В настоящее время активно разрабатываются и внедряются в деятельность предприятий автотранспортного комплекса компьютерные продукты, позволяющие автоматизировать основные операции, выполняемые диспетчерами. Получили широкое распространение такие программы по планированию перевозок, как АНТОР LogisticsMaster, TopLogistic, Смарт Транспортная Логистика, 1С Логистика и др. Несмотря на несомненные достоинства существующих разработок (автоматизированное построение маршрутов, определение загрузки кузова автомобиля, печать документов, учет ГСМ, составление отчетов) [3], можно отметить их слабые стороны:
1) они производят не автоматическое, а автоматизированное планирование, т. е. принятие решения возложено на диспетчера, а компьютер лишь ускоряет и облегчает его труд, но не заменяет человеческие ресурсы даже на отдельных этапах;
2) не автоматизирован процесс распределения автомобилей по заявкам, поступающим от клиентов;
3) программы для планирования междугородных перевозок не имеют всех функций, которые есть у базовых продуктов для планирования городских перевозок.
В данном материале представлены разработки автоматической системы управления междугородными грузовыми автомобильными перевозками, ликвидирующие упомянутые выше «белые пятна» в программном обеспечении, используемом при планировании перевозок.
Решаемые задачи. В данной работе представлены основные возможности разработанной программы для автоматического управления междугородными перевозками.
1. Программа позволяет производить распределение подвижного состава (ПС) по заявкам, причем осуществляется это в автоматическом режиме – решение принимается в программной среде без участия диспетчера.
2. Программа учитывает особенность междугородных перевозок – время оборота подвижного состава составляет несколько дней, поэтому в начале дня значительное количество автомобилей может находиться в рейсе и методики суточного планирования, работающие для городских перевозок, в данном случае будут неактуальны. Для этого в программе учитывается занятость каждого автомобиля на других заявках.
3. Программа, написанная на языке программирования Yii PHP, в настоящее время находится на сервере Apache, благодаря этому позволяет получить заказ через Internet и обработать заявку моментально с получением требования. Также возможно внесение данных по заявке непосредственно диспетчером (рис. 1).
В программе сформированы редактируемые базы данных (рис. 2) по подвижному составу (с указанием государственного номера, грузоподъемности, расхода топлива).
Приоритетным является максимальное использование собственного подвижного состава, но при недостаточном количестве автоматически задействуется база данных по привлеченным автомобилям.
Рис. 1. Формирование заказа через Internet
Рис. 2. Редактируемая база данных по подвижному составу
Алгоритм [4], заложенный в программу, учитывает следующее.
1. Приоритетным является использование собственного ПС, но при недостаточном его количестве автоматически задействуется база данных по привлеченным автомобилям, которая находится на отдельном листе Excel.
2. Программа ориентирована на планирование междугородных перевозок. В этом случае большая протяженность маршрутов приводит к необходимости отдавать предпочтение при выборе подвижного состава автомобилям большей грузоподъемности для выполнения заявки меньшим количеством оборотов. Поэтому перебор вариантов начинается с автомобилей наибольшей грузоподъемности. При неполной загрузке кузова рассматриваются автомобили меньшей грузоподъемности, чтобы обеспечить рациональное использование ПС.
3. В программе автоматически выявляются автомобили, свободные в требуемый по заявке интервал времени. Для этого в программе использован оператор сравнения временных интервалов «выполнение поступившего требования» и «занятость автомобиля на других заявках» (рис. 3).
При утверждении диспетчером автомобилей, автоматически назначенных на выполнение заявки, информация по заявке и по занятости автомобилей запоминается. При поступлении следующей заявки на тот же временной интервал автомобили, ушедшие в рейс, рассматриваться не будут. При этом диспетчеру не надо совершать звонки по уточнению, где на искомую дату находится подвижной состав, нет необходимости вести в Excel таблицы с отметками о занятости автомобилей на заявках.
4. При выборе автомобилей учитывается требуемая производительность по заявке:
,
где – потребная производительность подвижного состава по заявке, т/ч; – объем груза, заявленного к перевозке, т; – время оборота автомобиля на j-ой заявке, ч;
и производительность каждого из автомобилей:
,
где – производительность i-го типа автомобиля на j-ой заявке, т/ч; – номинальная грузоподъемность автомобиля i-го типа, т; – коэффициент использования грузоподъемности; – время оборота автомобиля на j-ой заявке, ч [2]. При этом учитывается, что груз должен быть вывезен полностью минимальным количеством автомобилей [5].
Рис. 3. Автоматическое выявление свободного ПС в программной среде
5. При выборе автомобилей учитывается расход топлива автомобилей различных марок, для того чтобы выполнить перевозку с минимальными затратами. Затраты на топливо:
,
где – линейная норма расхода топлива, л/100 км (см. рис. 2 столбец 6); – пробег автомобиля на j-ой заявке, км/оборот; – цена 1 литра топлива.
На рисунке 4 представлены факторы, учитываемые при автоматическом выборе автомобилей на заявку.
Рис. 4. Факторы, учитываемые при автоматическом выборе автомобилей на заявку
Автоматически назначенные на выполнение заявки автомобили будут указаны в диалоговом окне (рис. 5).
Рис. 5. Подбор автомобилей на заявку
В программе можно производить планирование на сколь угодно отдаленные даты и бронировать подвижной состав под перевозку. При большом парке автотранспортных средств и при большом потоке одноразовых заказов эффективность использования программы значительно возрастает.
Выводы
Программа автоматического управления междугородными перевозками позволяет:
1) рационально использовать подвижной состав;
2) осуществлять перевозку с минимальными затратами на топливо;
3) ускорить процесс планирования;
4) осуществлять планирование междугородных перевозок в автоматическом режиме;
5) сократить трудозатраты диспетчерской службы.
Рецензенты:
Максаров В.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой машиностроения, ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»», г. Санкт-Петербург;
Михайлов А.В., д.т.н., профессор кафедры машиностроения, ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Менухова Т.А. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19018 (дата обращения: 11.10.2024).