Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И США

Кузьминых Ж.О. 1 Красильникова Н.В. 1 Пауэлл Г.М. 2
1 ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
2 Университет Клемсона
В статье рассмотрены сущность, содержание, формы, динамика и потенциал интернационализации как одного из основных векторов развития высшего образования в глобальном образовательном пространстве. Авторы раскрывают трансформацию концепции интернационализации в ответ на вызовы времени и изменения в секторе высшего образования, анализируют факторы успешной реализации стратегий интернационализации на уровне ВУЗов и отдельных образовательных программ, выявляют противоречия и сложности в осуществлении интернационализации как целенаправленного комплексного процесса. Изучение выявленных тенденций, общих для стран Европы и США, представляет интерес для всех сторон, вовлеченных в реализацию и совершенствование высшего образования, так как обеспечивает возможность их анализа и учета ВУЗами и образовательными программами при разработке, корректировке и реализации собственных стратегий.
интернационализация
высшее образование
тенденции развития
европейское образовательное пространство
США
интернационализация содержания образования
качество высшего образования
методология оценивания
академическая мобильность
национальный и институциональный контексты
1. Сайт проекта CeQuInt 2012-2015. URL: http://ecahe.eu/home/about/projects/cequint/ (дата обращения: 09.04.2015).
2. Сайт проекта The EAIE Barometer: Internationalisation in Europe. URL: http://www.eaie.org/home/in-the-field/barometer.html (дата обращения: 28.05.2015).
3. Сайт Центра интернационализации и глобального сотрудничества Американского Совета по образованию ACE’s Center for Internationalization and Global Engagement (CIGE) URL: http://www.acenet.edu/news-room/Pages/Center-for-Internationalization-and-Global-Engagement.aspx (дата обращения: 17.04.2015).
4. Ференц И. Развитие политики в области интернационализации высшего образования в Европе или «разноскоростная» интернационализация // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. - С. 162-186.
5. Aerden A. Frameworks for the Assessment of Quality in Internationalisation. European Consortium for Accreditation in Higher Education, 2013. - 27 p.
6. De Wit H. Internationalisation of Higher Education in Europe and its assessment, trends and issues. Netherlands: NVAO, 2010. - 24 p.
7. De Wit H. Internationalisation policies, perceptions, practices. Where is internationalisation going? CEQUINT conference. Paris. 26 February 2015. URL: http://ecahe.eu/wp-content/uploads/2015/03/7.-Sonata-Internationalisation-policies-perceptions-practices.pdf (дата обращения: 09.04.2015).
8. Hudzik J. K., McCarthy J.S. Leading Comprehensive Internationalization: Strategy and Tactics for Action. Washington DC: NAFSA, 2012. - 32 p.
9. Knight J. Internationalization: Elements and checkpoints. Ottawa, Canada: Canadian Bureau for International Education, 1994. - 14 p.
10. Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education, vol. 8(1). 2004. - P. 5-31.
Интернационализация высшего образования - привнесение международного / межкультурного аспекта в целеполагание и реализацию деятельности ВУЗов - чётко проявилась как глобальная тенденция 20-25 лет назад и продолжает набирать обороты на мировом и национальном уровнях, а также на уровне отдельных ВУЗов и образовательных программ. Принимая во внимание заинтересованность и активность российских ВУЗов в развитии международной деятельности как фактора и условия эффективности их деятельности в целом, изучение соответствующего опыта стран Европы и США, где в последние десятилетия интернационализация вышла в число первоочередных задач высшего образования, представляется интересным и полезным.

Предпосылками интернационализации как важнейшего вектора развития высшего образования являются факторы политического, экономического, социокультурного и академического характера (рост экономики и конкуренция за перспективные рынки, развитие информационных технологий и формирование глобального образовательного пространства, стремление стран к защите национальной безопасности и приобретению внешнеполитических преимуществ), под влиянием которых происходят изменения в высшем образовании: глобализация и диверсификация сектора, изменение системы финансирования университетов, возрастание значимости формирования компетенций студентов, позволяющих им успешно жить и трудиться в поликультурной среде [6, 10]. В ответ на изменения в сфере высшего образования неизбежно трансформируются цели, содержание и формы интернационализации, а также ее определение. Так, если в 1994 году Дж. Найт, один из мировых лидеров в изучении вопросов интернационализации, определяет последнюю как «процесс интеграции международного и межкультурного измерения в образовательные, научно-исследовательские и социальные функции высшего учебного заведения» [9, с. 7], то в 2004 году она предлагает следующее рабочее определение: «процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цель, функции или реализацию послесреднего образования» [10, с. 11]. В 2015 году Х. де Вит, директор Центра интернационализации в высшем образовании при Католическом университете Святого Сердца (Милан, Италия), трактует интернационализацию как «целенаправленный процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цель, функции и реализацию послесреднего образования, с тем чтобы повысить качество образования и научных исследований для всех студентов и сотрудников, а также внести значимый вклад в развитие общества» [7].

Американский совет по образованию (American Council on Education, ACE) и Ассоциация международных деятелей образования (Association of International Educators, NAFSA), национальные лидеры в вопросах проектирования, внедрения и мониторинга политики и стратегий интернационализации, предложили термин «комплексная интернационализация» (англ. comprehensive internationalisation - «комплексная / всесторонняя интернационализация), который трактуют несколько по-разному. Так, по версии ACE, это «стратегический, скоординированный процесс, направленный на соотнесение и интегрирование политики, программ и инициатив с целью повышения глобальной ориентации и международного взаимодействия вузов» [3]. NAFSA же определяет «комплексную интернационализацию» как «стремление, подтвержденное действием, привнести международные и сравнительные аспекты в образовательную, исследовательскую и социальную миссии высшего образования. Оно формирует институциональный дух и ценности и затрагивает все высшее учебное заведение в целом» [8, с. 6].

Сопоставление вышеприведённых дефиниций, широко принятых в мире, позволяет раскрыть комплексный, процессуальный характер интернационализации, ее выраженную целенаправленность и инструментальность. Интернационализация - не самоцель, а средство совершенствования качества высшего образования, важнейшего фактора жизнеспособности и процветания любого общества.

Сегодня во всем мире вопросам интернационализации уделяется особое внимание как со стороны исследователей, теоретиков и практиков от образования, так и со стороны властей и широкой общественности. Правительства многих стран, в том числе Испании, Германии, Финляндии, Нидерландов и Австралии начинают разработку национальных стратегий интернационализации. По данным масштабного сравнительного исследования, проведенного Европейской ассоциацией международного образования (EAIE), охватившего 33 страны европейского пространства высшего образования включая Россию, большинство европейских ВУЗов имеют отдельно разработанную стратегию интернационализации, либо задачи по развитию интернационализации обозначены в общей стратегии развития университета. В качестве основных задач ВУЗы видят повышение качества образования, подготовку студентов к жизни в глобализирующемся мире, рост числа иностранных студентов, повышение международной репутации, а также повышение качества научно-исследовательской деятельности [2].

Традиционно выделяют следующие аспекты содержания интернационализации: (1) международная мобильность студентов, преподавателей и административных сотрудников ВУЗа; (2) взаимное признание зарубежных квалификаций через систему кредитов ECTS; (3) переработка / корректировка учебных планов и программ (содержания образования), разработка совместных программ и программ двойных дипломов; (4) международная мобильность программ; (5) работа стран, регионов и ВУЗов по привлечению иностранных студентов и созданию партнерств; (6) выход на стратегический уровень в участии в международных партнерствах и трансграничных сетях [4, с. 164].

Диверсификация направлений деятельности ВУЗов по развитию интернационализации сопровождается появлением и развитием организаций, занимающихся исследованием содержания данного процесса и происходящих в нём изменений. Европейскими лидерами в этом отношении являются Ассоциация Международного Образования (EAIE, Нидерланды), Центр интернационализации высшего образования Католического Университета Святого Сердца (CHEI, Италия), Европейский Аккредитационный Консорциум (ECA). В США концептуальной разработкой аспектов интернационализации, проектированием и внедрением политики и стратегий интернационализации на национальном уровне также занимается целый ряд организаций, ведущими среди которых являются ACE и NAFSA.

Основными направлениями деятельности данных организаций являются научно-исследовательская и проектная деятельность. Так, например, созданный при ACE Центр интернационализации и глобального сотрудничества (Center for Internationalization and Global Engagement, CIGE) с 2002 года реализует программу «Лаборатория интернационализации». В рамках данной программы несколько отобранных для участия ВУЗов (10-15) на протяжении 20 месяцев получают непрерывное информационное, методическое и организационное сопровождение со стороны профессионалов АСЕ в процессе подготовки и проведения самообследования и затем прохождения внешней экспертизы ВУЗа в отношении развития интернационализации. На специальных обучающих семинарах и тренингах представители ВУЗов осуществляют подготовку анализа существующего положения дел в ВУЗе, определяют цели и задачи интернационализации, разрабатывают стратегический план и план практических мер. Во время трех обязательных для всех участников семинаров сотрудники, ответственные за интернационализацию в ВУЗах, обмениваются опытом и рекомендациями, предоставляют обратную связь, обсуждают сильные и слабые стороны. Эксперты ACE также приезжают в ВУЗ для того, чтобы обеспечить успешный старт процесса интернационализации: проводятся круглые столы с участием лидерской команды и других вовлеченных сторон - с тем, чтобы содействовать развитию диалога, выделить главные проблемы и поставить ключевые вопросы, прояснить цели и обеспечить поддержку процессам интернационализации. С 2002 года по настоящий момент 76 ВУЗов приняли участие в работе Лаборатории интернационализации ACE [3].

Сходная инициатива стала одним из наиболее значимых проектов, координируемых ECA: разработка методологии для оценки качества интернационализации в высшем образовании, а также апробация разработанной методологии на базе 15 европейских ВУЗов и образовательных программ (проект CeQuInt 2012-2015). 14 аккредитационных агентств и организаций, деятельность которых сопряжена с вопросами интернационализации высшего образования, из 11 европейских стран апробировали разработанную ECA методологию [1]. В основу программной экспертизы легли пять стандартов: (1) целенаправленная интернационализация; (2) международное и межкультурное обучение; (3) преподавание и обучение; (4) преподавательский состав; (5) студенты. Для оценки интернационализации ВУЗа также были разработаны 5 стандартов: (1) целенаправленная интернационализация; (2) план действий; (3) реализация; (4) совершенствование; (5) управление. Каждый стандарт включает три критерия, в соответствии с которыми экспертные команды по итогам изучения документов по самообследованию и посещения соответствующих ВУЗов / программ оценивали каждый аспект их интернационализации по специально разработанной четырехуровневой шкале от «неудовлетворительно» до «отлично». Решение о присвоении сертификата качества образовательной программе или ВУЗу принимала аккредитационная организация, координировавшая конкретную экспертизу [5].

Сегодня во всем мире предпринимаются попытки разработать модель интернационализации, которая бы послужила основой для создания методологии ее оценки. Как предупреждают исследователи и практики из европейских стран и США, большим риском здесь является чрезмерное «увлечение» количественными показателями эффективности [6, 8]. Безусловно, цифры и статистика необходимы как минимум для мониторинга состояния развития сектора в целом и интернационализации в частности. Однако необходимо помнить, что интернационализация, равно как и само высшее образование - явление динамичное, многомерное и чрезвычайно разнообразное в своих проявлениях в различных национальных, культурных, институциональных контекстах. В связи с этим нет и не может быть одной подходящей для всех ВУЗов мира модели интернационализации или ее оценивания. С одной стороны, это затрудняет сопоставление и согласование некоторых аспектов работы ВУЗов (например, интернационализацию учебных планов и программ), а с другой противопоставляет интернационализацию глобализации и позволяет вузам привносить межкультурные аспекты в свою деятельность с учетом истории, культуры, традиций образования своего государства, региона и ВУЗа.

Примеры лаборатории интернационализации ACE и проекта CeQuInt подтверждают значимость целостного и целенаправленного подхода: главным показателем эффективной работы ВУЗа / программы в области интернационализации является способность вовлеченных сторон четко сформулировать, чего они хотят достичь, для чего и как. А это возможно только при условии, что интернационализация в ВУЗе - не набор разрозненных мероприятий, а планомерно реализуемая на всех уровнях ВУЗа стратегия, учитывающая национальный и институциональный контекст ВУЗа, его историю, сильные стороны и точки роста.

Однако на практике интернационализация, как любой сложный процесс, протекает противоречиво, политика и ожидания не всегда соответствуют реальности. Так, исследователи обращают внимание на противоречия интернационализации, среди которых подмена интегрированного подхода фрагментарными «одноразовыми» инициативами по усилению одного-двух аспектов международной деятельности ВУЗа (чаще всего - академической мобильности студентов и преподавателей); смещение акцента с идеи международного сотрудничества и открытости миру на растущую конкурентную борьбу между национальными образовательными системами и ВУЗами и, следовательно, на преследование региональных, национальных и институциональных интересов. Вместо того чтобы брать курс на диверсификацию языков преподавания и обучения ВУЗы во всем мире по-прежнему отдают предпочтение английскому. Несмотря на призывы к расширению академической мобильности для всех, такие возможности по-прежнему доступны лишь сравнительно небольшой группе студентов. Заявленная цель подготовки студентов к эффективной личностной и профессиональной самореализации в глобальном обществе подменяется на практике подготовкой к трудоустройству за рубежом [7].

Наряду с обозначенными выше противоречиями, есть общие для подавляющего большинства ВУЗов Европы и США барьеры на пути к эффективной реализации стратегий интернационализации, список которых возглавляют дефицит финансирования данных инициатив, растущая зависимость ВУЗов от внешних источников краткосрочного финансирования и гипертрофированный акцент на получении прибыли. Еще одно очевидное препятствие на пути всесторонней и значимой для всех вовлеченных сторон интернационализации - недостаточно эффективное обучение иностранным языкам и превалирование английского языка в преподавании и проведении международных исследований. Фокусирование на повышении показателей академической мобильности студентов, преподавателей и персонала ВУЗов нередко оборачивается снижением ценности образовательного опыта, получаемого за рубежом, вследствие того, что мобильность фрагментарна, не системна, не согласована с логикой построения образовательной программы и не доступна широкому кругу студентов, преподавателей, научных сотрудников и управленческого состава ВУЗа. Затрудняют интернационализацию обострение конкурентной борьбы, дефицит сопоставимых статистических данных для проведения сравнительных исследований в области интернационализации высшего образования в международном масштабе, а также недостаточный учет институционального контекста и его согласование с национальной и глобальной политикой в вопросах интернационализации.

На основе анализа актуальных тенденций, противоречий и сложностей в развитии интернационализации высшего образования, обзор которых представлен выше в настоящей статье, представляется возможным выделить следующие важные условия эффективной интернационализации высшего образования:

  • перенос акцента с конкуренции ВУЗов на сотрудничество и диалог с другими образовательными культурами;
  • учет глобального, национального, институционального контекстов при разработке стратегий интернационализации на уровне отдельных ВУЗов и программ;
  • фокусирование на интернационализации содержания образования и результатов обучения, большую помощь в чем могут оказать современные технологии, возможности онлайн обучения и дистанционных методов, дальнейшая разработка программ двойных и совместных дипломов;
  • рассмотрение академической мобильности для всех студентов как компонента образовательных программ и включение в данные программы «окон мобильности» в соответствии с логикой программы;
  • мотивация преподавательского состава к участию в программах академической мобильности;
  • устойчивое финансирование мер по развитию интернационализации, предусмотренных стратегией ВУЗа;
  • распространение иностранных языков и билингвального образования.

Важнейшую роль в реализации данных направлений играет совершенствование взаимного признания зарубежных квалификаций и степеней на основе совершенствования систем оценки качества интернационализации и высшего образования в целом.

Интернационализация ставит перед заинтересованными сторонами много вопросов, ответы на которые не лежат на поверхности. Где та черта, которую не может и не должен в своем стремлении к интернационализации переходить ВУЗ в контексте собственной истории, миссии, цели? Как совместить качественную и количественную оценку в экспертизе состояния интернационализации и образования в целом? Как внедрить и оценить межкультурную составляющую результатов обучения при оценке интернационализации программ и ВУЗов? Однако есть и то, в чем сегодня едины большинство исследователей, провайдеров высшего образования, политиков, педагогов-практиков: интернационализация - это сложно, противоречиво и дорого, но это то, что действительно работает, обогащает образовательный и личностный опыт студентов, открывает для них новые горизонты личностного и профессионального роста. А это значит, что альтернативы интернационализации нет.

Рецензенты:

Пурынычева Г.М., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола;

Фёдорова С.Н., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической работе ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Кузьминых Ж.О., Красильникова Н.В., Пауэлл Г.М. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И США // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20316 (дата обращения: 20.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074