Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КЛАСТЕРА

Забуга Е.В. 1
1 НОУ Сибирский Институт бизнеса, управления и психологии
В статье предлагаются инструменты управления, способствующие формированию инновационной среды кластеров. Развивая положения концепций в отношении инновационной среды, автор отмечает значение человеческого потенциала как основного элемента инновационной среды кластера. Сложная система формирования взаимодействующих элементов инновационной среды, обеспечивающих инновационное развитие социально-экономической системы в интересах общества и человека, рассматривается как инновационная среда кластера. Основные предпосылки для возникновения инновационной среды – это наличие социальных отношений и сетей, обеспечивающих обмен идеями и информацией. В статье определяется необходимость создания кластерного консультативного органа с функцией координации деятельности участников инновационного кластера. Для обеспечения эффективного функционирования кластера необходимо наличие стройной информационной инфраструктуры. Управление формированием и развитием инновационной среды кластера через реализацию разработанных инструментов и работу управляющей компании кластера создает особый режим осуществления предпринимательской деятельности, благоприятные институциональные условия функционирования и направлено на достижение синергетического эффекта (инфраструктурного, кооперационного, агломерационного) для предприятий, участников кластера. Для оценки эффективности формирования инновационной среды кластера необходимы основные индикаторы. Проведению оценки состояния инновационной среды кластера должно предваряться определением измеримых индикаторов, приведенными в статье.
инновационный кластер
инновационная среда
инструменты управления формированием инновационной среды кластера
1. Главный потребитель древесины. Лесная индустрия. 2014. № 4 (72). С. 18.
2. Лесная индустрия. 2014. № 4 (72). С. 34.
3. Лесная индустрия. 2014. № 5 (73). С. 29.
4. Программа «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2012–2014 годы. http://www.krskstate.ru/innovation(дата обращения 19.10.2014).
5. Российская кластерная обсерватория. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//cluster.hse.ru

Инструменты управления инновационными системами в современных экономических условиях не позволяют в достаточно полной мере использовать инновационный потенциал территорий и результативность их использования, как показывает статистика в области инноваций, не позволяет достичь высоких темпов роста инновационной активности. Сложная система правовых, финансово-экономических, политических, социально-культурных условий существования, формирование взаимодействия индивидов, организаций, институтов, обеспечивающих разработку и реализацию инноваций, затрудняет и сам процесс инновационной деятельности и применение механизмов поддержки инноваций, предлагаемых со стороны органов власти различного уровня.

Ключевым фактором роста темпов инновационного развития является инновационная среда и интеграция интересов государства, общества, науки в рамках единой структуры, инновационного кластера. При определении перспективных направлений развития инновационных интегрированных структур выделены основные положения формирования инновационной среды кластера.

Инновации и высокая добавленная стоимость при промышленном производстве древесной продукции, по мнению экспертов в отрасли ЛПК, являются стимулами экономического роста, центральными определяющими факторами успеха страны, ключевыми элементами повышения конкурентоспособности компаний и региона в целом. Разработанные инструменты позволят реализовать меры, с помощью которых будет увеличена эффективность использования знаний, умений и исследовательской деятельности при разработке новых товаров ЛПК.

В рамках национальной инновационной политики Правительством страны и региональной промышленной политики должна проводиться активная работа по следующим направлениям:

  • развитие деятельности по концентрации воедино стратегических знаний и умений;
  • радикальное обновление управления университетами и высшими профессиональными школами;
  • оперативное взаимодействие государственных ведомств, ответственных за поддержку НИОКР, и инновационных компаний, проводящих исследования, производящих инновационную продукцию;
  • создание налоговых стимулов по поддержке инновационных предприятий ЛПК;
  • совершенствование технологической схемы коммерциализации результатов НИОКР в готовой продукции.

В рамках деятельности по развитию лесопромышленного кластера в регионе государственная поддержка научно-технических исследований имеет первостепенное значение (совершенствование инновационной системы и нормативно-правовой базы, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, создание системы венчурного финансирования НИОКР, организация тесного взаимодействия между национальными и международными инвестиционными компаниями, частными фирмами и общественно-государственными организациями) [4].

Позитивный инновационный опыт Финляндии в области коммерциализации результатов НИОКР в рамках лесного кластера и взаимодействия субъектов инновационной деятельности в технопарковых структурах мог бы быть использован в реализации инновационной политики и стратегии на региональном уровне в Российской Федерации.

В Финляндии имеется огромный опыт коммерциализации технологических разработок с прохождением полной инновационной цепочки «идея - изобретение - опытные образцы - технологические испытания - рыночное тестирование - сертификация - выпуск продукта на рынок». Важнейшим элементом в этой цепочке являются технопарки. Все технопарки объединены в Ассоциацию научных парков Финляндии «ТЕКЕЛ», которая курирует деятельность более 1700 инновационных компаний, в которых работают около 37000 специалистов и ученых [2].

Политика страны и региональная политика по поддержке НИОКР и развитию инновационной деятельности должна быть направлена как на оказание содействия со стороны государства непосредственно фирмам, ведущим исследования, так и на развитие институциональной среды, которая необходима для эффективного функционирования национальной инновационной системы. Она осуществляется, должна реализоваться на всех этапах их деятельности, иметь комплексный характер и включает в себя самые разные формы финансовой помощи и оказания услуг.

На этапе начала инновационной деятельности компании существует множество государственных программ поддержки бизнеса, которые включают в себя помощь при регистрации деятельности, предоставление специальных займов и гарантий под рисковый капитал, привлечение региональных венчурных фондов. На этапе становления бизнеса государство может сопровождать инновационный проект на протяжении 1-3 лет. Кроме финансовой помощи, государство может оказывать так называемую «пошаговую» поддержку фирмам на всех этапах развития их инновационного бизнеса (разработка технологических стратегий и программ, привлечение экспертов, обучение специалистов, информационная и правовая помощь в области патентования по международным нормам и стандартам, поиск бизнес-партнеров, поддержка и широкий спектр услуг компаниям, выходящим с инновацией на внешний рынок).

Для реализации мер поддержки необходимо создать в структуре кластера Управляющую компанию: Центр кластерного развития. Через специально созданную информационную структуру Центр будет предоставлять своим партнерам технологическую информацию и «ноу-хау» в рамках инновационных проектов. В структуре Центра кластерного развития необходимо выделить структурные подразделения по реализации разработанных инструментов по следующим направлениям: Центр научных исследований, развития, бизнес-решений и стратегических разработок и IP коммуникаций, Центр по оказанию сервиса, Центр экспертной поддержки, Центр по международному сотрудничеству, Венчурный центр [5].

Примером эффективного функционирования управляющей компании в лесном кластере является Управляющая исследовательская компания «Форест Кластер», которая была образована в 2007 г. ведущими финскими лесопромышленными компании при содействии Ассоциации лесной промышленной, Федерации технологической промышленности, Ассоциации химической промышленности, Центра технических исследований Финляндии «ВТТ», Агентства по финансированию технологий и инноваций «Текес» и 16-ти финских научно-исследовательских центров и университетов. В настоящее время акционерами «Форест Кластер» являются 10 наиболее крупных компаний лесопромышленного комплекса, химической отрасли и машиностроения страны, в том числе «УПМ-Кюммене», «СтораЭнсо», «Метсялиитто» (лесопромышленный комплекс), «Кемира» (химическая промышленность), «Метсо» (машиностроение), Научно-исследовательский институт леса Финляндии, Центр технических исследований Финляндии «ВТТ» и 8 ведущих университетов страны, включая Хельсинский университет, Академию г. Турку, Технологический университет г. Тампере [1].

Основной задачей компании является координация и осуществление научных исследований в сфере использования древесины, внедрение результатов которых могли бы к 2030 г. удвоить по сравнению с 2006 г. производство в стране традиционной продукции лесопереработки и новых изделий из древесного сырья. Для достижения указанной цели компанией определены следующие приоритетные направления НИОКР:

  • ресурсно-эффективные технологии;
  • создание новых продуктов и производственных процессов;
  • разработка новых видов волокон на основе древесного сырья;
  • биоэнергетика и биотопливо;
  • инновационная продукция для потребителей.

В 2010 г., по оценкам Ассоциации лесной промышленности Финляндии, финские лесопромышленные компании вложили в НИОКР порядка 200 млн евро. Более 90 % указанных средств было инвестировано в развитие новых технологий в целлюлозно-бумажной промышленности. Общий уровень затрат на НИОКР всего лесного кластера превысил 400 млн евро. Одно из наиболее перспективных направлений исследований в области биоэнергетики и биотоплива осуществляется в рамках программы «Биорефайн». Указанной программой предусмотрено финансирование научных разработок в период до 2012 г. на общую сумму до 200 млн евро, в том числе 137 млн евро - за счет средств частных компаний. «Финиш Форест Кластер» осуществляет координацию и обеспечивает организационную поддержку реализации программы.

Активную роль в реализации программы принимают университет «Аалто» и технологические университеты гг. Тампере и Лаппенранта. В свою очередь, в течение 2008-2010 гг. финские лесопромышленные компании осуществляли активное внедрение собственных промышленных разработок. В частности, концерн «УПМ-Кюммене» совместно с «ВТТ» и в сотрудничестве с энергетической компанией «Фортум», машиностроительной компаний «Метсо» изучают возможности производства биоэтанола. Компания «СтораЭнсо» в сотрудничестве с фирмой «Несте Ойл» реализует пилотный проект строительства завода по производству этанола из биомассы в г. Варкаус [3].

В 2010 г., в рамках реализации программы «Биорефайн», осуществлялось финансирование исследований на общую сумму 175 млн евро, из которых доля Агентства по финансированию технологий и инноваций «Текес» составила 53 млн евро. Всего в рамках программы «Биорефайн» осуществлялись научные работы по 29 направлениям [3].

Создание и функционирование Управляющей компании в рамках инновационного лесопромышленного кластера региона позволит внедрить в практику различные организационно-структурные и финансовые схемы поддержки и развития современных высоких технологий и развития предпринимательств. Значительное внимание необходимо уделить поддержке малых и средних предприятий, действующих, прежде всего, в инновационной области, создать систему венчурного финансирования НИОКР и реализовать на практике возможность привлечения частных средств в инновационную деятельность. В работе компании необходимо использовать преимущества государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных капиталоемких проектов, которое позволит равномерно распределить между участниками экономические риски, эффективно обеспечивать управление сложным проектом, а также использовать различные источники финансирования.

Важным шагом является начальный этап создание управляющей компании и определение состава участников этой структуры. Сотрудники, в особенности кластерные менеджеры, должны обладать знаниями отраслевой специфики, с одной стороны, и иметь специальности, ориентированные на процесс, с другой. Данное решение должно быть принято всеми ответственными участниками кластера. Первоначально необходимо сформировать проектную команду для осуществления ежедневной деятельности. Размер проектной команды зависит от количества участников кластера, но должен насчитывать минимум 3-5 человек. Сфера компетенции команды нуждается в тщательном определении.

Следующий этап - это формирование кластерного консультативного органа. Кластерный консультативный орган (10-12 членов):

  • является экспертным комитетом, консультирующих исполнителей кластерной инициативы по вопросам стратегического позиционирования, контроля и мониторинга сетевой деятельности;
  • поддерживает проектную команду в деле ориентации кластерной инициативы на существующие и перспективные рынки и технологические требования кластера и региона;
  • оценивает уже завершенные работы с позиции их признания партнерскими компаниями и выгодности для них, а также формирует новые программы.

Инструментарий формирования инновационной среды кластера

Направления

Инструменты по развитию инновационной среды кластера

Повышение конкурентоспособности компаний кластера на внешних рынках

Проведение маркетинговых исследований и предоставление коллективной рыночной информации для группы компаний кластера.

Разработка льготных условий реализации экспортных возможностей для группы компаний в кластере, экспортирующих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Содействие проведению сертификации по международным стандартам качества (ISO, GMP, CMM и др.).

Выделение региональных приоритетов в стимулировании совершенствования производственного процесса и операций, содействие в приобретении нового производственного оборудования для повышения качества продукции и услуг.

Разработка и поддержка инновационных и инвестиционных проектов по разработке и производству новых продуктов и услуг.

Развитие сотрудничества внутри кластера, связей и взаимодействия (внутренние связи и внешние связи)

Разработка и проведение мероприятий, направленных стимулирование кластерной инициативы.

Поддержка и стимулирование развития связей на уровне системы поставщиков (инструменты субконтрактации).

Поддержка и стимулирование развития связей на уровне НИОКР, коммерциализации и образовательных программ.

Создание условий и оказание поддержки развития международных связей кластера.

Содействие в координации усилий участников по развитию кластера в рамках региональных программ.

Создание специализированной кластерной ассоциации, координационного центра.

Создании условий для активизации внешнеэкономической интеграции.

Повышение качества бизнес-окружения для развития кластера

Создание специализированных программ повышения квалификации.

Содействие в организация студенческой практики на предприятиях кластера;

Формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов.

НИОКР и коммерциализа-ция

Оказание консультационных услуг для развитие доступа со стороны компаний кластера к результатам НИОКР и экспертизе.

Создание отделов и программ передачи технологий в структурах университетов, научно-исследовательских институтов.

Поддержка проектов реализации совместных НИОКР.

Создание и развитие, поддержка технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов для коммерциализации НИОКР.

Содействие в предоставлении помещений для новых компаний (бизнес-инкубаторы) на льготных условиях.

Разработка нормативных актов по введению налоговых каникул для этапа введения новых производств.

Разработка нормативных актов по защите интеллектуальной собственности.

Инфраструктура

Разработка и поддержка федеральных и региональных программ повышения эффективности и развитие университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций.

Разработка и поддержка федеральных и региональных программ по развитию транспортной инфраструктуры.

Разработка и поддержка федеральных и региональных программ по обеспечению надежности энергетической инфраструктуры и развитию инженерной инфраструктуры.

Разработка льготных условий предоставления земли и коммерческой недвижимости (создание промышленных парков).

Финансовые ресурсы

Разработка механизмов финансовой поддержки малых и средних компаний.

Содействие в обеспечении доступа к рисковому капиталу и к венчурному капиталу.

Предоставление финансовых гарантий со стороны региональной власти.

Поддержка системы банков и инвестиционных фондов, финансирующих участников кластера.

Включение в региональные программы создание и развитие системы конкурсных грантов.

Поддержка создания лизинговой компании для комплексного обеспечения оборудованием предприятий кластера.

Кластерный консультативный орган получает от проектной команды всю необходимую документацию и, по возможности, должен собираться четыре раза в год.

Для обеспечения эффективного функционирования кластера необходимо наличие стройной информационной инфраструктуры. В состав информационной системы часто включается веб-страница, содержащая общие сведения о кластере, каталог компаний с краткими описаниями фирм-участниц, «фондовую биржу» сотрудничества, на которой предприятия могут объявлять о своих намерениях об участии в совместных проектах, а также предлагать повестку конференций и размещать краткие отчеты о текущей деятельности.

Для реализации значимых проектов без поиска отдельного финансирования ответственный орган должен располагать существенным бюджетом. Хорошо финансируемые кластерные проекты обладают большими возможностями для достижения конкретных целей, включающих стимулирование частичной передачи активов вновь образуемым дочерним компаниям, технический тренинг и инфраструктурные проекты. Они лучше приспособлены для стимулирования кластерного роста и определенного повышения конкурентоспособности.

В целом, существуют три различных типа финансирования:

1) Государственное финансирование открытого типа

У ряда групп существует мнение, согласно которому результатом перманентного субсидирования может стать неэффективность кластерного управления и кластерных инициатив. Интересно, что представители данной позиции могут быть найдены не только в корпоративном, но и в институциональном секторе.

2) Временное государственное финансирование

По мнению других групп, в целях исключения возможности перманентного субсидирования кластерные инициативы должны быть ограничены по времени и оставлять пространство для отраслевого сотрудничества.

3) Государственное/частное финансирование

Финансирование кластерной инициативы может осуществляться за счет госбюджетных средств в сочетании с оказанием услуг вместо оплаты. Перспективное сокращение госбюджетного финансирования при одновременном росте вклада компаний соответствует духу времени.

С течением времени порядок финансирования изменяется, при этом государственное выделение средств играет ведущую роль на первом этапе. На более поздних стадиях снижение размеров денежных поступлений от правительства становится общим правилом, при этом финансирование кластерных инициатив за счет индустриальных ассигнований и членских взносов приобретает все большую и большую важность. Часто планирование и со-финансирование кластерной инициативы осуществляется региональными органами власти на период 18 месяцев и имеет целью пролонгацию финансового обеспечения еще на 18 месяцев. По истечении указанных трех лет, кластер должен превратиться в самофинансируемый, а потребность в государственном финансировании - исчезнуть.

Порядок запуска инновационных кластерных проектов по реализации концепции комплексного использования сырья с высокой добавленной стоимостью должен определяться в соответствии с кластерной спецификой. Начало осуществления кластерной деятельности сразу после стартового события представляется полностью обоснованным. В целях предотвращения потери участвующими компаниями интереса к проекту, момент запуска должен быть тщательно организован.

В целях ограничения риска провала запуска, на стартовой фазе необходимо формирование группы, не только характеризующейся предрасположенностью к инновациям, но и нацеленной на обеспечение внутрикластерной стабильности. Данная ключевая группа также должна способствовать определению компаниями своего отношения к кластеру. Еще одним преимуществом является привлечение в кластер хозяйствующих субъектов, располагающих обширными сетями. Определение первых конкретных и видимых проектов для демонстрации итоговых выгод должно осуществляться в течение приблизительно шести - девяти месяцев после запуска кластерной инициативы.

Кластерная команда несет первичную ответственность за эффективность кластерной инициативы. Своей ежедневной деятельностью кластерный менеджмент и члены команды поддерживают инициативу. Следствием кумулятивного характера данного процесса является существенное влияние кластерного менеджмента и кластерной команды на общую реализацию кластерной инициативы.

Основные задачи, решаемые в процессе управления кластером, могут быть разделены на пять видов деятельности.

Все члены кластера, а также компании, не входящие в данную категорию, должны быть проинформированы о кластерной инициативе, ее участниках, текущих действиях и достигнутых целях. Для этого необходимо использовать следующие коммуникационные каналы:

  • Создание коммуникационной платформы и митинги

Для обмена информацией, опытом и знаниями следует создать информационную платформу. Оживление функционирования платформы достигается за счет проведения регулярных митингов и организации внутреннего форума, предназначенного для партнеров.

  • Проведение митингов

Участники должны являться действующими исполнителями и представителями академий и промышленности. На начальном этапе митинги должны проводиться каждые 3-4 недели, в дальнейшем, при успешном осуществлении кластерной инициативы, продолжительность данного периода может быть увеличена до 3-4 месяцев.

  • Регулярные посещения компаний

Кластерные менеджеры должны организовать 5-10 визитов в месяц, документируемых отчетами о посещении. Данные доклады должны содержать обзор видов деятельности и потребностей компании. Информация может являться важной основой для организации совместных проектов.

  • Регулярные мероприятия

Важной составляющей успеха кластерной инициативы является организация регулярных мероприятий. Данные мероприятия нацелены на стимулирование кластерного роста и организацию взаимообмена с другими аналогичными образованиями. Упомянутые события могут иметь следующие формы:

  • Рабочие группы
  • Экспертные круглые столы
  • Собрания специалистов
  • Ярмарки
  • Кластерные дни
  • Новостные бюллетени и ежемесячное обновление брендовых и сетевых новостей

Все участники должны быть информированы о соответствующих новостях, касающихся кластерных событий в отрасли. Данная цель может быть достигнута путем рассылки электронных новостных бюллетеней, осуществляемой проектной командой в неформальном режиме.

Подготовка новостных бюллетеней обычно носит квартальный характер, а доступ к указанной информации осуществляется как в печатном, так и в электронном формате.

  • Кластерная база данных/каталог поставщиков/индустриальная информация

Создание кластерной базы данных является особенно важным для эффективного управления информацией о партнерах и кластерной инициативе. База данных должна содержать, по меньшей мере, общие сведения о партнерах (напр., адрес, величину оборота, количество занятых) и информацию о типе обслуживания.

  • Домашняя страница

Целью домашней страницы является информирование о содержании, членах и видах деятельности, осуществляемых в рамках кластерной инициативы. Домашняя страница должна, по меньшей мере, состоять из информативной части (общие сведения о кластерной инициативе) и средства для поиска партнеров.

Успешное развитие кластерной инициативы связано с проведением тренингов. Человеческие ресурсы представляют собой важный фактор успешного функционирования компаний. Более того, в составе успешной кластерной инициативы рассматриваются программы повышения квалификации и профессиональной подготовки и должна инициировать и поддерживать целый перечень образовательных мер, направленных на повышение компетенции наемных работников фирм-участниц. Наряду с обеспечением ускоренного функционирования межфирменных сетей и университетско-индустриальных связей, кластерные программы могут выступить в качестве катализатора в деле стимулирования МиСП к усовершенствованию сфер их компетенции.

Образовательные меры реализуются в форме:

  • Сессий по повышению квалификации и профессиональной подготовке;
  • Рабочих групп и семинаров;
  • Учебных поездок для наемных работников;
  • межфирменного обучения.

Кооперация участников кластера является основой дальнейшего развития. Следствием роста зависимости конкурентоспособности регионов от инновационной способности целых предприятий и отраслей (а не от отдельных компаний) становится повышение важности кооперации для увеличения упомянутой способности. Реализация совместных проектов способствует не только возможному использованию синергетического потенциала отдельных фирм, но и решительному и систематическому укреплению экономической структуры в целом.

Компании целевой группы часто характеризуются наличием повышенной заинтересованности в совместных проектах с участием других фирм или учреждений, выполняющих НИОКР. Упомянутые проекты могут осуществляться в следующих областях:

  • НИОКР - Подготовка специалистов;
  • Производство - Организация;
  • Маркетинг - Информационные технологии;
  • Логистика - Интернационализация;

1) Инициирование и поддержка кооперативных проектов

Задачей кластерной инициативы является выдвижение, стимулирование и обеспечение сотрудничества между компаниями, университетами, а также учреждениями-исполнителями НИОКР.

2) Кооперация с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и образовательными учреждениями и специализированными сервисными центрами

Важным элементом обеспечения высокой степени надежности инновационных проектов является привлечение к участию в них научно-исследовательских, опытно-конструкторских и образовательных учреждений, а также специализированных организаций сервисного обслуживания.

3) Разработка специальных схем поддержки для кооперативных проектов

Для привлечения компаний к сотрудничеству важно разработать соответствующие основы для поддержки указанной деятельности. Следует сформулировать основные направления вспомогательных программ, обеспечивающих распределение грантов и ориентированных на покупателя.

4) Поддержка сотрудничества

Очень полезными являются учреждение внутреннего контактного агентства, партнерского агентства по кооперативным проектам и разработка мониторинговой системы.

Маркетинг и ПР не только увеличивают степень участия существующих членов, но и привлекают в кластер новые компании или исследовательские организации. Поэтому данные виды деятельности должны осуществляться на регулярной основе. Они могут включать национальное и интернациональное лоббирование в интересах специфической отрасли и предусматривать решение следующих задач:

  • Формирования региональной общности;
  • Подготовки информационных и маркетинговых материалов, презентаций и информационных брошюр;
  • Проведения национальных и международных ПР акций путем публикации коммерческих материалов и рекламных статей в торговых журналах;
  • Укрепления отраслевого имиджа;
  • Проведения торговых ярмарок, посещений компаний, презентаций для основных покупателей;
  • Лоббирования.

Эффективная реализация управления по развитию инновационной среды кластера приведет к интернационализации. Следствием устранения торговых барьеров, укрепления транспортной и коммуникационной составляющих и гармонизации рыночной нормативно-правовой базы является создание улучшенных условий для пересечения национальных границ потоками ресурсов и улучшенной специализации стоимостной цепочки. В современных условиях функционирования промышленности и регионов особую важность приобретает не только открытие новых рынков, но и поиск новых партнеров и привлечение их к сотрудничеству. Таким образом, кластерная инициатива должна поддерживать своих членов в процессе осуществления ими своей международной деятельности. Кластерная инициатива также должна быть открыта для дальнейшей интернациональной экспансии. Рассмотрения требуют следующие виды деятельности:

1) Доступ к международным мероприятиям, темам и трендам

Управляющая компания должна быть открыта для новых трендов и тем. Важным аспектом является участие в международных мероприятиях.

2) Участие в международных проектах

Участие партнеров кластера в интернациональных проектах является важным для повышения их конкурентоспособности в результате осуществления упомянутых видов международной деятельности.

3) Организация взаимной сетевой деятельности различных кластеров

Сотрудничество с кластерами из других регионов является важным для сохранения конкуренции и высоко инновационного характера кластерной инициативы.

Для оценки эффективности формирования инновационной среды кластера необходимы основные индикаторы. Проведению оценки состояния инновационной среды кластера должно предваряться определением измеримых индикаторов. Данные показатели обеспечивают качество оценки и могут быть использованы в качестве основных рубежей для сравнения с другими инициативами.

Для каждого инструмента по формированию инновационной среды кластера должны быть определены следующие индикаторы:

1) Ключевые цифры

Количество партнерских компаний в кластере;

Совокупный товарооборот партнерских компаний кластера;

Совокупное количество персонала партнерских компаний в кластере;

2) Квалификация

Количество мероприятий, организованных в рамках кластере;

Количество участников этих мероприятий;

Количество совместных проектов в кластере;

3) Совместные проекты

Количество компаний, участвующих в кластерных проектах;

Уровень развития инновационной среды (грант, сопоставленный с инвестиционными затратами);

В категорию прочих показателей могут быть включены:

  • Доля МиСП в кластере;
  • Количество посещений фирм;
  • Количество лиц/организаций, участвующих в кластере;
  • Доля государственного финансирования совместных проектов в кластере;
  • Доля государственного финансирования кластера;
  • Количество анализов, удовлетворяющих покупателя и выполненных в течение года в рамках кластерной структуры.

Управление формированием и развитием инновационной среды кластера через реализацию разработанных инструментов и работу управляющей компании кластера создает особый режим осуществления предпринимательской деятельности, благоприятные институциональные условия функционирования и направлено на достижение синергетического эффекта (инфраструктурного, кооперационного, агломерационного) для предприятий, участников кластера. Кластерная форма организации промышленного производства сочетает кооперацию и конкуренцию и позволяет создать условия для развития кластерной структуры инновационной направленности как эффективной формы взаимодействия предприятий и организаций участников лесопромышленного кластера.

Рецензенты:

Белякова Г.Я., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами»

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск;

Колесняк А.А., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Забуга Е.В. ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КЛАСТЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22070 (дата обращения: 21.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074