Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПЕРСОНАЛУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ УРФУ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕННЕ ПЕРСОНАЛОМ»)

Глухенькая Н.М. 1 Сац Е.А. 1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
В статье представлено исследование личностных качеств и способностей студентов третьего и четвертого курсов УрФУ, обучающихся по направлению «управление персоналом». Предмет исследования: психолого-педагогический портрет студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «управление персоналом». Цель исследования: составить психолого-педагогический портрет студентов третьего и четвертого курса по направлению «управление персоналом». Основные задачи исследования: 1. Выявить и проанализировать личностные качества студентов. 2. Описать психолого-педагогический портрет будущих менеджеров по персоналу. Исследование проводилось в период с сентября 2013 по июнь 2015 годов. В работе применены следующие методы исследования: методика самооценки Дембо-Рубинштейн, тест «Психогеометрический», тест К. Юнга «Определение типа характера», оценка сдачи зачета по дисциплине «Исследование систем управления» и анализ результатов защиты дипломных работ студентами четвертого курса. В заключении представлен портрет будущего менеджера по персоналу как личности, человека, профессионала.
студенты - будущие менеджеры по персоналу
психолого-педагогический портрет
1. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
2. Глухенькая Н. М. Исследование систем управления персоналом организации: монография. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”, 2014. – 96 с.
3. Методика Дембо – Рубинштейн (Электронный ресурс). – Режим доступа: htpp://metodi4ka.com//dembo-rubinshteyn.
4. Психология и педагогика. Тесты и практические задания по организации работ студентов всех форм обучения / Составители: Е. Н. Заборова, Н. Г. Качалова и др. Екатеринбург: УрГЭУ, 2006. 53 с.
5. Сац Е. А., Глухенькая Н. М. Исследование самооценки студентов металлургического факультета Уральского федерального университета / Е. А. Сац, Н. М. Глухенькая // Перспективы науки № 4 (43) – Тамбов 2013. С. 25 – 29.
6. Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований (Электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.zadachi.org.ru/?n=157464
7. Glukhenkaya, N. (2014), Psycho-pedagogical portrait first-year student of the Ural federal university, Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics, 2, pp. 15-19.
Авторов интересует личность студентов, получающих специальность «менеджера по персоналу», вернее, их психолого-педагогический портрет, составленный на основе применения педагогических и психологических методов исследования личности в динамике, то есть в течение двух учебных лет (2013-2014, 2014-2015 учебных годы). Методология исследования опирается на научные подходы, в частности, системный подход, педагогические принципы и психолого-педагогические методы исследования, то есть наблюдение, опрос, оценку, тестирование, анализ и обобщение результатов, полученных в процессе проведения учебных дисциплин по направлению «управление персоналом» [2].

Цель работы: составление психолого-педагогического портрета студентов третьего и четвертого курса по направлению «управление персоналом».

Объект исследования: студенты третьего и четвертого курса, получающие специальность по направлению «управление персоналом».

Предмет исследования: психолого-педагогический портрет студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «управление персоналом».

Задачи исследования:

  1. Выявить и проанализировать личностные качества студентов третьего и четвертого курсов, обучающихся по направлению «управление персоналом».
  2. Описать психолого-педагогический портрет студентов третьего и четвертого курсов, будущих менеджеров по персоналу.

Методы и методики исследования. Для решения поставленных в работе задач нами использованы следующие методы:

  • методика Дембо - Рубинштейн (определение самооценки студентов) [3] ;
  • тест «Психогеометрический» (выявление качеств личности) [1];
  • тест «Определение типа характера» (по К. Юнгу) [4];
  • оценка по результатам выполнения контрольных работ;
  • анализ результатов защиты дипломных проектов.

Эмпирическое исследование было проведено в период с сентября 2013 по июнь 2015 года, в нем приняли участие 57 студентов дневного обучения, в возрасте 19 до 23 лет, из них 8 мужчин и 49 женщин.

Студентам был предложен доступный тест «Психогеометрический», основанный на подборе геометрических фигур для выполнения задания [1]. Далее авторами проведено ранжирование по количеству применения геометрических фигур и выполнен анализ. Результаты теста представлены в таблице «Выявление качеств личности студентов третьего курса» (табл. 1).

Таблица 1

Выявление качеств личности студентов третьего курса

Название фигуры

Основные качества личности по тесту «Психогеометрический»

Количество человек /

проценты

прямоугольник

временная фигура личности в поисках лучшего положения; ей свойственна любознательность, легкость усвоения нового, интерес к новому, смелость и др.

17 человек/

30 %

треугольник

символизирует лидерство; сильная личность, ей свойственна энергичность, достижение цели, конкуренция и т.п.

16 человек /

28 %

круг

символизирует доброжелательность;

ей свойственна способность к сопереживанию, уступчивость, не конфликтность.

11 человек /

19 %

две фигуры

равное количество двух фигур говорит о равнозначности нескольких качеств личности

7 человек /

12 %

квадрат

символизирует трудолюбие, усердие, упорство, планирование, предсказуемость результата

5 человек /

9 %

зигзаг

символизирует творчество; создание нового, оригинального; восторженный, неутомимый проповедник своих идей.

3 человека /

2 %

По результатам данного теста можно констатировать, что основными фигурами, определяющими качества личности, студенты выбрали прямоугольник (30 %), символизирующий «поиск лучшего положения» в обществе, и треугольник (28 %), который обозначает стремление к лидерству, «сильную личность». Будущие «менеджеры по персоналу» демонстрируют также «доброжелательность», «способность к сопереживанию» (19 %). Часть студентов (12 %) привержены двум фигурам в равной степени, что говорит о «равнозначности» нескольких качеств для личности респондентов. «Трудолюбие», «усердие», «предсказуемость результатов» предпочитают 9 % будущих бакалавров, а 2 % студентов символизируют личность «творческую», «оригинальную», «восторженную».

В таблице 2 представлены результаты теста К. Юнга « Определение типа характера» [4].

Определение типа характера (по К. Юнгу)

Показатель

Сущность

показателя

Количество

баллов

Количество

человек

Проценты

%

интроверт

социальная пассивность, направленность на внутренний мир

0 - 35 бал.

6 чел.

11 %

амбиверт

черты характера интроверта и экстраверта в равной степени

36 - 65 бал.

26 чел.

45 %

экстраверт

направленность характера на внешний мир

66 - 100 бал.

25 чел.

44 %

Результаты этого теста показали, что абсолютное большинство (91 %) тестируемых относят себя к абивертам (45 %) или к экстравертам (44 %), то есть к людям общительным, инициативным, с возможностью высокой социальной адаптации. Только 9 % участников тестирования видят себя «интровертами», которым свойственна «направленность на свой внутренний мир», при этом они часто обладают «большой настойчивостью», склонностью к самоанализу.

Методика самооценки по «Дембо - Рубинштей» применялась при исследовании дважды: в сентябре 2013 года (3 курс) и в феврале 2015 года (4 курс), то есть спустя полтора года с той же самой группой студентов [3, 5, 7] (табл. 3).

Таблица 3

Средний уровень самооценки по Дембо - Рубинштейн (2013, 2015 годы)

Параметр

Курс

Ум, способности

Характер

Авторитет у сверстников

Умение

Внешность

Уверен

ность в себе

Сред

нее значение

Уровень

притязаний

92

90

85

84

86

88

94

95

90

89

90

87

89

88

Уровень

самооценки

67

68

61

60

68

69

60

62

74

72

75

74

84

84

Разность

уровней

25

22

24

24

18

19

34

33

16

17

25

13

23

19

Оценка личности по методике Дембо - Рубинштейн позволяет выявить такие качества как, способности, ум, характер, авторитет у сверстников, внешность, умение, уверенность в себе в результате собственной самооценки этих качеств [2]. Уровень притязаний на третьем курсе составил 89 баллов, на четвертом - 88 баллов, что говорит о реалистичном подходе. Однако, средний уровень самооценки совсем не изменился и остался достаточно высоким (88 баллов), что свидетельствует о завышенной самооценке студентов. Разность между уровнем притязаний и самооценки у третьекурсников составила 23 балла, а у четверокурсников - 19 баллов, что показывает тенденцию сближения уровня самооценки и уровня притязаний у студентов-выпускников, следовательно, имеет место более адекватное оценивание своих качеств и способностей.

Далее автором проведен анализ результатов сдачи зачета по дисциплине «Исследование систем управления» (ИСУ) (табл. 4) на третьем курсе и анализ защиты дипломных работ по окончанию четвертого курса (табл. 5).

Таблица 4

Результаты зачета по дисциплине «Исследование систем управления»

Количество студентов

Получили зачет

по баллам

Не допущены до зачета

Пересдали зачет

Не сдали

зачет

57 чел. (3 курс)

52

-

5

-

100 %

91 %

-

9 %

-

Зачет по предмету ИСУ все студенты третьего курса получили вовремя, то есть до начала сессии, 52 человека получили зачет по графику, лишь 5 студентов зачет пересдавали. «Исследование систем управления» как учебная дисциплина помогает развивать и совершенствовать у обучающихся аналитические способности, необходимые для качественного написания дипломных работ.

Таблица 5

Результаты защиты дипломных работ бакалавров по направлению «управление персоналом»

Количество студентов

Не допущены до защиты ДР

Защитили ДР на «отлично»

Защитили ДР на «хорошо»

Защитили ДР на «удовлетворительно

57 чел.

(4 курс)

-

34

19

4

100 %

-

59 %

33 %

8 %

Из таблицы 5 следует, что 100 % выпускников выполнили и достаточно успешно защитили свои дипломные проекты, из них более половины (59 %) получили оценку «отлично», 33 % дипломников - оценку «хорошо», лишь 8 % бакалавров получили - «удовлетворительно» за защиту дипломной работы.

Заключение. На основании проведенного исследования «вырисовывается» следующий психолого-педагогический портрет будущего менеджера по персоналу:

  • это личность, которой свойственны «интерес к новому», «энергичность», «любознательность», целеустремленность и другие позитивные качества;
  • это человек, имеющий завышенную самооценку, что свойственно молодости, но при этом реалистичный уровень притязаний, который говорит о разумной критичности к себе; обладающий достаточно высокой степенью социальной адаптации; чаще ориентируется на внешнюю оценку;
  • наконец, это высококвалифицированный профессионал, способный хорошо справляться с учебной работой, умеющий анализировать и решать проблемы и профессиональные задачи.

Рецензенты:

Пирогова О.В., д.п.н., профессор, первый проректор Уральского международного института туризма, г. Екатеринбург;

Токарева Ю.А., д.псх.н., профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Глухенькая Н.М., Сац Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПЕРСОНАЛУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ УРФУ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕННЕ ПЕРСОНАЛОМ») // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22062 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674