Проявляющееся в последнее время в России разобщение социального статуса населения приводит к увеличению разнообразных нарушений функции системы репродукции. В настоящее время основная задача службы охраны материнства и детства заключается в определении факторов риска, в организации и проведении интенсивного наблюдения за здоровьем женщин, а также в проведении необходимых лечебных и профилактических мероприятий [2; 5; 8].
В общей популяции девушек все чаще наблюдаются нарушения становления менструальной функции. При изучении базальной секреции гонадотропинов, эстрадиола, прогестерона, фоликулстимулирующего и лютеинизирующего гормонов у девушек выявлено значительное снижение всех этих показателей. Происходит сдвиг метаболизма эстрадиола, в результате чего образование эстриола снижается и возрастает количество катехолэстрогенов. Различные нарушения менструальной функции имеют до 65% молодых девушек. Высокий процент нарушений менструального цикла является следствием того, что большинство девушек, а также женщин репродуктивного возраста критически относятся к своей собственной внешности, неадекватно оценивая свой вес, прибегая при этом к различным косметическим диетам и полагая, что это способствует снижению веса и их оздоровлению. Такое заблуждение способствует распространенности гинекологических заболеваний, замедлению темпов становления репродуктивной системы [1; 3; 11].
Репродуктивное здоровье студентов заслуживает внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой группы молодежи. Потребность в реализации себя в роли супруга и родителя относится к основным потребностям человека в том возрасте, к которому относится студенчество. Молодые люди в настоящее время нередко начинают жить половой жизнью довольно рано и не оглядываются на устаревшие, на их взгляд, моральные условности. Сексуальное поведение и репродуктивные установки часто расходятся друг с другом, однако их нельзя не рассматривать в едином комплексе, рассуждая о репродуктивном здоровье населения [7; 9; 12].
Репродуктивное здоровье женщин и мужчин одинаково волнует общество ввиду негативного влияния комплекса биологических, экологических, социальных, экономических и психологических факторов на представителей обоих полов. На здоровье студентки-матери и будущей матери оказывают влияние, прежде всего, физическое развитие женского организма с присущими ему репродуктивными функциями; состояние соматического здоровья и гинекологическая заболеваемость; социально-психологические потребности и установки в области сексуального и репродуктивного поведения; осведомленность и применение на практике методов предупреждения нежелательной беременности; социальные и материальные условия реализации репродуктивных установок; доступность медицинской помощи по своевременной диагностике, лечению и профилактике осложнений расстройств репродуктивной сферы, а также развитость потребности в обращении за квалифицированной медицинской помощью [4; 6; 10].
Цель исследования: изучить особенности менструальной функции девушек-студенток и оценить факторы риска, которые могли повлиять на репродуктивную систему.
Материалы и методы. Нами была разработана анкета, содержащая вопросы, касающиеся становления менструальной функции, особенностей функционирования репродуктивной системы, особенностей сексуального поведения (возраст полового дебюта, количество сексуальных партнеров, регулярности сексуальных контактов), способах контрацепции, репродуктивных планах и анамнезе, наличие экстрагенитальных заболеваний, материального положения, пищевого поведения, а также другие вопросы медико-социального и медико-организационного характера.
В перечень вопросов был включен вопрос: «Гинекологические заболевания и нарушения, выявленные у вас ранее и при последнем профилактическом осмотре».
При разработке анкеты использована тематическая карта-анкета ВОЗ (проект ВОЗ № 88093).
Исследуемая группа была сформирована методом сплошного отбора. Условиями включения в этот этап исследования было добровольное согласие респондентов после их предварительного ознакомления со стандартным протоколом и дизайном исследования. Опрос проводился анонимно, методом самозаполнения.
Было выделено две группы девушек-студенток медицинского факультета: 1 - студентки 1-2 курса (до 20 лет - 100 респонденток) и 2 - студентки 6 курса (23-24 года - 100 респонденток).
Для суждения о статистической значимости различий между двумя группами, в связи с небольшим количеством наблюдений и невозможностью оценить нормальность распределения, применяли непараметрический критерий Манна-Уитни согласно рекомендациям Е.В. Гублера. Статистическую значимость различий, сравниваемых по качественным признакам, оценивали по критерию χ2 либо точному критерию Фишера (при малом числе наблюдений).
Результаты исследования. Студенческий возраст - один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности студентов, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье молодежи.
Биологические параметры социально опосредованы. Любое влияние на организм имеет достаточно отчетливую социальную основу. Негативное воздействие социальных факторов проявляется в снижении сопротивляемости и иммунитета, повышении уровня заболеваемости.
Социальные условия включают социально-экономические отношения, всю совокупность производственно-технологических и санитарно-бытовых условий жизни общества, то есть представляют собой своеобразный конгломерат, состоящий из множества разнообразных факторов, которые прочно соединены между собой переплетающимися причинно-следственными связями. Из целостной социальной среды можно выделить с некоторой долей относительности отдельные структурные элементы, проследить характер их влияния на жизнь и оценить обусловленный ими риск.
Распространенность нарушений менструальной функции среди девушек-студенток в большинстве своем зависит от условий проживания, особенностей питания, социально-экономических условий семьи.
При изучении анамнеза менструальной функции было обнаружено, что у 47% респондентов 1 группы и у 55% 2 группы наблюдалась задержка полового развития. Альгоменорея (болезненные менструации) у девочек до 20 лет наблюдалась в 60%, а у девушек во 23-24 лет в 24% случаев.
У 28% девушек 1 группы отмечены нерегулярные менструации, у 84% девушек 2 группы в настоящее время менструации регулярные, при этом сбои наблюдаются у девушек обеих групп один раз в 2-3 месяца в 95% случаев.
У 25% девушек 1 группы и у 27% девушек 2 группы выявлена гиперполименорея (длительные, обильные менструации).
Анализ антропометрических данных показал, что у 19% девушек 1 группы с нарушениями менструальной функции индекс массы тела (ИМТ) соответствовал 17-18 кг/м2, а у 4% девушек - 27 кг/м2.
У 9% девушек 2 группы с нарушениями менструальной функции ИМТ составил 17-18 кг/м2, а у 7% девушек - 28 кг/м2.
Так как наш регион находится в зоне дефицита йода, а дефицит йода может влиять на менструальную функцию - в нашей анкете был введен вопрос о том, применяют ли студентки препараты йода. Было обнаружено, что студентки 1-2 курсов в 68% не принимают препараты йода, а 84% студенток 5-6 курсов принимают препараты йода.
При анализе анкет мы оценили такой показатель, как сексуальная активность, и было выявлено, что среди девушек 1-2 курсов сексуально активных - 11%, а среди девушек 5-6 курсов - 74%.
Хронические воспалительные заболевания матки и придатков являются частой причиной нарушений менструальной функции. Мы обратили особое внимание на наличие хронических сальпингоофоритов, и была выявлена положительная динамика роста хронических воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы у студенток в процессе обучения в университете от первого к последнему курсу. По данным результатов анкетирования, у девушек 5-6 курсов сексуальная активность выше, чем у девушек 1-2 курсов, что, безусловно, сказалось на уровне заболеваемости хроническими воспалительными заболеваниями матки и придатков. Кроме того, следует отметить, что у студенток к 5-6 курсу увеличивается количество половых партнеров, что также влияет на уровень заболеваемости.
У девушек 1-2 курсов в 12% случаев отмечалось наличие хронических воспалительных заболеваний репродуктивной системы, а у девушек 5-6 курсов в 49% случаев.
Хотя современная молодежь достаточно хорошо осведомлена о методах контрацепции, возможности нежеланной беременности, инфекциях, передающихся половым путем, и возможных нарушениях репродуктивного здоровья, 23% студенток 5-6 курсов отмечают нерегулярное использование барьерных методов контрацепции.
Нами проанализированы результаты анкетирования и оценено влияние социальных и медико-организационных факторов риска формирования отклонений в функционировании менструальной функции у девушек исследуемых групп.
Обнаружено, что среди медико-социальных факторов риска формирования отклонений менструальной функции наиболее значимы: неполноценное питание, психоэмоциональный стресс, бытовая неустроенность, низкий доход в семье (р<0,01).
Меньшее значение имеют такие социальные факторы, как низкий уровень образования у родителей, неполная семья, употребление алкоголя, курение.
Среди медико-организационных факторов риска выявлены: низкая медицинская активность, несвоевременная диагностика и коррекция отклонений менструальной функции, несвоевременная диагностика и лечение экстрагенитальных заболеваний, отсутствие диспансерного наблюдения у эндокринолога, что указывает на возможную высокую результативность своевременных профилактических мероприятий.
Таким образом, при изучении менструальной функции студенток было выявлено, что у студенток 1-2 курсов чаще наблюдаются нерегулярные и болезненные менструации. Студентки 5-6 курсов чаще в 4 раза чаще отмечают хронические воспалительные заболевания органов малого таза.
Изучение медико-социальных и медико-организационных факторов риска показало, что среди медико-социальных факторов риска формирования отклонений менструальной функции наиболее значимы: неполноценное питание, психоэмоциональный стресс, бытовая неустроенность, низкий доход в семье, что указывает на необходимость дополнительного детального изучения факторов, способствующих формированию отклонений в функционировании репродуктивной системы в каждом отдельно взятом случае, и проведения мероприятий по коррекции расстройств менструальной функции и репродуктивного здоровья в целом.
Рецензенты:
Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары;
Денисова Т.Г., д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Герасимова Л.И., Денисов М.С., Шувалова Н.В., Сидорова Т.Н. ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23320 (дата обращения: 10.02.2025).