Цель работы: составление психолого-педагогического портрета студентов третьего и четвертого курса по направлению «управление персоналом».
Объект исследования: студенты третьего и четвертого курса, получающие специальность по направлению «управление персоналом».
Предмет исследования: психолого-педагогический портрет студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «управление персоналом».
Задачи исследования:
- Выявить и проанализировать личностные качества студентов третьего и четвертого курсов, обучающихся по направлению «управление персоналом».
- Описать психолого-педагогический портрет студентов третьего и четвертого курсов, будущих менеджеров по персоналу.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных в работе задач нами использованы следующие методы:
- методика Дембо - Рубинштейн (определение самооценки студентов) [3] ;
- тест «Психогеометрический» (выявление качеств личности) [1];
- тест «Определение типа характера» (по К. Юнгу) [4];
- оценка по результатам выполнения контрольных работ;
- анализ результатов защиты дипломных проектов.
Эмпирическое исследование было проведено в период с сентября 2013 по июнь 2015 года, в нем приняли участие 57 студентов дневного обучения, в возрасте 19 до 23 лет, из них 8 мужчин и 49 женщин.
Студентам был предложен доступный тест «Психогеометрический», основанный на подборе геометрических фигур для выполнения задания [1]. Далее авторами проведено ранжирование по количеству применения геометрических фигур и выполнен анализ. Результаты теста представлены в таблице «Выявление качеств личности студентов третьего курса» (табл. 1).
Таблица 1
Выявление качеств личности студентов третьего курса
Название фигуры |
Основные качества личности по тесту «Психогеометрический» |
Количество человек / проценты |
прямоугольник |
временная фигура личности в поисках лучшего положения; ей свойственна любознательность, легкость усвоения нового, интерес к новому, смелость и др. |
17 человек/ 30 % |
треугольник |
символизирует лидерство; сильная личность, ей свойственна энергичность, достижение цели, конкуренция и т.п. |
16 человек / 28 % |
круг |
символизирует доброжелательность; ей свойственна способность к сопереживанию, уступчивость, не конфликтность. |
11 человек / 19 % |
две фигуры |
равное количество двух фигур говорит о равнозначности нескольких качеств личности |
7 человек / 12 % |
квадрат |
символизирует трудолюбие, усердие, упорство, планирование, предсказуемость результата |
5 человек / 9 % |
зигзаг |
символизирует творчество; создание нового, оригинального; восторженный, неутомимый проповедник своих идей. |
3 человека / 2 % |
По результатам данного теста можно констатировать, что основными фигурами, определяющими качества личности, студенты выбрали прямоугольник (30 %), символизирующий «поиск лучшего положения» в обществе, и треугольник (28 %), который обозначает стремление к лидерству, «сильную личность». Будущие «менеджеры по персоналу» демонстрируют также «доброжелательность», «способность к сопереживанию» (19 %). Часть студентов (12 %) привержены двум фигурам в равной степени, что говорит о «равнозначности» нескольких качеств для личности респондентов. «Трудолюбие», «усердие», «предсказуемость результатов» предпочитают 9 % будущих бакалавров, а 2 % студентов символизируют личность «творческую», «оригинальную», «восторженную».
В таблице 2 представлены результаты теста К. Юнга « Определение типа характера» [4].
Определение типа характера (по К. Юнгу)
Показатель |
Сущность показателя |
Количество баллов |
Количество человек |
Проценты % |
интроверт |
социальная пассивность, направленность на внутренний мир |
0 - 35 бал. |
6 чел. |
11 % |
амбиверт |
черты характера интроверта и экстраверта в равной степени |
36 - 65 бал. |
26 чел. |
45 % |
экстраверт |
направленность характера на внешний мир |
66 - 100 бал. |
25 чел. |
44 % |
Результаты этого теста показали, что абсолютное большинство (91 %) тестируемых относят себя к абивертам (45 %) или к экстравертам (44 %), то есть к людям общительным, инициативным, с возможностью высокой социальной адаптации. Только 9 % участников тестирования видят себя «интровертами», которым свойственна «направленность на свой внутренний мир», при этом они часто обладают «большой настойчивостью», склонностью к самоанализу.
Методика самооценки по «Дембо - Рубинштей» применялась при исследовании дважды: в сентябре 2013 года (3 курс) и в феврале 2015 года (4 курс), то есть спустя полтора года с той же самой группой студентов [3, 5, 7] (табл. 3).
Таблица 3
Средний уровень самооценки по Дембо - Рубинштейн (2013, 2015 годы)
Параметр |
Курс |
Ум, способности |
Характер |
Авторитет у сверстников |
Умение |
Внешность |
Уверен ность в себе |
Сред нее значение |
Уровень притязаний |
3к 4к |
92 90 |
85 84 |
86 88 |
94 95 |
90 89 |
90 87 |
89 88 |
Уровень самооценки |
3к 4к |
67 68 |
61 60 |
68 69 |
60 62 |
74 72 |
75 74 |
84 84 |
Разность уровней |
3к 4к |
25 22 |
24 24 |
18 19 |
34 33 |
16 17 |
25 13 |
23 19 |
Оценка личности по методике Дембо - Рубинштейн позволяет выявить такие качества как, способности, ум, характер, авторитет у сверстников, внешность, умение, уверенность в себе в результате собственной самооценки этих качеств [2]. Уровень притязаний на третьем курсе составил 89 баллов, на четвертом - 88 баллов, что говорит о реалистичном подходе. Однако, средний уровень самооценки совсем не изменился и остался достаточно высоким (88 баллов), что свидетельствует о завышенной самооценке студентов. Разность между уровнем притязаний и самооценки у третьекурсников составила 23 балла, а у четверокурсников - 19 баллов, что показывает тенденцию сближения уровня самооценки и уровня притязаний у студентов-выпускников, следовательно, имеет место более адекватное оценивание своих качеств и способностей.
Далее автором проведен анализ результатов сдачи зачета по дисциплине «Исследование систем управления» (ИСУ) (табл. 4) на третьем курсе и анализ защиты дипломных работ по окончанию четвертого курса (табл. 5).
Таблица 4
Результаты зачета по дисциплине «Исследование систем управления»
Количество студентов |
Получили зачет по баллам |
Не допущены до зачета |
Пересдали зачет |
Не сдали зачет |
57 чел. (3 курс) |
52 |
- |
5 |
- |
100 % |
91 % |
- |
9 % |
- |
Зачет по предмету ИСУ все студенты третьего курса получили вовремя, то есть до начала сессии, 52 человека получили зачет по графику, лишь 5 студентов зачет пересдавали. «Исследование систем управления» как учебная дисциплина помогает развивать и совершенствовать у обучающихся аналитические способности, необходимые для качественного написания дипломных работ.
Таблица 5
Результаты защиты дипломных работ бакалавров по направлению «управление персоналом»
Количество студентов |
Не допущены до защиты ДР |
Защитили ДР на «отлично» |
Защитили ДР на «хорошо» |
Защитили ДР на «удовлетворительно |
57 чел. (4 курс) |
- |
34 |
19 |
4 |
100 % |
- |
59 % |
33 % |
8 % |
Из таблицы 5 следует, что 100 % выпускников выполнили и достаточно успешно защитили свои дипломные проекты, из них более половины (59 %) получили оценку «отлично», 33 % дипломников - оценку «хорошо», лишь 8 % бакалавров получили - «удовлетворительно» за защиту дипломной работы.
Заключение. На основании проведенного исследования «вырисовывается» следующий психолого-педагогический портрет будущего менеджера по персоналу:
- это личность, которой свойственны «интерес к новому», «энергичность», «любознательность», целеустремленность и другие позитивные качества;
- это человек, имеющий завышенную самооценку, что свойственно молодости, но при этом реалистичный уровень притязаний, который говорит о разумной критичности к себе; обладающий достаточно высокой степенью социальной адаптации; чаще ориентируется на внешнюю оценку;
- наконец, это высококвалифицированный профессионал, способный хорошо справляться с учебной работой, умеющий анализировать и решать проблемы и профессиональные задачи.
Рецензенты:
Пирогова О.В., д.п.н., профессор, первый проректор Уральского международного института туризма, г. Екатеринбург;
Токарева Ю.А., д.псх.н., профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Глухенькая Н.М., Сац Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПЕРСОНАЛУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ УРФУ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕННЕ ПЕРСОНАЛОМ») // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22062 (дата обращения: 06.12.2024).