Цель исследований
Цельюработы являетсяразработка композиционного и конструктивного решения женской одежды, повышающей адаптационный потенциал, для людей с инвалидностью.
Материал и методы исследований
Объектом исследования являетсяодежда для людей с инвалидностью в модной индустрии. В процессе исследования применялись методология системного подхода к проектированию специальной одежды, методы дизайн-проектирования,социокультурный, аксиологический и адаптационный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня можно точно утверждать, что люди с инвалидностью являются полноправными участниками модной индустрии.Это подтверждает анализ отечественного изарубежного опыта. Одной из первых таких сфер явилась социальная реклама.На протяжении двадцати лет, начиная с 90-х годов, инвалиды принимали участие в рекламе Параолимпийских игр, где их роль сводилась к социальной рекламе, привлечению внимания к роли инвалида в обществе. Рекламное агентствоAirпеределало для бельгийской благотворительной организации CAP48 (занимающейся интеграцией инвалидов в общественную жизнь) знаменитую рекламу Wonderbra. В оригинальном варианте— модель с лозунгом «смотреть ей в глаза»,в новом варианте — бельгийка Таня Киевиц, у которой нет одной руки до локтя, с тем же призывом. Идея — показать, что и женщина с так называемыми ограниченными возможностями тоже может быть красивой и успешной[1].
Мода заставляет человека привыкать к новизне, преодолевать предубеждения. Мы пересматриваем старые границы «нормального», и благодаря установке на толерантность люди привыкают к новым телесным канонам. Конечно, с другой стороны, у этих процессов есть и экономическая подоплека, ведь брендам невыгодно игнорировать людей, которые не подходят под какие-либо установленные стандарты. Но так или иначе, можно сказать, что происходит восстановление справедливости по отношению к тем людям, которые раньше не могли попасть в пространство моды[2].В последнее время на подиумах все чаще стали появляться модели с ограниченными возможностями[3].Одной из ярких моделей стала американка Эйми Маллинс, которой в детстве ампутировали обе ноги ниже колена из-за врожденного отсутствия малоберцовой кости. Она стала рекордсменкой Параолимпийских игр в беге и в прыжках в длину. Английский дизайнер Александр МакКуин пригласил ее принять участие в показе своей коллекции. Эйми ходила по подиуму на специально изготовленных для нее деревянных протезах — в выточенных из ясеня сапогах на высоких каблуках. Этот шаг привел к привлечению внимания данной темы в средствах массовой коммуникации.Лицом рекламной кампании 2014 известного во всем мире бренда Diesel была выбрана двадцатишестилетняя жительница Нью-Йорка, передвигающаяся на инвалидной коляске по причине мышечной дистрофии. Арт-директор компании Dieselвидит модель на инвалидной коляске, одетую в стильное джинсовое платье, с ярко-красной помадой на губах и модной стрижкой платиновых волос. А главная концепция рекламной компании Weareconnected- не прятать инвалидную коляску, а смело показывать всему миру[6].Скульптор из Великобритании Софи де ОливейраБарата реализовала проект TheAlternativeLimbProject.
Для участников TheAlternativeLimbProject создаются уникальные протезы, которые, сохраняя свою функциональность, являются практически произведениями искусства. Разрабатываются такие протезы с учетом индивидуальных особенностей, внутреннего состояния и мироощущения их будущих хозяев (рис. 1). Для многих людей это стало таким редким для их положения способом самовыражения, своего рода носимым арт-объектом в повседневной жизни.
Рис.1.Протезыкакарт-объектыклиентовTheAlternativeLimbProject
31марта2014годаврамкахMercedes–BenzFashionWeekRussiaвг. Москвесостоялсяуникальныйпоказ «Модабезграниц»(BezgranizCouture). Впервые в истории мировых Недель моды была представлена коллекция одежды для людей с особенностями строения фигуры и потребностями, продиктованными инвалидностью. В показе приняли участие российские модельеры Маша Шароева, Сабина Горелик, Дарья Разумихина, Оксана Ливенцова, DimaNeu и победители конкурса «BezgranizCouture» Альбина Бикбулатова, Кристине Вольф, Мигель Карвальо[4].Дизайнеры представили коллекции, созданные для людей с синдромом Дауна и ДЦП, слепых, маленьких людей, а также для людей, пользующихся инвалидной коляской. Для показа коллекций на подиум вышли 40 моделей с инвалидностью, в том числе члены Параолимпийской сборной России.
«Будущее за одеждой, которая дарит ощущение свободы и комфорта. В мире 15–18% людей с ограниченными возможностями по здоровью. Прибавим к ним тех, кто за ними ухаживает, родственников, друзей. Значит, тема одежды для инвалидов актуальна», – говорит организатор конкурса моды для инвалидов «Мода без границ» Янина Урусова [5].
Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования одежды для людей с инвалидностью явился творческим источником разработки авангардной коллекции под девизом «Обнаженное сердце» (рис. 2).Изделия предназначены для молодых женщин в возрасте от 20 до 30 лет с измененной формой опорной поверхности тела. Коллекция разработана, прежде всего, как выставочная, но при этом, кроме эстетической стороны, были учтены и функциональные требования к изделию, обеспечивающие условия его эксплуатации. При выборе проектного решения применялся комплексный подход: композиционно-художественное,конструктивно-техническое решение, выбор материалов).
Мод. 1 Мод. 2 Мод. 3 Мод. 4 Мод.5
Рис.2.Коллекция моделей одежды под девизом «Обнаженное сердце»
При выборе композиционно-художественного решения моделей учитывались пропорции, возможности использования съемных элементов для обеспечения удобства надевания и снятия изделия, колористическое оформление материалов. Пропорция является главным средством композиции, так как она в значительной степени определяет выразительность формы. Выбор пропорций связан с необходимостью корректировки отдельных участковтела человека, а также с пластическими свойствами материалов. В результате особенности телосложения могут выступать как арт-объект. Например, съемные детали верхней части изделия в моделях 1,5 позволяют скорректировать дефекты верхних конечностей;конструктивно-техническое решение моделей 2,4 позволяет визуально скрыть дефекты нижних конечностей; использование объемного волана в модели 3 рекомендовано для фигур, имеющих изменения в позвоночнике. Использование асимметрии в моделях 4, 5 придает движение всей композиции и помогает «спрятать», замаскировать те части тела инвалида, которые требуется. При выборе конструктивно-технического решения рассматривались различные подходы к проектированию одежды, выполняющей не только эстетическую функцию, но и корректирующую отдельные патологические состояния организма [7].
Один из наиболее важных моментов в проектируемой коллекции – это выбор колористического оформления материалов: они должно строго соответствовать авангардному стилю моделей и быть однотонными или иметь абстрактный печатный рисунок. Важным аспектом является отсутствие прозрачности и выразительного блеска, чтобы не привлекать внимания к особенностям фигуры.
Выбор проектного решения изделий для людей с инвалидностью во многомопределяется свойствами материалов. Самым оптимальным материалом с точки зрения пластических свойств является трикотажное полотно, которое позволяет обеспечить эстетику внешнего вида изделия за счет получения пластичных форм и смягчения неизбежных заломов материала [8].
Модели разработаны с учетом удобства в статике и динамике,обеспечивают необходимую свободу движения,соответствуют форме и антропометрическим особенностям тела человека.На рисунке 3 представлена конструкция и технический эскиз модели №3.
Платье женское приталенного силуэта, выполнено из трикотажного полотна.Конструктивно форма решена за счет боковых срезов, среднего среза спинки, диагональных рельефов, выходящих со спинки на перед, формирующих параллельные рельефы на переде и делящие его на центральную и боковую части, центральных рельефов, переходящих в боковой срез.Коническое расширение книзу уравновешивает объем верхней части изделия. Яркие открытые цвета, белый тон основы говорят о позитивном настрое. Отделка волана абстрактным принтом имитирует яркие сочные мазки кистью лучистых цветов. Идея принятия, очищения и движения вперед.
Рис.3.Схема чертежа конструкции и технический рисунок платья
Заключение
Установлено, что одежда является одним из важных факторов достижения положительного адаптационного эффекта для людей с инвалидностью. Особое значение имеет одежда для молодых женщин, имеющих различные изменения опорной поверхности тела: они тоже желают быть модными и при этом максимально скрывать особенности телосложения фигуры.
Анализ отечественного и зарубежного опыта использования последствий инвалидности как арт-объекта в рекламе, участия людей с инвалидностью в модных показах явился творческим источником создания авангардной коллекции женской одежды для людей с изменениями опорной поверхности под девизом «Обнаженное сердце». Коллекция была представлена и получила высокую оценку на ХХI Международном конкурсе дизайнеров «Пигмалион». При разработке моделей использовались композиционные и конструктивные способы решения отдельных элементов костюма, позволяющие обеспечить адекватность условиям системы «инвалид – одежда – окружающая среда». Субъективная оценка потенциальных потребителей предложенных изделий показала возможность практического внедрения найденных решений при разработке одежды для людей с инвалидностью.
Работа выполнялась в рамках государственной программы «Доступная среда».
Рецензенты:Бойцова Т.М., д.т.н., профессор, директор Научно-образовательного центра экологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;
Шеромова И.А., д.т.н., профессор кафедры дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Розанова Е.А., Драгалина А.М. ВЫБОР ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ПО ЗДОРОВЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23062 (дата обращения: 08.10.2024).