В комплексе проблем, связанных с изучением общественно-экономических и политических преобразований, часто приходится руководствоваться и оперировать статистическими данными. При использовании статистического материала исследователь сталкивается с проблемой его достоверности и «качественности», с появлением вопросов: техники и методов сбора статистических данных, механизмов обработки полученной информации, своевременности представления. В региональном масштабе актуальным представляется сюжет, касающийся системы статистического учета в территориальных границах Алтайского округа во второй половине XIX века.
Статистическая система Алтайского округа, имевшего двойное подчинение, - Кабинету как владельцу земли и Томскому губернатору как гражданскому начальнику, была представлена, с одной стороны, ведомственной статистикой, которая формировалась ведомствами для Кабинета Е.И.В. и отчетностью начальника Алтайского округа со второй половины 60-х г. XIX в. для годового губернаторского отчета.
В отличие от организации губернской статистки, выстроенной по административно-территориальному принципу, система ведомственного статистического учета Алтайского округа имела иную форму организации. Военизированная система управления оказала существенное влияние не только на ее организацию, но и на существующую систему статистического учета и контроля как форму ведомственного делопроизводства [10]. Существующий ведомственный статистический учет в рамках округа отличался от губернской статистической системы, которая, по мнению Л.В. Милова являлась «образцом административной статистики» [8].
Принципиальное отличие, во-первых, заключалось в том, что, несмотря на территориальное вхождение Алтайского округа в состав Томской губернии, реестровая статистическая отчетность в округе самостоятельно подавалась в Кабинет Е.И.В., за исключением вопросов, входивших во всеподданнейший губернаторский годовой отчет [6]. Сюда были отнесены сведения о землях и лесах горного ведомства; о горных крестьянах разделенных на отделения; о числе учебных заведений горного ведомства с показаниями числа училищ и учащихся; о благотворительных заведениях Горного ведомства. Исходя из того, что основной массив статистических данных поступал в Кабинет, соответственно он самостоятельно и определял период подачи сведений. Во-вторых, формы статистической отчетности являлись типовыми для всех существующих ведомств Алтайского округа, в соответствии требований Кабинета Е.И.В. Тем самым, статистический учет носил строгий унифицированный характер. В-третьих, учет на производстве вели непосредственно специалисты, задействованные в нем, за исключением случаев, когда привлекались статистические корреспонденты со стороны. Стоит отметить, что в ведомственном статистическом учете, чаще всего в текущих статистических работах кадровая проблема не возникала, что нельзя сказать о более поздних статистических обследованиях в Алтайском округе связанных с переселенческой политикой государства. В-четвертых, пожалуй, одним из самых важных моментов являлось финансовое обеспечение статистических мероприятий. Если в губернской административной статистике на содержание статистического комитета определялась конкретная сумма, «где первые денежные средства в размере 700 рублей были получены в 1859 г, а с 1867 года неизменно 2000 рублей», [12] то в Алтайском (горном) округе, а именно на производстве, это являлось неотъемлемой частью всего делопроизводства, а, вместе с тем, и деятельности, и сумма определялась объемом ведомственного статистического учета.
Все эти характерные особенности системы статистического учета округа, выстроенные по принципу «военизированной системы управления», являлись составной частью горнозаводского механизма, что приводило к некоторым сложностям в определении ее как отдельной ведомственной единицы. Существующая система организованных структур управления с разветвленным аппаратом была немыслима без статистического учета и контроля, который являлся частью всего делопроизводства и позволял координировать и принимать важные управленческие решения.
С усложнением хозяйственного управления, система статистического учета, имея унифицированный характер с надлежащими к тому требованиями, не могла полностью удовлетворять запросы управленческих структур. По Высочайше утвержденному Указу от 6 февраля 1883 г. было организовано Главное управление Алтайского горного округа, с единоличной ответственностью начальника округа, что соответственно вносило коррективы в ведомственный статистический учет. В функции Главного управления входило осуществление общего руководства горнозаводским делом, землеустройством и лесным хозяйством. В структуре управления и учета выделялись части: распорядительная, горная, заводская, земельная, лесная, медицинская, хозяйственная, а также окружное училище и бухгалтерия. Каждая из этих частей располагало свойственной ей статистической информацией. Несмотря на масштабность и разнообразие статистического материала, собираемого в Алтайском округе, в системе Управления не было создано централизованного статистического органа, в котором этот материал приводился бы в системный порядок. Основное внимание было обращено на систему горнозаводского производства, а так же все составляющие звенья, предназначенные для обслуживания округа.
Существенные коррективы, как в организацию округа, так и в развитие статистических служб, а вместе с тем и их деятельность, внесли социально-политические процессы, которые в первую очередь были связаны с переселенческой политикой государства.
Начиная с 90-х гг. XIX века переселение в Алтайский округ представляло собой стихийный процесс. Став на путь поощрения этого процесса, Кабинет до середины 90-х годов не делал никаких попыток его урегулирования. Управление Алтайского округа не выполняло регулирующей функции, оно было пассивным и безучастным [7]. Данная политика оказывало положительное влияние на формирование новой системы статистического учета. Сбор и обработка поступающих сведений требовали постоянно действующих статистических учреждений, с одной стороны. С другой - отсутствие земских статистических отделов, в большинстве своем занимающихся в Европейской России сельскохозяйственным статистическим учетом, проведением локальных переписей и регистрацией населения, заставляли как можно быстрее задуматься о самостоятельной статистической единице с наделением ее определенными функциями.
В 1894 году в Алтайском округе было создано при земельной части управления статистическое бюро для «обследования крестьянских хозяйств с целью поземельного устройства крестьян в Алтае» и водворений переселенцев [4]. Процесс образования статистического бюро был закономерным и эволюционно подготовленным. К этому времени хозяйственно-административная система округа создала необходимые условия для развития самостоятельной статистической службы, с конкретно определенной целью статистической деятельности.
Первый, кто возглавил статистическое бюро, был известный публицист и исследователь - Николай Михайлович Ядринцев. На правах заведующего Н. М. Ядринцев организовал консультации с видными статистиками Петербурга: Воронцовым, Покровским, Вернером, где в последствии была составлена программа обследования экономического быта крестьян и подворная карточка. Использовав опыт Иркутского статистического бюро и с помощью московского профессора-статистика А. И. Чупрова, Ядринцевым была набрана группа сотрудников, среди которых был П. Г. Сущинский, имевший опыт статистических работ по регистрации переселенцев в Тюмени [13]. Используя опыт работ земских статистиков и теоретиков статистической науки, члены статистического бюро приступили к разработкам переписных программ применительно для конкретной местности и контингента. Формирование новой системы статистического учета, вызванной идущими социальными процессами, имело огромное значение и, в первую очередь, с точки зрения организации управления.
В 1894-1895 годах был сформирован основной состав статистического бюро, куда привлекали ссыльных и переселенцев, имеющих теоретические и практические знания. Это не только позволяло вести исследования, но и создавало условие для зарождения общественно-научных организаций, с привлечением образованных людей из местного населения. Огромную роль сыграл политический ссыльный Сергей Порфирьевич Швецов, работавший до перехода в статистическое бюро архивариусом земельного отдела Алтайского округа, деятельный член Общества любителей исследования Алтая [11]. Численная организация статистического бюро была небольшой. На период 1894 года была представлена: заведующим статистическим отделом (вакансия) и статистиками: С. П. Швецов, А. Н. Фролов, П. Г. Сущинский и регистраторами - студенты Императорских Университетов: Санкт-Петербургского - А. Ковригин, К. Нагаев; Томского - Д. Кустри, А. Пурвер, В. Херсонский, Г. Михайлов [3].
Несмотря на малочисленный состав статистического бюро, размах проводимых обследований и механизм организации работ охватывал территориально весь округ. В организации всех статистических кампаний существенное внимание отводилось подготовке и механизму проведения работы, поскольку это во многом предопределяло адекватность формируемого материала. В отдельных статистических обследованиях не исключением было использования нескольких способов формирования статистических данных во избежание неточности. Ярким примером такого мероприятия служит статистическое обследование «качества угодий». Оно производилось двумя способами взаимодополняющими друг друга. Один способ заключался в «суммировании наблюдений, которые собирались путем опроса сельских хозяев», другой - «в объективном изучении почв при помощи приемов естественноисторических исследований» [2].
Плановое последовательное проведение статистических работ заключалось в использовании разработанного инструкционного материала, как штатными статистиками, так и добровольными корреспондентами, что придавало логическую завершенность статистическому обследованию. Ярким примером этого является «изучение социальных условий жизни населения», как одной из групп работ по основному исследованию Алтайского округа. К объектам данного статистического мероприятия статистическим отделением были отнесены: «1. население и его группировка в различных отношениях; 2. землевладение и землепользование; 3. занятия населения (приемы и условия сельскохозяйственного производства и его результаты, неземледельческие промыслы); 4. потребление, сбыт земледельческих продуктов, пути сообщения, подати и повинности; 5. экономическое положение населения, как результат естественных условий и общественной обстановки жизни населения» [2].
С целью полного охвата населения и получения объективного статистического материала, с учетом ограниченности кадров, денежных средств на проводимые мероприятия и времени, часть сведений собиралась через «опрос понятых относительно условий общих для всех отдельных дворов селения». Другая часть статистического материала формировалась в результате подворной переписи и опроса каждого домохозяина, что позволяло целостно сформировать статистические сведения об объекте. Важным дополнением к этим работам, посвященным выявлению средних условий крестьянского хозяйства, служила ежегодная регистрация важнейших явлений хозяйственной жизни. Этот текущий статистический учет позволял по многим показателям уточнять и вносить корректировку по ранее сформированным данным.
Периодические статистические обследования в округе проводились в виде простого подворного обследования, значительно реже - в виде обследования всего (округа) уезда. Такие статистические мероприятия требовали больших денежных затрат и дополнительного привлечения специалистов. Так, для формирования общих сельскохозяйственных сведений по Алтайскому округу за 1896 год было «распространено более 10000 анкет и переписных листов в местности для предварительного сбора материалов» [9]. Статистические обследования такого рода были не всегда полными, поскольку формируемый материал фактически отображал полученные сведения без корректировки и в отрыве от временных обстоятельств, так как собирали его не всегда специалисты.
Проводимые статистические обследования в силу нехватки специалистов и как следствие времени дробились и на этапы. Примером является обследование «инородческого населения Бийского и Кузнецкого округов» [1]. В соответствии с этим мероприятием был определен механизм и последовательность работы. Данное обследование было проведено в два этапа - основное в 1894 г. и дополнительное в 1896 г. В основу статистического обследования был заложен отработанный механизм работы. В программу обследования вошли: волостной бланк, общинный бланк, промысловый бланк, податный бланк и подворная карточка. Наиболее полную информацию о жизни крестьянского мира в Алтайском округе содержал общинный бланк. Его содержание сводилось к основным и существенно важным вопросам: «образование общества, годовое содержание сельских выборных, распределение земли, платежей и повинностей, совпадает ли фактическая община с сельским обществом или распадается на несколько сельских обществ, есть ли угодья в общем владении с другими общинами, как произошло разграничение земли между селениями, роль заимки в развитии общины, описание переделов и способов пользования различными видами угодий, сроки переделов и т.д.» [14]. Эти уникальные данные входили отдельной частью в текстовые дополнения с описанием отдельных селений, волостей Бийского округа, а в материалах обследования Томского округа они были только в обобщенном виде. Глубина и подробность исследования общинных порядков была ограничена узкими территориальными рамками, в которых удалось осуществить это обследование: 5 волостей Томского округа, расположенные на землях Кабинета, 4 волости Бийского округа (Барнаульская, Бийская, Шубенская, Нижне-Чарышская).
В 1896 году статистическим бюро Алтайского округа была организована обработка статистических данных о развитии сельского хозяйства округа, что являлось дополнением к статистической кампании 1894 г. По предложению Д.И. Зверева были отпечатаны вопросные книжки и привлечены «добровольцы» на местах «могущие и желающие отвечать на помещенные в программе вопросы - священникам, учителям, и тем, которые из грамотных крестьян имеют свое земледельческое хозяйство, как люди толковые и наблюдательные» [3]. Статистические сведения такого характера являлись более полными и содержательными.
Статистические обследования, проводимые в округе, отличавшиеся характером охвата обследуемой единицы, можно разделить на сплошные и выборочные. В практической деятельности статистических служб, за рассматриваемый период, чаще встречались выборочные статистические обследования. Примером служат «собирание материалов для подготовительных мероприятий по переоценке земельного фонда Алтайского (горного) округа» [5].
Сплошные статистические обследования, проведенные статистической системой, в большинстве своем, были приурочены к годовым отчетам, где требовался комплексно сгруппированный материал, будь то по отраслям хозяйства или по региону в целом. Примерами являются сельскохозяйственные обзоры Алтайского округа.
Методически формируемые статистические сведения фактически не допускали влияние личных свойств наблюдателя, а при обработке собранного материала внимание обращали на специфику его формирования: кто собирал, когда, чем руководствовались. Накапливаемые статистические данные по социально-экономической сфере имели важнейшее значение для организации и управления регионом, «выяснения доходности хозяйства», определения динамики развития округа. Многие статистические данные, формируемые статистическими службами Алтайского округа, находили отражение в специализированных периодических изданиях - Ежегодные сельскохозяйственные обзоры, Описания волостей и селений, имеющих практико-ориентированную ценность.
Таким образом, во второй половине XIX века существенные изменения в организации и управлении Алтайского округа повлекли за собой, с одной стороны, изменения в существующей статистической системе, с другой стороны, начался процесс формирования новой структуры статистических служб, что способствовало накоплению опыта и совершенствованию механизмов работы в статистических обследованиях региона.
Рецензенты:
Труевцева О.Н. д.и.н., профессор, заведующая кафедрой историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул;
Еремин И.А., д.и.н., профессор кафедры историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Скопа В.А. ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В АЛТАЙСКОМ ОКРУГЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19288 (дата обращения: 06.10.2024).