Путь от возникновения творческой идеи до воплощения, сформированного дизайнером комплексного тематического художественного образа предметно-средового пространства, непрост, и во многом зависит от личностных эмоционально-психологических особенностей автора, а также его профессиональной подготовки. Но именно здесь, на этапе фантазийного поиска и кажущегося главенства творческой неопределенности, имеется возможность внести элемент упорядоченности – применить системно-структурный метод [5]. В создании концепции образного решения предметно-пространственной среды [1], которая могла бы послужить базой для детализации колерных карт, фактур и текстур проекта, форм будущих объектов и т.д. неоценимую помощь окажет выполнение дизайнером художественной «клаузуры на образ» (рисунок 1), особенности которой опишем ниже.
Рис.1. Роль и место поисковой клаузуры в формирование художественно-эстетического образа проекта
Разработка тематической клаузуры основывается на комплексе субъективных предметно-образных ассоциаций дизайнера, которые появляются при творческом осмыслении и формировании художественной идеи проекта. Возникающие в воображении цветовые представления, реальные, фантасмагорические или стилизованные формы фиксируются на бумаге в различных композиционных вариантах [2]. На рисунке 2 представлены примеры подобных поисковых тематических работ. Рассмотрим их с позиции художественных объектно-композиционных особенностей.
а) «Библиотека подарков». Автор - студент-дизайнер Сергей Морозов под научным руководством канд. иск. Е.В. Овчинниковой
б) «Алиса в стране чудес». Автор - студент-дизайнер Анастасия Камильянова под научным руководством канд. иск. Е.В. Овчинниковой
Рис.2. Поисковые образно-тематические клаузуры
На рисунке 2(а) приведена клаузура, разработанная на проектную тему «Библиотека подарков» предметно-пространственного наполнения торговой зоны. Центром композиции является раскрытый подарок с надкусанным яблоком внутри. Это личностное авторское восприятие легкой ироничности по отношению к самой сути оригинальных подарков – каждый человек в тайне ждет подарка, причем неожиданного подарка, который мог бы и немного шокировать, и поднять настроение, и привести в восторг. Именно такая смысловая нагрузка заложена в образе надкусанного яблока. В клаузуре автор также предусмотрел и очевидные параллели с реальным материальным миром с его полезными и функциональными подарками: надкусанное яблоко у современного креативного человека ассоциируется с продукцией известной американской мировой фирмы по производству электронных гаджетов. В представленной клаузуре интересно проследить развитие композиционно-пространственного построения, идущее в разных направлениях вдоль открытых створок коробки, где угадываются атрибуты различных игр и иных возможных оригинальных подарков. Палитра работы построена на нюансных сочетаниях. Формирование визуальных цветовых акцентов осуществляется за счет тональных контрастов: выгоревший золотой цвет, ахроматические цвета и холодные серые оттенки. Клаузура с художественной точки зрения представляется законченным тематическим произведением.
На рисунке 2(б) представлена поисковая клаузура к дизайн-проекту предметно-пространственного наполнения салона художественных товаров, смысловой доминантой которого послужила сказка Льюиса Кэрола «Алиса в стране чудес». В композиционном построении присутствуют фантасмагорические образы, связаны с этой сказкой, такие как: белый кролик, масти игральных карт, шахматный орнамент, клубы сказочного дыма и др. В данной работе художественным акцентом является «палитра» в виде необычных сказочных часов, которая ассоциируется автором с источником появления невероятных событий и объектов. Все элементы клаузуры, расположенные в пространстве по спирали, зрительно как бы раскручиваются из композиционного центра. По замыслу автора это «движение», происходящее против часовой стрелки, не только наводит на ассоциацию с одной из сюжетных линий сказки Льюиса Кэрола (время может остановиться и пойти вспять), но и непосредственно соотносится со спецификой посетителей художественного салона. Это – творческие люди искусства. Попадая в салон (в свой мир палитр, красок, кистей и холстов), время для них, образно говоря, останавливается. Поэтому автор полагает, что часы, идущие в обратную сторону, изображенные на клаузуре, смотрятся здесь достаточно уместно и органично.
Несмотря на то, что клаузура, как упоминалось выше, сама по себе является законченным художественным произведением – зримым воплощением творческих идей автора, для дизайнера она также является ступенью к материальному предметно-пространственному воплощению тематического проектного замысла – созданию объектов интерьера (рисунок 1). Рассмотрим это на примере.
Клаузура, представленная на рисунке 3, выполнена в рамках дизайн-проекта магазина осветительных приборов. Композиционное построение работы автор связал с основным назначением проектируемого предметно-средового пространства – выставка-продажа осветительного оборудования. Поэтому в центре клаузуры мы видим лампу, которая присутствует во всех приборах, дающих свет. Сам по себе этот предмет прост и утилитарен. Но пространство, которое окружает лампу, и в котором она заключена, сложно и полно эстетической гармонии. Световые потоки наполняют это пространство, освящая его, отражаясь и преломляясь в различных конструктивно-геометрических образованиях, которые символизируют и подчеркивают стиль, образ и ритм современной жизни. Цветовую гамму клаузуры автор отождествляет таинственному цвету космоса, с которым человек обычно ассоциирует бесконечное пространство.
Поисковая образно-тематическая клаузура оформления экстерьера магазина осветительных приборов
Кассовая стойка
Входная группа
Потолочная крепежная конструкция
Стол
Рис.3. Дизайн-проект объектов. Автор - студент-дизайнер Ольга Скородумова под научным руководством канд. иск. Е.В. Овчинниковой
В палитре клаузуры присутствует 6 основных цветов и оттенков, связанных с определенным авторским предметно-понятийным аппаратом: старое золото – элегантность и роскошь дизайна; серо-голубой – свобода и пространство; светло-серый и черный – лучи света, прорезающие мрак; коричневый – благородный цвет дерева; темно-серый – тишина и спокойствие.
Данная клаузура явилась образно-тематической основой для создания элементов предметно-пространственной среды магазина осветительных приборов (рисунок 3): входная группа, кассовая стойка, потолочная крепежная конструкция, стол и др. Рассмотрим художественно-эстетические характеристики некоторых объектов в контексте выявления параллелей с выполненной клаузурой.
ВХОДНАЯ ГРУППА. Композиционно, конструкция объекта, как и на клаузуре, имеет четко выраженный смысловой центр в виде яркого желто-красного светящегося образования, а также темные (с коричневой деревянной текстурой) элементы (стойки, верхняя навесная выступающая панель и др.), расположенные по периферии.
СТОЛ. Общая поэлементная структура объекта имеет художественно-образное построение аналогичное входной группе – композиционный центр в виде зеленых, красных и желтых геометрических фигур, окруженный коричневыми деревянными элементами конструкции стола.
Предложенные выше концептуальные подходы с использованием поисковой художественной клаузуры при разработке дизайна предметного наполнения различных средовых пространств, на наш взгляд, является не только полезным, но и необходимым элементом проектной деятельности. Поскольку позволяет в значительной мере систематизировать чрезвычайно сложный и многовариативный процесс творческого поиска и детализации тематического образа.
Рецензенты:Умняшкин В.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой дизайна Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск;
Ковычева Е.И., д.искусствоведения, профессор Института искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск
Библиографическая ссылка
Овчинникова Е.В., Зыков С.Н. КЛАУЗУРА КАК ИСТОЧНИК ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ДИЗАЙНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22873 (дата обращения: 12.10.2024).