Современному человеку 21 века уже не нужно доказывать, что профессиональное управление необходимо в любой, нацеленной на эффективность общественно-полезной деятельности.
Профессиональный менеджмент нужен не только предпринимателям, руководителям крупных компаний, но и каждому человеку в его повседневной жизни: семье, домашнем хозяйстве, личном становлении. Культура жизнедеятельности людей развивается в семье, а от того, в каких условиях формируются семейные устои, во многом зависят моральное и физическое здоровье нации, будущее социально-экономического состояния страны.
Актуальность проблемы формирования жизнеустойчивости и благосостояния современной семьи определила направление наших научных интересов. Особое внимание в своих исследованиях мы уделили обоснованию механизмов управления ресурсами семьи, позволяющим эффективно планировать и обеспечивать ее благополучную жизнедеятельность. Самоорганизацию семьи мы рассматриваем как естественный процесс ее самоуправляемости.
По проблемам развития системы благосостояния современной российской семьи и формирования социально-экономических механизмов ее самоорганизации кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства проведены многочисленные исследования, опубликован ряд статей и монографий [1-5].
По результатам теоретического анализа и социологического мониторинга нами выявлены и обоснованы основные социально-экономические факторы, способствующие благосостоянию семьи:
1) жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус);
2) организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье);
3) физическое здоровье (диагностика здоровья, культура спорта, гигиена);
4) духовное и моральное здоровье (профилактика вредных привычек, конфликтов, психологическое благополучие);
5) воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, педагогическая, юридическая помощь);
6) внутренние и внешние коммуникации семьи (внешняя открытость семьи, имидж семьи среди окружающих, характер взаимоотношений между родителями и детьми, отношения между супругами);
7) жилищные условия (размер и тип жилья, комфортность условий проживания).
Система самоорганизации семьи рассматривается нами как комплекс непрерывных процессов самоуправления, самосовершенствования, саморегулирования и их результатов.
Самоуправление семьи – это внутрисемейный менеджмент, направленный на эффективное использование социально-экономических резервов семьи в решении проблем совместимости, создания комфортных условий жизнедеятельности, стиля воспитания детей, формирования факторов благосостояния семьи в целом. Главная задача семьи заключается в формировании человеческого капитала, которая обеспечивается как через процессы рождения, воспитания, образования, так и через передачу детям в наследство накоплений, имущества, и главное, жизненной философии и бытовых навыков. Именно единство материального и духовного отличает семейную жизнь, определяет экономическую и социальную целенаправленность жизнедеятельности семьи.
Управление социально-экономическими ресурсами семьи рассматривается нами как хорошо отлаженная система, способствующая: улучшению повседневной жизни, ведению домашнего хозяйства, организации финансовых процессов, умелому разделению труда и грамотному потреблению благ и мн. др.
Основные процессы управления и, управляемые, под воздействием субъектов управления, ресурсы развития жизнедеятельности семьи представлены в модели эффективной системы управления социально-экономическими ресурсами семьи, сформированной нами в ходе исследования заявленной в статье проблемы (рис. 1).
Рис. 1. Модель эффективной системы управления социально-экономическими ресурсами семьи
С точки зрения научного менеджмента, семья сегодня рассматривается как социально-экономическая система, что позволяет нам разделить и обосновать функции управления в семье. Семейное управление в качестве объекта воздействия предполагает социально-экономические процессы жизнедеятельности семьи, отражающие качество и комфортность условий жизни всех членов семьи, обеспечивающие общее благосостояние этого малого социума. Управляемые процессы подразумевают наличие у лидеров семьи определенных знаний и навыков планирования, организации, принятия решений, направленных на регулирование жизненно-важных вопросов функционирования семьи. Семейное управление – это и управление социально-психологическими ресурсами семьи в решении проблем совместимости, создания семейных ценностей и традиций, стиля воспитания детей, и управление экономическими сферами жизнедеятельности, например: выбором стратегии потребления, накопления, страхования, инвестирования, которые во многом определяют имидж и стиль жизни семьи. Единство материального и духовного является основой семейной экономики, характеризующееся особенностями семенной жизни.
В любой системе, для обеспечения ее эффективности должны быть отлажены определенные механизмы (процессные рычаги жизнедеятельности). В системе самоорганизации семьи мы выделяем пять внутренних механизмов, глубоко связанных с изменяемыми во времени и пространстве процессами на микроуровне развития семьи, а так же с конструктивными и деструктивными факторами ее жизни на макроуровне. Механизмы самоорганизации семьи представляют собой совокупность средств, методов и условий, необходимых для благополучия семьи.
Согласно своей системной сущности механизмы самоорганизации семьи должны обладать такими характеристиками, как: соответствие уровням социальных норм и ценностей частной жизни отдельных семей и общества в целом; соблюдение принципа положительной обратной связи в процессе развития семьи; направленность на кооперацию усилий «домочадцев» в процессе формирования их взаимоотношений; целенаправленность всех действий на благосостояние семьи; соотношение духовных и материальных факторов развития семьи.
В соответствие с этими критериями мы выделяем такие механизмы самоорганизации семьи на микроуровне ее развития, как: специфика образа жизни семьи; гибкость системы саморазвития семьи, процессы взаимодействия членов семьи, а на макроуровне ее развития: экономический институт семьи, социальный потенциал семьи.
Представленная на рисунке 2 пирамида отражает иерархию процессов развития семьи, «врожденных» и «приобретенных» семьей механизмов ее самоорганизации. Так, на микроуровне становления семьи задействованы механизмы, заложенные «генетикой» семьи, ее культурой; на макроуровне развития семьи закладываются навыки управления ее жизнедеятельностью, успешно формируются институциональные формы обеспечения экономической эффективности ведения домашнего хозяйства и управления бюджетом семьи.
Семейный образ жизни – это стиль и уклад жизни семьи, определяющие ценностные ориентиры целенаправленности поведения членов семьи; пути достижения успеха. В каждой семье, в силу различных наследственных, культурно-нравственных, физических, материальных и других особенностей складывается специфическая обстановка общежития, качество которой является заслугой или виной каждого члена семьи.
Гибкость системы саморазвития семьи обеспечивается процессами, связанными с постоянными изменениями, сменой этапов, циклов, состояний, структуры и реакций семьи на различные жизненные ситуации. Стабильность семьи – состояние относительное, т.к. ее развитие дискретно, переживает различные кризисы, вызывающие неустойчивость общего состояния «домочадцев». Однако именно неустойчивость выступает основным импульсом процессов самоорганизации.
Рис. 2. Иерархия механизмов самоорганизации семьи
Процессы взаимодействия всех представителей семьи определяются ролевым разделением семейных функций. Каждая семья создает свою модель кооперации и разделения труда между представителями домашнего хозяйства. В процессе обеспечения семьи ресурсами, задаются определенные стандарты их индивидуального потребления. Поведенческие принципы реализуются в отношениях между супругами, родителями и детьми. Семейные устои предопределяют выбор каждого члена семьи между производительным и обслуживающим видом его домашнего труда.
Семью как социально-экономическую систему можно разделить на три категории: семья, как производственная компания, где члены семьи имеют взаимовыгодное право выбора своей специализации и в сфере разделения семейного труда; семья как потребительский кооператив, что делает возможным общее использование недвижимости и других ценностей; семья как страховая компания, которая обеспечивает гарантии взаимной материальной помощи и социальной поддержки.
Экономический институт семьи формируется за счет финансовой грамотности, определенных умений и навыков, реализуемых в решении экономических проблем: распоряжение собственностью, доходами, сбережениями, трудом, временем. Содержание экономического института определяют производственные и воспроизводственные функции и экономические роли членов семьи в рыночной экономике: ведение домашнего хозяйства, формирование человеческого капитала, обеспечение необходимого уровня потребления, семейный бизнес, развитие инвестиционных возможностей семьи.
Социальный потенциал семьи обеспечивается институциональными формами устойчивости семьи: комплекса, принимаемых всеми членами семьи, формальных и неформальных норм и правил, регулирующих сферу семейной жизнедеятельности людей и организующих систему их ролевого и статусного разделения. Социальное поведение членов семьи формируется под воздействием семейного воспитания, традиционно установленных в семье морально-нравственных и общественно значимых ценностей. Социальный индивид более естественно включается в общественные структуры в силу сознательного одобрения общепринятых институциональных норм.
По результатам социологического мониторинга, проведенного нами в 2014 г., современное состояние в сфере семейной самоорганизации, уже можно оценить более чем на удовлетворительно. Выявлено, что по сравнению с началом XXI века, за последние десять лет произошли принципиальные изменения в семейной практике учета и планирования доходов и расходов, экономии ресурсов.
Сегодня, в ответах на вопросы: «Анализируете ли Вы финансовые расходы семьи?», «Планируете ли вы семейные расходы заранее?», «Знаете ли Вы какую долю доходов тратите на питание?», отмечается со стороны респондентов усиление одобрительного отношения к функциям планирования и учета семейного бюджета. Так, если в 2005 году по результатам наших опросов только 46,6% задействованных в анкетировании семейных людей (38,2% – женщин и 8,3% – мужчин) были уверены в правильности практики своего ведения домашнего хозяйства, то сегодня мы получили положительный ответ уже 58,7% из того же числа семейных представителей г. Пензы, причем из них уже 15,4% – мужчин и 43,3% – женщин.
На вопрос: «Что заставляет Вас сегодня планировать бюджет семьи?», мы получили любопытное распределение ответов, что отражено на диаграмме (рис. 3).
Рисуя социальный портрет наших респондентов, отметим, что большую часть людей поддерживающих тезис о том, что мы живем в рыночных условиях хозяйствования, составили люди среднего возраста до 45 лет, в основном с высшим образованием. Девиз управления семейным бюджетов – «Большие планы – большие расходы!» – выбрали более молодые представители г. Пензы, в основном со средним и незаконченным высшим образованием. Контингент бережливых в составе семейных людей, живущих под девизом: «Копейка рубль бережет!» составили люди среднего возраста, со средним уровнем финансового достатка и имеющие в большей своей части, среднее профессиональное образование. Вынужденная необходимость экономить чаще всего заставляет планировать свой бюджет людей предпенсионного и пенсионного возраста, независимо от уровня их образования, т.е. людей с небольшими материальными возможностями.
Рис. 3. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Что заставляет вас сегодня планировать бюджет семьи? »
Анализируя полученную статистику можно резюмировать, что почти 60% опрошенных из числа семейных пензенцев уже ощущают эффективность грамотного распределения бюджета семьи. Более успешными в своих устремлениях и практике управления домашним хозяйством являются опытные, но еще достаточно молодые (30-45 лет) люди с высшим образованием. Менее компетентной в вопросах планирования и учета своих финансов является молодежь, не получившая пока специального образования. Пожилые же люди, являясь «группой риска» в плане финансового благополучия, проявляют себя как самые любознательные в сфере получения экономических знаний по эффективному ведению своего хозяйства и бюджета.
В условиях экономической нестабильности, по результатам наших исследований, отмечается повышение уровня востребованности среди семейных людей специальных знаний по ведению домашнего хозяйства, формированию семейного бюджета, планированию и обеспечению благополучной жизни. В связи с этим, хотелось бы отметить научно-педагогические результаты деятельности коллектива кафедры «Менеджмент» Пензенского ГУАС. Практически для всех студентов экономического профиля обучения преподается спецкурс «Менеджмент в домашнем хозяйстве», где анализируются возможности управления в различных сферах жизни семьи и домашнего хозяйства (от взаимоотношений супругов, родителей и детей, организации досуга, культуры, здоровья, до вопросов планирования семейного бюджета и формирования финансового портфеля семьи). В ходе обучения студенты участвуют в исследованиях по проблемам управления семейной экономикой в рамках курсового и дипломного проектирования, развивают свои экономические и управленческие навыки в организации семейной жизни и благодаря этому более гибко адаптируются к самостоятельной жизни.
Экономический и технический прогресс XXI века, резко поднявший уровень жизни, качественно преобразовавший жизненные стандарты, изменил ценности и мотивы деятельности людей. Возросла автономность личности и значимость далеких от труда сфер жизни, стремление к интересной и полнокровной жизни. Сегодня возрастает значение таких личностных установок, как саморазвитие и самореализация в труде[6, 208]. Успешность жизнедеятельности каждой личности закладывается в хорошо отлаженной системе хозяйствования семьи.
Управляемость внутрисемейных сфер жизнедеятельности и межличностных отношений представляет собой огромный потенциал благосостояния семьи. Процессы самоуправления в семье, особенно молодой, должны формироваться за счет отлаженной системы механизмов самоменеджмента, направленных на улучшение повседневной жизни семьи с целью эффективного ведения домашнего хозяйства.
Рецензенты:
Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий каф. «Экономика, организация и управление производством» ИЭиМ, ПГУАС, г. Пенза;
Кондратьев Э.В., д.э.н., профессор, преподаватель каф. «Менеджмент» ИЭиМ ПГУАС, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Резник С.Д., Турчаева Р.Ю. ПРОЦЕССЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19359 (дата обращения: 15.10.2024).