Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ПРОДУКТОВ

Мохначев С.А. 1 Шумкова Т.Н. 1 Шумков Н.В. 2
1 НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»
2 ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Авторами статьи выполнен анализ качества реализованного скота (свиней) за период с 2009 по 2013 годы, что позволило им сделать вывод о том, что некоторым районам Удмуртской Республики удается приблизить убойный вес реализованных свиней к оптимальной отметке. Однако качество продукции свиноводства остается еще низким, но Удмуртская Республика обладает необходимыми резервами для его повышения. На территории региона имеются возможности производить мясо свиней как экологически чистый продукт, который требует дополнительных затрат, но для этого необходимо иметь поддержку государства в виде различных рычагов стимулирования. В статье авторами предложено дерево проблем создания рынка экологически чистого продукта, которое позволяет выяснить причины отсутствия заинтересованности производителей в выпуске органической продукции в Удмуртской Республике. Исходя из выявленных проблем, в работе представлена система стратегических целей направленных на их решение. Для успешного достижения поставленных целей предлагается проведения комплекса необходимых мероприятий разбитых на последовательные этапы. Реализация системы стратегических решений создания на территории Удмуртской Республики экологически чистого и качественного продукта в отрасли свиноводства требует выработки механизма действий с алгоритмом его решений. Такие механизмы разработаны и представлены комплексом предложенных мероприятий, направленных на то, чтобы отрасль свиноводства могла постоянно совершенствовать технологию производства продукции, поддерживать ее качество для того, чтобы занимать лидирующее положение на целевом рынке.
эффективность.
затраты производства
механизм реализации
дерево проблем
экологически чистая продукция
качество продукции
стратегия
региональная экономика
1. Грахов В.П., Мохначев С.А. Чиркова Д.С. Кластерная политика в регионе: особенности реализации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 28 (355). С.11-17.
2. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Удмуртская Республика: кластеризация и её влияние на региональный рынок труда и профессиональное образование// Человек и труд. – 2010. – № 5. с.32-44.
3. Гоголев М.В., Мальцев Н.А., Шумкова Т.Н. Свиноводство – приоритетная отрасль АПК региона // Проблемы региональной экономики. 2008. № 1-2. С. 243-261.
4. Гоголев И.М., Шумкова Т.Н., Пашкова Е.В., Шумков Н.В. Тенденции развития свиноводства в регионе// Проблемы региональной экономики. 2014. № 1-2. С. 190-199.
5. Ковалев Ю.И. Регулирование импорта как ключевой фактор поддержки отечественного свиноводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 1. С. 28-30.
6. Лубков А.Н. Повышение конкурентоспособности – приоритетная задача агропромышленного комплекса России в 2013-2020 гг. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 11. С. 4-6.
7. Наумкин А.В., Оксанич Н.И. Стратегия развития животноводства России на период 2013-2020 гг. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 6. С. 29-33.
8. Статистический сборник. Сельское хозяйство Удмуртской Республики за 1990 – 2014 гг. Ижевск, 2014.
9. Шарнин В.Н., Стрекозов Н.И. Экономические основы повышения эффективности свиноводства России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 3. С. 22-23.
10. Шумкова Т.Н. Оценка места и роли свиноводства в мясопродуктовом комплексе региона // Проблемы региональной экономики. Ижевск: Изд. Института экономики и управления УдГУ, 2005. № 5-6. – С. 135-149.
11. Шумкова Т.Н., Шумков Н.В. Анализ конкуренции в отрасли свиноводства как фактор повышения эффективности производства // Менеджмент: теория и практика. 2014. № 3-4.
Среди отраслей животноводства, развиваемых в Удмуртской Республике, приоритетным за последние годы становится свиноводство. Должная оценка и внимание к этой отрасли базируются на использовании биологических особенностей этого вида животных, характеризуемых многоплодием, скороспелостью, всеядностью, высоким выходом мяса, высокой его питательностью. Свинина хорошо консервируется и в консервированном виде может храниться длительное время. Успешному развитию свиноводства способствует высокая оплата корма по сравниванию с крупным рогатым скотом и овцами.

В настоящее время в мире пока еще не существует единого международного стандарта производства биопродукции. Существующие отличия в государственном регулировании биологического сельского хозяйства разных стран, а также в частных стандартах, сдерживают рост мировых рынков биопродукции и создают препятствия в торговле ею [5, 6, 7].

Страны ЕС установили меры дополнительной поддержки предприятий, занимающихся производством такого рода сырья и продуктов, выражающиеся в государственных дотациях и субсидировании. Российское правительство уже готово в скором времени предпринять такие же действия и в России, т.к. наша страна имеет значительно более богатый потенциал в сравнении с Европой для получения экологически безопасного сырья.

Однако потребителя в большей мере интересует факт производства мяса не в живой, а в убойной массе. Объем производства мяса в убойной массе зависит от многих факторов: количества реализованного на убой животных, средней живой массы одной головы реализованного поголовья, убойного выхода мяса. Последний зависит от условий кормления и содержания животных, которые оказывают влияние на качество (упитанность) реализуемых на убой животных.

В Удмуртской Республике реализация свиней на убой в 2013 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась почти в 3 раза. Особенных успехов по данному показателю свиноводы достигли в 2011 г.- 44739,8 тонн, но удержать такой рост оказалось сложно и за последние два года он снизился в 2012г. до 38333,3 тонн,  т.е. на 14,32%, а в 2013г. до 37358,3 тонн или на 16,5% [4].

Хорошую тенденцию роста реализации свиней на убой в живой массе имеют в период 1990-2013 гг. Завьяловский район, который резко увеличил этот показатель в 6,2 раза, Увинский район в 2,8 , Сарапульский в 3,0,  Шарканский в 1,6 раза.  По сравнению с 2000 г. реализация свиней в живом весе также имеет высокие показатели по тем же районам: Увинский в 5,4 раза; Завьяловский – в 2,9; Сарапульский – в 5,7;  Шарканский – в 2,2 раза [8].

Известно о том, что откармливать молодняк свиней экономически оправдано до живой массы105-115 кг и дальнейшие затраты не окупаются дополнительно полученной продукцией (приростом живой массы) [9].

Анализ качества реализованного скота (свиньи) за 2009- 2013 годы позволил сделать вывод о том, что некоторым районам удается приблизить убойный вес реализованных свиней к оптимальному. К этой категории можно отнести Завьяловский, Сарапульский, Игринский районы. В 2013 г. снизили данный показатель М-Пургинский и Воткинский районы, доведя его до 88 кг и 74 кг соответственно. Остальные районы, реализуют свиней весом от 99 кг до 109 кг, что является приемлемым показателем.

Отметим, что ни в одном районе Удмуртской Республики не реализовано свиней первой категории. Это объясняется тем, что в регионе не отработана технология откорма свиней для получения беконной продукции.

Основная масса реализованных свиней отнесена ко 2-й и 3-й категории – свиньи – молодняк мясные (свинки и боровки) живой массой 70–150 кг. В исследуемом периоде доля реализованных свиней 2-й и 3-й категории ежегодно росла до 2010 года (88,1% в 2000г., 93% в 2005г., 95,6% в 2010г.). Удельный вес свиней 4-й группы – боровы и свиноматки, сократился с 4,1 в 2000г. до 2,0%  в 2005 г., но за последние два года отмечается резкое увеличение этого показателя: в  2012 г. -19,6, а в 2013 г. -24,1%.

В то же время доля реализованных свиней, отнесенных к нестандартной категории, с 8,0%  в 2000г. снизилась до 1,5% в 2012г. и 1,7% в 2013 году.

Рост качества свиней по упитанности  1,2 категории в 2013 г. достигли 100%  Дебесский, Киясовский районы; 99,6 % - Увинский; 97-98% Вавожский, Юкаменский, М-Пургинский районы. Особо низкий результат данного показателя 56% оказался у Воткинского и Завьяловского районов [10, 11].

Проведенный анализ позволил авторам сделать вывод о том, что в республике еще достаточно неиспользованных резервов для повышения качества реализуемого мяса свиней, в том числе и незавершенные процессы создания регионального сельскохозяйственного кластера [1, 2, 3].

Удмуртская Республика обладает потенциалом производить не только высококачественную продукцию отрасли свиноводства, но и экологически чистую.

 

Надо отметить, что отечественный производитель экологически чистой продукции (ЭЧП) на современном этапе развития рынка органической продукции, не обеспечен должными рычагами стимулирования со стороны государства к данному производству.

 


Рисунок 1. Дерево проблем создания рынка ЭЧП

 

На основании вышеизложенного, справедливым будет считаться следующее дерево проблем (рисунок 1). Отсюда причины отсутствия заинтересованности производителей в выпуске органической продукции в Удмуртской Республике можно разделить на два класса:

- причины, обусловленные заинтересованностью покупателей в потреблении товаров рынка ЭЧП. К данным причинам относится низкая степень изученности рынка ЭЧП, покупатели не могут дифференцировать товары на органические и традиционные, а также не могут определить степень полезности данных товаров, оказывают ли на практике более лучшее воздействие на здоровье их организма.

- высокие затраты на производство товаров класса органик. Отказ от использования геномодифицированных сортов сельскохозяйственных культур, быстрорастворимых минеральных удобрений вынуждает производителя прибегнуть к более энергозатратным методам производства. В данном случае происходит увеличение удельных издержек на производство товаров данного класса.

Необходимо учитывать, что эффективность систем ведения хозяйства зависит от условий и способов формирования структуры производства с учетом возможных объемов рыночного спроса, инвестиционного потенциала производителей на макроэкономическом уровне. Соответственно для разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию систем ведения хозяйства следует предварительно выработать основные макроэкономические параметры развития АПК на проектируемый период. При этом важно иметь в виду, что как состав данных параметров, так и их объемные показатели нельзя принять произвольно – они должны обосновываться на анализе социально – экономических условий и перспектив развития АПК в конкретных условиях при соответствующем финансовом обеспечении.

Исходя из проблем объекта исследования, авторами предложена  система стратегических целей, направленных на решение выявленных проблем создания отечественного рынка экологически чистых продуктов: а) увеличение размера потребительской базы; б) разработка и увеличение размера производственной базы; в) создание и корректирование нормативной базы.

Для достижения поставленных целей предлагаем проведение следующих мероприятий, разбив их на три этапа:

1                    этап

1.1 Массовое воздействие на сознание потенциального потребителя посредством ярмарок, рекламы других акций;

1.2 Внедрение методов производства продукции класса органик на нескольких опытных предприятиях;

1.3 Адаптация стандартов и методов сертификации органической продукции зарубежных стран в Удмуртской Республике.

2                    этап

2. 1 Использование рычагов стимуляции производителей к производству органической продукции посредством государственной поддержки, создание семинаров обмена опытом с иностранными представителями;

2.2 Публикация стандартов и знаков качества, соответствующих товарам ЭЧП.

3                    этап

3.1 Ежемесячно извещать потребителей с указанием предприятий выпускающих продукцию класса органик;

3.2 Создание конкурсов между производителями. Создание специализированных магазинов, где будет продаваться продукции класса органик.

Для реализации системы стратегических решений создания отечественного рынка ЭЧП  необходимо выработать механизм с алгоритмом реализации.

Механизм реализации системы стратегических решений создания отечественного рынка ЭЧП  представлен в табл.1.

Таблица 1

Механизм реализации системы стратегических решений создания отечественного рынка ЭЧП

Мероприятие

Алгоритм реализации

Массовое воздействие на сознание потенциального потребителя посредством ярмарок, рекламы других акций

Определение аудитории воздействия

 

Определение необходимых специалистов для создания мероприятий (рекламные акции, ярмарки и др.)

 

Разработка  и реализация акций

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Обеспечение материальной базы для реализации данных акций (составление бюджета расходов)

Внедрение методов производства продукции класса органик на нескольких опытных предприятиях

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Определение методов производства продукции класса органик

 

Определение группы предприятий, которые будут участвовать в реализации методов производства

Адаптация стандартов и методов сертификации органической продукции зарубежных стран в Удмуртской Республике

Анализ имеющихся стандартов и методов сертификации органической продукции зарубежных стран

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

«Прививание» их к нашему региону

Использование рычагов стимуляции производителей к производству органической продукции посредством государственной поддержки, создание семинаров обмена опытом с иностранными представителями.

Создание конкурсов между производителями.

Поощрение производителей ЭЧП (открытые презентации с вручением наград)

           

Государственная поддержка производителей (частичное возмещение разницы затрат на производство органической и традиционной продукции)

 

Привлечение иностранных специалистов

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Создание ярмарок обмена опытом (Выбор аудитории, выбор места проведение. Рассылка пригласительных билетов, привлечение преподавателей, материальное обеспечение)

Публикация стандартов и знаков качества, соответствующих товарам ЭЧП,

Ежемесячное извещение потребителей с указанием предприятий выпускающих продукцию класса органик;

Разработка программы для публикации

 

Определение тиража

 

Выпуск

 

Подбор исполнителей и другого персонала

 

Платная и бесплатная реализация информационных листков

Создание специализированных магазинов, где будет продаваться продукции класса органик

Создание бизнес-плана

 

Анализ эффективности проектов

 

Сбор первичного капитала для реализации проекта

 

Подбор исполнителей и другого персонала

Поскольку продукция свиноводства пользуется спросом у достаточно большого количества покупателей, то необходимо наполнить рынок высококачественными экологически чистыми мясопродуктами, тем боле, что возможности для этого имеются. Отрасль постоянно должна совершенствовать технологию производства продукции, поддерживать ее качество для того, чтобы занимать лидирующее положение на целевом рынке.

Рецензенты:

Дедов Л.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Глазовского инженерно-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Глазов.

Поздеев А.Р., д.м.н., доцент, доцент кафедры судебной медицины, ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия МЗ РФ», г. Ижевск.

 


Библиографическая ссылка

Мохначев С.А., Шумкова Т.Н., Шумков Н.В. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ПРОДУКТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17025 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674