- действие технико-экономических факторов: сейчас в аграрном производстве нет резерва финансовых и материально-технических средств, в отличие от развитых стран не отлажен инвестиционный механизм, слабо развита производственная инфраструктура, отмечаются большая степень износа (физического и морального) основных средств производства, снижающаяся фондовооруженность отрасли, деградация и выбытие из оборота больших площадей сельскохозяйственных угодий;
- незавершенность правовых аспектов деятельности. В целом отсутствует строгая система законов, регулирующих конкурентную борьбу на продовольственных рынках;
- несовершенство организационно-управленческих условий. Это несовершенная структура сельскохозяйственного производства, несоответствие форм и методов управления требованиям рыночного порядка, недостаточное использование в управлении мотивационных факторов, слабое информационное обеспечение управления производством, слабое развитие интеграционных связей в рамках агробизнеса;
- несоответствие социально-психологических факторов деятельности аграрного сектора рыночной экономике. Это психологическая и техническая неподготовленность большинства крестьян к самостоятельной деятельности в условиях рынка, отсутствие традиций рыночной этики поведения, навыков конкурентной борьбы.
Цель исследования
Выявлено, что в последние годы произошли значительные изменения в практике функционирования мирового продовольственного рынка. Обострение конкурентной борьбы привело к созданию международной организации, регулирующей конкуренцию на этом рынке. Но положение дел таково, что иногда ВТО пытаются использовать как орудие в конкурентной борьбе страны с развитым аграрным сектором, используя методы «коллективной дипломатии». Этому способствует и то, что основная масса экспортно-импортных операций с продовольствием ведется крупными транснациональными корпорациями, имеющими тесные связи с национальными правительствами и осуществляющими лоббирование своих интересов через национальные и международные органы власти.
Результаты исследований
В Россию пока идет больше импорта продовольствия, а не технологий, и это подавляет российский агропромышленный комплекс, не дает ему спокойно адаптироваться к изменившимся условиям. У нас еще мало мощных вертикально интегрированных структур, как международные ТНК, которые могут вести эффективную конкурентную борьбу. В сельскохозяйственном производстве скорее идет пассивное приспособление крестьян к меняющимся условиям, часто выражающееся в свертывании производства. Развитым странам - основным экспортерам продовольствия - сейчас выгоднее продавать с убытком излишки продукции, так как это минимизирует их издержки. России же на данном этапе выгоднее купить подороже продукты на внутреннем рынке, так как это максимизирует доходы общества и государства в целом, тем более что конкурентные цены, складывающиеся на мировом рынке, не всегда отражают истинное положение рыночной конъюнктуры. Дешевый импорт может носить черты монополистического характера, быть мнимым или временным [3].
Институциональные преобразования в аграрной сфере России пока не получили достаточного динамизма. Далеко не завершена земельная реформа. Пока в России нет объективных условий, которые могут обеспечить ее. Это в первую очередь общая убыточность сельскохозяйственного производства как источника земельной ренты в аграрном производстве, без чего невозможно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка. Выявлено, что для эффективного действия конкурентного механизма в аграрном секторе России недостаточно институциональных преобразований только в сфере собственности, необходимо создание соответствующей институциональной среды, выраженное в единстве действия экономических, правовых, социальных институтов рыночного хозяйства. Негативное давление внешних условий тормозит проведение структурной перестройки сельскохозяйственного производства. Пока не удается переломить тенденцию к свертыванию и натурализации сельскохозяйственного производства. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, других рыночных институтов обусловливают высокие трансакционные издержки в экономике России. Это сдерживает развитие эффективных производственных структур в аграрном секторе, ведет к тому, что пока на аграрном рынке России преобладают нетипичные субъекты конкурентной борьбы, такие как крупные коллективные хозяйства, а также подсобные хозяйства населения [3].
Негативное давление внешних условий не дает возможности фермерским хозяйствам реализовать все потенциальные преимущества, которые заложены в них. Поэтому их роль на продовольственном рынке России пока очень мала. В этих условиях, по нашему мнению, целесообразно развитие различных форм кооперации и интеграции в аграрном производстве, в том числе небольших коллективных форм хозяйствования. Мировой опыт хозяйствования доказал эффективность и жизнеспособность такой формы организации производства в сельском хозяйстве. Мы считаем, что и в России есть объективные условия для появления и функционирования таких хозяйств. Одновременно необходима вертикальная интеграция производства на основе использования потенциала существующих коллективных хозяйств, агрокомбинатов, образования новых кооперативных форм хозяйствования. Надо ориентироваться на создание таких структур, которые могут вести конкуренцию не только в производстве, но и в сфере сбыта продукции. В связи с этим требуется ускоренное развитие производственной инфраструктуры аграрного производства. Именно она способствует минимизации трансакционных издержек, усиливает конкуренцию на рынке и конкурентоспособность участников этой борьбы. В первую очередь это развитие финансово-кредитной сферы, развитие коммуникаций, информационное обеспечение аграрного производства. Это поможет быстрее реализовать потенциальные возможности российского агропромышленного комплекса. Специфика формирования конкурентной среды в аграрной сфере России может быть раскрыта как создание соответствующих институциональных условий, адекватных современному рыночному порядку, дающих возможность более полной реализации потенциальных конкурентных преимуществ аграрного сектора России [1].
В реализации этих возможностей важное место занимает участие государства. Рынок аграрной продукции подразумевает активное участие государства в формировании конкурентной среды в этой отрасли.
Конкуренция в аграрном секторе является результатом действия единства противоречивых факторов: максимальной свободы деятельности рыночных сил и значительного воздействия государства на идущие в отрасли процессы, что обеспечивает в целом эффективность общественного производства. Регулирование конкуренции на аграрном рынке в развитых странах представляет собой развитую и дорогостоящую систему. В настоящее время в России невозможно обеспечить такую же мощную поддержку аграрной сферы, но можно учесть принципы и методы, используемые для этого. Обобщение теоретических основ и практики государственного регулирования конкурентных отношений в аграрном секторе за рубежом и в России позволяет нам сформулировать следующие направления государственной поддержки формирования конкурентной среды на современном этапе переходного периода. Свои усилия правительство может сконцентрировать для создания благоприятных условий в аграрном производстве и создания системы сбыта для отечественных продуктов питания, в том числе и с привлечением иностранного капитала. Это введение льготного налогового режима для аграрного сектора, ограничение деятельности естественных монополий на аграрном рынке, всемерное содействие в становлении и развитии производственной инфраструктуры, применение протекционистской политики по отношению к внутреннему продовольственному рынку. Реализация данных мероприятий предполагает целый комплекс программ и мероприятий. В первую очередь это завершение создания законодательной базы, разграничение функций различных государственных органов, что, в конечном счете, должно привести к постепенному становлению и укреплению действия конкурентного механизма в аграрном секторе экономики России [2].
Учитывая, что в современных условиях мелкотоварное производство определяет уклад аграрного сектора экономики, а товарность продукции этой категории хозяйств набирает темпы, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру на селе. Это в первую очередь создание производственно-снабженческих, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту сельскохозяйственной продукции.
Основная часть производства многих видов сельскохозяйственной продукции приходится на личные подсобные хозяйства.
В 2014 г. доля личных подсобных хозяйств в общем объеме производства овощей составила 98%; молока - 87,4%; яиц - 87%; картофеля - 97,3%; плодов и ягод - 89,4%.
В то же время доля местной сельскохозяйственной продукции в торговых организациях, представленных на территории Уральского Федерального округа, крайне мала. Зачастую препятствиями для попадания местной продукции в торговую сеть являются преодоление пути от производителя до торговой организации и отсутствие предпродажной подготовки товара (очистка, сортировка, фасовка), в чем импортная продукция с успехом выигрывает конкуренцию с отечественной. Проблемы со сбытом продукции существенно влияют на объемы ее выработки и на эффективность агропромышленного комплекса.
Отсутствие доступной информации о ценах, объемах производства, покупателях и продавцах продукции агропромышленного комплекса также снижает возможность производителя правильно рассчитать свои риски, планировать работу и решать вопросы реализации.
В результате дороговизны продуктов сегодня средняя семья тратит более половины своих доходов на питание. Доля потребления импортного продовольствия превышает 50%. Рынок диктует основные условия конкуренции - это цена, качество и безопасность продуктов питания.
В рыночных условиях обеспечить успех в продвижении товара на потребительском рынке возможно при выявлении потребительских предпочтений. Знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы товародвижения и рекламную стратегию.
Производство продукции, способной выдержать конкуренцию на потребительском рынке, смогут обеспечить современные производства, оснащенные высокотехнологичным энергосберегающим оборудованием, где работают высококвалифицированные специалисты.
Предприятия агропромышленного комплекса, особенно перерабатывающие, в основном оснащены устаревшим оборудованием. Для хозяйствующих субъектов продвижение товара на рынке - это последний этап хозяйственной деятельности предприятия, от успеха которого зависит его финансовая стабильность.
Развитие торговых сетей можно считать положительным фактором только при условии обеспечения баланса интересов отечественных производителей и торговых организаций. Такого баланса сегодня нет.
Предприятия агропромышленного комплекса смогут обеспечить себе конкурентные преимущества на продовольственном рынке при преодолении следующих факторов, препятствующих развитию конкуренции в отрасли:
1) низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
2) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства в связи с опережающим ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи, по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;
3) неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
4) финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
5) отсутствие экономических условий для альтернативной занятости населения, проживающего в сельской местности;
6) низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Выводы
Функционирование в условиях конкурентного рынка предполагает использование производителями всех методов конкурентной борьбы. Это и ведение ценовой конкуренции, и неценовая конкуренция. Как мы выяснили, одной из причин медленной адаптации сельскохозяйственного производства к рыночному порядку является отсутствие опыта ведения конкурентной борьбы субъектами производства. Для обеспечения конкурентоспособности российскому аграрному сектору необходимо резко увеличить производительность труда, улучшить качество продукции, увеличить глубину переработки продовольственных товаров, расширить ассортимент предлагаемой продукции. Для этого необходимы оптимизация структуры производства, улучшение стада животных, оптимизация структуры выпускаемой продукции, а также расширение подсобного производства на селе, широкое использование маркетинга, рекламы. При осуществлении рекламной кампании необходима консолидация усилий частных российских фирм, государственных и негосударственных организаций в пропаганде отечественных продуктов. Важным фактором конкурентоспособности наших продуктов, по нашему мнению, должна быть экологическая чистота российских продовольственных товаров на основе производства экологически чистого сырья. Для этого необходимо привлечение в производство достижений науки в области селекции, биотехнологии и других сфер. Все это может позволить в будущем обеспечить конкурентоспособность российских производителей на мировом и отечественном аграрном рынке.
В целях развития конкуренции, соперничества между хозяйствующими субъектами основной задачей является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка. Решению данной задачи служит формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей создание условий для появления торгово-транспортных организаций, а также развития сети организаций, оказывающих логистические услуги.
В условиях современных рыночных отношений, складывающихся на потребительском рынке, развитие предприятий агропромышленного комплекса может идти в направлении расширения числа предприятий, основная задача которых - создание услуг, соответствующих спросу, существующему на рынке, и получение в результате этого прибыли. Это - предприятия открытой сети, которые могут работать в разных форматах, определяемых сегментом обслуживаемых потребителей.
Рецензенты:
Пустуев А.Л., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и экономической теории УрГАУ, г. Екатеринбург;
Набоков В.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры управления и права УрГАУ, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Рущицкая О.А., Кружкова Т.И., Чупина И.П. СПЕЦИФИКА КОНКУРЕНЦИИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18328 (дата обращения: 06.10.2024).