Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЗЕ РИЗАИТДИНА ФАХРЕТДИНОВА

Муталов И.Г. 1
1 Башкирский Государственный университет
В статье рассматривается система художественных образов в прозе башкирского просветителя Ризаитдина Фахретдинова. Рассматривается роль художественных образов в раскрытии внутреннего мира автора. Также анализируются идейное содержание произведений, философско-психологическая концепция личности и собственные мировоззренческие взгляды автора. Назначение литературы Р. Фахретдинов видит в исправлении нравов, в воспитании образованного, добродетельного человека, что и определило его творческие принципы. Большое значение придавал писатель роли окружающей среды в формировании личности. Проза Р. Фахретдинова была новым явлением в башкирской литературе конца XIX в. как по содержанию, так и по форме. В своих произведениях писатель не ограничивается изображением одного события из жизни своих героев, раскрытием какой-нибудь одной их черты. Сюжеты его произведений состоят из ряда эпизодов, охватывающих значительный период жизни героев. Автор стремится поставить и решить такие важные проблемы своего времени, как приобщение народа к передовой европейской культуре, воспитание личности.
идейное содержание
личность в литературе
поэтические приемы
система образов
раскрытие характера
формирование личности
художественный образ
главный герой
концепция личности
башкирская проза
1. Колобова Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX–XX веков // М.: Издательство МГУ, 1990. — С. 379.
2. Кунафин Г. С. Культура Башкортостана и башкирская литература XIX — начала XX века. – Уфа: Китап 2006. – С. 275.
3. Кунафин Г.С. Традиции просветительского реализма в башкирской прозе начала ХХ века // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
4. Фахретдинов Р. Салима, или Целомудрие // Татар мэгърифэтчелек эдэбияты. — 1979. – С. 297.
5. Рашит Шакур. Великий подвижник науки и просвещения. К 150-летию со дня рождения Ризаитдина Фахретдинова // Ватандаш. - 2008. — № 9. – С. 93–114.
В литературоведении проблема отображения человека в художественной литературе решалась с помощью понятий «образ», «характер», «герой», «человек», а в настоящее время все настоятельнее вводится термин «художественная концепция личности», который позволяет анализировать литературного героя в глубокой связи со всеми уровнями художественного текста, четко определить особенности мировоззренческой позиции писателя, ее эволюцию.

Действительно, сейчас как никогда назрела необходимость в активном изучении и использовании категории «художественная концепция личности», так как она позволяет учесть все составляющие созданного писателем образа и подразумевает типологию личностей, напрямую связанную с вопросом о сущности и смысле человеческой жизни, о национальном своеобразии нашего народа.

В этой статье мы ставим цель дать краткий обзор творчества Ризаитдина Фахретдинова и определить концепцию личности в его прозаических произведениях.

Понятие «художественная концепция личности» не включено ни в один литературоведческий словарь, поэтому его определение можно встретить только в специальных работах, посвященных данной теме. Например, Л.А. Колобаева считает, что «художественная концепция личности - понятие, отражающее совокупность идей, взглядов, принципов видения, постижения и изображения человека как личности в определенном литературном контексте. Художественная концепция личности как основа творческого сознания писателя является центром, который определяет характер, эстетические законы не столько одного произведения, сколько всего творчества в целом или отдельных его этапов» [1, 35].

Проза  Р. Фахретдинова была новым явлением в башкирской литературе конца XIX в. как по содержанию, так и по форме. В своих произведениях писатель не ограничивается изображением одного события из жизни своих героев, раскрытием какой-нибудь одной их черты. Сюжеты его произведений состоят из ряда эпизодов, охватывающих значительный период жизни героев. «В них преобладают хроникальное начало, более сложная духовная эволюция главных героев, заметно ощущается голос самого повествователя. Через своих героев автор стремится поставить и решить такие важные проблемы своего времени, как приобщение народа к передовой европейской культуре, распространение светских знаний, воспитание высоких моральных качеств, эмансипация женщины, установление справедливости и равенства между людьми. Но он не поднимается до показа жизни героев через общественно-исторические обстоятельства, до глубокого проникновения в социальный смысл жизненных явлений и широкого их обобщения» [2, 173].  

Произведения Р. Фахретдинова «Салима, или Целомудрие»  (1889 г.), «Асма, или Проступок и наказание» (1903 г.) занимают важное место в башкирской литературе и на сегодняшний день. Они включены в школьную и вузовскую программы.

«В начале ХХ века в башкирской литературе наблюдалось активное развитие прозы, особенно ее малых и средних жанров - рассказов, новелл и повестей. Немаловажную роль в этом сыграли просветительская эстетика, все более утвердившиеся в литературе реалистические творческие принципы, а также плодотворное влияние развитой русской прозы. Эпические жанры давали возможность башкирским писателям шире охватить действительность, глубже осветить волнующие народ социальные, политические и нравственные проблемы. Такие писатели, как Р. Фахретдинов, З. Хади, М. Гафури, А. Тагиров, вступившие на литературную арену на стыке двух веков, создавали свои произведения в основном в русле метода просветительского реализма, ратовали за приобщение народа к европейской форме жизни, к светскому знанию, за воспитание молодого поколения в духе нового времени, за эмансипацию женщин» [3, 5].

В повести «Салима, или Целомудрие» события происходят на пароходе. Все действия, происходящие на этом пароходе, направлены на открытие духовного мира героев.  Первый из них - башкирский шакирд, молодой парень, получивший образование в старом медресе. Он пока еще не превратился целиком в фанатика кадимизма, но воспринимает  науку, просвещение, искусство пассивно. Это весьма ощущается, когда сравниваешь его с другим героем повести - Салимой. Она закончила университет в Египте, хорошо знает арабский, английский и французский, интересуется историей. После встречи с Салимой молодой парень меняет свое мировоззрение, начинает смотреть на мир, на жизнь и на самого себя совсем по-другому. В ее лице шакирд находит идеал человека, стремящегося к новой жизни, к прогрессу. Ее героиня предстает перед нами как идеал женской красоты и духовного совершенства, как всесторонне образованная, воспитанная девушка-мусульманка.

Р. Фахретдинов утверждает, чтобы стать настоящим человеком, наряду со стремлением к науке требуются и такие качества, как гуманность и красивый внутренний мир. Будущее нации в  руках воспитанного, гуманного и старательного молодого поколения, обладающего хорошим знанием, говорит автор.

«Как видим, в своем произведении Р. Фахретдинов придает исключительное значение воспитанию просвещенности, гуманности, доброты и других добродетелей. Своих героев он наделил всеми лучшими чертами, которые можно найти в людях. Салима и юноша-башкир абсолютно свободны от нравственных пороков. Для чего это делается? Разумеется, как образец для подражания. По сути, эти образы служат рупором идей автора. С их помощью он хочет внушить читателям мысль, что лишь образованные и высоконравственные люди в этом мире смогут обрести счастье» [2, 175].  

Мысли, которые хочет передать читателям, автор излагает устами  героев. Все мысли, идеи и взгляды, которые герой хочет воплотить в жизнь, на самом деле мысли самого автора. В главе «Путешествие» шакирд говорит: «Главной моей целью было служить своему народу; однако... ясно понял, что без знания русского языка невозможно служить по-настоящему. Для того чтобы сделать нацию счастливой, надо показать ему пути к образованию и к умению добывать богатства прекрасными делами, приобщая к ремеслам и занятиям. Нет сомнения в том, что, не зная русского языка, невозможно все это осуществить» [4, 190].  Устами Салимы с большим сожалением говорит автор о таких девушках из народа, способности которых могли бы раскрыться, если бы были для этого соответствующие условия: «Многие люди, которые стали бы поистине драгоценными, из-за отсутствия необходимого воспитания остаются лежать на земле. Бедная эта девушка (образ юной башкирки Фахрии) и есть одна из таких» [4, 195]. Как и многие просветители, автор торопится  осчастливить своего героя. В итоге Салима и шакирд женятся и строят новую, счастливую жизнь. Здесь автор также делится мыслями о семье и о жизни.

Повесть основана на переживаниях молодого шакирда, на его разговорах с людьми, на описании картины  бытовой жизни народа, также в ней есть много лирических отступлений. Через главных героев автор выдвигает идею, что продвижение нации вперед и счастье людей связаны со стремлением получить знания, разные профессии, со стремлением к искусству, к культуре, желанием жить в ногу со временем, пытаться сравняться с передовыми народами. В лицах молодого поколения он видит будущее народа. Поэтому автор хочет, чтобы они обучались современным наукам, изучали русский язык, усваивали культуру русских и других народов.  

В повести «Асма, или Проступок и наказание» Р. Фахретдинов также ставит на передний план разные приемы воспитания. Первое - это семейное воспитание, и его содержание подробно передается через образа Асма. Она единственная дочь Габбас муллы и Гаиша абыстая. Как видно из содержания, Габбас мулла - человек прогрессивный, учитель, который придерживается «осуле жэдидэ», т.е. сторонник нововведений и хороший отец, любящий свою семью. Гаиша также описывается как душевная женщина, готовая отдать жизнь за свою семью. «В повести "Асма, или Проступок и наказание" писатель развивает в основном те же просветительские идеи, которые были характерны для книги "Салима, или Целомудрие". Но здесь, в отличие от предыдущего произведения, не только показывается старое и новое, действуют вовсе не идеальные герои. Интересен в этом плане и подзаголовок повести, обозначенный словами "проступок и наказание", напоминающий, впрочем, название известного произведения Ф.М. Достоевского. Но главное - в нем довольно точно выражен авторский замысел - это борьба добра и зла, острое столкновение старого, косного, отжившего свой век, с новым, прогрессивным. Книга эта занимательна и динамична по форме, построена в жанре приключенческой повести, но она, безусловно, реалистична по своему содержанию и проблематике. В ней создана целая галерея как положительных, так и отрицательных образов» [5, 103].

С большим мастерством обрисованы в книге образы отрицательных персонажей, олицетворяющих собой темные силы общества. Это Хикмат-хаджи, мюрид Муса, тормозящие прогресс народа, а также разного рода проходимцы, шарлатаны, дельцы типа старухи Хамиды и Зайнуш-абыстай, спекулирующие живым товаром в условиях капиталистического города. Данной категории людей, религиозному фанатизму, социальному злу и невежеству противопоставлены приверженцы нового, прогрессивного. Особую роль среди них играют образы представителей простого народа, носителей истинно народной культуры и духовности. Впрочем, в ряду таких персонажей следует назвать и Габбаса-муллу, передового человека своего времени, одним из первых приступившего к обучению шакирдов в своей деревне по новому методу под влиянием своей образованной жены Гайши-абыстай.

Назначение литературы Р. Фахретдинов видит в исправлении нравов, в воспитании образованного, добродетельного человека, что и определило его творческие принципы. Большое значение придавал писатель роли окружающей среды в формировании личности. Однако понятие среды у него ограничивалось рамками семьи и школы. Он мало затрагивал экономические и социально-политические основы общества, в решении волнующих проблем полагался лишь на самоотверженную деятельность, доброту и щедрость отдельных просвещенных личностей и богачей. «Поэтому его концепция человека по своей природе очень противоречива. Он, с одной стороны, рассматривал человека как продукт среды, как продукт воспитания, а с другой - возлагал на человека всю ответственность за его поведение, счастье человека объяснял в связи с его нравственными качествами, просвещенностью» [2, 177].

В его произведениях высоконравственное неизбежно берет верх над порочным, хорошо воспитанные, волевые и просвещенные люди всегда обретают счастье, а невежественные и злые в конечном итоге оказываются опозоренными.

Рецензенты:

Кунафин Г.С., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

Идельбаев М.Х., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Муталов И.Г. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЗЕ РИЗАИТДИНА ФАХРЕТДИНОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19316 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074