Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ 21.04.02 – «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ»

Олейник А.М. 1 Подковырова М.А. 1
1 ФГБОУ ВО Тюменский государственный нефтегазовый университет
В статье предлагается образовательный проект программы магистерской подготовки по направлению 21.04.02 — «Землеустройство и кадастры», содержащий новые педагогические технологии по ее проектированию и реализации, формирующий основу системы опережающего инновационного элитного образования в вузе. Данный проект предусматривает разработку основной профессиональной образовательной программы, ориентированной на региональный рынок труда, корректировку учебного плана, проектирование рабочих программ научной, педагогической и производственной составляющих, включение в образовательный процесс курса дисциплины «Научно-методические основы планирования и разработки магистерской диссертации». Практическая значимость предлагаемого образовательного проекта заключается в предложенных авторами педагогических технологиях, обеспечивающих завершенность научно-производственного цикла «от идеи до создания и реализации продукта (проекта, модели и т.п.)» в рамках ТюмГНГУ.
магистерская программа «Управление недвижимостью»
инновационные образовательные технологии
педагогическая поддержка
землеустройство и кадастры
магистерская диссертация
завершенность научно-производственного цикла
1. Олейник А.М. и др. Магистерская подготовка. Научно-методические основы планирования, разработки и оформления магистерской диссертации» по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» (программа «Управление недвижимостью»): учебн. пособие / А.М. Олейник, М.А. Подковырова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – 169 с.
2. Олейник А.М. и др. Организационные аспекты развития инновационного процесса в вузе / А.М. Олейник, М.А. Подковырова // Инновации в образовании: проблемы, тенденции и перспективы развития: материалы регион. науч.-метод. конф. / Сост. М.М. Афанасенкова, О.В. Доманская. – Тюмень, ТюмГНГУ, 2008. – С. 166–169.
3. Олейник А.М. и др. Учебно-научно-инновационный комплекс высшего учебного заведения – гарантия качества образования и успешного процветания (миф или реальность) / А.М. Олейник, М.А. Подковырова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф./ Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2012. – С. 69–72.
4. Подковырова М.А. и др. Технологическая и воспитательная составляющие методики по реализации компетентностно-деятельностного подхода при обучении студентов / М.А. Подковырова, А.М. Олейник, М.Г. Уфимцева // Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2010. – С. 152–155.
5. Подковырова М.А. и др. Общие требования к разработке, написанию и оформлению документации (курсовые и выпускные квалификационные проекты (работы), отчеты по практикам и НИР, рефераты) и процедуре ее защиты. Стандарт предприятия: учебн. пособие / М.А. Подковырова, А.М. Олейник, Э.И. Арнацкая и др. – Тюмень: ТГСХА, 2012. – 88 с.

Степень магистра предусматривает глубокое освоение теории, приобретение навыков как планирования и разработки научного исследования, так и их реализации. В условиях модернизации высшей школы, перехода на новые ФГОС и принятия Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» идет активный процесс пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности, обеспечивающих внедрение новых педагогических технологий, педагогическую поддержку образовательного процесса, которые главным образом направлены на достижение конечной цели - развитие инновационного научно-исследовательского мышления, профессионального потенциала и мастерства, готовности к профессиональному самосовершенствованию, а также и востребованность магистров на отечественном и международном рынках труда.

Цель исследования

Основными целями проекта программы магистерской подготовки по направлению 21.04.02 - «Землеустройство и кадастры» являются:

1) определение своего места в образовательном пространстве региона (Тюменской области);

2) создание инновационной образовательной и научной среды в вузе как инструмента формирования интеллектуального и научного потенциала магистрантов;

3) реализация комплексного (компетентностного) подхода к образовательной деятельности, отражающего повышение качества педагогической поддержки организации аудиторной, самостоятельной и научно-исследовательской работы магистрантов по программе «Управление недвижимостью» посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс;

4) внедрение инновационных педагогических методов и подходов при реализации основной профессиональной образовательной программы по данному направлению подготовки;

5) обеспечение при подготовке магистрантов завершенного научно-производственного цикла «от идеи до создания и реализации продукта (проекта, модели и т.п.)»[3, с. 70-71].

Материал и методы исследования

Учитывая многолетний опыт ТюмГНГУ (г. Тюмень), ГУЗа (г. Москва), ОмГАУ (г. Омск) в многоуровневой системе подготовки студентов (бакалавр, специалист, магистр, аспирант) по направлению «Землеустройство и кадастры», а также более 5 лет работы и участия в эксперименте по реализации элементов предлагаемого нами проекта в учебном процессе, с нашей точки зрения предлагаемый нами проект отличается от сложившейся системы магистерских программ не только по структуре, но и главным образом по содержанию и инструментарию его реализации, обеспечивая тем самым конкуренцию зарубежным вузам. В основу разработки данного проекта положены статистический, абстрактно-логический метод, метод системного анализа, моделирования и диагностики.

При формировании в ТюмГНГУ учебно-научно-инновационного комплекса в реализации проекта магистерской программы «Управление недвижимостью» будут задействованы: инновационные подразделения; инновационно-научно-образовательные центры; научно-исследовательские подразделения; специализированные учебно-научные лаборатории; студенческая академия наук (САН) и инновационный производственный сектор [3, с. 70].

Данный проект предусматривает разработку ОПОП, ориентированную на региональный рынок труда, корректировку учебного плана, проектирование рабочих программ научной, педагогической и производственной составляющих, включение в образовательный процесс курса дисциплины «Научно-методические основы планирования и разработки магистерской диссертации» по направлению подготовки 21.04.02 -  «Землеустройство и кадастры». Дисциплина осваивается магистрантами на протяжении двух семестров. В качестве педагогической поддержки выступают издание учебного пособия «Магистерская подготовка. Научно-методические основы планирования и разработки магистерской диссертации»; разработка индивидуального плана, программ прохождения педагогической, технологической и производственных практик, а также программы научно-исследовательской работы на базе филиалов выпускающей кафедры на производстве.

Освоение дисциплины «Научно-методические основы планирования и разработки магистерской диссертации» позволит сформировать у магистрантов знание элементов научно-исследовательского поиска, методические основы и практические навыки структурирования и планирования научно-исследовательской работы, магистерской диссертации, а также навыки организации и проведения всего цикла работ - от исследования до внесения предложений научных разработок с их апробацией в производственную деятельность.

Содержание вводимого курса учебной дисциплины обеспечивает решение следующих задач:

1)        раскрытие общих понятий и сведений о науке. Приобщение магистрантов к культуре познавательного мышления;

2)        раскрытие сущности методологии научного исследования, форм и методов научного познания в конкретной предметной области;

3)        раскрытие основных требований к выбору и обоснованию темы исследования (магистерской диссертации);

4)        определение состояния изученности темы исследования (представление анализа литературных источников; осуществление сбора, анализа и группировки фактического материала; обоснование критериев научной новизны и практической значимости проводимых исследований;

5)        представление механизма структурирования магистерской диссертации (исследования);

6)        раскрытие процесса планирования диссертационной работы (научного исследования) и приемов изложения материала;

7)        привитие способности у магистрантов самостоятельно выполнять научно-исследовательские разработки с использованием современных технологий;

8)        привитие у магистрантов научного и творческого поиска, использования научного инструментария в решении поставленных задач (использования научных методов, приемов, способов, технологий);

9)        раскрытие процесса разработки (моделирования) проекта, методики, технологии и их апробации; приобщение магистрантов к участию в НИР, включая исследования, проводимые на выпускающей кафедре и в проектной творческой мастерской;

10)    раскрытие критериального уровня достоверности и инновационности диссертационных разработок;

11)    формулировка и обоснование выводов (заключения) по проведенному исследованию (относительно экономического и экологического эффекта, социальной значимости);

12)    подготовка и представление презентационного материала магистерских разработок (научного исследования);

13)    подготовка к публикации научных статей по теме проведенных исследований;

14)    формирование действенности магистрантов (активность, критериальность, рефлексия) при разработке и внедрении педагогических и иных технологий;

15)    приобщение магистрантов к организации и проведению деловых игр, мастер-классов, научных конференций и круглых столов [1, с. 26-102, 5, с. 11-25].

Особенность проекта магистерской программы «Управление недвижимостью» заключается в широком диапазоне исследования, творчества, освоения, использования и разработки производственных и педагогических технологий (моделей, методов и т.д.) [4, с. 154-155].

По предложенному курсу дисциплины «Научно-методические основы планирования, разработки и оформления магистерской диссертации» магистрант успешно проходит все этапы освоения ОПОП, начиная с разработки и утверждения программы и методики исследования (определения и обоснования темы ВКР (магистерской диссертации), планирования исследования), продолжая сбором, обработкой и анализом информационных массивов (материалов), осуществляя моделирование научно-исследовательского процесса, выбор средств (методов, приемов, технологий), создание виртуального проекта (научных разработок), завершая апробацией (участие в фестивалях науки, конкурсах научных работ В.И. Муравленко, «Умник», САН) и защитой магистерской диссертации.

Новый курс дисциплины предусматривает применение творческого поиска, обеспечивающего разработку и защиту индивидуальных заданий и научных работ, позволяющих воплотить полученные знания и навыки исследовательской деятельности в проекты, модели, эскизы, технологии и т.д. При постановке одной и той же задачи для всех у каждого магистранта рождается свое, отличное от других решение. Применение метода творческого поиска позволяет магистранту в своей научной и проектной практике (производственной деятельности) реализовывать собственные наработки и идеи, защищая их на деловых играх, представляя на заседании круглых столов с научной тематикой, давая мастер-классы, участвуя в Международных и Всероссийских конференциях молодых ученых и конкурсах магистерских диссертаций.

При магистерской подготовке наряду с используемыми в ТюмГНГУ методами и педагогическими технологиями нами предлагается широкое применение специализированных программных продуктов, ГИС, САПР и иных, на основе которых магистранты в интерактивном режиме самостоятельно занимаются моделированием (или в составе проектной группы) различных технологических процессов или явлений [2, c. 166-168].

Результаты исследований и их обсуждение

В условиях инновационного обучения востребованность проекта магистерской программы «Управление недвижимостью» по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» выражена потребностью региональных вузов в обмене педагогическими, методическими и научно-инновационными подходами, разработками и технологиями руководства магистерской подготовки.

Востребованность же самих выпускников магистерской программы на региональном, а также на международном рынках продиктована инновационной составляющей производственных циклов в управлении землей и недвижимостью, рациональном использовании земельными ресурсами, ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением мониторинга земель и недвижимости, территориальным планированием, формированием землепользований устойчивого развития и т.п.

Обратная связь от магистрантов при реализации данного проекта является серьезным стимулом совершенствования педагогической поддержки учебно-инновационного процесса в вузе.

Технологическими приемами обратной связи от студентов (магистрантов) выступают [1, c. 11-25]:

1) на этапе разработки исследований - публичная презентация и обсуждение, публикация разработок в сборниках научно-методических конференций, мастер-классы. Наряду с этим прослеживается обратная связь с профессиональным сообществом - на заседаниях учебно-методических комиссий института, совете преподавателей направления и заседаниях регионального УМО;

2) на этапе апробации обратная связь реализуется в организации учебного процесса, проведении деловых игр, отчетах о педагогической, научно-исследовательской и производственной практике, в участии в региональных и всероссийских конкурсах на лучшую выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию);

3) на этапе внедрения речь идет о тестировании магистрантов по отдельным разделам курса, их анкетировании по итогам прохождения курса; особую значимость на этом этапе приобретают качество, проработанность, научная новизна и практическая значимость диссертационных исследований, востребованность авторов разработок на производстве.

Выводы

Жизнеспособность проекта обеспечивается модернизацией традиционного обучения инновационным подходом к учебному процессу. В рамках данного проекта представлено обновление учебного и научного процесса, ориентированного на более эффективную его организацию. Проект успешно будет реализован в системе опережающего инновационного элитного образования в ТюмГНГУ.

Рецензенты:

Попов И.П., д.г.-м.н., профессор, профессор кафедры геологии месторождений нефти и газа института геологии и нефтегазодобычи Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Туренко С.К., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной геофизики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования,                «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Олейник А.М., Подковырова М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ» ПО НАПРАВЛЕНИЮ 21.04.02 – «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22820 (дата обращения: 27.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074