Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИИ «НОВЫХ МЕДИА» КАК ПЛАТФОРМА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

Гудошникова О.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
В статье рассматривается гражданская активность на основе информационно-коммуникационных технологий. Акцентируется внимание на их специфическом виде «новых медиа». Раскрываются механизмы политического участия и мобилизации в Интернет-пространстве. Анализируется понятие электронной мобилизации и дается авторское видение проблемы использования «новых медиа» в организационно-мобилизационных мероприятиях общественных движений. Аргументируется значимость реализации технологий «новых медиа» для мобилизации. Рассмотрены отличия традиционных СМИ и «новых медиа», определена их эффективность в современных коммуникационных процессах. Делается вывод о том, что «новых медиа» вовлекают в политическую жизнь и способствуют более широкому участие граждан, содействуют разнообразию и динамике возможностей для них. Автор дополняет существующие подходы к исследованию по этой проблеме.
гражданская активность
общественные движения
информационно-коммуникационные технологии
активность
электронная мобилизация
новые медиа
СМИ
Интернет
1. Анохин М.Г., Гришин О.Е., Атаев Т.Б. Инновации в сфере политической интернет-коммуникации: опыт США // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. - №4. – С. 75-84.
2. Бесемер Х. Медиация: Посредничество в конфликтах / Пер. с нем. Н.В. Маловой. – Калуга: Духовное познание, 2004. – 176 с.
3. Быстрицкий А.Г. СМИ в корень // Коммерсантъ – Власть. - №3 (1108). – 26.01.2015.
4. Гидденс Э. Социология. 2-е изд., полн. перераб. и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
6. Крестинина Е.С. Социально-политическая идентичность в условиях интеграции // Власть. – 2008. - №4. – С. 36-38.
7. Политика. Инновации. Технологии [Текст]: монография / Г.И. Авцинова, Т.Б. Атаев, Е.С. Ахрамеева, Л.И. Гордеев, О.Е. Гришин, Л. Донай, О.Е. Микитенко, О.А. Нестерчук, А.К. Сковиков, А.Э. Рудакова; под общ. ред. О.Е. Гришина, Г.И. Авциновой, Л.И. Гордеева. – М.: НИИ общественных и политических наук, 2014. – 204 с.
8. Политика. ХХI век. Инновационные технологии [Текст]: монография / М.Г. Анохин, М.А. Бочанов, А.М. Ваховский, В.А. Глебов, О.Е. Гришин, В.Н. Давыдов, Д.О. Матвеенков, Е.Н. Молодчая; под общ. ред. М.Г. Анохина, В.М. Платонова, О.Е. Гришина. – М.: РУДН, 2013. – 435 с.
9. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2008. - №7. – С. 98-106.
10. Chadwick A. Internet Politics. States, Citizens, and New Communication Technologies. – New York – Oxford: Oxford University Press, 2006. – P. 114.
11. Melucci A. Challenging Codes: Collective Action in the Information Age. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
12. Scott A., Street J. From Media Politics to E-Protest. The use of popular culture and new media in parties and social movements. «Information, Communication & Society» vol.3(2), 2000. – P. 215–240.
13. Vegh S. Classyfying Forms of Online Activism. The Case of Cyberprotests against the World Bank / M. McCaughey, M.D. Ayers (red.). Cyberactivism. Online Activism in Theory and Practice. – New York – London: Routledge, 2003. – P. 72.
Насущность исследования функций Интернета как средства, с помощью которого возможно осуществлять мобилизацию граждан с высокой степенью социально-политической активности, обусловлена потенциалом использования новых информационно-коммуникационных технологий политическими активистами в рамках системы организационно-мобилизационных действий. В настоящее время такие организационные инструменты все чаще используются в подготовке мероприятий, таких как демонстрации, акции протеста и проекты в рамках избирательных кампаний.

Интернет - это мультифункциональное средство, которое имеет значительно больше вариантов применения, чем любые другие электронные СМИ. Как конвергенциональное медиа оно не только включает в себя технические опции медиа прошлых лет, но и значительно расширяет горизонт возможностей. Интерактивность, актуальность, аддитивность, гипертекстуальность и глобальность, и это лишь малая часть мыслимых возможностей «новых медиа». Важно отметить, что значение этого термина изменчиво. « ... Под ним обычно подразумевают цифровые технологии, такие как Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильная телефония и виртуальный мир. «Новые медиа» занимают свое место среди других вещей, порожденных новыми технологиями и изменениями в человеческом поведении» [9]. И при этом Интернет продолжает свое развитие. Интеллектуалы постоянно экспериментируют, чтобы найти лучшее применение его потенциалу.

Начало XXI века ознаменовано существенными изменениями в структуре использования сети Интернет. Сегодня сеть, как правило, функционирует на платформе обобщенных правил архитектуры участия, которые состоят в основном из следующих положений: 1) социальные сети - это части более значительных компонентов совокупности сайтов; 2) рекрутирование новых участников; 3) организация социальных медиа и новостей.

е-мобилизация (или онлайн-мобилизация, электронная мобилизация, киберактивизм) - это использование новых средств массовой информации (СМИ) группами интересов и общественными движениями в политических целях для набора членов в организации и/или для участия в разного рода кампаниях (акциях) [10].

Мобилизация граждан является абсолютным приоритетом в деятельности новых общественных движений информационной эпохи [11]. Современная политическая деятельность все больше приобретает форму коллективного действия, направленного на принуждение группы или продолжения реализации своих интересов для достижения целей [4]. М. Кастельс поместил общественные движения в центр своей концепции сетевого общества, полагая, что они созданы для умышленных коллективных действий, результат которых - в случае, как победы, так и неудачи - это преобразование ценностей и институтов общества [5]. Стержнем для создания таких движений становится их коллективная идентичность. Движения, основанные на коллективной идентичности, в свою очередь базируются на политической идентичности, сложном конструкте [6], сформированным в основном через СМИ с использованием традиционных форм представления своего языка и культурных кодов. С другой стороны, акцент на индивидуальность, культурные ценности и значимость участия делает новые общественные движения фактором в коммуникационном процессе. «Новые медиа» в таком прочтении являются наиболее важной технологией для новых общественных движений. Интернет быстро стал для них незаменимым компонентом по трем причинам:

  • новые общественные движения, как правило, фундаментально аккумулируют и защищают культурные ценности, а затем ретранслируют их в основном в Интернете и традиционных СМИ, выходя на тех, кто их разделяет, и, таким образом, влияют на сознание общества в целом;
  • современные общественные движения выступают в качестве «канала свободы», что определяет «новые медиа» как основное средство их организации. Благодаря Интернету их влияние может быть разнообразным и скоординированным. В рамках движений могут дебатироваться различные идеи и мнения, и индивид может выбрать симпатичную ему цель или ориентир;
  • глобальный характер сети, а не государственные учреждения является «источником питания» для социальных движений. Для достижения своих целей они прибегают, как правило, к символическим действиям.

Интернет как инструмент содействует привлечению социально-политически активных граждан, улучшению политической коммуникации, повышению прозрачности и расширению доступа к информационным активам, что должно противодействовать тенденции увеличения политической апатии. В частности, потенциал взаимодействия пользователей и заинтересованных лиц через социальные сети становится реальностью. «Новые медиа», таким образом, могут стать ключевым ресурсом для общественных движений. Это функциональный инструмент поддержки их организационно-правовой формы (глобальных сетевых коалиций) и коллективная технология способствующая поддержанию личности, входящей в движение. С другой стороны, субъекты, против которых активисты принимают меры, могут использовать иного рода ресурсы - деньги, традиционные СМИ и т.п. Прорыв, с точки зрения использования «новых медиа» в качестве политического инструмента мобилизации, произошел в США в избирательной кампании 2008 года [7].

Е-мобилизация при помощи «новых медиа» выступает в двойной роли: 1) в качестве инструмента коммуникации; 2) в качестве операционной среды для активистов общественных движений или избирательных штабов. E-мобилизация - это деятельность, которая может быть разделена на три направления: 1) активность заключающаяся в повышении осведомленности и пропаганде; 2) организационные и мобилизационные мероприятия; 3) прямые действия, осуществляемые только в Интернете, для стимулирования ответной реакции [13]. Таким образом, развитие Интернета в начале XXI века способствовало организации активности: это и функциональная архитектура участия и социальный характер Интернета (социальные сети позволяют быстро и эффективно обмениваться информацией), а также повышению мобильности (использование переносных устройств). Е-мобилизация все чаще проводится в интерактивном режиме, который рассчитан на специфические эффекты форума.

Прогнозы, озвученные десять лет назад, предвещали увеличение с помощью новых СМИ активности масс в гражданских акциях вне сети. Некоторые активисты утверждают, что цифровая поддержка гражданской активности должна способствовать деятельности в оффлайне. Этого можно достичь с помощью эффекта дешевой связи, так как деятельность в Интернете осуществляется только по адресатам этих действий, потому что расходы на участие в таких мероприятиях (E-сообщений, электронных петиций) часто близка к нулю. К этому следует добавить возможность манипулирования: онлайн-кампании по мобилизации относительно легко скрывают своих настоящих авторов и их интересы.

Электронную мобилизацию можно определить как использование новых СМИ активистами в их организационно-мобилизационных мероприятиях на двух взаимопроникающих уровнях: глобальном и локальном. Поэтому использование «новых медиа» - в том числе мобильных телефонов - для дистанционного управления (или запуска распределительной децентрализованной сети) координации коллективных действий, происходит в четко определенных пространственных границах.

«Новые медиа» при электронной мобилизации граждан используют такой специфический инструмент для обхода традиционных СМИ как медиация [2]. Они в этом случае выступают в роли посредника в сети. Существующие горизонтальные сети очень разнообразны, а опосредованная природа Интернета предрасполагает выступать в качестве среды для спонтанного общения, проводимого за пределами традиционных схем СМИ. Граждане, имеющие доступ к сети общаются друг с другом относительно свободно обмениваясь информацией и комментируя сообщения СМИ. С другой стороны, традиционные СМИ пока еще, как правило, преобладают в информационных кампаниях, а новая система СМИ, в которой присутствует смешанный контент взятый из основного медиа-контента, созданного, в том числе на платформе Интернета, только разворачивается. Так на начальном этапе эволюции Рунета функция политического участия и мобилизации во многом ограничивалась незначительным объемом российской интернет-аудитории. В связи с этим эффективное использование Интернета как инструмента обеспечения политического участия во многом было обусловлено тесным взаимодействием с традиционными каналами коммуникации (телевидение, пресса) [8].

Активисты используют Интернет в качестве инструмента для строительства традиционной повестки дня СМИ, что, несомненно, способствует сближению более широкой системой старых СМИ (во всех ее проявлениях: технологической, культурной, экономической). Уже в конце 90-х годов ХХ века в некоторых странах «новые медиа» начали функционировать в роли, в которой работают и в настоящее время, создавая рабочее пространство, в котором пользователи хранят информационные сообщения и адаптируют их для своих нужд. Этот механизм находит свое отражение в стратегии большинства протестных действий, делая упор на перформанс, информационные жесты, насмешки, действующие в поле символической политики. Такие действия охотно используются при глобальной активности как средства внешней коммуникации для выражения общественного мнения от местного до глобального уровней [12].

«Новые медиа», таким образом, являются эффективным инструментом для мобилизации, но для их популяризации необходимы по-прежнему, как правило, определенные действия традиционных СМИ. Это в свою очередь зависит от уровня эффективности электронной мобилизации самих традиционных СМИ. Она уменьшается с увеличением степени распространения новых средств массовой информации. С другой стороны, когда доступ в Интернет и соответствующие навыки общения уже не социальная привилегия, потенциал онлайн-мобилизации не растет. Так, А.Г. Быстрицкий утверждает: «В новой информационно-коммуникационной среде установилась новая иерархия распространения информации, господствующее положение в которой занимают профессиональные СМИ, сумевшие интегрировать и переварить все последние достижения коммуникации. ... существует миф о том, что так называемые новые медиа, особенно социальные ..., обладают особым могуществом и постепенно выигрывают информационное пространство у традиционных медиа» [3].

В конце первого десятилетия XXI века Интернет использовался в основном для того чтобы обойти посредников при передаче информации и адаптации к некоторым типами носителей используемых непосредственно целевыми группами в конкретных задачах активистов. Более того, некоторые социальные образцы использования Интернета способствуют росту потенциала электронной мобилизации, проведенного в обход традиционных СМИ. В последние время мы стали свидетелями того, как социальные сети, стали площадками для политической коммуникации и организации масс. Арабская весна доказала, что Интернет может быть важным элементом свержения власти. Президентская кампания в США 2012 года была примером того, что выборы выигрывает тот, кто умело использует интонационные способы политической интернет-коммуникации. А российский опыт говорит о том, что именно видеоконтент в Интернете может поставить под вопрос легитимность не только выборов, но и всей существующей системы власти [1].

В настоящее время электронная мобилизация соединяет два уровня функционирования активности: онлайн и оффлайн. Динамика развития новых медиа (архитектура участия, мобильный доступ) позволяет эффективно использовать их в качестве функционального инструмента для широкого ряда субъектов гражданской активности. Децентрализованная сеть структуры «новых медиа» способствует гибкости и эффективности использования потенциала членов общественных движений. В то же время «новые медиа» могут повысить эффективность мобилизации и организации деятельности в оффлайн: Интернет и мобильные средства массовой информации позволяют координировать действия группы в определенных местах, а также обеспечить высокий уровень сотрудничества между сетями в глобальном масштабе. Более того, они являются эффективным инструментом, который позволяет активистам организаций использовать альтернативные СМИ для распространения информации от локального до глобального уровней. Существуют и проблемы. Электронную мобилизацию не нужно использовать только для конфронтационных действий, например, таких эффективных, как уличные протесты. Она способна организовывать и координировать деятельность граждан в меньшем масштабе и не для конфликтной природы их действий. Например, для встречи велосипедистов в разных городах по всему миру, протестующих против пренебрежения водителей их правами.

Таким образом, на ранних этапах своего развития «новые медиа» давали повод для многочисленных спекуляций о позитивных и негативных последствиях их использования, как для индивидуума, так и для всего общества в целом. Это было свойственно и «старым медиа», таким как книги, газеты, радио, телевидение, когда они еще только были новыми для своего времени. Сегодня эта ситуация типична для интернет-технологий. Поскольку у общества нет достаточного опыта обращения с ними, то возникает масса противоречий. Мы констатируем, что постепенно на смену сомнительного взгляда приходит конструктивное понимание, спустя два десятилетия существования «новых медиа» общество все еще находится в процессе обучения их азам. В итоге даже незначительное вовлечение в политическую жизнь с помощью «новых медиа», способствует более широкому участие, разнообразию и динамике возможностей для акторов. Разнообразие коммуникаторов с различными интересами, потребностями и целями коммуникации по-новому формирует Интернет-пространство.

Рецензенты:

Авцинова Г.И., д.филос.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;

Нестерчук О.А., д.пол.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Гудошникова О.Е. ТЕХНОЛОГИИ «НОВЫХ МЕДИА» КАК ПЛАТФОРМА ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18442 (дата обращения: 24.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074