В приемные комиссии ежегодно подается большое количество заявлений от желающих поступить в магистратуру. На основании законодательства прием для обучения по программам магистратуры в России проводится по заявлениям граждан, имеющих высшее профессиональное образование, по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно. Это дает свободу вузам в праве выбора формы и системы оценивания вступительного испытания.
Цель исследования
Целью исследования является изучение инструментов, помогающих определить лучших кандидатов для получения образования по направлениям подготовки по программам магистратуры с учетом результатов прохождения вступительных испытаний, и определение наиболее объективных форм проведения данного испытания.
Материал и методы исследования
Прием в магистратуру можно рассматривать как разновидность приема на второй и последующие курсы, так как он проводится на основе вступительных испытаний и, чаще всего, для вуза важно, какое высшее образование у абитуриента уже имеется.
Законодательство дает образовательным учреждениям право самостоятельно выбирать форму и критерии оценивания вступительного испытания, что порождает разнообразие форм и подходов к данному процессу. Пожалуй, самым распространенным способом является проведение экзамена в письменной форме по вопросам, требующим развернутого ответа. Но данный подход не дает возможности в полной мере оценить качество знаний абитуриента [10]. Также средний балл по диплому полученного высшего образования и тестирование в чистом виде не дают реальной оценки. Для адекватного отражения текущего уровня подготовки необходимо выполнять комплексную оценку уровня знаний по нескольким критериям, а также определить критерии отбора претендентов при прочих равных условиях [9]. При этом надо учитывать перечень льгот, которые абитуриенты имеют в соответствии с законодательством РФ, а также ограничения в выборе количества учебных заведений и вакансий, которые накладываются на лиц, имеющих право на льготу.
В целом система поступления в вуз на направления подготовки по программам магистратуры схожа с системой поступления на специальности, направления подготовки по программам бакалавриата, а также со схемой поступления на второй и последующие курсы.
Процедура приема в образовательное учреждение должна быть максимально открыта и доступна. Сюда входит не только необходимость публикации в сети Интернет актуальных сведений о направлениях подготовки, количестве бюджетных и внебюджетных мест, количестве поданных заявлений, информации о дате и форме вступительных испытаний, но и система построения рейтинг-списков, доступных для просмотра в сети Интернет абитуриентами, возможность подачи заявления в электронной форме, что дает возможность получения образования географически удаленным абитуриентам, а также повышает престижность вуза. Web-сервисы с каждым годом набирают все большую популярность. Согласно данным Приемной комиссии ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», количество абитуриентов, подающих заявление на поступление в вуз, ежегодно растет, и не менее половины абитуриентов пользуется онлайн-сервисом построения рейтинг-списков.
Так как с 2012 года финансирование высших учебных заведений «нормативно-подушевое», недобор в магистратуру для вуза экономически невыгоден. Учебные заведения стараются заполнить все бюджетные места независимо от качества подготовки абитуриента.
Вузы, согласно современному законодательству, обязаны в течение суток с момента поступления заявления на прием в образовательную организацию вносить сведения о данных заявлениях в федеральную информационную систему (ФИС ЕГЭ и приёма). Данный процесс стандартизирован и требует автоматизированной обработки данных.
Единый подход к управлению процессом приема в магистратуру отсутствует, что приводит к необходимости построения единой функциональной модели для управления данным процессом.
Результаты исследования
На основании вышеизложенного и по результатам проведения научной работы была создана структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений [4], ускоряющая принятие решений сотрудниками Приемной комиссии вуза и позволяющая определить лучших кандидатов для получения образования по направлениям подготовки по программам магистратуры с учетом результатов прохождения вступительных испытаний.
Разработанная структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений при приеме в вуз по программам магистратуры
Данная структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений представляет собой совокупность взаимосвязанных посредством локальных сетей и глобальной сети Интернет автоматизированных рабочих мест сотрудников вуза, задействованных в процессе приёма в высшие учебные заведения по программам магистратуры, а также пользователей предоставляемых вузом веб-сервисов и включает в себя программные интерфейсы: оператор ввода заявлений, личный кабинет претендента, информационный киоск, секретарь, председатель комиссии, сотрудник деканата, администратор.
С ее помощью реализуются следующие основные функции:
- обработка заявлений претендентов, в том числе автоматизированное выявление некорректно заполненных заявлений, противоречащих действующим требованиям к процессу приёма;
- обработка сведений об имеющихся вакансиях, структуре и протоколах приёмной комиссии, приказах о зачислении (переводе); накопление информации в разрезе времени обо всех рассмотренных претендентах и вакансиях;
- накопление в архив информации о претендентах, не поступивших по тем или иным причинам, как кандидатов на повторное поступление;
- автоматизированный конкурсный отбор претендентов в условиях указания множества приоритетов направлений подготовки в заявлении с разрешением возникающих коллизий;
- оперативное информирование потенциальных претендентов о наличии вакансий с возможностями подачи заявлений на приём в электронной форме в сети Интернет, формирование рейтинг-списков претендентов, получение результатов рассмотрения заявлений;
- экспорт сведений в ФИС ЕГЭ и приёма, а также формирование статистической отчетности;
- информационное сопровождение процедуры аттестационных и вступительных испытаний, в том числе автоматизированная рассадка претендентов по аудиториям [5];
- расчет рейтинга специальностей, кафедр и факультетов вуза.
Структурно-функциональная организация сопряжена с базой данных, и для каждой функции в ее структуре предусмотрен модуль: модуль экспорта сведений в ФИС ЕГЭ и приема, модуль распределения претендентов по аудиториям при проведении аттестационного (или вступительного) испытания при заданных ограничениях и т.д. Связи между данными модулями обеспечивают взаимодействие интерфейсов пользователей с информацией, хранящейся в базе данных. Доступ к данным имеют как сотрудники приемной комиссии через соответствующие программные средства, так и абитуриенты посредством сети Интернет.
Программные средства сотрудников используют основную базу данных и сервер платформы 1С: Предприятие 8.2 посредством СУБД PostgreSQL. Интернет-ресурсы построены на использовании отдельной базы данных веб-сервера под управлением СУБД Firebird. Данные ресурсы на рис. 1 разграничены.
Заключение
Разработанная структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений позволяет создать автоматизированные средства поддержки принятия решений для управления процессом приёма с учетом специфики зачисления в вуз по программам магистратуры.
Данная работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации МК-5226.2015.8.
Рецензенты:Атакищев О.И., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск;
Серебровский В.В., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.
Библиографическая ссылка
Дорохов Д.С., Овчинкин О.В., Пыхтин А.И. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДСИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20262 (дата обращения: 11.09.2024).