Соглашаясь с авторами, мы вводим понятие удельного интегрального рейтингового балла как отношение интегральной оценки качества и количества выполненной обязательной и самостоятельной учебной работы, проявленной активности и творчества по отношению ко всем проведенным на данный момент учебным занятиям. Это позволяет оценивать работу студентов не только по одному занятию, а по всему времени обучения. Оперативность оценивания и своевременная доступность информации по текущей рейтинговой оценке обучающегося обеспечивается использованием возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мы считаем, что одним из возможных способов воспитания и формирования профессионально значимых черт характера, свойств и качеств личности является предоставленная индивидууму возможность видеть тенденцию изменения оценки результатов его труда. Таким образом, студент может самостоятельно оценивать свою успешность, что на наш взгляд способствует формированию гармонически развитой личности. На необходимость развития способности студентов к принятию самостоятельного решения указывает в своей научной работе Г.И. Железовская «учебный процесс должен быть подобен исследовательскому процессу, чтобы подкрепить познавательную мотивацию обучающихся, их любознательность, вести их по пути самостоятельного поиска и нахождения знания»[4].
Под понятием «свойства личности» подразумевают «характерные признаки поведения, выражающиеся как его качественная сторона, имеющие тенденцию к устойчивому проявлению, повторяемости (воспроизводимости) в сходных ситуациях, четкой выраженности (узнаваемости). В то же время свойства личности способны к изменениям, усилению или затуханию. Они формируются посредством накопления индивидуального опыта в процессе воспитания и образования. Качества личности отличаются от свойств своей кратковременностью и ситуативностью» [2]. К профессионально значимым качествам личности относят: профессиональную самостоятельность, мобильность и коллективизм[5]. Значимость применения знаний о свойствах личности и чертах характера при профессиональном обучении рассмотрена и в современных зарубежных публикациях[10]. Применение постоянного текущего рейтинга оценивания учебной деятельности студентов как инструмента педагогического воздействия для достижения воспитательной цели процесса обучения, позволяет, на наш взгляд, оказывать влияние на формирование и развитие следующих качеств личности: аккуратность, дисциплинированность, инициативность, исполнительность, организованность, пунктуальность, самостоятельность, трудолюбие. Для проведения эксперимента мы поставили каждую из них в соответствии критериями оценки учебной деятельности обучаемых, которые использовались в нашей работе. Данное соответствие приведено в таблице № 1 .
Таблица 1
Таблица соответствия критериев оценки учебной деятельности обучаемых чертам характера личности
Критерии оценивания учебной деятельности студентов |
Развиваемые качества личности |
Качество выполненной работы |
аккуратность |
Количество выполненной обязательной учебной работы |
исполнительность |
Своевременность выполнения заданий и отчета по ним, отсутствие опозданий на занятия, посещаемость занятий. |
организованность, пунктуальность, дисциплинированность |
увеличение количества и качества самостоятельно выполненной учебной работы не входящей в обязательное задание |
самостоятельность, инициативность трудолюбие |
На наш взгляд, наиболее эффективно применение удельного интегрального рейтинга оценивания учебной деятельности студентов способствует развитию двух качеств личности, способствующих успешной социализации и профессиональной адаптации обучаемых. Соответствие критериев оценки этим качествам представлено в таблице № 2.
Таблица 2
Соответствие критериев оценивания учебной деятельности студента качествам личности, способствующим успешной профессионализации и социальной адаптации
Критерии оценивания учебной деятельности студентов |
Качество личности, способствующее успешной профессионализации и адаптации |
увеличение количества и качества самостоятельно выполненной учебной работы не входящей в обязательное задание |
открытость к опыту |
качество выполненной работы, количество и качество любой выполняемой учебной работы, своевременность выполнения заданий и отчета по ним, отсутствие опозданий на занятия, посещаемость занятий. |
добросовестность |
Проведение дальнейших исследований и анализ их результатов позволили нам сделать вывод о том, что никакое простое увеличение количества баллов не будет приводить к объективности выполнения учебной работы пока результирующий балл будет выставляться обучаемому как среднее арифметическое по количеству полученных оценок. Такой подход к оцениванию позволяет учащимся работать периодически, а не постоянно.
Для увеличения объективности, мы предложили использовать интегральный рейтинг студента (ИРС) и удельный интегральный рейтинговый балл (УИРС). Определение и математические формулы для вычисления были опубликованы нами ранее [8,9].
В 2013-2014 учебном году использование удельного интегрального рейтингового балла было применено с целью определения влияния этого инструмента педагогического воздействия на выполнение воспитательной цели процесса обучения. Результаты педагогического эксперимента проведенного в период с сентября по май 2013/2014 учебного года представлены ниже в виде таблиц №№ 3, 4, 5. Увеличение количества контролируемых и оцениваемых критериев привело в начале эксперимента к значительному снижению оценки учебной деятельности обучающихся. На наш взгляд, это связано с переходом на другую методику оценивания учебной работы студента, в данном случае кардинально отличающуюся от школьной.
Таблица 3
Количество студентов, проявивших заинтересованность в выполнении самостоятельной работы и активность на (экспериментальные группы)
№ экспериментальной группы |
Активность на занятиях в % |
Выполнение самостоятельной домашней работы в % |
Подготовка докладов в % |
|||||||||||||||
Дата |
||||||||||||||||||
29.10 |
5.11 |
12.11 |
19.11 |
26.11 |
3.12 |
29.10 |
5.11 |
12.11 |
19.11 |
26.11 |
3.12 |
29.10 |
5.11 |
12.11 |
19.11 |
26.11 |
3.12 |
|
1. |
37 |
32 |
40 |
41 |
43 |
45 |
67 |
67 |
72 |
80 |
85 |
93 |
45 |
45 |
52 |
59 |
60 |
71 |
2. |
25 |
26 |
32 |
35 |
38 |
40 |
47 |
49 |
50 |
51 |
88 |
83 |
37 |
33 |
31 |
25 |
45 |
60 |
Увеличение удельного интегрального рейтингового балла напрямую связано с количество студентов проявивших активность, целеустремленность и заинтересованность в выполнении самостоятельной работы.
Таблица 4
Количество обучаемых повысивших, понизивших и не изменивших свой удельный интегральный рейтинг (первый семестр, контрольные и экспериментальные группы)
|
Контрольные группы |
Экспериментальные группы |
в % |
||
Понизили УИРС |
73 |
39 |
Повысили УИРС |
27 |
43 |
Не изменили УИРС |
0 |
18 |
Таблица 5
Количество студентов, своевременно выполнивших основные и самостоятельные задания в период с 28.01 по 20.05. 2014 г. (экспериментальные группы)
|
Дата |
|||
18.03 |
22.04 |
6.05 |
20.05 |
|
Количество самостоятельно выполненной работы в % |
34 |
60 |
72 |
75 |
Количество своевременно выполненных заданий в % |
25 |
48 |
64 |
80 |
Таблица 6
Количество обучаемых повысивших, понизивших и не изменивших свой удельный интегральный рейтинг (первый и второй семестры, экспериментальные группы 1 и 2).
|
Экспериментальные группы |
Экспериментальные группы |
|
в % |
|
|
I семестр |
II семестр |
Понизили УИРС |
39 |
17 |
Повысили УИРС |
43 |
73 |
Не изменили УИРС |
18 |
10 |
Следовательно, результаты проводимого эксперимента подтверждают эффективность применения УИРС для развития творческой активности, самостоятельности, ответственности и дисциплинированности. Заметим, что анкетирование, проведенное среди участников экспериментальных групп, показало схожие с нашими выводами результаты. Результаты анкетирования были опубликованы нами ранее[9]. Таким образом, именно интегральный рейтинг и удельный интегральный балл, на наш взгляд, в современных условиях наиболее полно отвечают требованиям объективности оценивания обучающихся и способствуют формированию и развитию тех качеств характера личности, которые необходимы для дальнейшей успешной профессиональной адаптации в современном обществе.
Рецензенты:
Влазнев А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры теоретической физики и общетехнических дисциплин, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет. Педагогический институт им. В.Г. Белинского», г. Пенза;
Родионов М.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики обучения математике и информатике, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет. Педагогический институт им. В.Г. Белинского», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Мойко М.А., Мещеряков А.С., Мещерякова О.В. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ УДЕЛЬНОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО РЕЙТИНГА НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19669 (дата обращения: 04.11.2024).