свое выражение в Конституции РФ, провозглашающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2) [1]. Но в то же время принцип гуманизма не значит всепрощенчества, безнаказанности, строгость режима выполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не обязаны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Таким образом, идея гуманизма, как гарантирование конституционных прав, имеет глубокий социальный смысл.
В ракурсе проблематики исследования целесообразно акцентировать внимание на следующих принципах современной социальной политики в сфере образования: признание приоритетности сферы образования; обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образовании; гуманистический характер образования; свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
При этом в уголовно-исполнительном законодательстве о процессе реализации высшего образования специальные нормы не содержатся. Только в 2015 году Указом Президента РФ от 20.01.2015 № 27 внесены изменения в п. 7 пп. 4 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний. Данные изменения обязывают пенитенциарные учреждения проводить мероприятия по организации обучения осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования [7].
Достаточно прогрессивной в решении данного направления социальной политики является «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р), которая в качестве приоритетных задач определяет «разработку форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания» (гл. 2) [4]; а к «Основным направлениям развития уголовно-исполнительной системы» (гл. 3) относит и «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения» [4]. Данный подход детерминирован основными целями и приоритетным направлением данной Концепции – придание социальной направленности уголовно-исполнительной работе.
Достаточно редко реализуются комплексные государственные образовательные программы с данной категорией лиц. В основном это обусловлено двумя факторами: высокой стоимостью организации высшего образования и спецификой организации образовательных услуг в пенитенциарных учреждениях. Вследствие этого высшее образование в пенитенциарных учреждениях носит локальный характер и используется не повсеместно.
Перспективность реализации высшего образования в пенитенциарном учреждении обусловлена следующими факторами. Во-первых, передача знаний и опыта проходит, минуя социально-психологический барьер общения, как со стороны осужденного, так и со стороны преподавателя. Во-вторых, границы образовательного пространства достаточно обширны, не деформированы криминальной субкультурой. В-третьих, происходит активное формирование информационных компетенций студентов-осужденных. В-четвертых, благодаря высшему образованию осужденный приобретает навыки самоорганизации и самоактуализации.
Для анализа процесса ресоциализации осужденных в условиях образовательного пространства была разработана программа исследования. Целью настоящего исследования является оценка и направленность влияния образовательного пространства на ресоциализацию личности осужденного.
Исходя из поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи: выявить условия, способствующие ресоциализации осужденного; охарактеризовать образовательное пространство осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы; раскрыть позитивные изменения в личности осужденного в процессе освоения программы высшего образования. Объект исследования – совершеннолетние осужденные, получающие высшее образование.
Основным эмпирическим методом исследования было неформализованное интервью осужденных. Интервьюирование осуществлялось в местах лишения свободы в начале обучения, использован целевой (направленный) тип выборки. Учитывая, что целевой тип выборки не является вероятностным, ошибка выборки не высчитывается. Репрезентативность в таком случае определяется достаточностью количества респондентов. Общий объем выборки составил на начальном этапе 70 человек (целевая группа в данном случае - совокупность осужденных, получающих высшее образование в местах лишения свободы). Стратегия формирования выборки – случайная маршрутная.
Интервьюирование предполагало составление социального портрета респондентов и включало такие характеристики, как уровень образования, род занятий в исправительном учреждении, жизненные приоритеты, ценностные ориентации, интересы, эмоциональные состояния осужденных.
В исправительном учреждении отбывают наказание осужденные различных возрастных категорий. Респонденты-участники эксперимента в исправительном учреждении - преимущественно лица молодого возраста (77% опрошенных не достигли 30-летнего возраста). После освобождения они являются будущим потенциалом человеческих ресурсов в социальном и профессиональном отношениях, поэтому проблема их ресоциализации становится крайне актуальной.
Немаловажным аспектом является характер и виды преступлений, совершенные осужденными, получающими образовательные услуги. Классификация преступлений, совершенных осужденными, получающими высшее образование: убийство – 50%, приобретение, хранение наркотических веществ – 35%, умышленное причинение вреда здоровью – 4%, кража, грабеж, разбой по 2%.
Правонарушения, совершенные респондентами, характеризуются как тяжкие и особо тяжкие преступления, являются наиболее опасной формой поведения и, по мнению исследователей, угрожающей социальному благополучию. Данные виды преступлений предполагают наказание в виде длительного нахождения в местах лишения свободы. Закономерно, что средний период пребывания осужденных, получающих высшее образование в местах лишения свободы, 8-9 лет.
Сфера деятельности респондентов ограничена рамками пенитенциарных условий и включает: занятость в промышленности 3% осужденных, в деревообработке - 26% респондентов, трудоустроенных в сфере услуг и сельском хозяйстве составляет 3%, и больше половины (62%) осужденных не имеет работы в исправительных учреждениях. Но при этом осужденные отмечали то, что имеют желание работать, но «зарплата настолько низка, что теряется мотивация к труду».
Данные, полученные автором при анализе сферы профессиональной деятельности осужденных в местах лишения свободы, закономерны и отражают общероссийские тенденции. Около 30% занятости осужденных в пенитенциарном учреждении - высокий показатель, так как по данным ФСИН России в среднем он не достигает 10% [3].
Таким образом, личностные характеристики осужденных отражают теоретические выводы, согласно которым, осужденные имеют мотивацию на самореализацию в трудовой и образовательной деятельности, но условия исправительного учреждения не позволяют осуществить практическую деятельность и инициировать их активность в трудовой сфере.
Основной блок вопросов интервью был направлен на изучение интересов, жизненных приоритетов, эмоциональных состояний осужденных на начальном этапе получения образования.
На вопрос «Как Вы проводите свободное время?» 53% осужденных ответили, что их досуг проходит в азартных играх (карты и нарды), 28% - что досуг представляет собой «общение с другими осужденными». Около 17% интервьюеров проводит свободное время за просмотром развлекательных телевизионных передач. Встречались единичные ответы: «посещаю церковь», «читаю книги», «посещаю тренажерный зал».
Следует отметить, что участие в азартных играх отражает аспект аддиктивности поведения осужденных, так как до заключения они имели какую-либо зависимость. Некоторые формы досуга регламентированы исправительным учреждением в отношении осужденных, одновременно выступают частью режимных условий пребывания осужденного (например, просмотр телепередач зафиксирован в распорядке дня, проведение состязаний по физической культуре проходят в рамках воспитательных мероприятий) и являются приемлемыми для большинства опрошенных.
Формулировка ответов на вопрос «Какие ценности наиболее значимы для Вас лично?» вызывал затруднения у осужденных. Среди негативных - были перечислены следующие: «материальное обогащение», «наличие полезных связей», «умение преступить закон», «власть над другими», «брать от жизни все», «манипулировать людьми» и другие. Также осужденные поясняли, что некоторые негативные ценностные ориентации приобрели именно в местах лишения свободы, так как взаимоотношения и сама атмосфера предполагают наличие властных отношений, грубой физической силы, «полезных» связей для удовлетворения индивидуальных потребностей. Закономерно, что транслирование таких позиций на протяжении длительного времени приводит к принятию криминальной субкультуры. Данные результаты свидетельствуют о диссонансе в ценностно-нормативной ориентации личности, именно это явление не позволяет осужденному в дальнейшем транслировать правопослушное поведение в обществе.
На вопрос «Допускаете ли Вы возможность совершения повторного преступления?» около 43% не отрицало такую возможность. Рецидив в совершении преступления респонденты объясняли так: «могу совершить преступление, если окажусь в неоднозначной ситуации», «в целях самообороны», «из-за агрессивного поведения по отношению к себе и близким» и т.д. Закономерно прийти к выводу, что сам факт изоляции не влияет на исправление осужденных, а в совокупности с невозможностью устроить свою жизнь после освобождения ведет к большому проценту рецидивных преступлений.
На вопрос «О перспективах своего будущего» ответы можно охарактеризовать как негативные и безнадежные: «не вижу смысла в планах, жизнь быстро меняется», «буду изгоем», «как получится, главное, чтобы выпустили», «испытываю страх перед освобождением» и другие. Однако были и такие ответы, которые можно охарактеризовать состоянием оторванности осужденных от реальности: «все отлично будет, на мне не написано, что я сидел», «устроюсь на работу, буду жить как раньше». Необходимо отметить, что, во-первых, большинство заключенных до ареста вели довольно примитивный образ жизни и не имеют навыков самостоятельной переработки и оценки информации, во-вторых, индивиды в местах лишения свободы живут не столько размышлениями, сколько впечатлениями.
Таким образом, в результате исследования выяснены некоторые типичные особенности поведения осужденных до получения высшего образования. В процессе интервью представилось возможным выделить следующие характеристики: невозможность адекватно реагировать и воспринимать происходящее; диссонанс позитивных и негативных ценностных приоритетов; негативизм и недоверие к окружающим; отсутствие веры в будущее или недолгосрочная перспектива; высокая потребность в самореализации и положительных эмоциональных связях; неразвитая эмпатия и низкая деятельностная активность. Знание данных особенностей личности заключенных является необходимой предпосылкой для установления контакта с осужденными, позволяет провести корректировку форм и методов проведения учебных занятий со студентами и проанализировать динамику трансформации их личности в результате получения образовательных услуг.
Исследование процесса ресоциализации осужденных через призму включения их в систему высшего образования имеет и научное, и практическое значение. Этот факт представляется крайне важным для разработки социально ориентированных рекомендаций по внедрению технологий высшего образования в общую систему ресоциализации осужденных.
Библиографическая ссылка
Леонова Е.Ю., Мехришвили Л.Л. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24500 (дата обращения: 13.02.2025).