Качество государственных преобразований и развитие, во многом связано с разрабатываемой правительством системой мер, где ключевым свойством выступает убеждение в перспективности и значимости инновационной деятельности. В частности, одним из факторов инновационного роста и экономического благополучия государства, признанным на международном уровне, является формирование и развитие устойчивого сектора вузовской науки. Как следствие, Россия не является исключением, что отчетливо просматривается в ряде разработанных правительством стратегий и программ инновационного развития, где немаловажная роль отводится вопросам формирования устойчивой инфраструктуры, инновационной активности высших учебных заведений.
Вне всяких сомнений, вузовская наука, является ключевым элементом научного потенциала страны [3], инновационная активность которой способствует обеспечению научно-технического прогресса и экономического развития государства. В свою очередь, показателями, отражающими инновационную активность вуза, могут являться как степень качества и эффективности реализуемых инновационных программ, так и комплексная оценка уровня интеграции вуза и его науки, в национальную инновационную систему (НИС) в целом. В последнем случае оценка уровня интеграции вузовской науки в НИС является качественным процессом, позволяющим сделать наиболее полное представление о вкладе вуза в научно-инновационную жизнь страны. В частности, проведение оценки позволит выявить слабые места, и принять меры по дальнейшему совершенствованию и развитию инновационной активности вузов. Связи с этим, умение оценить уровень интеграции вузовской науки в НИС, становится актуальной задачей [2].
Так, любая оценка включает в себя анализ ряда показателей. Исследователями приводится различные перечни показателей используемых для оценки интеграции вузовской науки в НИС. Наиболее яркими примерами являются показатели оценки в рамках предложенного Кузнецовым А.В метода оценки эффективности интеграции инновационной среды вуза в национальную инновационную систему (наука, образование, инновации) [4], а так же представленного Волосевич К.Е. метода оценки интеграции инновационной среды вуза в национальную инновационную систему (образование, наука, бизнес) [1]. Однако мы считаем, что представленные в рамках данных авторов показатели оценки и методики, как и, возможно, некоторые традиционные методы оценки интеграции вузовской науки в НИС, слишком предвзяты. А именно выходящие данные характеризуется асимметричностью, то есть большой зависимостью от государственных стандартов, нежели прямых потребителей.
Можно утверждать, что нынешняя вузовская наука прибывает под сильным давлением и зависимостью со стороны государства. Выступая инструментом регулирования через аккредитацию и лицензирование, государство ставит в зависимость каждую область деятельности учебных заведений. Как следствие, функции управления, сконцентрированные в государственных органах, рождают вероятность сдерживания динамичного формирования и развития инновационной вузовской среды. Кроме того, необходимость вузов выполнять требования аккредитации и разом угодить потребительскому рынку приводит к низкой инновационной активности и подавляет степень интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Таким образом, принимая во внимание сдерживающий фактор государственного регулирования, можно сказать, что научно-исследовательская и инновационная деятельность вузов имеет зависимый характер, тем самым собственное стремления вуза к научной активности, как и его вклад в научно-инновационное и экономическое развитие, становится ограниченным. Все усилия вузов ориентированы на выполнение государственного заказа и стандартов, реализация которых обеспечивает получения бюджетных средств. Кроме того, показатели оценки интеграции вузовской науки в НИС, имеющие внутренний характер, предоставляют недостаточно достоверную картину инновационной деятельности вуза [2].
Вступая в противоречия с требованиями окружающей среды, традиционные показатели оценки требует обновления. Переход от внутренней оценки к внешней позволит создать условия для конкурентоспособности вуза, основным критерием которой выступит внешнее признание заинтересованных лиц [5]. Таким образом, нами видится необходимость разработки показателей, учитывающих все стороны действующей системы вузов, принимая степень самостоятельной научно-инновационной деятельности учебных заведений, призванных наиболее полно оценить интеграцию вузовской науки в НИС.
Безусловно, показатели оценки, уровня интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему, предложенные в методах Кузнецова А.В. и Волосевич К.Е., вполне актуальны и соответствуют современным условиям деятельности вузов. Такие показатели можно считать традиционными. Однако для более широкой оценки, способной рассмотреть вуз в отрыве от его зависимости от финансирования и государственной аккредитации, требуется создания менее предвзятого, с указанных позиций, метода.
Ключевым моментом в разработке такого метода непредвзятой оценки, помимо рассмотрения и учета традиционных показателей, является использование ряда особых, независимых показателей. В свой черед независимыми от финансирования и государственной аккредитации показателями оценки могут являться только те, которые имеют социально-общественный характер. Таким образом, нами предлагается консолидация традиционных показателей оценки, таких как наука, образование, инновации и бизнес, с введением дополнительной переменной, особых, социально-общественных показателей. Структура государства существует, чтобы служить на благо общества и являться инструментом его социального развития, поэтому социально-общественные показатели, реальность, с которой нельзя не считаться (таблица 1).
Таблица 1
Показатели оценки научно-инновационной деятельности вуза как интеграционной структуры
№ п/п |
Показатели научно-инновационной деятельности |
Социально-общественные показатели |
|
1 |
Количество положительных отзывов, о деятельности университета, среди экспертов |
2 |
Количество заинтересовавшихся вузом новых абитуриентов |
3 |
Численность, выразивших интерес к обучению в вузе, иностранных студентов |
4 |
Количество студентов проявивших интерес к дополнительным образовательным программам и курсам, проводимых внутри вуза |
5 |
Количество сотрудничающих с вузом частных и государственных структур расположенных, как в регионе прибивания учебного заведения, так и за его приделами |
6 |
Количество положительных отзывов о руководстве вуза, признание их идей и нововведений среди экспертов |
7 |
Количество организованных и проведенных университетом, культурно-массовых мероприятий |
8 |
Наличие при вузе комфортных зон отдыха (кафетерии, столовые и.т.д.) |
9 |
Количество выпускников трудоустроившихся по полученной специальности в первый год после окончания вуза |
10 |
Количество положительных отзывов, об уровне знаний выпускников вуза, среди экспертов на рынке труда |
Традиционные показатели |
|
Наука |
|
11 |
Количество диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, действующих на базе вуза |
12 |
Численность аспирантов и докторантов всех форм обучения вуза |
13 |
Численность работников сферы научных исследований и разработок |
14 |
Количество источников финансирования научных разработок и исследований вуза (средства министерств и ведомств, минобрнауки, фондов поддержки науки, субъектов федерации, хозяйственных субъектов, собственных, зарубежных источников и.т.д) |
15 |
Количество научных публикаций работников вуза, опубликованных в изданиях, включенных в РИНЦ, базы данных Scopus и Web of Science |
16 |
Численность студентов очной формы обучения, принимавших участие в выполнении научных исследований и разработок вуза |
17 |
Число научных публикаций, опубликованных в ходе научно-исследовательской деятельности студентов |
18 |
Количество научных конференций, в которых участвовали работники вуза |
19 |
Количество фундаментальных, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по государственному заданию Минобрнауки России |
20 |
Количество научных исследований и разработок проведенных за счет собственных средств вуза |
21 |
Количество собственных научных журналов и сборников, выпущенных университетом |
22 |
Количество монографий преподавателей вуза, изданных российскими и зарубежными издательствами |
Образование |
|
23 |
Количество образовательных продуктов в виде учебников и учебных пособий, созданных вузом в учебном году |
24 |
Количество учебно-научных подразделений и лабораторий, являющиеся структурными подразделениями вуза |
25 |
Количество укрупненных специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования |
26 |
Численность студентов вуза по укрупненным группам специальностей |
27 |
Численность работников вуза реализующих функции высшего и дополнительного профессионального образования |
28 |
Численность профессорско-преподавательского состава вуза |
29 |
Численность работников на штатной основе, имеющих ученую степень доктора наук |
30 |
Численность работников на штатной основе, имеющих ученую степень кандидаты наук |
31 |
Численность работников вуза из сферы РАН |
32 |
Число грантов выигранных студентами в учебном году |
33 |
Количество студентов вуза обучающихся по программам обмена |
Инновации |
|
34 |
Наличие при вузе инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес инкубаторов и других подразделений инновационной активности |
35 |
Наличие государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности финансирующих проведение вузом научных исследований и разработок |
36 |
Количество поддерживаемых патентов по использованию передовых исследований и разработок в образовательном процессе вуза |
37 |
Количество наиболее значимых научных исследований и разработок вуза |
38 |
Число договоров о совместных научных исследованиях и разработках, с ведущими учеными институтами РАН |
39 |
Количество проведенных вузом выставок и конференций, о передовых научных разработках, с приглашением российских и зарубежных, видных деятелей науки |
40 |
Число выполненных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ |
41 |
Количество научных открытий совершенных вузом |
42 |
Количество единиц, при университете, инновационного, передового, научно-исследовательского оборудования |
Взаимодействие с бизнес средой |
|
43 |
Количество выполненных научных исследований и разработок за счет средств Российских хозяйствующих субъектов |
44 |
Количество созданных вузом хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 .г №217-ФЗ |
45 |
Лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности вуза, заключенные с другими организациями |
46 |
Количество проведенных вузом семинаров с привлечением занятых в реальной сфере производства спикеров |
47 |
Количество объектов реального сектора экономики, оказывающих финансовую поддержку в научных исследованиях и разработках вуза |
Источник составлено автором
Представленная структура показателей научно-инновационной деятельности вузов дает возможность произвести оценку уровня интеграции вузовской науки в национальной инновационной системе наиболее полным образом. Для этого нами предлагается использование метода оценки состоящего из трех этапов.
Первым этапом является, оценка показателей научно-инновационной деятельности исследуемого вуза b, рассчитываемая в соответствии с формулой (1).
(1)
где Vj – целевой показатели научно-инновационной деятельности; Vi – фактический показатели научно-инновационной деятельности; b – оценки показателей научно-инновационной деятельности исследуемого вуза.
Вслед за нахождением оценок научно-инновационной деятельности вуза следует этап сравнительного анализа, рассчитанных значений от предпочтительных. В свою очередь вуз должен самостоятельно принимать решения о предпочтительных вариантах социально-общественных показателей, а также в разрезе традиционных показателей учитывать базовые значения из смет статистики и нормативных актов учебного заведения. Для определения степени отклонения рассчитанных значений оценки от предпочтительных параметров, используется формула (2):
(2)
где Vj – целевой показатели научно-инновационной деятельности; Vi – фактический показатели научно-инновационной деятельности; a – степень отклонения рассчитанных значений оценки от предпочтительных параметров.
Полученные по формуле (2) результаты обязаны варьироваться в пределах традиционной, 100 процентной математической шкалы, при этом значение близкое к максимуму будет считаться наилучшим целевым или желаемым результатом. Проводится сравнение фактических значений от желаемых, целевых показателей, с получением значений отклонений. Полученным значениям присваивается качественная трактовка в виде характеристики. Мы считаем, что выходящие рассчитанные отклонения, целесообразно разделить на три качественные характеристики (таблица 2):
Таблица 2
Степень развития показателя в инновационной среде вуза
Значение отклонения |
до 30% |
от 30 до 60% |
от 60% |
Качественная характеристика |
высокое |
умеренное |
низкое |
Источник составлено автором
Из полученного по показателям списка отклонений, рассчитывается усредненное значение, которое и станет главным показателем оценки уровня интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему (формула 3). Интеграция вузовской науки в национальную инновационную систему нами оценивается на основании полученных отклонений в соответствии с формулой:
(3)
a – степень отклонения рассчитанных значений оценки от предпочтительных параметров; n – количество используемых в оценке, показателей; Q – уровень интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему.
Уровень интеграции вуза в национальную инновационную систему будет высоким, если полученное отклонение составляет 30 процентов или менее. В таком случаи, можно утверждать что, вуз наращивает инновационный потенциал и, учитывая степень непредвзятых критериев, является учебным заведением, заработавшим положительную репутацию, а также ставящем научно-исследовательскую работу на первый план не только из-за зависимости от государственного стандарта. Соответственно, чем завышение значение показателя, тем слабее степень интеграции вуза, а также невысоки его позиции в разрезе коммуникаций с социально-общественной средой.
Кроме того, полученные по методу показатели могут выступать исходным фактором влияния на инновационную среду учебного заведения через принятия по ним решений развития и совершенствования. В этой связи, нами разработан алгоритм принятия решения, относительно выходящих данных оценки уровня интеграции вузовской науки в национальной инновационной системе (Рисунок 1).
Рис.1. Алгоритм принятия решения по совершенствованию инновационной среды вуза, и его интеграции в НИС (Источник составлено автором)
Таким образом, предложенные показатели, метод оценки и алгоритм принятия решений призваны помочь вузам доказать свою самостоятельность и выявить пути развития их конкурентных преимуществ через определение социально-общественных показателей, обеспечить более сильную интеграции вузовской науки в НИС. Все это позволит не только понять, но и совершенствовать положение отечественных учебных заведений в разрезе принятой системы государственного мониторинга, а также встать на путь более сильной интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему.
Рецензенты:
Терентьева Т.В. д.э.н., проректор по научной работе, ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток;
Латкин А.П. д.э.н, профессор, ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Ворожбит О.Ю., Кривошапов В.Г. АЛГОРИТМ И МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18784 (дата обращения: 05.10.2024).