Человеческий капитал является одним из ключевых факторов стабильного экономического роста и процветания страны. Сегодня современные корпорации выбирают политику развития человеческого капитала в качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности, поскольку эмпирически установлено положительное влияние накопления человеческого капитала на рост объемов производства и доходов населения, интенсивность инновационных процессов в экономике страны и региона [6, с.25]. Ведущая роль в развитии человеческого капитала принадлежит, как правило, государству. Одна из важнейших задач государственного управления заключается в сохранении и развитии человека как ценного стратегического ресурса [9]. Основой реализации государственной политики в сфере управления и развития человеческого капитала является территориальное образование – регион.
Регион – это определенная часть территории, отличающаяся от других территорий рядом признаков и обладающая некоторой целостностью. Он характеризируется тремя основными признаками: ограниченностью территории с производственным наполнением, природными, трудовыми; специализацией на каком-то виде деятельности; характерными внутренними и внешними связями [1, с. 23]. Так, Н.Н. Некрасов определяет регион как «крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой» [7, с. 30], поддерживая территориальный подход к определению. При этом Г.В. Черкашин обосновывает положение о том, что регион является социально-территориальной общностью, которая отражает целостную общественную систему, выступает как самостоятельная административная, хозяйственно-экономическая, социально-культурная единица и развивается в специфических жилищных, культурно-бытовых условиях [11]. В данном определении прослеживается социальная направленность территориальных образований.
Однако наиболее обоснованным является определение «региона», которое вводит И.В. Арженовский. Он определяет регион как «выделившуюся в процессе общественного разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач» [2]. Сходной точки зрения придерживаются B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров, определившие регион как социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления территорией [3]. Это понимание отражает системный подход к определению региона. Подобной социальной системной направленности территориальных образований придерживается и О.М. Барбаков, определяя регион как целостную социальную систему, которая обладает всеми признаками социума [4, с. 97].
Анализ перечисленных подходов позволяет выделить некоторые основные критерии существующих определений категорий «регион» (рис. 1).
Рис. 1. Подходы к определению категории «регион»
Следовательно, регион – это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления. Рассмотрим развитие региона на примере Тюменской области. Тюменская область в последние годы стабильно входит в первую десятку регионов.
Рис. 2. Лидеры рейтинга регионов по качеству жизни в 2014г., в %
В целом такие данные являются последовательным результатом проводимой социально-экономической политики. Следует напомнить, что на эти десять регионов приходится около 40% отечественного ВВП. В этих же регионах работает большинство крупнейших корпораций страны. Несмотря на общность этих регионов, они существенно различаются по качественным показателям своего развития.
Тюменский регион является основным донором федерального бюджета. Именно на территории Тюменской области формируется большая часть потребительского спроса и отсюда исходит основной экспортный поток страны. Обладая мощным ресурсным потенциалом, регион имеет неоспоримое преимущество в уровне экономического развития. Основным конкурентным преимуществом Тюменского региона является наличие значительных запасов углеводородного сырья. Тюменская область занимает лидирующую позицию по объемам производства товаров и услуг на душу населения – 4631,1 млрд. руб. ХМАО – 3 место в рейтинге (2842,7 млрд. руб.); по уровню доходов на душу населения (ЯНАО – 884,1 тыс. руб. / чел., ХМАО – 418,7 тыс. руб. / чел., Тюменская обл. – 377,5 тыс. руб./чел.), доле собственных доходов бюджетов (ХМАО – 98,1% (1-е место в рейтинге), ЯНАО – 86,41% (8-е место), Тюменская область – 80,09% (21-е место). Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что Тюменская область сегодня – динамически развивающийся регион, имеющий положительную динамику производственного потенциала и возможности воспроизводства ресурсов. По уровню и качеству жизни населения Тюменская область относится к наиболее благополучным субъектам Российской Федерации. Душевой доход в ней в 3-7 раз выше, чем в других регионах; сохраняется и увеличивается естественный прирост населения [5, 10].
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской обл., номинальная среднемесячная заработная плата составляет 30,5 тыс. руб. Реальная заработная плата выросла на 3,8%. Реальные располагаемые денежные доходы населения повысились на 4,7%. Величина прожиточного минимума в Тюменской обл. без автономных округов на душу населения в месяц составила 7494 руб. для всего населения.
Рис. 3. Динамика показателя величины прожиточного минимума в РФ и Тюменской области
Более всего использовались денежные доходы на потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг). Все это – прямое подтверждение грамотно и эффективно осуществляемой социальной политики. В настоящее время значительное внимание в Тюменской области уделяется развитию социальной инфраструктуры. Одним из приоритетных направлений социальной политики стало развитие сети дошкольных образовательных организаций. Охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет услугами дошкольных организаций достигает до 74%. В системе образования Тюменской области функционирует 553 общеобразовательных учреждения, в которых обучается 148,4 тыс. человек. Позитивным результатом изменения кадрового состава общеобразовательных учреждений является увеличение процентного состава учителей с высшим образованием. В регионе имеется целый ряд вузов, располагающих высококвалифицированными кадрами. Сегодня в Тюменской области осуществляют образовательную деятельность девять государственных вузов. Эти организации выполняют основную часть работ по научному обеспечению развития нефтегазовой и строительной промышленности области, включая автономные округа. В организациях здравоохранения Тюменской области работает 6,7 тыс. врачей и 14 тыс. средних медицинских работников. За период 2009-2013 г. наблюдается рост численности врачей на 4,7%. Обеспеченность врачами составляет 48,6 на 10 тыс. населения, что превышает среднероссийский показатель. Укрепляется материально-техническая база лечебных учреждений, внедряются современные технологии и методы лечения. Сравнение основных показателей отрасли «культура», таких как средняя посещаемость музеев, профессиональных театров, кинотеатров, библиотечный фонд общедоступных библиотек, позволяет свидетельствовать, что Тюменская область находится в целом на среднероссийском уровне, при этом опережая средние значения по УрФО. Около 23% населения Тюменской области регулярно занимается физической культурой и спортом.
С целью определения зависимости устойчивого развития Тюменской обл. от уровня жизни населения в 2013г. был проведен корреляционный анализ. Под уровнем жизни в рамках исследования понимают соотношение уровня доходов населения к стоимости жизни в регионе вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами. Для практических расчетов используется схематическое определение уровня жизни населения как отношения уровня доходов к стоимости жизни. Для построения индекса развития человеческого потенциала на базе официальных статистических данных произведен расчет этого показателя по Тюменской области (включая автономные округа) и другим областям, входящим в Уральский федеральный округ [8].
Сравнительный анализ компонентных индексов показывает различия в уровнях развития регионов. Разрыв между максимальным и минимальным значением по индексу дохода составил 0,375 индексных пункта и являлся наибольшим среди других компонентов. Низкий индекс долголетия в регионах Уральского федерального округа обусловлен невысоким показателем ожидаемой продолжительности жизни населения в них (64-68 лет). Разрыв между максимальным и минимальным значением индекса долголетия незначителен (0,046 индексных пункта), который изменялся в границах от 0,648 в Курганской области до 0,694 – в Тюменской области. Индекс образования изменяется в границах от 0,901 в Курганской области до 0,910 в Свердловской. Разрыв между максимальным и минимальным значением индекса достигнутого уровня образования был незначительным и составил 0,009 индексных пункта. Во всех регионах уровень грамотности взрослого населения превышал 98%. По значению обобщающего индекса развития человеческого потенциала (далее 0 ИРЧП), как и по всем другим компонентным индексам (кроме индекса образования), рассмотренным выше, на первом месте в Уральском федеральном округе году находится Тюменская область.
Рис. 4. Сводная диаграмма индексов, определяющих ИРЧП
Исходя из значений сводного индекса, Тюменская область в целом может быть отнесена к регионам с высоким уровнем, все остальные из числа рассматриваемых областей – к регионам со средним уровнем развития человеческого потенциала.
По результатам исследования можно констатировать, что уровень развития человеческого потенциала зависит от социально-экономического положения и проводимой социальной политики в регионе, его оценка служит ярким показателем среднего уровня благосостояния населения, приемлемости условий его существования и в целом устойчивости развития региона. Вместе с тем, при наличии позитивных показателей развития региона, имеют место не очень оптимистичные прогнозы. Комплексный анализ степени воздействия проблем на социально-экономическое развитие Тюменской обл. позволил выявить существующие проблемы, в т.ч.:
- перекос в структуре обрабатывающих отраслей в сторону нефтепереработки;
- тенденция снижения объемов производства по ряду отраслей добывающей промышленности;
- тенденция снижения ввода в действие отдельных производственных мощностей и объектов социально-культурного назначения;
- высокий уровень износа жилищного фонда, сетей и инженерного оборудования;
- недостаточный уровень обеспеченности населения коммунальными услугами;
- рост социальной напряженности в связи с ростом тарифов при недостаточном уровне обеспечения населения коммунальными услугами и ненадлежащем качестве предоставляемых услуг;
- высокая дифференциация доходов населения по территориям и видам экономической деятельности.
Это в свою очередь позволило четко сформулировать задачи дальнейшего развития социальной сферы Тюменской области, в частности:
- повышение эффективности системы управления социальной политикой и координации отношений в социальной сфере;
- сохранение положительных тенденций демографической динамики через укрепление института семьи;
- повышение трудового потенциала и уровня занятости населения региона;
- усиление межведомственного взаимодействия в решении проблемы преодоления бедности, оказание адресной помощи отдельным категориям населения;
- развитие конкурентной среды в сфере предоставления социальных услуг населению.
Итак, жизненный уровень населения региона тесно связан с социально-ориентированной экономикой, основное предназначение которой – обеспечение материальными и социальными благами максимально большего количества граждан. Устойчивое развитие региона призвано обеспечивать достойный уровень жизни его жителей. Однако в Тюменском регионе положительная динамика может продлиться недолго, поскольку до настоящего времени территория успешно развивалась только на основе ресурсных факторов. В конечном итоге процветание региона будет зависеть от его бизнес-климата. Активность устойчивого развития может быть обусловлена интенсивным движением капиталов, товаров, услуг.
Рецензенты:
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Дурцева А.Г., Осипова Л.Б. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19570 (дата обращения: 14.11.2024).