В связи с этим возникает проблема поиска мер сохранения информационной безопасности в разных сферах общества. Вполне целесообразно использовать для этого ряд социологических теорий. Государству и обществу должно проводить своего рода скрининг в связи с ростом и развитием высоких технологий и всеобъемлющего информационного пространства, поскольку с фактом доступности важной и необходимой информации наблюдается увеличение объема негативной информации [10]. Речь идет о том, что необходимо вести контроль производства достоверной и корректной информации, циркулирующей в СМИ. Информационная безопасность - важнейшая составляющая общей безопасности общества и государства. Государственная политика по формированию информационной безопасности общества в этой сфере проводится, на наш взгляд, не должным образом. Информационная безопасность является одним из принципиальных положений государственной политики в современном российском обществе и государству ее необходимо охранять и поддерживать.
Информация всегда играла определяющую роль в обществе. Ряд представителей социологической науки полагают, что в развитии информационного компонента - будущее общества. Современный период развития общества и определяется характеристикой «информационное». А. Турен, Ю. Хабермас и А. Тоффлер - в работах этих ученых названы главные фазы развития общества. Каждая определяется изменением главного характера собственности, коммуникаций, главного элемента системы, организации производства, технологии. В аграрном обществе коммуникация представлена в устной форме [8]. В индустриальном обществе коммуникации принимают письменный характер. Понятие цивилизации взаимосвязано с технологическими революциями. Поэтому история развития технологии приобретает первостепенное значение для понимания происхождения цивилизации. В этой связи по мере развития цивилизации эпоха революционных открытий, прежде всего, в вопросах информационных технологий должна перерасти в качественно новую эпоху - новых открытий. Постиндустриальное или информационное общество характеризуется тем, что в нем коммуникационные технологии становятся определяющими, которые, по мнению ряда авторов, становятся базовым элементом новой социально-технологической системы и несут в себе серьезные последствия для эволюционных процессов, происходящих в обществе. И хотя сама по себе информатизация не решает глубинных проблем становления социума, отношение человека с информационной средой вызывают изменения в самом человеке и человечестве в целом.
Ключевую роль в новом обществе, согласно Д. Беллу, играет Знание и Информация. Именно они становятся главным источником инноваций и социального динамизма, а соответственно и богатства. Ведущий теоретик современного информационного общества М. Кастельс дает анализ ключевых тенденций развития информационного общества и выделяет его наиболее характерные признаки [3, с. 73]: определяющим признаком новой цивилизации является сетевая структура общества, и поэтому Кастельс заменяет традиционный термин «информационное общество» на «networksociety», сетевое общество; знания и информация сами по себе всегда были основой прогресса, поэтому характеризующей чертой ИО становится применение знаний и информации к сфере коммуникации и производству новых знаний; из «информационного» общество становится «информациональным», то есть таким, где знания и информация перестают быть самоценностью, а используются как технологическая база для производства знания и информации более высокого уровня; информационная глобализация, происходящая за счет массового доступа людей к ИКТ, приводящая к стиранию культурных, пространственных и временных границ; система власти меняется от централизованного управления к сетевому взаимодействию локальных социумов, основанному на принципах самоорганизации; меняется социальное восприятие пространства и времени: «пространство мест» заменяется «пространством потоков», а время теряет зависимость от природных и биологических циклов, становясь произвольным, «вневременным» и даже отрицательным [4]; Интернет превращается в глобальную информационную систему, являющуюся основой экономических, политических, социальных и культурных процессов; соответственно, противостояние владельцев средств производства и наемных рабочих сменяется делением на Интернет-имущих и Интернет-неимущих.
В связи с той ролью, которую информация играет в обществе, процесс ее трансляции можно представить как сочетание трех составляющих: источника информации, сообщения и получателя информации. Источником информации в обществе являются СМИ. Получателем информации становятся целевая группа. Само послание - это набор символов, несущий такой смысл и такую форму, чтобы достичь желаемого поведения людей. Следовательно, контроль над символами способствует управлению социумом, формируя модели поведения людей. Возможность упорядочивания символического пространства представляет собой важный ресурс управления [8]. Негативным фактором является неконтролируемое распространение информации в медийных источниках, что порождает проблемы информационной безопасности мирового сообщества и отдельных государств. Поэтому, с одной стороны, необходимо обеспечить адекватное информационное отражение процессов, протекающих в современном обществе. С другой стороны, следует формировать важнейшее качество личности нового века - лингвокультурную компетентность, поскольку эта составляющая культуры личности будет способствовать адекватному восприятию нужной, ценной информации и «отфильтровыванию» вредной, искаженной [11].
Характеризуя символы, Дж. Масионис подчеркивает: «Люди преобразуют элементы мира в символы - все, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Слово, гудок, граффити на стене, мигающий красный свет, занесенный кулак - все это символы. Например, способность людей создавать символы и манипулировать ими отражена в том различном смысле, который заложен в простом подмигивании: оно передает заинтересованность, понимание или оскорбление» [7, с. 105-106].
Важную роль в системе взаимодействия людей друг с другом играет язык. Фактически, язык, по мнению Дж. Масиониса, является ключом к миру культуры и представляет собой систему символов, которая является средством общения людей друг с другом. Язык символов, язык знаков может дать такую же информацию, которую несет в себе сама вещь. «...Язык не существует вне культуры ... Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной» [9, с. 15].
СМИ, в том числе и интернет (кроме канала «Культура»), обрушивают на нас целый океан передач и материалов, полных насилия, порно, откровенных нецензурных высказываний, заведомо лживой информации, попсы, примитивизма. Помимо этого, российскую интеллигенцию не может не тревожить вопиющая безграмотность информационного поля, стилистические и грамматические ошибки телеведущих, членов правительства и представителей молодого поколения. «Великий и могучий» «выхолощен» в СМИ, эфир наполнен англицизмами.
Появление англицизмов в нашем языке является объективным свидетельством глобальных перемен, а язык - часть нашей жизни [6]. Можно вспомнить исторические аналогии, латинские и греческие заимствования, например. Но шквал англицизмов в медийном дискурсе - это, к большому сожалению, свидетельство того, что владение родным языком - языком Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова - находится сегодня весьма на низком уровне, и, дабы блеснуть иностранным словцом, родное, русское им подменяют. Можно вести речь о том, что грядет дегуманизация общества.
Другая беда - засорение и упрощение русского языка. Поскольку язык - средство коммуникации, можно вести речь об информационной угрозе обществу. Налицо - угроза примитивизации языка и сознания как следствие жизнедеятельности в примитивном языковом пространстве.
Существует иная, оптимистическая точка зрения по поводу того, что происходит с нашим языком и культурой - ряд ученых считают, что язык саморегулирующаяся категория и он, как и мировой океан, способен самоочищаться и самообновляться.
Тем не менее огрехи в родном языке, незнание его правил наводит на мысли о том, что нарушение законов языка допускает и нарушение иных социальных и культурных норм. Действительно, мы сплошь и рядом наблюдаем игнорирование правил безопасности на автодорогах как водителями, так и пешеходами, нарушение норм общественного поведения не удивляет нас, так же, как и правонарушения в различных сферах.
Важнейшими характеристиками современного состояния культуры России становятся разрушение систем ценностей, миграционные процессы и трансформации в национальных характеристиках состава населения российских регионов. Основной целью интеллигенции в современных условиях - сохранить национальные достижения культуры и транслировать их новым поколениям. Велика значимость гуманитарных дисциплин - культурологии, межкультурной коммуникации, искусствоведения и других для реализации данной цели в системе образования.
Установлена и доказана причинно-следственная связь воздействия фактов негатива и насилия в СМИ на рост агрессивности, преступности, наркомании, алкоголизма, проституции, психических заболеваний. Все это является следствием того, что основные сферы и средства социализации личности - СМИ и другие - не выполняют свою ролевую функцию по формированию социально-значимых ценностных ориентаций личности.
Личность с точки зрения социологических характеристик - это автономный субъект и продукт общественных отношений и сознательной деятельности индивида. Основу личности образуют социально значимые качества, формирует культурно-историческая среда, важнейшими компонентами ее структуры и факторами развития являются духовные принципы - интересы, ценности, убеждения, воля, сознание и самосознание, качественными характеристиками которых являются нравственность, интеллект, творчество и другие.
Следовательно, синтез всех объективных отношений и деятельности, а также внутренних, базовых психологических качеств определяет социологическую трактовку термина «личность», личность представляет собой результат внешнего воздействия, внутреннего его преобразования [5].
«Лингвокультурология ... изучает определенным образом отобранную и организованную совокупность культурных ценностей, исследует живые коммуникативные процессы порождения и восприятия речи, опыт языковой личности и национальный менталитет, дает системное описание языковой «картины мира» и обеспечивает выполнение образовательных, воспитательных и интеллектуальных задач обучения» [1].
Лингвокультурная компетентность является частью культурной компетентности личности, проявляется в общении и представляет собой совокупность взаимосвязанных представлений об общих нормах, правилах и традициях вербального и невербального общения в рамках данной лингвокультуры. Лингвокультурная компетентность включает институциональный, конвенциональный, семиотический и лингвистический компоненты [2].
«В сложном понятии национальной лингвокультурной компетентности выделяется несколько составляющих: а) институциональная компетентность (знание о политических и правовых институтах общества); б) конвенциональная компетентность (знание обычаев, традиций и этикета); в) семиотическая компетентность (знание разного рода символов, присущих данной культуре, например, символов социальной престижности); г) коммуникативная компетентность (владение культурно-обусловленными нормами вербального и невербального общения), включающая лингвистическую компетентность (владение языком в нескольких его социальных вариантах: устном и письменном, официальном и разговорном, профессиональном и политическом и т.п.)» [2].
Лингвокультурная компетентность личности, следовательно, определяется следующими факторами: грамотное владение родным и иностранными языками, знание родной культуры и зарубежной (литературы, искусства, музыки, живописи, политики, географии), толерантность и уважение к иным культурам и традициям.
Таким образом, можно заключить, что высокообразованная и культурная личность будет формировать и соответствующее информационное пространство - гуманное, толерантное, что, безусловно, будет способствовать гуманизации социума, осознанию универсальности нравственных и эстетических ценностей, укреплению безопасности информационного социума, что является условием сохранения цивилизации в XXI веке.
Рецензенты:
Скульмовская Л.Г., д.с.н., профессор, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень;
Захарова Л.Н., д.ф.н., профессор, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Кононова Т.М., Горева О.М., Басуева Н.Ю. ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИУМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20189 (дата обращения: 08.12.2024).