Цель исследования. Повышение профессиональной квалификации работника.
Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы по менеджменту и спортивному менеджменту, оценка работы практических менеджеров на основании документального отчета и собеседования. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдений в сфере физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. В Европе непрерывное образование претерпело ряд изменений. Первично оно рассматривалось исключительно как образование взрослых с целью компенсации недостатков и упущений школьной подготовки. В дальнейшем рассматривалось как образование с целью пополнения знаний в связи с требованиями жизни. С увеличением ритма развития общества и экономики, когда жизнь стала выдвигать новые требования к уровню знаний работников, непрерывное образование стало пониматься как проблема повышения квалификации. Что в свою очередь повлекло за собой разработку вопросов функционального образования, организации различных форм повышения квалификации, главным образом, применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого. При этом преследовалась исключительно практическая цель – добиться более эффективного участия человека в производстве.
Новый закон об образовании в Российской Федерации значительно изменил образовательную парадигму. Согласно этой парадигме выстраивается система непрерывного образования в стране – от дошкольного образования до профессионального совершенствования в процессе трудовой деятельности работника. Изменение образовательного пространства, расширение возможностей информационного пространства, переход к рыночной экономике выдвигает новые требования к уровню знаний и умений специалиста, что в свою очередь предъявляет требования к значительной модернизации системы дополнительного профессионального образования.
В современном обществе самым актуальным и значимым моментом принято считать воспроизводство кадров должного качества. В практике физической культуры и спорта такое воспроизводство становится не только актуальным и значимым, но и остро необходимым. Нашей отрасли нужно не просто наличие определённого количества образованных и компетентных специалистов, но специалистов, способных трудиться в государственных и негосударственных, общественных и международных организациях, способных подготовить спортсменов к эффективному участию во всероссийских и международных соревнованиях, соблюдая требования федеральных стандартов в работе организаций федерального, регионального и муниципального уровня.
В ходе профессиональной деятельности специалисты физической культуры и спорта повседневно выполняют разностороннюю, многофункциональную, профессионально сложную работу. Проведенный нами анализ труда специалистов физической культуры и спорта выявил существенные особенности. Так, наши специалисты реализуют физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, что требует от них особенно качественной работы, так как при выполнении услуг каждый специалист отвечает за свою работу лично. Кроме того, работа специалистов связана с людьми и их здоровьем и потому требует особого внимания и профессиональных навыков. Специалисты физической культуры и спорта постоянно работают с аппаратурой и тренажёрами, что влечёт за собой наличие специальных знаний. Особенно важен тот факт, что наши специалисты постоянно работают с молодыми людьми, а это значит, что они связаны с необходимостью проводить воспитательную работу. Необходимо также проводить и организационную работу, так как наши специалисты постоянно связаны с проведением многочисленных соревнований. Проведение соревнований сопровождается систематическим улучшением спортивных результатов, что влечёт за собой методическое улучшение качества спортивных тренировок. Для обеспечения этого процесса, как спортсмены, так и специалисты физической культуры и спорта нуждаются в систематическом повышении уровня своей квалификации, т.е. в наличии непрерывного образования.
Мы предположили, что при построении системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нужно учитывать ряд факторов деятельности специалиста в области физкультурно-спортивной деятельности:
- труд специалистов физической культуры и спорта связан с людьми и их здоровьем;
- применение разносторонней специальной аппаратуры и тренажёрного оборудования, что требует от специалиста наличия специальных знаний;
- работа с молодежью, что в свою очередь требует от специалиста обладать знаниями психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории, позволит выстроить образовательный и воспитательный процесс;
- наличие организаторских способностей, навыков и умений по организации и проведению запланированных мероприятий.
В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, отражающие идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:
1. Ориентированность системы на реализацию государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли.
2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.
3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.
4. Опережающий характер обучения.
5. Единство управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.
6. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования [3].
Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит – включать все уровни образования, причем, сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации.
Для реализации вышеперечисленных принципов нами была предложена обобщенная модель системы, которая включает в себя [7]:
Данную модель можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Каждый элемент модели в названой системе непрерывного образования является элементом системы более высокого ранга, т.е., звеном в системе подготовки всесторонне подготовленного, способного творчески работать специалиста, так спортивная секция – элементарное звено системы профессиональной подготовки; колледж (техникум) – элемент системы среднего специального образования; ВУЗ – элемент системы высшего специального образования; центр повышения квалификации – элемент системы позволяющий пополнять полученные знания исходя требований профессиональной деятельности на базе знаний и умений полученных на предыдущих этапах модели [1].
Реализация модели непрерывного обучение специалиста физической культуры и спорта представляет собой сложный процесс, требующий больших усилий, как со стороны преподавателей, так и самих специалистов. По нашим представлениям процесс непрерывного обучения требует определённых предварительных действий, позволяющих осуществить непрерывное обучение в таких образовательных учреждениях как центры учебно-спортивной подготовки.
Профессиональный рост наших специалистов осуществляется по четырём блокам: педагогическому (тренерскому), рекреационному, организационно-управленческому и культурно-просветительскому. Затраты специалистов на осуществление этих видов мастерства различны по интенсивности усилий и времени. Для того, чтобы учесть эти разноплановые затраты нужны планово-организационные работы, при помощи которых возможно прогнозировать нужное повышение квалификации специалистов. Такие планы носят сравнительный характер, оптимально осуществляются в общем объёме и представляют собой элемент непрерывного образования [7].
В ходе социологических исследований нами было установлено, что все специалисты физической культуры и спорта имеют различные мотивационные установки к профессиональной деятельности. Факторизация этих установок приводит к наличию трёх положений, которые могут быть положены в основу принципов организации непрерывного образования, а также в основу агитационно-пропагандистских принципов, а именно: стремление к новым знаниям, улучшение материального положения и улучшение качества работы [5].
Одним из самых сложных элементов непрерывного образования специалистов физической культуры и спорта является разработка и планирование деловой карьеры. Деловая карьера должна быть разработана на основе личных качеств работника и потребностей организации в специалистах высокого уровня. Вся работа по организации и разработке карьеры представляет собой аналитическую деятельность специалиста совместно с администрацией. Такую работу следует рассматривать как ступень повышения квалификации специалиста в русле непрерывного образования на своём рабочем месте [6].
Специалисты физической культуры и спорта участвуют в сложном динамическом процессе, изменяющемся год от года в связи с изменениями в спорте при разнообразии работ, связанными с различными видами спорта. В связи с этим, от наших специалистов требуется исходное профессиональное образование, систематическое повышение квалификации и освоение новых знаний и технологий, способность сочетать предыдущие и последующие виды работ, с соблюдением последовательности в реализации спортивных достижений, что отражает необходимость непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта.
Выявленные особенности работы специалистов физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и, в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности. Мы считаем, что поставленные пред нашими специалистами задачи в системе непрерывного образования можно решить через центр повышения квалификации. Центр должен быть оснащён научными и организационными лабораториями, библиотекой и компьютерными классами, располагать собственными издательскими и рекламными возможностями и самостоятельно набирать учащихся. Привлекать обучающихся к научно-исследовательской работе, позволяющей осваивать новые технологии и реализовать собственные идеи по совершенствованию физкультурно-спортивной работы. Центр также должен быть органом пропаганды и агитации здорового образа жизни и физической культуры и спорта. Всё выше сказанное указывает на то, что центр можно рассматривать как академическую организацию непрерывного образования в системе дополнительного образования физической культуры и спорта.
Выводы. Выявленные особенности работы специалистов физической культуры и спорта, предложенная модель свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности.
Рецензенты:Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;
Кабачков В.А., д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК г. Москва.
Библиографическая ссылка
Масягина Н.В. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22825 (дата обращения: 11.11.2024).