Данная работа посвящена поиску эффектив ных психолого-педагогических методов организации личностно-профессионального разви тия (ЛПР) и саморазвития студентов в системе высшего сестринского образования, с учётом таких специфических особенностей взрослых обучаемых, как наличие жизненного и профессионального опыта, шаблонов, стерео типов профессиональной деятельности, сложив шегося профессионального самосознания, системы ценностей и т.д. ЛПР рас сматривается как динамический и непре рывный процесс самоанализа и самопроекти рования, детерминируемый способностью спе циалиста превращать собственную деятель ность в предмет практического преобразова ния. Спе циалист воспринимает и оценивает собствен ную деятельность в инновационном, творчес ком контексте, способен преодолеть стереоти пы деятельности и мышления, изменить свои установки, отношения, стратегию и тактику деятельности. Выход в модель ЛПР связан с осознанием необходимости профессионального и лич ностного саморазвития. В качестве условия, способствующего пере ходу специалиста в модель ЛПР, можно рассматривать организованное развитие рефлек сивной и прогностической деятельностей.
Наибольшую эффективность орга низации процессов ЛПР и саморазвития имеют игровые методы и рефлепрактики. Возможности организационно-деятельностной игры (ОДИ) как формы повышения квалификации состоят в том, что основным, достигаемым в них результатом, является развитие участников, освоение новых научно нормированных способов и техник мышления, коммуникации, действия, самоопределения. Основное отличие ОДИ от других игровых форм работы состоит в том, что все процедуры, связанные с вычленением проблем, формули рованием гипотез, целеполаганием, принятием решений осуществляют сами участники.
Организационные принципы игрового обу чения - создание ситуаций, вызывающих у иг роков повышенный уровень мотивации, и ломка профессиональ ных шаблонов деятельности - позволяют до биться высоких результатов обучения и раз вития участников в течение непродолжитель ного времени. В процессе ОДИ происходит формирова ние и развитие теоретического мышления, опи рающегося на анализ и рефлексию. Рефлексивно-иннова ционный практикум рассматривается как ме тодическое средство организации совместного творчества. Это является одним из существенных отличием рефлепрактикума от традиционных лекционно-дидактических ме тодов, характеризующихся заданностью целей, форм и содержания педагогического процесса, субъект-объектными отношениями, что снижа ет эффективность обучения в процессе повы шения квалификации медицинских сестёр, так как студенты по лучают слабоадаптируемые и неразвиваемые системы знаний, действенность которых непродолжительна в условиях быстро меняю щихся социально-экономических отношений. Рефлепрактикум позволяет организовать рефлексивную среду, открывающую для пере осмысления все компоненты профессиональной деятельности. В качестве преимущества реф лексивно-инновационного практикума можно выделить соотнесенность рефлепрактических событий с реальной профессиональной прак тикой, что позволяет органично осуществить перенос полученного рефлексивного опыта в профессиональную область. Среди методов актуализации и развития прогностической деятельности можно выде лить игровые методы, а также прогностические практикумы. К возможностям ОДИ также относят развитие у ее участников способности к прогнозированию. В ходе игры организаторами це ленаправленно создаются условия для постро ения игроками прогнозов возможного будущего состояния исследуемого объекта, способов ре шения зафиксированных проблем. Это теоретическое предположение проверено в экспериментальном исследовании. В исследовании принимали участие студенты очно-заочной и заочной формы обучения Краснодарского института высшего сестринского образования. На первом этапе исследования для изуче ния компонентов ЛПР, а также рефлексив ных и прогностических способностей нами были применены диагностические методики. На втором этапе формирующего эксперимен та участники работали по специально раз работанной программе, включающей в себя: ОДИ, рефлексивно-иннова ционный и прогностический практикумы. На третьем этапе эксперимента были про ведены повторное психодиагностическое иссле дование студентов и анализ динамики психодиагностических показателей. После фор мирующего эксперимента в группах участников произошли статистически значимые изменения в сторону повышения показателей уровней рефлексии, прогнозирования, мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию.
Таким образом, важным условием целенап равленного формирования личностно - профессионального развития медицинских сестёр с высшим образованием является организованный процесс повышения квалификации кадров, предполагающий активизацию и развитие рефлексивно-прогностической деятельности и включающий в себя ОДИ, рефлексивно-инновационный и прогностический практикумы.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=230 (дата обращения: 09.10.2024).