Кластерная политика становится одним из наиболее популярных видов экономической политики. В большинстве стран мира кластерная политика имплементирована в инновационную политику страны, региона, отраслей.
В настоящее время, опираясь на зарубежный опыт и первые результаты реализации проектов по созданию территориально-отраслевых кластеров в России, органы государственной власти регионов Росси пытаются внедрить принципы кластеростроения в экономическое развитие различных отраслей, имеющих потенциал кластерообразования.
В настоящее время разработан значительный теоретический и методологический аппарат по проблеме кластерного развития регионов. Исследованы процессы инновационной деятельности в кластерах, вопросы внутрикластерного взаимодействия Однако многие вопросы остаются открытыми, в частности проблема формирования инновационных кластеров в строительном комплексе, учитывающего территориальные, отраслевые особенности развития региона.
Целью исследования является повышение инновационного потенциала предприятий строительного комплекса на основе реализации кластерных инициатив. Исследование строилось с применением методов системного, статистического анализа, экспертных оценок.
Развитие кластера предполагает наличие так называемой тройной спирали — взаимодействие региональных органов государственной власти (P), науки (В) и бизнеса (S). На эффективность инновационного развития территориального кластера стройиндустрии влияет эффективности взаимодействия этих трех составляющих.
Территориальные отраслевые кластеры в своем инновационном развитии могут находиться в различных организационно-экономических ситуациях. Если составляющая имеет высокое развитие в регионе и активно содействует созданию кластера, то ей соответствует обозначение 1; если ее влияние на развитие кластера низкое, то обозначим этот показатель 0 (Рисунок).
Предпосылками объединения мелких и средних производителей строительной продукции в инновационной территориальный кластер и реализации кластерных инициатив являются следующие факторы:
-
повышение качества инновационной продукции;
-
модернизация производства и менеджмента;
-
необходимость повышения конкурентоспособности инновационной продукции на федеральном и внешнем рынках;
-
повышение рентабельности производства.
Модель участия «тройной спирали» в создании и развитии инновационных территориальных кластеров
Организационно-экономические ситуации развития инновационного территориального кластера стройиндустрии
Наименование организационно-экономической ситуации |
Характеристика организационно-экономической ситуации |
P1B1S1 |
Идеальная ситуация развития территориального отраслевого кластера. Характеризуется максимальным уровнем взаимодействия всех основных составляющих «тройной спирали». В кластере реализуются кооперационные проекты, осуществляется значительная государственная поддержка бизнеса. Ситуация характеризуется высоким уровнем доверия бизнеса к власти и высоким инновационным потенциалом отрасли. |
P0B0S0 |
Негативная ситуация для развития кластера. Государственные органы власти, предприятия и научные и образовательные учреждения практически между собой не взаимодействуют, в результате чего у предприятий отсутствует доверие к власти, научные разработки вузов не коммерциализуются. В такой ситуации создание кластера невозможно. |
P1B0S0 |
Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров, однако ситуация в регионе неблагоприятна для их создания, поскольку у бизнеса отсутствует доверие к власти и взаимодействие с образовательными и научными учреждениями в сфере коммерциализации научных разработок вузов. Кластерная политика в регионе реализуется методом «top-down», но без значительных успехов, поскольку это неинтересно предприятиям. Примером реализации кластерной политики по такому направлению является создание стекольного кластера в г. Никольске Пензенской области. |
P1B1S0 |
Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров, высокой заинтересованностью бизнеса в создании и развитии кластера. Слабым звеном в этом случае является составляющая «наука», которая либо слабо развита в регионе по отраслевому направлению кластера, либо практически отсутствует взаимодействие предприятий с научными и образовательными учреждениями. Примеры такой организационно-экономической ситуации — приборостроительный и кондитерский кластеры Пензенской области. |
P1B0S1 |
Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров при полном отсутствии желания бизнеса участвовать в кластерных инициативах. Часто это происходит вследствие низкого уровня доверия бизнеса к власти. Несмотря на то что научная составляющая в отрасли также высоко развита, отсутствует заказ производственных предприятий на научные изобретения. Появляются попытки создания кластера методом «Top-down». Пример такой организационно-экономической ситуации — инновационный территориальный кластер г. Троицка. |
P0B1S1 |
Предприятия активно взаимодействуют между собой и с научными и образовательными учреждениями в отношении разработки, внедрения и коммерциализации инноваций, реализации кооперационных проектов. Региональные органы государственной власти не заинтересованы в кластерном развитии региона, поэтому вся инициатива исходит от бизнеса. Ситуация характеризуется применением кластерной политики методом «bottom-up». |
P0B0S1 |
В регионе существуют развитые научно-образовательные учреждения, генерирующие идеи и создающие разработки. Однако бизнес не заинтересован во внедрении этих разработок в производство или слабо развит. Региональные органы власти не реализуют кластерную политику и практически не реализуют инновационную. |
P0B1S0 |
Ситуация характеризуется высоким уровнем и заинтересованностью бизнеса в инновационном и кластерном развитии. Однако региональные органы государственной власти и научные и образовательные организации не заинтересованы во взаимодействии в кластерном формате. |
Ограничениями по созданию инновационного территориального кластера в строительном комплексе могут рассматриваться:
-
внутренняя конкуренция внутри организаций-участников;
-
отсутствие понимания у участников кластера необходимости модернизации производства и менеджмента для приведения бизнес-процессов в соответствие с требованиями рынка;
-
нежелание участников выступать под единым брендом и по единой маркетинговой стратегии.
Ключевыми результатами реализации кластерной инициативы могут являться:
-
консолидация мелких и средних производителей региона в единую структуру;
-
формирование единой политики по закупке сырья для производства, что приведет к снижению себестоимости без ущерба качеству конечного продукта;
-
внедрение единой маркетинговой стратегии для вывода инновационного продукта регионального производителя на федеральный и внешний рынки;
-
создание единой дистрибуционной структуры инновационной продукции кластера (включая логистику) для осуществления поставок продукции с консолидированной системой ценообразования;
-
внедрение общего бренда кластера, формирование единой товарной линейки под одним брендом для работы на федеральном и внешнем рынках с целью повышения рентабельности производства и повышения конкурентоспособности региональных производителей, увеличения объемов и ассортимента продукции.
Реализация кластерных инициатив с учетом существующих организационно-экономических ситуаций развития кластера позволит обеспечить инновационное развитие регионального строительного комплекса.
Рецензенты:
Тараканов О.В., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;
Баронин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С., Стрельцов Д.И. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17710 (дата обращения: 13.10.2024).