Целью исследования является рассмотрение основных тенденций функционирования социально-экономической системы регионов СКФО и определение некоторых мер, способствующих их развитию и снижению межрегиональных диспропорций.
Материалы и методы исследования. Использован материал, актуальный направлению исследования. В процессе исследования использовались методы: аналитический, экономико-статистический, сопоставления, структурно-логический.
В современных условиях экономического развития доминирующей тенденцией становится усиление межрегиональных диспропорций в социально-экономическом развитии территориальных образований, что придало территориальному пространству России состояние неравномерности развития. В связи с чем возникающие диспропорции в развитии затрудняют дальнейшее эффективное развитие большинства территориальных образований, тормозят социально-экономические процессы, что приводит к спаду производства, возрастанию уровня безработицы, уменьшению доходов населения.
Результаты и обсуждение
Проблемы регионального развития, форм и методов снижения межрегиональных социально-экономических диспропорций рассмотрены достаточно подробно в научных исследованиях и публикациях [1-12; 14].
В нынешних условиях социально-экономического развития возрастает внимание к формированию устойчивых связей и взаимозависимостей, возникающих между территориями в процессе производства, обмена и потребления благ и услуг. Таким образом, пространственная экономическая поляризация - это возникшая вследствие процесса перераспределения экономических ресурсов, доходов и расходов неравномерность социально-экономического развития территории, выражающаяся в разных уровнях социально-экономического развития ее регионов [5].
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов, сокращение уровней межрегиональной дифференциации является одним из целевых стратегических ориентиров развития Российской Федерации [11].
Пространственная поляризация особенно остро сказывается на показателе объема валового регионального продукта и, как следствие, росте показателей безработицы, душевых доходов населения. Так, по данным Росстата, из 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ в 2010-2012 гг. высокие значения доли ВРП как в общероссийском объеме, так и в общерегиональном имели Ставропольский край и Республика Дагестан
(табл. 1).
Таблица 1
Валовой региональный продукт субъектов СКФО
Субъекты |
2010 |
Удельный вес в РФ |
2011 |
Удельный вес в РФ |
2012 |
Удельный вес в РФ |
РФ |
37687768,2 |
45392276,7 |
49919958,8 |
|||
СКФО |
891834,3 |
2,37 |
1066319,6 |
2,35 |
1214729,0 |
2,43 |
РД |
274354,2 |
0,73 |
330322,8 |
0,73 |
377974,6 |
0,76 |
РИ |
19929,1 |
0,05 |
26858,9 |
0,06 |
36888,1 |
0,07 |
КБР |
77086,4 |
0,20 |
90594,5 |
0,20 |
105992,4 |
0,21 |
КЧР |
43651,5 |
0,12 |
49252,1 |
0,11 |
59512,8 |
0,12 |
РСО-А |
75327,4 |
0,20 |
85876,7 |
0,19 |
99715,0 |
0,20 |
ЧР |
70694,9 |
0,19 |
86623,0 |
0,19 |
103677,4 |
0,21 |
СК |
330790,8 |
0,88 |
396791,6 |
0,87 |
430968,7 |
0,86 |
Источник: составлена по данным [6].
Низкие показатели ВРП среди регионов СКФО, как представляется, во многом свидетельствуют о неравномерности их социально-экономического развития, распределения экономических ресурсов между субъектами, последствиями экономических кризисов в стране.
Пространственная поляризация также проявляется, характеризуя уровень жизни населения. Так, в 2013 г. среди субъектов СКФО низкий уровень жизни населения имеют Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Кабардино-Балкарская Республика (табл. 2). Отметим, что данное обстоятельство как в территориальных образованиях СКФО, так и среди федеральных округов РФ связано с уровнем безработицы, теневизацией экономики, наличием значительной доли в структуре экономики производств на ресурсно-сырьевой базе, дублированием по более чем 75% продуктов, что ведет к нерациональному использованию имеющегося потенциала и снижению конкурентных позиций территории в целом, отсутствию на территории новых прогрессивных отраслей, которые могли бы служить в качестве «точек роста» региональной экономики субъектов СКФО.
Таблица 2
Показатели уровня благосостояния населения в субъектах СКФО
Субъекты |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. |
Место, занимаемое |
Средняя заработная плата одного работника, руб. |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
Место, занимаемое |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
СКФО |
15050 |
17167 |
18900 |
8 |
13898 |
16725 |
19359 |
6963 |
7705 |
8482 |
8 |
РД |
18278 |
20730 |
21717 |
33 |
11236 |
13660 |
16835 |
6337 |
7050 |
7794 |
83 |
РИ |
11562 |
12322 |
13821 |
81 |
14513 |
18302 |
20151 |
6280 |
7116 |
8103 |
81 |
КБР |
12636 |
13717 |
15297 |
75 |
13012 |
16314 |
18624 |
6726 |
7391 |
8049 |
82 |
КЧР |
11742 |
13388 |
14664 |
78 |
12447 |
15511 |
17858 |
7214 |
7964 |
8693 |
78 |
РСО-А |
13757 |
16165 |
17788 |
68 |
13376 |
15897 |
18664 |
7461 |
8246 |
9003 |
70 |
ЧР |
14026 |
15274 |
17188 |
72 |
14431 |
17385 |
20865 |
6783 |
7558 |
8509 |
80 |
СК |
14440 |
17088 |
19768 |
53 |
15589 |
18447 |
20667 |
7485 |
8240 |
8995 |
71 |
Источник: составлена по данным [13].
Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Главным фактором развития становятся не наличие ресурсов, а эффективность их использования [2].
В рамках исследований определена зависимость социально-экономического развития округов и регионов и объема привлеченных иностранных инвестиций. Так, среди субъектов СКФО неравномерность в распределении иностранного капитала обусловлена низкими значениями ВРП субъектов округа, среднедушевых доходов и заработной платы населения, высоким уровнем безработицы, т.е. неравномерностью социально-экономического развития его территориальных образований, что обусловлено неэффективностью проводимой социально-экономической политики [8]. Следовательно, сосредоточивая внимание только на экономически устойчивых субъектах, гарантирующих отдачу вложенных средств, иностранный инвестор не рискнет направлять свой капитал в экономику таких территориальных образований.
В то же время отечественные компании стали непривлекательными не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных. Происходит существенный отток капитала отечественных инвесторов за границу из-за непривлекательности инвестирования в отечественные предприятия, которая вызвана нестабильностью их функционирования [3].
В этой связи отечественные специалисты в своих исследованиях акцентируют внимание на разработке и реализации стратегических приоритетов регионального развития [1; 4; 10; 12]. Другие отталкиваются от применения моделей и наработанного опыта устойчивого развития территорий [6; 14].
В 2013 г. в СКФО поступило иностранных инвестиций в размере 118 745 тыс. долл. США, что на 374 462 тыс. долл. США меньше по сравнению с 2012 г. (табл. 3). Среди субъектов СКФО наибольшая сумма иностранных инвестиций приходилась на Республику Дагестан и Ставропольский край. В большинстве субъектов СКФО в 2013 г. не наблюдалось притока иностранных инвестиций.
Таблица 3
Иностранные инвестиции в экономике субъектов СКФО, тыс. долл. США
Субъекты |
2012 г. |
2013 г. |
||||||
Поступило
инвестиций - |
в том числе |
Поступило
инвестиций - |
в том числе |
|||||
прямые |
портфельные |
прочие |
прямые |
портфельные |
прочие |
|||
СКФО |
493207 |
64960 |
23 |
428224 |
118745 |
86769 |
37 |
31939 |
РД |
28895 |
28451 |
- |
444 |
53947 |
43427 |
- |
10520 |
РИ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КЧР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
РСО-А |
- |
- |
- |
- |
1462 |
1432 |
- |
30 |
ЧР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
СК |
464312 |
36509 |
23 |
427780 |
63336 |
41910 |
37 |
21389 |
Источник: составлена по данным [13].
Отметим, что привлечение иностранных инвестиций - один из инструментов смягчения пространственной поляризации. Так, приток иностранного капитала в экономику периферийного региона позволит обеспечить получение доступа к новым технологиям производства и методам управления, способствовать обновлению и модернизации технологической базы предприятий, следствием чего станет расширение ассортимента производимой продукции, освоение новых отечественных и зарубежных рынков сбыта, создать дополнительные рабочие места, что приведет к сокращению уровня безработицы; способствовать эффективному развитию и функционированию инфраструктуры субъектов округа; развитию внешнеэкономических отношений как территориальных образований, так и макрорегиона с другими странами, в частности в области предпринимательского сотрудничества.
Отсюда возникает необходимость применения активных действий по активизации притока иностранного капитала. В связи с чем одним из направлений региональной политики в СКФО в рамках привлечения иностранного капитала становится определение приоритетных и наиболее перспективных направлений для иностранного инвестирования. Данными направлениями - «точками роста» на территории СКФО могут стать использование научно-инновационного потенциала округа и ресурсов этноэкономики [7]. Отметим, что этноэкономика является подсистемой экономики в целом, отражающей особенности приспособления этнических сообществ к конкретным условиям жизни. И процесс развития специализации отдельных территориальных образований экономики способствует повышению общественной производительности труда, эффективности экономики, увеличению доходной части муниципальных бюджетов, повышению качества жизни населения. Так, в СКФО можно выделить следующие направления: в РД - изготовление ювелирных изделий (серебро и золото), обработка дерева, изготовление обуви, ковроткачество; КЧР - золотое шитье, керамика, роспись по стеклу и ткани, резьба по дереву, изделия из кожи; РСО-А - изготовление из шерсти сукон, войлочных изделий (шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и др.), скорняжный промысел (обработка овчины, козьих шкур), деревообрабатывающие промыслы, мебель и посуда тончайшей художественной работы; КБР - изделия из шерсти, войлочные изделия, золотое шитье, обработка дерева, кузнечное дело; ЧР - резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка, ковроделие; РИ - практически все предметы быта, одежда, конская амуниция, украшения, посуда и утварь, обработка шерсти, кожи, льна, шелка, металлов, камня, глины, дерева, резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).
На территории СКФО необходимо вести активную экономическую деятельность, направленную на сглаживание пространственной поляризации и выравнивание социально-экономического положения территориальных образований. При этом основными приоритетами органов власти должны стать: обеспечение экономической стабильности и достижение устойчивых темпов экономического роста; улучшение инвестиционного климата; стимулирование инноваций, развитие венчурного инвестирования за счет совершенствования системы налогообложения; стимулирование активности предпринимательского сектора в области научно-технической деятельности; увеличение финансовой помощи малому и среднему бизнесу, ориентированной на развитие его производственного и инновационного потенциала; расширение участия частного сектора в финансировании НИОКР, обеспечение тесной связи университетов и научно-исследовательских институтов с промышленными и коммерческими фирмами; создание условий для совместного участия бизнеса и власти в инновационно-инвестиционной деятельности; совершенствование форм страхования инвестиций в сфере инноваций и др.
Данные приоритеты позволят смягчить последствия пространственной поляризации и связаны между собой одной главной целью - повышение уровня жизни населения на основе создания среды для реализации потенциала модернизации и создания новых производств на территории СКФО для дальнейшего устойчивого развития социально-экономической сферы территориальных образований [9].
Заключение
Основой модернизации экономики СКФО, а следовательно, снижения диспропорций в социально-экономическом развитии должно стать наращивание производства продукции с опорой на внутренний спрос и поиском ее внешней реализации, развитие форм внутриотраслевой координации; создание условий для капитализации ресурсов мелкотоварного сектора экономики, расширение возможностей импортозамещения и экспорта; формирование условий для привлечения российских и иностранных инвесторов, укрепления за округом благоприятного инвестиционного имиджа; использование потенциала макрорегиона как трансграничного и развитие на этой основе транспортно-логистических сетей и т.д.
Рецензенты:Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН», г. Махачкала;
Абдулаев Ш-С.О., д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Кутаев Ш.К., Жантудуева Х.М. НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19081 (дата обращения: 15.10.2024).