Необходимость разработки и реализации универсальной концептуальной модели создания системы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне связана прежде всего с тем, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит к ведению местного самоуправления вопросы оказания социальной поддержки различным категориям населения (п. 11 ст. 14.1 указанного Закона). В муниципалитете в действительности имеются весомые возможностями в сравнении с другими уровнями власти в оказании адресной помощи людям с инвалидностью.
Для разработки концептуальной модели системы социальной адаптации инвалидов была применена логика, обеспечивающая целесообразность и обоснованность данной модели. Эта логика представлена схемой, описывающей корреляции между:
- проблемами, детерминирующими важность применения определенных методов социальной адаптации и отраженных в показателях социальной адаптированности инвалидов;
- эталонными условиями, показателями - проекциями конечного результата использования определенных методов;
- способами формирования благоприятных условий для социальной адаптации людей с инвалидностью.
Осуществление модели должно базироваться на совместной деятельности муниципальных учреждений и организаций гражданского общества. Координировать данный процесс социального партнерства предлагается Комитету по делам людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный Комитет необходимо создать в муниципальном органе исполнительной власти. Комитет по делам людей с инвалидностью является распространенной за рубежом практикой, заключающейся в создании отдельной структуры в органах власти, контролирующей работу по формированию благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов. Лишь недавно подобные Комитеты начали формироваться в отечественной практике муниципальных образований. Доминирование контрольной функции указанных Комитетов ведет к формализации и снижению качества системы социальной адаптации инвалидов в муниципалитете. Исходя из этого, помимо координационной функции, указанный Комитет как структура, входящая в состав муниципального органа власти, должен осуществлять организационно-правовое и материальное обеспечение межорганизационного и межсекторного взаимодействия по созданию интеграционных систем в производственной, социально-культурной и политической сферах муниципалитета.
Данный Комитет должен состоять из руководителей муниципальных организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность (учреждения культуры и дополнительного образования), образовательную деятельность (учреждения образования); организаций, формирующих общественный дискурс инвалидности (учреждения издательской сферы); организаций, обеспечивающих правовое сопровождение принятия решений о совершенствовании способов социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (законодательный орган муниципальной власти), а также руководителей городских отделений общественных объединений людей с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагается, что Комитет по делам людей с ограниченными возможностями здоровья должен координировать совместную деятельность соответствующих отделов администрации муниципального образования, законодательного органа муниципальной власти, муниципальных учреждений и городских отделений общественных организаций по реализации экономических, организационно-распорядительных, социально-нормативных, социономических, психологических методов социальной адаптации людей с инвалидностью.
Представим все многообразие методов воздействия на условия социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в виде типологии, включающей методы муниципальной политики и методы формирования благоприятного общественного мнения.
Первые из указанных методов сводятся к обеспечению благоприятных организационных, правовых и физических условий в различных сферах жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Главным субъектом этого направления в рассматриваемой концепции являются муницпальные органы власти. Участие общественных организаций в реализации методов этой группы может сводиться к осуществлению фандрайзинга (это поиска внебюджетных средств, привлечение спонсорской помощи для реализации проектов создания интеграционных систем и безбарьерного пространства в муниципалитете), а также к оказанию добровольческой помощи в сфере социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, консультирования и социального посредничества.
В экономической активности (образовательная и профессиональная деятельность) представителей изучаемой общности предлагается следующий перечень необходимых методов:
1) содействие в получении профессионального образования и переквалификации людьми с инвалидностью (поиск сведений о возможностях дистанционного получения профессионального образования инвалидов; профессиональная ориентация и обеспечение людей с ограниченными возможностями здоровья необходимыми техническими средствами);
2) активизация профессиональной деятельности инвалидов (создание специальных рабочих мест на муниципальных предприятиях и контроль формального подхода учреждений и предприятий к трудоустройству людей с ограничениями здоровья);
3) формирование муниципальных заказов для спецпредприятий для укрепления материальной базы этих организаций и дополнительного стимулирования трудовой активности людей с инвалидностью;
4) организационная и финансовая поддержка городских отделений общественных организаций социальной помощи инвалидам в реализации предпринимательских и социально-ориентированных проектов;
5) создание дополнительных форм занятости людей с инвалидностью - их самозанятости (предоставление начального капитала, налоговые льготы, возможность дистанционного оформления необходимых документов и получения всех консультаций);
6) формирование интеграционных систем в сфере образования.
В сфере политической субъектности инвалидов важна организационно-правовая помощь их общественно-политическим организациям. Интересы инвалидов фактически игнорируются законодательными органами муниципальной власти. Происходит практически политическое отчуждение инвалидов, которое компенсируется функционированием общественно-политических объединений, имеющих представительность в законодательных органах муниципальной власти.
В сфере социально-психологической субъектности, включающей коммуникационную деятельность и выполнение социальных ролей, предлагается применение метода социального посредничества в увеличении числа социальных контактов людей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательным сопровождением данного метода должно стать психологическое консультирование людей, решивших создать семью в условиях ограниченных возможностей здоровья.
В социально-культурной сфере необходима реализация метода диффузной поддержки, которая может быть представлена в двух основных формах:
1) организация Комитетом по делам людей с инвалидностью работы по обеспечению систематического бесплатного посещения муниципальных учреждений культуры и досуга для людей с ограниченными возможностями здоровья;
2) организационная и финансовая помощь творческим коллективам инвалидов.
Целесообразно активизировать инвалидов созданием специальных информационных баз и обеспечением доступа к ним. В таких базах должны быть аккумулированы все необходимые сведения: правового, медицинского, психологического, иных профилей. Несомненной актуальностью обладает создание интерактивных карт объектов социальной инфраструктуры, доступных для посещения инвалидами в муниципалитете. Особую значимость имеет создание специализированных интернет-сайтов для людей с инвалидностью. Киберпространство позволяет реализовывать различные формы социальной субъектности дистанционно, что является весьма значимым в условиях ограниченных возможностей передвижения.
Методы формирования общественного мнения заключаются в обеспечении муниципальными учреждениями издательской сферы и телерадиовещательными компаниями благоприятного воздействия общественного дискурса инвалидности на различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Данные методы необходимы для формирования активно-позитивного образа инвалидности в массовом сознании.
Важным представляется транслирование на регулярной основе материалов масс-медиа об инвалидах, активно реализующих свою профессиональную деятельность. Важно систематическое транслирование материалов об опыте людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной сфере, сфере производства духовных и интеллектуальных ценностей. Значимым видится опубликование материалов об опыте учреждений образования по созданию интеграционных систем совместного обучения инвалидов и не-инвалидов
Регулярное транслирование материалов о людях с инвалидностью будет означать выполнение масс-медиа статусной поддержки общности инвалидов, а, следовательно, содействовать повышению социального статуса изучаемой категории в общественном сознании. Важно соблюдать ряд правил, связанных с необходимостью рассказывать об инвалидах с позиций выполнения ими социальных ролей и функций. Информацию следует передавать от первого лица. Также важным представляется систематическое социальное просвещение детей о существовании людей с нетипичной внешностью. Материалы этой направленности должны быть ориентированы на формирование у подрастающего поколения недискриминационных аттитюдов инвалидности.
Низкий социальный статус людей с ограничениями здоровья во многом детерминирован культивированием в пространстве традиционных средств массовой информации дискурса ценности успеха и материального благополучия как меры жизненного пути человека. Альтернативой этому дискурсу должен стать дискурс приоритета личностных способностей, талантов и человеческих качеств над ценностями внешней красоты и финансовой состоятельности.
Подводя итоги описания разработанной концепции системы социальной адаптации людей с инвалидностью, перечислим наиболее значимые аспекты ее реализации:
1) система должна быть создана на муниципальном уровне власти как наиболее адресном для оказания социальной помощи;
2) система должна быть основана на межсекторном взаимодействии муниципальных структур и организаций гражданского общества;
3) координировать социальное партнерство муниципальных учреждений и общественных объединений должен Комитет по делам инвалидов в составе органа муниципальной власти;
4) методы социальной адаптации людей с инвалидностью, используемые в рамках реализации системы, должны быть типологизированы по двум основаниям: субъект реализации (методы муниципальной политики и методы формирования общественного мнения) и сфера социальной активности, активизации которой содействует метод (экономическая, политическая, коммуникационная, сфера выполнения социальных ролей, социально-культурная, сфера информационного поведения).
Рецензенты:
Паршиков Н.А., д.п.н., профессор, ректор Орловского государственного института искусств и культуры, г. Орел;
Куделько Н.А., д.фил.н., профессор, первый проректор Орловского государственного института искусств и культуры, г. Орел.
Библиографическая ссылка
Домбровская А.Ю. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17900 (дата обращения: 05.10.2024).