Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ

Кушхова К.А. 1 Шогенова Ф.З. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Проблемы ценностей и ценностных ориентаций относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением проблем человека и общества. Как известно, любая социальная группа или сообщество опирается на особую, присущую только ей систему ценностных норм и ориентиров, которые и определяют центральную идею их позиционирования и, следовательно, функционирования в обществе. При этом ценностные ориентации различных социальных групп, хотя и не лишены постоянства, носят динамический характер. Даже в период устойчивого развития общества ценностные ориентации подвергаются пусть и медленной, но трансформации. Молодежь - единственная социальная группа общества, которая активно вбирая в себя ценности и нормы сложившиеся в обществе, дает импульс развитию и трансформации существующих данных установок общества. В данной статье рассматривается процесс формирования, особенности и тенденции развития ценностных ориентаций современной молодежи. Подробно освещаются основные социокультурные факторы формирования мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи. С другой стороны, обосновывается необходимость совершенствования как институтов социализации, так и поддержания динамического равновесия социокультурной среды, в которой и функционирует молодежь.
социальная адаптация
социальная мотивация
социокультурная среда
социализация
ценностные ориентации
молодежь
1. Атабиева З.А. Молодежный ресурс политической модернизации российского общества: социологический анализ: дис. … канд. соц. наук / З.А. Атабиева. – Пятигорск: 2010. – 181с.
2. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография [Текст] / Л.В. Баева. – Астрахань, 2008. – 218 с.
3. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ /К. Музыбаев // Журнал социологии и соц. антропологии. – 2004. – Т. 7, №1. – С. 175-189.
4. Иванова С.Ю. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества в контексте социокультурных трансформаций // Социологическое исследование. – М. – 2009. - N 12. – C. 13-19.
5. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.
6. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. – М.: ИМЭМО РАН, 2005. – С. 3-8.
7. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ящеренко. – Изд.2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 668 с.
8. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
9. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 361 с.
Понятие «ценность» всегда являлось объ­ектом интереса философов, социологов, психологов, культурологов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценностей. Анализ классических и современных социологических, фило­софских и социально-психологических концепций исследования ценностей и ценностных ориентаций позволяет выделить множество подходов к интер­претации данных понятий. Однако независимо от специфики фокуса анализа в совре­менных социально-исторических условиях социальные ценности исследуются как важнейшие компоненты индивидуального и об­щественного сознания, влияющие на формирование жизненных стратегий и основных средств их реализации, регулирующие социальное поведение и обусловливающие характер взаимодей­ствия социальных субъектов [5].

Проблемы ценностных ориентаций относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.

Ценности - это обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют "жизненный стиль" общества. Система или совокупность доминирующих ценностей в концентрированном виде выражает особенности культуры и исторического опыта данного общества [6].

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации [8].

Ценностные ориентации можно определить как принципы, вносящие планомерность в  личное и групповое восприятие, отношения и поведение в социальных ситуациях. Это жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в разные формы социальной интенсификации, руководствуются в своей повседневной жизни, цели, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и обусловливают основные модели социального поведения.

Ценностные ориентации не лишены постоянства, однако их устойчивость имеет динамический характер. Даже в период устойчивого становления общества ценностные ориентации подвергаются пусть продолжительной, но трансформации. А в период революционных перемен традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их преобразования в такие времена носят неконтролируемый и стихийный характер.

Любая социальная группа или сообщество опирается на особую, присущую только ей центральную идею. Когда это представление подвергается разрушению или подрывается, сообщество, цивилизация, обречены на радикальную модификацию. Как только начинают ослабевать духовные и культурные устои - субстанции цивилизации, можно говорить о начале ее завершения. Культурные границы объединения индивидов, сообществ, этносов и т.д., не только создают условия для удовлетворения материальных потребностей и гарантируют личную безопасность, но и привносят в жизнь определенный порядок, устанавливают моральные принципы, нормы, обычаи, каноны, формы поведения и т.д. Учитывая это разнообразие, индивиды, сосуществующие в неделимом социокультурном поле, ощущают потребность в общих незыблемых для них ценностях, правилах, установках, нормах.

Формирование различных подструктур сознания личнос­ти, в том числе и ценностной, в большой степени детерминировано теми социально-экономическими условиями, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность. Поэтому когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются.

Современное российское общество характеризуется коренными политическими, социально-экономическими преобразованиями, созданием принципиально новых экономических условий жизнедеятельности, формированием новых социальных отношений, нацеленных на рынок. Качественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Важными задачами его развития стали проблемы социального неравенства и имущественного расхождения, появление поляризованных социально-экономических групп, разделение общества по различным критериям (признакам). С дифференциацией социальной структуры в России произошло и ценностное преобразование различных социальных групп и всего общества в целом. Все это сказалось на изменении социальных императивов и ценностей, формировании новых личностных ценностных ориентаций, что в большей степени проявляется в системе взглядов молодежи как социальной группы с еще не сформировавшейся системой ценностей.

Молодежь является одним из важнейших стратегических ресурсов любого общества, играя критическую роль в развитии экономики, культуры, политики и других сфер. Функциональная роль молодежи сегодня заключается в непрерывном возобновлении жизни социальной системы, так как в процессе своего становления она активно вбирает в себя ценности и нормы, восприимчиво отвечает на социальное стимулирование, изменения, а нередко и дает импульсы направленности в развитии общества.

Современное общество предъявляет к индивидам безоговорочные требования, которые создают сложности и препятствия вхождения молодого человека в систему коммерческих отношений. Чтобы участвовать в процессе формирования таких отношений, индивиду необходимо иметь достаточно стабильный жизненный опыт, прочные знания, более или менее устоявшуюся систему ценностных ориентаций и норм поведения в конкретных ситуациях. Однако именно этого и недостает сегодня молодым людям в подавляющем большинстве.

Закономерно социальные изменения ведут к противоречиям и межгенерационным различиям в системах ценностных ориентаций. Это происходит в силу того, что основополагающие ценности, приобретенные молодым человеком на ранних этапах усвоения социального опыта, устойчивы к дальнейшим социальным трансформациям, и поэтому ценности разных поколений оказываются отражением различий между социальными эпохами, в которые происходила основная социализация их носителей [3]. Дисгармония в отношениях между поколениями, дисбаланс в системе ценностных ориентаций, воплощенный в противостоянии различных социально-демографических групп, ведет к хаотичности, отсутствию тотальности, системности в обществе. Между поколениями укрепляются противоречия, наступает обрыв смысловой линии, назревает конфликт, и как следствие, - неполучение опыта. Значимые ценности и значения, особенности их регулирования и осознания разрушаются и исчезают.

Специфичной стороной современной жизни является размолвка, а нередко и аксиологическое противостояние между молодежью и старшим поколением. Этому способствуют экономические, идеологические, духовные, психологические и социально - культурные факторы. Противоречия в ценностных ориентациях концентрируются в сфере потребительских ориентаций, половых интересов, досуга, художественных предпочтений, норм поведения, отношения к здоровью.

Переход к рынку, прогрессирование ценности экономической деятельности неминуемо вызвали в молодежной среде покорение ценностям богатства, власти, престижа, социальных достижений, а также непонимание от такого подчинения в поколении отцов. Сегодня для молодежи уже не столь важны ценности отцов: служение любимому делу, самоотвержение, самодисциплина, умеренность, преобладание справедливости над выгодой. Поведение современной молодежи свидетельствует о способности адаптироваться к любым социальным трансформациям, которое подчас модифицируется в виртуализацию, то есть стихийное вступление в пространство искусственных конструкций, и как внешнее демонстрирование этого процесса - подчиненность средствам массовой информации и рекламе. Безусловно, часть противоречий между поколениями совершенно естественна, т.к. связана в первую очередь с возрастными различиями. Молодежь всегда желает выделяться, и демонстрирует это с помощью внешних атрибутов, например, моды, жаргона, субкультуры и т.д. Молодые больше ценят инновационность и яркость, пожилые - традиционность и доказанность (незыблемость). Также отличительные особенности и несоответствия истолковываются особенностью культурной среды, к которой человек принадлежал в период социализации; часть из них продиктована макросоциальными, территориальными, историческими процессами.

Учитывая данные обстоятельства, сегодня речь должна идти о системном единстве поколений России, о вхождении молодежи в систему поколения, в его основные проблемы. Для этого необходимо найти отличительные линии (границы) единства и солидарности между молодым и старшим поколением, посредством которых может осуществляться согласованная связь различных возрастных групп, а также адаптация молодежи к социальной реальности (жизни).

Говоря о процессе формирования ценностей подрастающих поколений, важно принимать во внимание множество обстоятельств и факторов, которые, так или иначе, оказывают влияние на результат усвоения молодежью социального опыта. Формирование ценностных ориентаций молодежи осуществляется под воздействием социокультурной среды, в которой она функционирует. К социокультурным факторам формирования мировоззрения и ценностных ориентаций молодежи, можно отнести семью, культурную сферу жизнедеятельности общества, систему образования, господствующую в стране идеологию, средства массовой информации, религию, рекламу.

Семья является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим взаимную обусловленность личности и общества, объединение и определение важности их потребностей и ориентаций. Одной из важных функций семьи является педагогическая, которая охватывает целенаправленное воспитательное воздействие на детей, и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, стимулирующих одни и сдерживающих иные типы поведения. Именно родители часто не улавливая того формируют и воспитывают у подростков совокупность основополагающих нравственных ценностей и норм, духовных потребностей, интересов, наклонностей.

Господствующий в семье моральный (психологический) климат всегда воздействует на становление (социализацию) личности молодого человека. Обстановка в семье в полной мере сопряжена с культурой, просвещенностью, образованностью родителей, их родом занятий, нормами поведения и ориентациями. Только духовная деятельность, ориентируемая родителями и воплощаемая ими в непрерывном общении с детьми, дает возможность предвидеть значительных результатов (плодов) их духовного прогресса. Здесь важно не  только активно и избирательно привить нормы, ценности, знания социализирующейся личности, но и развить способности, вызвать стремление глубоко и основательно поступать в разных обстоятельствах, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Фундаментальным среди социальных институтов формирования ценностных ориентаций молодежи является система образования. Образование, выполняя свою социализирующую функцию, приобщает индивида к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний и навыков, тем самым способствуя интеграции в общественную жизнь.

Действенным фактором формирования ценностных ориентаций молодежи является распространение определенной идеологии через систему социальных институтов. Идеология - система форм общественного сознания, которая вместе с тем выступает как сознательно определенная форма духовной жизни. Идеология является конкретно-историческим системным отражением существенных сторон социальной действительности и выступает формой национального, классового или группового сознания и самосознания, системой принятых ценностей, в которых определенные коренные интересы нации, класса, группы занимают различные позиции по отношению к другим нациям, классам, государствам, исторически общественному развитию, идеологиям. Она является той основой, которая позволяет сформировать обществу систему социально значимых ценностей его членов, то есть является гарантом стабильности общества [7] .

Современное общество предопределило возникновение новых информационных технологий, преобразовавших информацию в основную ценность для человека. Критерием защиты и прогресса общества является передача социальных и культурных ценностей, исторически накопленных в мировоззренческой структуре предыдущими поколениями. Они образуют основную информацию, которая является базисом жизнедеятельности личности и создает условия стабильности общества. Сегодня на понимание и оценку фундаментальной информации активно воздействует реклама. Она возносит во всеобщую ценность потребление, а не творение, что накладывает отпечаток на социализацию молодого поколения, снижая его созидательные возможности как субъекта перспективного развития общества. Реклама, как особый механизм формирования ценностей современного поколения, способна создавать культуру со своим набором норм и ценностей. Нередко пропагандируемые ценности и нормы находятся в противоречии с тенденциями социально значимой культуры, это предполагает появление новой культуры с новыми ценностями, что представляется своеобразием современной массовой культуры.

На современном этапе социальных преобразований явно возросла роль средств массовой информации. Коммуникативные процессы значительно обусловливают эволюцию современного общества. Под влиянием СМИ происходят значительные перемены, связанные с формированием информационной культуры, от степени которой зависит способность молодежи к пониманию и обработке информации, а также к созданию социально-культурных стереотипов.

Индивидам предлагаются сложившиеся для овладения аксиологические, поведенческие, концептуальные модели, которые последовательно преобразуют ценностную картину общества. Существенные возможности влияния СМИ на молодежь детерминируются тем положением, что их суть охватывает весь диапазон психологического давления от информирования, воспитания, внушения до управления. Наибольшая всесторонность давления достигается в случае общности представлений манипулятора и «донора» (воспринимающего), а так как знания, получаемые из СМИ, являются различными, это увеличивает вероятность на установление общего с реципиентом, воздействие также, возрастает вследствие особенностей сознания молодежи.

Формирование положительных ориентаций и применение резерва инновационной предприимчивости молодежи в целях социального воспроизводства будет стабильным только при активном участии в этом процессе и общества и государства. Важным здесь является совершенствование институтов социализации и поддержание динамического равновесия социокультурной среды, в которой функционирует молодежь в целях достижения их согласованного и продуктивного влияния на процесс становления подрастающего поколения.

Таким образом, преодоление негативной трансформации в аксиологической системе современной молодежи возможно при условии согласования единства между культурой и социальной действительностью. Другими словами, должна быть достигнута гармония между пережитками прошлого и современными рыночными отношениями с разнообразными социальными ролями, сильной поляризацией и совершенно другим менталитетом, основывающемся на единстве, солидарности, патриотизме. Прогресс общества должен обеспечиваться не антагонистическим вытеснением одних ценностей другими, а их экзистенциальным (прогрессивным) прибавлением, объединением позитивных особенностей. В таком аспекте ценности представляются объединяющим началом. Они обобщают как ценностные приоритеты индивидов, образующихся под воздействием их потребностей, так и достижения прошлых поколений.

Рецензенты:

Кочесоков Р.Х., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.


Библиографическая ссылка

Кушхова К.А., Шогенова Ф.З. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18253 (дата обращения: 26.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074