Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ

Артамонова Ю.С. 1 Байнишев С.М. 1 Ханьжов И.С. 1 Стрельцов Д.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Научная статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности инновационного развития региональных строительных комплексов на основе разработки и реализации кластерных инициатив. В статье рассмотрены организационно-экономические ситуации формирования и развития территориальных отраслевых кластеров. Подобные ситуации формируются в результате взаимодействия участников «тройной спирали» – региональных органов государственной власти, предприятий отрасли — потенциальных стейкхолдеров кластера, и научных и образовательных учреждений, генерирующих инновационные разработки. Выявлены факторы объединения мелких и средних производителей строительной продукции в инновационной территориальный кластер и реализации кластерных инициатив. Представлены ограничения по созданию инновационного территориального кластера в строительном комплексе, выявлены ключевые результаты реализации кластерной инициативы. Реализация разработанных рекомендаций позволит обеспечить кластерное развитие региональных территориально-отраслевых комплексов в современных условиях развития экономики.
строительный комплекс
инновационное развитие
кластерная политика
территориально-отраслевой кластер
регион
экономический потенциал
инновация
кластер
1. Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015).
2. Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014).
3. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014).
4. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Организационная модель кластеров Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46055 (дата обращения: 10.02.2015).
5. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Характеристика экономического состояния Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. №1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=9508 (дата обращения: 10.02.2015).
6. Артамонова Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В.//Региональная архитектура и строительство. – 2010. – № 2. – С. 156–162.
7. Артамонова Ю.С. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.– 2011. –№ 24.– С. 168–170.
8. Артамонова Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области / Артамонова Ю.С., Герасимова И.С. //
Мир транспорта и технологических машин.– 2014. – № 2 (45). – С. 103–111.
9. Еремкин А.А. Основные направления развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса Пензенской области/А. А. Еремкин, Б. Б. Хрусталев, Ю. С. Артамонова. Пенза: ПГУАС, 2006. -234 с.
10. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / Под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева. – Пенза: ПГУАС, 2012. – 264 с.
11. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / Под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева – Пенза: ПГУАС, 2013. – 230 с.
12. Макаров И.Н. Национальные системы управления государственно-частным партнерством / Макаров И.Н., Колесников В.В // Российское предпринимательство. – 2013. – № 13 (235). – С. 38–44.
13. Марков Л.С. Экономические кластеры: эволюционная перспектива /Марков Л.С., Петухова М.В. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2013. – Т. 13, вып. 4. – С. 164–171
14. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747.
15. Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12969 (дата обращения: 05.05.2014).
16. Хрусталев Б.Б. Методика расчета инновационного потенциала предприятий регионального строительного комплекса/Хрусталев Б.Б., Пучков И.В., Артамонова Ю.С., Мищенко В.Я. // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура.– 2008. – № 3.– С. 72–76.

Кластерная политика становится одним из наиболее популярных видов экономической политики. В большинстве стран мира кластерная политика имплементирована в инновационную политику страны, региона, отраслей.

В настоящее время, опираясь на зарубежный опыт и первые результаты реализации проектов по созданию территориально-отраслевых кластеров в России, органы государственной власти регионов Росси пытаются внедрить принципы кластеростроения в экономическое развитие различных отраслей, имеющих потенциал кластерообразования.

В настоящее время разработан значительный теоретический и методологический аппарат по проблеме кластерного развития регионов. Исследованы процессы инновационной деятельности в кластерах, вопросы внутрикластерного взаимодействия Однако многие вопросы остаются открытыми, в частности проблема формирования инновационных кластеров в строительном комплексе, учитывающего территориальные, отраслевые особенности развития региона.

Целью исследования является повышение инновационного потенциала предприятий строительного комплекса на основе реализации кластерных инициатив. Исследование строилось с применением методов системного, статистического анализа, экспертных оценок.

Развитие кластера предполагает наличие так называемой тройной спирали — взаимодействие региональных органов государственной власти (P), науки (В) и бизнеса (S). На эффективность инновационного развития территориального кластера стройиндустрии влияет эффективности взаимодействия этих трех составляющих.

Территориальные отраслевые кластеры в своем инновационном развитии могут находиться в различных организационно-экономических ситуациях. Если составляющая имеет высокое развитие в регионе и активно содействует созданию кластера, то ей соответствует обозначение 1; если ее влияние на развитие кластера низкое, то обозначим этот показатель 0 (Рисунок).

Предпосылками объединения мелких и средних производителей строительной продукции в инновационной территориальный кластер и реализации кластерных инициатив являются следующие факторы:

  • повышение качества инновационной продукции;
  • модернизация производства и менеджмента;
  • необходимость повышения конкурентоспособности инновационной продукции на федеральном и внешнем рынках;
  • повышение рентабельности производства.

Модель участия «тройной спирали» в создании и развитии инновационных территориальных кластеров

Организационно-экономические ситуации развития инновационного территориального кластера стройиндустрии

Наименование организационно-экономической ситуации

Характеристика организационно-экономической ситуации

P1B1S1

Идеальная ситуация развития территориального отраслевого кластера. Характеризуется максимальным уровнем взаимодействия всех основных составляющих «тройной спирали». В кластере реализуются кооперационные проекты, осуществляется значительная государственная поддержка бизнеса. Ситуация характеризуется высоким уровнем доверия бизнеса к власти и высоким инновационным потенциалом отрасли.

P0B0S0

Негативная ситуация для развития кластера. Государственные органы власти, предприятия и научные и образовательные учреждения практически между собой не взаимодействуют, в результате чего у предприятий отсутствует доверие к власти, научные разработки вузов не коммерциализуются. В такой ситуации создание кластера невозможно.

P1B0S0

Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров, однако ситуация в регионе неблагоприятна для их создания, поскольку у бизнеса отсутствует доверие к власти и взаимодействие с образовательными и научными учреждениями в сфере коммерциализации научных разработок вузов.

Кластерная политика в регионе реализуется методом «top-down», но без значительных успехов, поскольку это неинтересно предприятиям. Примером реализации кластерной политики по такому направлению является создание стекольного кластера в г. Никольске Пензенской области.

P1B1S0

Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров, высокой заинтересованностью бизнеса в создании и развитии кластера. Слабым звеном в этом случае является составляющая «наука», которая либо слабо развита в регионе по отраслевому направлению кластера, либо практически отсутствует взаимодействие предприятий с научными и образовательными учреждениями. Примеры такой организационно-экономической ситуации — приборостроительный и кондитерский кластеры Пензенской области.

P1B0S1

Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров при полном отсутствии желания бизнеса участвовать в кластерных инициативах. Часто это происходит вследствие низкого уровня доверия бизнеса к власти. Несмотря на то что научная составляющая в отрасли также высоко развита, отсутствует заказ производственных предприятий на научные изобретения. Появляются попытки создания кластера методом «Top-down». Пример такой организационно-экономической ситуации — инновационный территориальный кластер г. Троицка.

P0B1S1

Предприятия активно взаимодействуют между собой и с научными и образовательными учреждениями в отношении разработки, внедрения и коммерциализации инноваций, реализации кооперационных проектов. Региональные органы государственной власти не заинтересованы в кластерном развитии региона, поэтому вся инициатива исходит от бизнеса. Ситуация характеризуется применением кластерной политики методом «bottom-up».

P0B0S1

В регионе существуют развитые научно-образовательные учреждения, генерирующие идеи и создающие разработки. Однако бизнес не заинтересован во внедрении этих разработок в производство или слабо развит. Региональные органы власти не реализуют кластерную политику и практически не реализуют инновационную.

P0B1S0

Ситуация характеризуется высоким уровнем и заинтересованностью бизнеса в инновационном и кластерном развитии. Однако региональные органы государственной власти и научные и образовательные организации не заинтересованы во взаимодействии в кластерном формате.

Ограничениями по созданию инновационного территориального кластера в строительном комплексе могут рассматриваться:

  • внутренняя конкуренция внутри организаций-участников;
  • отсутствие понимания у участников кластера необходимости модернизации производства и менеджмента для приведения бизнес-процессов в соответствие с требованиями рынка;
  • нежелание участников выступать под единым брендом и по единой маркетинговой стратегии.

Ключевыми результатами реализации кластерной инициативы могут являться:

  • консолидация мелких и средних производителей региона в единую структуру;
  • формирование единой политики по закупке сырья для производства, что приведет к снижению себестоимости без ущерба качеству конечного продукта;
  • внедрение единой маркетинговой стратегии для вывода инновационного продукта регионального производителя на федеральный и внешний рынки;
  • создание единой дистрибуционной структуры инновационной продукции кластера (включая логистику) для осуществления поставок продукции с консолидированной системой ценообразования;
  • внедрение общего бренда кластера, формирование единой товарной линейки под одним брендом для работы на федеральном и внешнем рынках с целью повышения рентабельности производства и повышения конкурентоспособности региональных производителей, увеличения объемов и ассортимента продукции.

Реализация кластерных инициатив с учетом существующих организационно-экономических ситуаций развития кластера позволит обеспечить инновационное развитие регионального строительного комплекса.

Рецензенты:

Тараканов О.В., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;

Баронин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С., Стрельцов Д.И. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17710 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674