Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ УДЕЛЬНОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Мойко М.А. 1 Мещеряков А.С. 2 Мещерякова О.В. 2
1 МБОУ СОШ № 64 Пенза
2 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
В статье рассматриваются потенциальные возможности использования удельного интегрального рейтинга как инструмента педагогического воздействия для достижения воспитательных целей процесса обучения. В качестве объекта исследования рассматривается учебно-воспитательный процесс, предметом исследования выступает процесс формирования и развития отдельных, профессионально значимых черт характера, свойств и качеств личности. В ходе теоретического исследования авторами подчеркивается важность выставляемой оценки учебной деятельности студентов как одного из действенных инструментов для воспитания обучающихся. В статье предлагается новый подход к использованию удельного интегрального рейтингового балла как наиболее объективного и способствующего достижению воспитательной цели процесса обучения. Авторы статьи приводят результаты эксперимента, подтверждающие эффективность применения такого способа оценивания студентов и делают вывод о целесообразности применения удельного интегрального рейтингового балла в процессе профессионального обучения.
удельный интегральный рейтинг
воспитание
черты характера
качества личности
1. Арюткина, Т. А. К вопросу оценки и управления качеством обучения / Т. А. Арюткина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2010. – № 2 (14). – С. 102–109.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург-2000,- 937 стр.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей ВУЗа) – Мн.,Изд-во БГУ, 1978 – 320 с.
4. Железовская Г.И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов дис.док.пед.наук: 13.00.01. Саратов, 1994.-368 с.
5. Петухов М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. /Под науч. ред. А.П. Беляевой. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. -199 с.
6. Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи/ И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко // Екатеринбург: и.д. «Сократ», 2005.-184 с.
7. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 80 с.
8. Мещеряков А. С., Мойко М. А. Интегральная оценка учебной деятельности обучающихся в системах общего и высшего профессионального образования // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. Материалы X Международной научно-практической конференции. – М. : МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. – С. 79–81
9. Meshherjakov A.S., Moyko M.A. Influence of specific value of integral rating application on development of student’s professional character traits / Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific – practical conference. Part 1. / Ed. Uvaysov S.U. – M.: HSE, 2014, 472 p. –344-349 pp.
10. Nahyun Kwon, Hana Song Personality traits, gender, and information competency among college students / Malaysian Journal of Library & Information Science, Vol. 16, no. 1, April 2011: 87-107pp.
Необходимость достижения воспитательных целей процесса обучения отмечалась ранее в трудах философов, педагогов, психологов, социологов и других ученых. Исторические и современные процессы развития  общества показывают нам, как важно вовремя начинать процесс воспитания подрастающего поколения. Люди,  обладающие высокими нравственными  качествами, в том числе  высококвалифицированные в различных сферах профессиональной деятельности специалисты, в конечном счете, определяют успешность решения экономических и политических задач стоящих перед страной,  развитие, благосостояние и стабильность современного общества.  Подготовка таких профессионалов, на наш взгляд, является основной задачей системы  профессионального образования и воспитания, ориентированной на новый принцип воспитания обозначенный в педагогической литературе как «ориентация на зону ближайших интересов». «Зона ближайших интересов (ЗБИ) - это набор личностных характеристик (качеств, увлечений, социальных устремлений, ценностных мотивов и ориентаций), лежащих в основе мотивированного отношения молодежи к окружающей действительности»[6]. Авторы утверждают, ориентируясь  на исследования Л.С. Выготского, что новый принцип, развивая и распространяя на среду воспитания его теоретическое положение о «зоне ближайшего развития», обосновывает эффективность того обучения, которое идет впереди развития, тянет его за собой, выявляя возможности ребёнка»[6]. «Функции образования и воспитания гораздо шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности»[6]. Воспитанию студентов как инструменту воздействия на их психику уделялось большое внимание ещё со времен советского периода развития общества. Такой эффективный инструмент применялся «с целью формирования личностных качеств - направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.» [3]. Сегодня же мы живем в другом обществе, которому нужен специалист нового поколения, способный менять свои жизненные ориентиры в соответствии с новой парадигмой образования: «образования через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь». Это означает, что он на протяжении всей жизни должен проявлять готовность к смене своей профессиональной деятельности, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни, а его профессиональное образование должно стать жизненной необходимостью. Соответственно в системе образования актуализируется проблема разработки и внедрения новых технологий подготовки специалистов нового поколения с новой системой оценки знаний и навыков, получаемых студентами исходя из потребностей современного рынка труда.  Естественно в этих технологиях должен проявиться синтез обучения и воспитания способствующий качественному продвижению личности в профессиональной подготовке. Однако, как утверждают И.П. Смирнов и Е.В. Ткаченко: «Этот тезис привносит в педагогическую практику некоторую противоречивость». «Синтез обучения и воспитания, - пишут они, - призван культивировать мысли и чувства, которые могли бы ограничить, смягчить и изменить направления нежелательных для общества тенденций. В реальной педагогической практике, где преобладает педагогика принуждения, реализовать этот тезис невозможно»[6]. Выход из создавшегося положения они видят в «... целенаправленном культивировании педагогики сотрудничества» как «... неразрывном характере отношений, связывающих воздействие и взаимодействие в воспитательном процессе»[6] Внедряя в учебный процесс удельный интегральный рейтинг, мы делаем попытку ответить на издавна дискутируемый вопрос: воспитание является процессом воздействия или взаимодействия? Педагогика сотрудничества ориентируется на принципы опережающей воспитательной работы и, освобождаясь от авторитарности и директивности, создает благоприятные условия для формирования объективных результатов обучения и воспитания учащихся, в том числе и объективности оценивания их учебной деятельности. Необъективность выставляемой оценки существенно и отрицательно влияет на достижение воспитательной и учебной целей, и эта проблема до сих пор остается актуальной в психолого-педагогических исследованиях. «Большое значение имеет объективность оценки и единый подход к определению качества знаний. Это сложная проблема, потому что оценка - тонкий и острый инструмент воздействия на обучающегося»[1]. Её решение, по нашему мнению, связано с необходимостью создания условий, при которых естественная заинтересованность обучаемых в успешности будет поддерживаться, а сам обучаемый будет понимать, что его деятельность оценивается объективно, исходя из различных параметров  его учебной работы. С этой целью был использован интегральный рейтинговый балл. Под понятием интегрального балла подразумевают интегральную оценку, «которая учитывает множество факторов: уровень знаний обучающегося, его ответственность, систематичность занятий, спектр реализуемых видов деятельности, приложение дополнительных учебных и эмоционально-волевых усилий и т.д.» [7].

Соглашаясь с авторами, мы вводим понятие удельного интегрального рейтингового балла как отношение интегральной оценки качества и количества выполненной обязательной и самостоятельной учебной работы, проявленной активности и творчества по отношению ко всем проведенным на данный момент учебным занятиям. Это позволяет оценивать работу студентов не только по одному занятию, а по всему времени обучения. Оперативность оценивания и своевременная доступность информации по текущей рейтинговой оценке обучающегося обеспечивается использованием возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мы считаем, что одним из возможных способов воспитания и формирования профессионально значимых черт характера, свойств и качеств личности является предоставленная индивидууму возможность видеть тенденцию изменения оценки результатов его труда. Таким образом, студент может самостоятельно оценивать свою успешность, что на наш взгляд способствует формированию гармонически развитой личности. На необходимость развития способности студентов к принятию самостоятельного решения указывает в своей научной работе Г.И. Железовская «учебный процесс должен быть подобен исследовательскому процессу, чтобы подкрепить познавательную мотивацию обучающихся, их любознательность, вести их по пути самостоятельного поиска и нахождения знания»[4].

Под понятием «свойства личности» подразумевают «характерные признаки поведения, выражающиеся как его качественная сторона, имеющие тенденцию к устойчивому проявлению, повторяемости (воспроизводимости) в сходных ситуациях, четкой выраженности (узнаваемости). В то же время свойства личности способны к изменениям, усилению или затуханию. Они формируются посредством накопления индивидуального опыта в процессе воспитания и образования. Качества личности отличаются от свойств  своей кратковременностью и ситуативностью» [2].  К профессионально значимым качествам личности относят: профессиональную самостоятельность,  мобильность и коллективизм[5]. Значимость применения знаний о свойствах личности и чертах характера при профессиональном обучении рассмотрена и  в современных зарубежных публикациях[10]. Применение постоянного текущего рейтинга оценивания учебной деятельности студентов как инструмента педагогического воздействия для достижения воспитательной цели процесса обучения, позволяет, на наш взгляд, оказывать влияние на формирование и развитие следующих качеств личности: аккуратность, дисциплинированность, инициативность, исполнительность, организованность, пунктуальность, самостоятельность, трудолюбие.  Для проведения эксперимента мы поставили каждую из них в соответствии критериями оценки учебной деятельности обучаемых, которые использовались в нашей работе. Данное соответствие приведено в таблице № 1 .

Таблица 1

Таблица соответствия критериев оценки учебной деятельности обучаемых чертам характера личности

Критерии оценивания учебной деятельности  студентов

Развиваемые качества личности

Качество выполненной работы

аккуратность

Количество выполненной обязательной учебной работы

исполнительность

Своевременность выполнения заданий и отчета по ним,

отсутствие опозданий на занятия, посещаемость занятий.

организованность,

пунктуальность, дисциплинированность

увеличение количества и качества самостоятельно выполненной учебной работы  не входящей в обязательное задание

самостоятельность,

инициативность

трудолюбие

На наш взгляд, наиболее эффективно применение удельного интегрального рейтинга оценивания учебной деятельности студентов способствует развитию двух качеств личности, способствующих успешной социализации и профессиональной адаптации обучаемых. Соответствие критериев оценки этим качествам представлено в таблице № 2.

Таблица 2

Соответствие критериев оценивания учебной деятельности студента качествам личности, способствующим успешной профессионализации и социальной адаптации

Критерии оценивания учебной деятельности  студентов

Качество личности, способствующее успешной профессионализации и адаптации

увеличение количества и качества самостоятельно выполненной учебной работы  не входящей в обязательное задание

открытость к опыту

качество выполненной работы, количество и качество любой выполняемой учебной  работы,

своевременность выполнения заданий и отчета по ним, отсутствие опозданий на занятия, посещаемость занятий.

добросовестность

Проведение дальнейших исследований и анализ их результатов позволили нам сделать вывод о том, что никакое простое увеличение количества баллов не будет приводить к объективности выполнения учебной работы пока результирующий балл будет выставляться обучаемому как среднее арифметическое по количеству полученных оценок. Такой подход к оцениванию позволяет учащимся работать периодически, а не постоянно.

Для увеличения объективности, мы предложили использовать интегральный рейтинг студента (ИРС) и удельный интегральный рейтинговый балл (УИРС). Определение и математические формулы для вычисления были опубликованы нами ранее [8,9].

В 2013-2014 учебном году использование удельного интегрального рейтингового балла было применено с целью определения влияния этого инструмента педагогического воздействия на выполнение воспитательной цели процесса обучения. Результаты педагогического эксперимента проведенного в период с сентября по май 2013/2014 учебного года представлены ниже в виде таблиц №№ 3, 4, 5. Увеличение количества контролируемых и оцениваемых критериев привело в начале эксперимента к значительному снижению оценки учебной деятельности обучающихся. На наш взгляд, это связано с переходом на другую методику оценивания учебной работы студента, в данном случае кардинально отличающуюся от школьной.

Таблица 3

Количество студентов, проявивших  заинтересованность в выполнении самостоятельной работы и активность на (экспериментальные группы)

№ экспериментальной группы

Активность

на занятиях в %

Выполнение самостоятельной домашней работы в %

Подготовка докладов

в %

Дата

29.10

5.11

12.11

19.11

26.11

3.12

29.10

5.11

12.11

19.11

26.11

3.12

29.10

5.11

12.11

19.11

26.11

3.12

1.

37

32

40

41

43

45

67

67

72

80

85

93

45

45

52

59

60

71

2.

25

26

32

35

38

40

47

49

50

51

88

83

37

33

31

25

45

60

Увеличение удельного интегрального рейтингового балла напрямую связано с количество студентов проявивших активность, целеустремленность и заинтересованность в выполнении самостоятельной работы.

Таблица  4

Количество обучаемых повысивших, понизивших и не изменивших свой удельный интегральный рейтинг (первый семестр, контрольные и экспериментальные группы)

 

Контрольные

группы

Экспериментальные группы

в %

Понизили УИРС

73

39

Повысили УИРС

27

43

Не изменили УИРС

0

18

Таблица  5

Количество студентов, своевременно выполнивших основные и самостоятельные задания в период с 28.01 по  20.05. 2014 г. (экспериментальные группы)

 

Дата

18.03

22.04

6.05

20.05

Количество самостоятельно выполненной работы в %

34

60

72

75

Количество своевременно выполненных заданий в %

25

48

64

80

Таблица  6

Количество обучаемых повысивших, понизивших и не изменивших свой удельный интегральный рейтинг (первый и второй семестры,  экспериментальные группы 1 и 2).

 

Экспериментальные группы

Экспериментальные группы

 

в %

 

I семестр

II семестр

Понизили УИРС

39

17

Повысили УИРС

43

73

Не изменили УИРС

18

10

Следовательно, результаты проводимого эксперимента подтверждают эффективность применения УИРС для  развития творческой активности, самостоятельности, ответственности и дисциплинированности. Заметим, что анкетирование, проведенное среди участников экспериментальных групп, показало схожие с нашими выводами результаты. Результаты анкетирования были опубликованы нами ранее[9]. Таким образом, именно интегральный рейтинг и удельный интегральный балл, на наш взгляд, в современных условиях наиболее полно отвечают требованиям объективности оценивания обучающихся и способствуют формированию и развитию тех качеств характера личности, которые необходимы для дальнейшей успешной профессиональной адаптации в современном обществе.

Рецензенты:

Влазнев А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры теоретической физики и общетехнических дисциплин, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет. Педагогический институт им. В.Г. Белинского», г. Пенза;

 Родионов М.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики обучения математике и информатике, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет. Педагогический институт им. В.Г. Белинского», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Мойко М.А., Мещеряков А.С., Мещерякова О.В. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ УДЕЛЬНОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19669 (дата обращения: 04.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674