Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Шавандина И.В. 1 Борисова Т.Н. 1 Кутаева Т.Н. 1 Хохлова В.В. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт»
Потребительская кооперация является важным звеном национальной экономики, которая постоянно приспосабливается к нуждам целевых потребителей и ищет пути развития своей производственно-хозяйственной деятельности. Наблюдающиеся в стране и регионах постоянное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары и услуги привело к сокращению доли потребительской кооперации в общем объеме предоставляемых услуг населению. В связи с этим целью исследования является анализ динамики развития многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации Нижегородской области. В работе проанализированы основные направления деятельности организаций потребительской кооперации, к которым относятся розничная торговля, общественное питание, промышленное производство товаров, заготовительная деятельность, платные услуги. В процессе анализа использовались методы статистического и сравнительного анализа.
услуги
заготовки
производство
общественное питание
торговля
многоотраслевая деятельность
организации потребительской кооперации
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2003 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2004 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2005 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2006 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2007 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
6. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2008 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
7. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2009 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
8. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2010 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
9. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2011 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
10. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2012 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
11. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородского Облпотребсоюза за 2013 года.: Статистический ежегодник. – Нижний Новгород.: Нижегородский областной союз потребительских обществ.
12. Бачин В. Г. Управление в потребительской кооперации в кризисных условиях: монография / В. Г. Бачин, В. И. Чистякова. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 160 с.
13. Бунеева Р.И. Концептуальные основы совершенствования социально-экономического механизма некоммерческой организации (на примере организаций потребительской кооперации) / Р. И. Бунеева // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2010. - № 1. – С. 266-268.
14. О Нижегородском облпотребсоюзе 2014 год URL: http://nnops.ru/ops.html (дата обращения: 19.12.2014г.).

Потребительская кооперация является социально-ориентированной системой и характеризуется большим количеством связей между составляющими элементами ее экономического потенциала. Она призвана осуществлять торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность с целью выполнения своей основной миссии – социальной, заключающейся в решении социально-экономических проблем села [3].

Потребительские общества по правовому статусу относятся к некоммерческим организациям. Основной целью их деятельности является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» предусмотрено, что потребительские общества вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы [2].

Центральный союз потребительских обществ России объединяет 1978 орга­низаций различных организационно-правовых форм, совокупный объем деятельности, которых в 2012 г. составил 13,7 млрд. руб.

В 2012 году удельный вес потребительской кооперации РФ в обороте Российской Федерации составил 1%, что в значительной степени меньше, чем в начале 90-х годов прошлого века. Потребительская кооперация потеряла большую долю рынка за счет сокращения объемов торговой деятельности в районных центрах, уступив самый выгодный сегмент регионального рынка частным предпринимателям.

Одну из центральных позиций в системе потребительской кооперации Приволжского федерального округа занимает Нижегородский облпотребсоюз.

Нижегородский облпотребсоюз имеет многоотраслевую систему хозяйственной деятельности: розничная и оптовая торговля, производство, заготовки, услуги, образование. Это один их ведущих потребсоюзов в системе Центросоюза Российской Федерации, самый крупный по совокупному объему и розничному товарообороту [4].

Потребительская кооперация Нижегородской области находится на 3 месте среди потребсоюзов России по сумме уплаченных налогов (после Москвы, Краснодарского края), входит в число основных бюджетообразующих организаций в районах.

По данным 2012 года в зоне деятельности системы потребкооперации Нижегородской области находится более 4,8 тысяч сельских населенных пунктов с численностью обслуживаемого населения свыше 550 тысяч человек. Потребкооперация осуществляет свою деятельность в 44 районах области. Материальная база Нижегородского облпотребсоюза включает в себя 1869 розничных торговых предприятий, в том числе 1743 магазина, 239 предприятий общественного питания, 164 цеха по выпуску товаров народного потребления, консервный завод [2].

Потребительская кооперация является многоотраслевой системой, осуществляющая в интересах пайщиков торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.

В организациях потребительской кооперации работают около 11 тысяч человек. Свою деятельность потребкооперация осуществляет в 44 районах области. В зоне деятельности системы находится более 3,5 тысяч сельских населённых пунктов с численностью обслуживаемого населения свыше 495 тыс. человек.

Сегодня Нижегородский областной союз потребительских обществ объединяет около 100 тысяч пайщиков.

Совокупный объем деятельности - около 14 млд. рублей. Розничный оборот в 2013 году более 11 млрд. рублей. Материальная база включает в себя 1658 розничных торговых предприятий, в том числе 1633 магазина. Общественное питание включает 247 предприятий. Имеется собственная логистическая сеть – 4 оптово-розничных предприятия. Кооперативное производство Облпотребсоюза представлено 148 цехами, из них 43 – по производству хлебобулочных изделий, 5 колбасных цехов, 40 – кондитерских, 12 – по производству безалкогольных напитков, 10 – по переработке рыбы, – по выработке полуфабрикатов [4].

В совокупном обороте системы потребительской кооперации Нижегородской области на первом месте находится розничный товарооборот, удельный вес которого за 10 лет увеличился в 3 раза и составил в 2013 году 78,9 %. Производство товаров народного потребления увеличилось в 2 раза и составляет 6,3 % , доля оптового оборота увеличилась в 3 раза и составила 8,8%, объем закупок сельскохозяйственных продуктов составляет в 2013 году 5,6 % при этом увеличение составило 2,5 раза, платные услуги, оказываемые организациями потребительской кооперации области, увеличились в 3 раза и составили 0,4 % от совокупного объема деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Структура совокупного объема деятельности потребительской кооперации в Нижегородской области, % [1-11]

Таким образом, в общей структуре совокупного объема деятельности две трети занимает розничная торговля и только одну треть – все остальные отрасли.

Согласно данным статистики, оборот розничной торговли потребительской кооперации Нижегородской области увеличивается, в 2013 году розничный товарооборот и оборот общественного питания по сравнению с 2004 годом увеличился в 3,2 раза, рисунок 2.

Основной задачей отрасли торговли является удовлетворение спроса покупателей широким ассортиментом предлагаемых товаров. Это обеспечивает конкурентоспособность организаций потребительской кооперации, а также высокий имидж на потребительском рынке.

Рис. 2. Динамика розничного товарооборота организаций потребительской кооперации Нижегородской области, млн. руб. [1-11]

Для оценки конкурентоспособности организаций потребительской кооперации рассмотрим структуру их товарооборота (рис. 3).

Рис. 3.Удельный вес товаров в товарообороте Нижегородского облпотребсоюза, % [1-11]

Ежегодно доля продовольственных товаров в товарообороте сокращается на 0,62%, а непродовольственных товаров увеличивается на 0,62%. Это положительно сказывается на деятельность организаций потребительской кооперации, т.к. на товары данной группы в сельской местности конкуренция ниже, а полученный доход от продажи непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными в разы больше.

Нами проведен подробный анализ розничного товарооборота организаций потребительской кооперации Нижегородской области в разрезе районов (рис. 4).

Рис. 4. Динамика развития розничного товарооборота организаций потребительской кооперации Нижегородской области, тыс. руб.[1-11]

Детально проанализировав динамику развития розничного товарооборота организаций потребительской кооперации в разрезе районов, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в розничном товарообороте области в 2013 году занимает Починкинское райпо – 919 млн. руб., наименьшее филиал НОПО «Арзамасское ОРП» – 6,5 тыс. руб. Прекратило деятельность в данной отрасли Навашинское райпо.

Перспективной отраслью системы потребительской кооперации является общественное питание. Общественное питание организует производство и потребление продуктов питания на своих предприятиях (столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха. Результаты деятельности предприятий общественного питания кооперативных организаций Нижегородской области представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Динамика развития оборота общественного питания Нижегородского облпотребсоюза, тыс. руб. [1-11]

Анализ показал, что в период с 2004 по 2013 гг. происходит ежегодное увеличения оборота общественного питания почти на 130 млн. руб. за анализируемый период данный показатель увеличился в 3,3 раз.

Для детального анализа оборота общественного питания организаций потребительской кооперации Нижегородской области нами проанализирован данный показатель в разрезе районов области (рис. 6).

Рис. 6. Динамика развития оборота общественного питания Нижегородского облпотребсоюза, тыс. руб. [1-11]

Анализ рисунка показал, что наибольший удельный вес организаций потребительской кооперации в обороте общественного питания Нижегородской области занимает Городетское райпо – 177 млн.руб., наименьший Выксунское райпо – 1042 тыс.руб. Прекратили деятельность в рассматриваемой отрасли такие организации, как Володарское, Сергачское райпо, Уренское ОРП и Первомайский филиал НОПО.

В многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации не маловажная роль отводится обеспечению населения товарами собственного производства, особенно продуктами питания. Исследуя развитие услуг по промышленному производству товаров в Нижегородском облпотребсоюзе, можно заметить, что промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые населению товары, которые реализуются в магазинах розничной торговли. Промышленность потребительской кооперации Нижегородской области представлена предприятиями по производству хлеба, колбасных изделий, безалкогольных напитков, макаронных изделий и других.

Динамика развития кооперативной промышленности представлена на рис. 7.

Рис. 7. Динамика развития промышленного производства Нижегородского облпотребсоюза, тыс. руб. [1-11]

Анализ рисунка показал, что наибольший удельный вес в промышленном производстве организаций потребительской кооперации Нижегородской области занимает Починкинское райпо – 76,5 млн. руб., наименьший филиалл «Первомайский» – 1975 тыс. руб. Многие организации потребительской кооперации области прекратили деятельность по производству товаров народного потребления.

Особую значимость в современных условиях приобрела заготовительная деятельность потребительской кооперации – эта важнейшая форма реализации функций потребительской кооперации как компонента развития интеграционных связей, в первую очередь, с личными подсобными хозяйствами сельского населения и крестьянскими фермерскими хозяйствами. Заготовительная деятельность предоставляет жителям села услуги по реализации, выращенной на приусадебном участке сельскохозяйственной продукции и обеспечивающая дополнительными товарными ресурсами розничную торговлю и общественное питание и сырьевыми ресурсами – кооперативную промышленность.

За последние десятилетие Нижегородская область сохранила ресурсный потенциал заготовок сельскохозяйственной продукции, а потребительская кооперация, в свою очередь, используя благоприятную ситуацию, улучшает свои позиции в заготовках основных сельскохозяйственных продуктов. Анализ заготовительной деятельности кооперативных организаций Нижегородской области показал, что заготовительная деятельность практически во всех районных потребительских обществах увеличивается (рис. 8).

Рис. 8. Динамика развития объема заготовок организациями Нижегородского облпотребсоюза, тыс. руб. [1-11]

Анализ рисунка показал, что наибольший удельный вес в заготовительной отрасли организаций потребительской кооперации Нижегородской области занимает Тоншаевское райпо – 68,4 млн.руб., наименьшее филиал НОПО «Княгиниский» – 1519 тыс.руб. Такие райпо, как Володарское, Сергачское и Ветлужское райпо, прекратили деятельность в данном направлении.

Одним из важных направлений повышения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации является сфера услуг. Развитие данной отрасли обеспечивает повышенный спрос на данные услуги. Увеличению объемов деятельности в данной отрасли способствует созданию новых рабочих мест. Объем платных услуг организаций Нижегородского облпотребсоюза представлен на рисунке 9.

Рис. 9. Динамика развития платных услуг организаций Нижегородского облпотребсоюза, тыс. руб.[1-11]

Проведя анализа развития платных услуг оказываемых организациями потребительской кооперации Нижегородской области, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в данной отрасли занимает Починковское райпо – 7,3 млн .руб., наименьшее филиал НОПО «Сеченовское райпо» – 47 тыс. руб. В данной отрасли 35% рассматриваемых организаций прекратили свою деятельность.

Таким образом, потребительская кооперация является многоотраслевым комплексом, осуществляющим в интересах пайщиков торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность. Сохранению целостности системы способствует межотраслевая интеграция, т.е. возможность функционирования в рамках единого комплекса: закупка – переработка (производство) – сбыт (торговля). Вместе с тем, основной отраслью потребительской кооперации по-прежнему является розничная торговля.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного совместным конкурсом РГНФ и Нижегородской области научного проекта №14-12-52501.

Рецензенты:

Шамин А.Е., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и статистика» ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт», г. Нижний Новгород;

Фролова О.А., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Шавандина И.В., Борисова Т.Н., Кутаева Т.Н., Хохлова В.В. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17434 (дата обращения: 11.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674