Поэтому необходимо обратить внимание на то, что человек - существо деятельное, а главное - способен сам выбирать способы своей деятельности, которые зависят от уровня усвоения им норм, культуры и знаний, которыми располагает общество [4]. Социокультурные закономерности, проходящие через все этапы исторического развития общества, формируют определенный тип социальных отношений и определенный тип человека. Очевидным является факт, что когда общество изменяется, то меняется и роль человека в этом обществе.
Выявление особенностей исторического, экономического и политического развития России, тормозящих формирование гражданского общества, позволило говорить о необходимости создания собственной модели развития и построения общества, отличной от известных классических моделей.
В процессе становления нового общества ведущая роль должна принадлежать человеку. Решение проблемы формирования взаимоотношений «человек-общество» в новых исторических условиях предлагается рассматривать через призму формирования личности, способной сохранить все ценности, исторически выработанные человеческим обществом, и, вместе с тем, развивать эти ценности далее.
В этой связи можно придерживаться социо-антропологического подхода к формированию личности, так как общество влияет на формирование человека, с одной стороны, а с другой - оно состоит из индивидов, которые развивают само общество.
Наряду с требованием формирования нового типа личности, ее социализации отмечается резкое снижение влияния на этот процесс основных социальных институтов. Возобновление ведущей роли этих институтов потребует много времени. Поэтому для государства и общества образование является тем институтом, который может направленно участвовать в процессе социализации личности, обеспечивать передачу традиций и ценностей общества подрастающему поколению и, в тоже время, контролировать этот процесс.
Человек, имеющий достойное образование, позволяющее ему занять свое место в мире, обеспечить необходимый уровень заработка, заработать достаточно средств, обеспечить достойную жизнь для своей семьи, и является базисом, на котором стоит любое государство. При изучении проблем человека в любой сфере, в том числе и образовании, особое внимание уделяется формированию личности. Философия понимает личность как носителя сознания, как осознанное выражение определенного отношения человека к миру, его позиции в окружающем мире.
Как самостоятельная сфера социальной деятельности образование занимает одно из наиболее значимых мест в жизни общества, обеспечивая передачу от поколения к поколению научных знаний и системы социальных норм, создавая необходимые условия для социализации личности, ее обучения, образования и развития. Именно образование в условиях повышения значения человеческого фактора в социальном развитии становится тем базисом, на основе которого улучшается качество экономических, социальных и духовных отношений в обществе.
Международной стандартной классификацией образования под образованием понимается все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей [2]. Современная общественность все больше осознает, что разрешение проблем образования находится в зависимости от общефилософского подхода к осмыслению человека. Общефилософское понимание сущности образования через призму становления личности, постепенная эволюционная, а не революционная, переориентация системы образования на новые ценности, приоритет среди которых принадлежит личностным образовательным ценностям, может способствовать разрешению кризиса образования и его эффективной модернизации.
В нынешних обстоятельствах проблема о том, в интересах какого социального феномена - общества, государства или личности - должен строиться процесс образования, ярко выразил всю глубину реального процесса образования. В такого рода условиях все больше ставится вопрос не только о новой структуре и содержании, но и о новой философской концепции образования.
Представители разных философских течений по-разному трактуют сущность и задачи образования, стараются проанализировать, выявить значимость и возможности образования в формировании личности.
На основе анализа многочисленных подходов отечественных и зарубежных исследователей философских проблем образования выделяются следующие основные подходы к пониманию статуса и задач философии образования [1]:
1. Философия образования как сфера философского знания, использующая общефилософские подходы и идеи для анализа роли и основных закономерностей развития образования.
2. Философский анализ образования, понимаемого в качестве матрицы воспроизводства общества (социальности, социальной структуры, систем социального взаимодействия, социально-наследуемых кодов поведения и т. д.).
3. Философия образования как философская метафизика, более широкая область философского знания по сравнению с социальной философией и философской антропологией.
4. Позитивистское понимание роли философии образования как прикладного знания, ориентированного на исследование структуры и статуса педагогической теории, соотношение ценностей и дескриптивной педагогики, анализ её задач, методов и социальных результатов.
5. Философия образования - не философия и не наука, а особая сфера обсуждения предельных оснований педагогической деятельности, обсуждения педагогического опыта и проектирования путей построения нового здания педагогики.
Из всего ниже перечисленного можно сделать выводы, что основными мировыми тенденциями развития философии образования являются следующие: смена социокультурных парадигм образования, связанных с кризисом классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ; демократизация образования, создание системы непрерывного образования, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и ВУЗов школьного сообщества.
Также установлено, что тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования. Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса. Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культуре, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности.
Следовательно, философия образования - это ответ на кризис образования, кризис традиционных научных форм его осмысления и умственного обеспечения, исчерпанность основной педагогической парадигмы [5]. Идеология образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культурной жизни, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности и т. п.
Российские философы предоставляют разноплановую оценку современному образованию. Одни утверждают, что в настоящее время классическая модель образования фактически исчерпала себя, и делают предложения искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы, другие считают, что трудно разрушить классическую парадигму образования. В связи с этим становится особенно важной одна из задач современной философии образования - прогностическое целеполагание, происходящее из реальной ситуации, оценки перспектив, их сочетания с вызовами времени, состоянием культуры, одним словом, духом эпохи.
Если рассматривать философию образования равно как максимально обширную рефлексию над образованием и педагогикой, то в таком случае появляется проблема: какие наиболее определенные дисциплины или науки должны быть построены, чтобы обеспечить нормальное функционирование и развитие педагогики и образования. Например, и в каком виде находится педагогическая наука, может ли психология по-прежнему претендовать на роль главной науки в педагогике, сохранит ли дидактика свое былое значение? Поэтому необходимо определить, какие новые дисциплины и науки должны находиться под влиянием философского образования.
В настоящее время нет единой педагогической практики, наоборот, складываются различные, значительно отличающиеся виды педагогических практик (классическое обучение, новое гуманитарное образование, религиозное, эзотерическое и др.). Помимо этого, происходит трансформация, переворот существующих отношений. К примеру, в России целесообразно расценивать, по меньшей мере, три основных направления в сфере образования. Во-первых, мировую тенденцию к смене основной парадигмы образования: кризис классической модели и системы образования, разработка новых педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке, создание экспериментальных и альтернативных школ. Во-вторых, отечественное движение нашей школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, установление взаимосвязи с основными субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования, свободный выбор программы обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и ВУЗов. Третья тенденция, о которой также нельзя забывать, восстановление и дальнейшее развитие традиций русской школы и образования.
В этой связи можно определить, какие же приоритеты должны быть сегодня в образовании. И здесь исходными ценностями должны быть формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием. Именно «дефицит» такой личности является первопричиной всех проблем в образовании. Передача подрастающему поколению накопленного опыта культуры - «рамочное» условие любой системы воспитания и образования - должна осуществляться и строиться таким образом, чтобы обязательно способствовать решению именно этой задачи [3].
Следовательно, необходимо способствовать развитию активной личностной позиции в работе со знанием и в знании, умению конструктивно действовать в возникающих здесь проблемных ситуациях, приобщаясь в совместной деятельности в учебном коллективе, которая приводилась в реальном процессе научного познания к формированию соответствующих знаний [7].
Таким образом, необходимость переосмысления целей и задач современного образования вызвана изменением его исторической, социокультурной и мировоззренческой роли в XXI веке в России и мире. Так как, данное явление находится в русле мировых интеграционных процессов. Российское образование становится частью образовательного пространства Европы, что еще больше указывает на необходимость пересмотра ценностных и качественных ориентиров отечественного образования, в соответствии с которыми, законы могут быть изменены в течение краткосрочного времени, а неофициальные нормы меняются постепенно, и именно они создают легитимную основу для действия реформ, определяя ее динамику.
Рецензенты:
Медведев Н.П., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философских и социально-гуманитарных дисциплин ННОУ ВПО Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь;
Аксюмов Б.В., д.филос.н., доцент, профессор Северо-кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Ледович С.А., Алиева А.В., Марычев В.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18259 (дата обращения: 07.10.2024).